Проектная деятельность в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Проектная деятельность для детей младшего школьного возраста 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать всё в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не только знания, сколько умения их добывать и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Поэтому эпиграфом к теме я взяла китайскую пословицу: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. «Всё, что я знаю, я знаю для чего мне надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня.
«Проект» в переводе с латинского «брошенный вперёд». Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов?
Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (этому он может научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и в его отношении к учёбе.
Включая в проект младших школьников можно сформировать у них следующие умения:
- определять цель деятельности, планировать её, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и её цель, контролировать свои действия;
- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
- проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
- развитие творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков.
Позиция учителя – энтузиаст, консультант, руководитель, эксперт, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности обучающегося.
На практике чаще всего используют следующие типы проектов:
- исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, дизайна;
- информационно- практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
- творческие: оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели;
- ролево-игровые: творческие игры, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы):
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе с учителем)
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1.формулирует проблему 2.вводит в игровую (сюжетную) ситуацию 3.формулирует задачу | 1.вхождение в проблему 2.вживание в игровую ситуацию 3.принятие задачи |
2 этап | 4.помогает в решении задачи 5.помогает спланировать деятельность 6.организует деятельность 7.практическая помощь (по необходимости) | 4.дополнение задач проекта 5.объединение в рабочие группы 6.распределение амплуа 7.формирование специфичес- ких знаний, умений, навыков |
3 этап | 8.направляет и контролирует осуществление Проекта | 8.подготовка продукта деятельности к презентации |
4 этап | 9.подготовка к презентации, презентация | 9. представление продукта деятельности |
Виды презентаций проектов:
- доклад - театрализация
- деловая игра - игры с залом
- видеофильм - защита на Учёном Совете
- экскурсия - путешествие
- телепередача - реклама
- диалог литературных персонажей - инсценировка
На «ярмарке проектов» номинации могут быть разнообразны:
- самый интересный результат
- самая оригинальная тема
- самый красиво- оформленный стенд
- самое яркое выступление
- самая самостоятельная проектная группа
- приз зрительских симпатий
Метод проекта актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментиро-
вать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...