Проектная деятельность в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Стародубцева Елена Алексеевна

Проектная деятельность для детей младшего школьного возраста 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе.

              Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать всё в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

              В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не только знания, сколько умения их добывать и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Поэтому эпиграфом к теме я взяла китайскую пословицу: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму».  Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

               Метод проектов – это совместная деятельность учителя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.  «Всё, что я знаю, я знаю для чего мне надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности обучающихся  в образовательных учреждениях различного уровня.

               «Проект» в переводе с латинского «брошенный вперёд». Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

                Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов?

Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (этому он может научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и в его отношении к учёбе.

                Включая в проект младших школьников можно сформировать у них следующие умения:

  • определять цель деятельности, планировать её, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и её цель, контролировать свои действия;
  • выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
  • проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
  • развитие творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков.

            Позиция учителя – энтузиаст, консультант, руководитель, эксперт, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности обучающегося.

      На практике чаще всего используют следующие типы проектов:

  • исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, дизайна;
  • информационно- практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
  • творческие: оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели;
  • ролево-игровые: творческие игры, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

      Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

      В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы):

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе с учителем)
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)

     В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.формулирует проблему

2.вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3.формулирует задачу

1.вхождение в проблему

2.вживание в игровую ситуацию

3.принятие задачи

2 этап

4.помогает в решении задачи

5.помогает спланировать деятельность

6.организует деятельность

7.практическая помощь (по необходимости)

4.дополнение задач проекта

5.объединение в рабочие группы

6.распределение амплуа

7.формирование специфичес-

ких знаний, умений, навыков

3 этап

8.направляет и контролирует осуществление

   Проекта

8.подготовка продукта деятельности к презентации

4 этап

9.подготовка к презентации, презентация

9.  представление продукта деятельности

Виды презентаций проектов:

- доклад                                                                  - театрализация

- деловая игра                                                        - игры с залом

- видеофильм                                                         - защита на Учёном Совете

- экскурсия                                                             - путешествие

- телепередача                                                        - реклама

- диалог литературных персонажей                    - инсценировка

  На «ярмарке проектов» номинации могут быть разнообразны:

  • самый интересный результат
  • самая оригинальная тема
  • самый красиво- оформленный стенд
  • самое яркое выступление
  • самая самостоятельная проектная группа
  • приз зрительских симпатий

Метод проекта актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментиро-

вать  и  синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....