конспекты открытого урока по литературному чтению
план-конспект занятия (2 класс)

Овчинникова Екатерина Геннадьевна

Конспекты открытых уроков и занятий по литературному чтению во 2 "в" и 4 "д" классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по формированию читательской грамотности.

Тема.  Иван  Соколов-Микитов «В берлоге».

Цель: формирование у учащихся умений работать с информацией, формировать навыки правильного осмысленного  чтения при знакомстве с произведением И.Соколова-Микитова «В берлоге ».

Задачи:

-научить находить информацию в тексте, преобразовывать её в нужную форму, преобразовывать информацию из одного вида в другой;

-) совершенствовать навыки работы с текстом, учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничество, критическое мышление, исследовательская технология, здоровье сберегающие технологии.

 Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята!

Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

-Сейчас у нас внеурочное занятие, на котором  мы будем читать, говорить, слушать, отвечать на вопросы. Прежде, чем приступить к чтению, выполним речевую разминку.

2. Речевая разминка.

-Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно

тренировать свой речевой аппарат

Чистоговорки  (карточка на доске)

- Мед в лесу медведь нашёл,

Мало мёда – много пчёл

3.  Определение темы урока

- Сегодня мы узнаем много интересного, а для этого отправимся  в лес. А кого мы там встретим, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.  (Медведь)

Работа с иллюстрацией.

https://pandia.ru/text/87/146/images/img1_105.jpg 

-Ребята,  сейчас мы с вами познакомимся с рассказом И.Соколов-Микитова « В берлоге». Прочитайте его.

Задание №1

  Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи.

  Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек, лесным сухим мохом выстилают своё жильё.

  Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

  Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья – крепче, непробуднее спят.

  Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.

  Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери – огромной, сильной медведицы, устроившей для них тёплую берлогу.

  Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев, и белыми шапками валится с ветвей снежная навись,  медведь просыпается.  Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна?

  Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес – и опять до весны на боковую.

Задание №2

-Подумайте, где бы ты мог(ла) прочитать этот текст? Отметь правильный ответ .

В сборнике рассказов для внеклассного чтения.

В энциклопедии «Животный мир от А до Я».

В газете «Вестник Жигулёвского заповедника».

Ответ: В сборнике рассказов для внеклассного чтения.

Задание №3

_-Определите тему прочитанного произведения. Отметьте свой ответ.

Жизнь медведей весной.

Устройство берлоги

медведя

Жизнь медведя зимой

  -Подтвердите свой выбор словами из текста.

Задание №3

-Рассмотри рисунки. Отметьте  те из них, которые могли бы стать иллюстрациями к рассказу «В берлоге».

https://pandia.ru/text/87/146/images/img2_37.jpg<="" p="" style="margin: 10px; padding: 1px;">

https://pandia.ru/text/87/146/images/img3_29.jpg<="" p="" style="margin: 10px; padding: 1px;">

https://pandia.ru/text/87/146/images/img4_22.jpg<="" p="" style="margin: 10px; padding: 1px;">

- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, которые могли бы стать иллюстрациями к рассказу «В берлоге».

Динамическая пауза.

-А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Топай мишка,

Хлопай мишка,

Раз, два, три.

Приседай со мной, братишка,

Лапы вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Задание №4

-Придумайте и запишите вопросы, ответами на которые являются записанные предложения.

Это происходит поздней зимой.

?

Это происходит, как только выпадет снег.

?

Это происходит в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев.

?

Это происходит, как только ударят в лесу морозы.

-Пронумеруйте, в какой последовательности можно найти эту информацию в тексте?

Задание №5

-Выберите вопросы, на которые можно найти ответы в тексте.

Каковы размеры медвежьей берлоги?

Чем медведицы выстилают своё жилье?

Как ведут себя медвежата в берлоге?

Зачем медведь выглядывает из берлоги?

-Ответь на отмеченные тобой вопросы словами из текста.

Задание №6

-Прочитайте  два небольших текста

Медведица приносит потомство раз в два-три года. Медвежат рождаются в январе–феврале месяце, чаще в первой половине января. Медвежата рождаются весом 500-600г и длиной около 23 см

В  уральском городе Снежинске медведь устроил себе берлогу практически в котельной. Охотоведы решили не беспокоить косолапого, пусть спит в тепле. Специалисты одного из заповедников на Камчатке обнаружили медведя, который в середине января до сих пор не впал в зимнюю спячку. Вместо этого зверь предпочитает вдоволь полакомиться рыбкой.

-Что общего у этих текстов и прочитанного тобой рассказа «В берлоге»?

-Определи, какой из этих двух текстов является частью в энциклопедии?

Рядом с этим текстом поставьте цифру 1.

-Обозначь цифрой 2 текст, который является частью газетной заметки.

Справка

Заметка - газетный жанр, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт.

Задание №7

Рассмотрите  фотографию. Найдите  и подчеркните в тексте словосочетание  или словосочетания, которые она иллюстрирует.

https://pandia.ru/text/87/146/images/img5_18.jpg<="" p="" style="margin: 10px; padding: 1px;">

https://pandia.ru/text/87/146/images/img6_19.jpg<="" p="" style="margin: 10px; padding: 1px;">

-Объясни, как ты понимаешь выражение «снежная навись». Напишите.

Снежная  навись – это_______________________________________________

 Итог урока. Рефлексия

- Молодцы, хорошо поработали.  Выполнили главную задачу урока?

-О ком мы сегодня говорили? С чьим  творчеством познакомились?

- С каким рассказом познакомились?

- Что нового вы узнали?

- Сегодня на уроке активно принимали участие…

- Ребята, у вас на партах есть две карточки. на одной изображен улыбающийся медвежонок, а на другой  -  грустный. Если вам понравился урок,  было интересно, поднимите улыбающегося, веселого медвежонка,  а если не понравился, то грустного.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила учитель начальных классов МОУ Новкинская ООШ Владимирской области Курова Татьяна Владимировна

Слайд 2

Дорогой друг! Для того чтобы быть успешным в обучении, ты должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Раздел «Читательская грамотность» научит тебя быть вдумчивым читателем, понимать чувства героев прочитанных произведений, рассуждать о том, чему могут научить книги. Желаю удачи!

Слайд 3

Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи. Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек, лесным сухим мхом выстилают своё жильё. Тепло и уютно в медвежьих берлогах. Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья — крепче, непробуднее спят. Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата. Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери — огромной, сильной медведицы, устроившей для них тёплую берлогу. Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись , медведь просыпается . Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна? Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес — и опять до весны на боковую. И.Соколов-Микитов «В берлоге»

Слайд 4

Задание 1 Подумай, где бы ты мог( ла ) прочитать этот текст. Отметь свой ответ так . В энциклопедии «Животный мир от А до Я». В сборнике рассказов для внеклассного чтения. В газете «Вестник Жигулевского заповедника». Определи тему прочитанного произведения. Отметь свой ответ так . Жизнь медведей весной. Устройство берлоги медведя. Жизнь медведей зимой. Подтверди свой выбор словами из текста.

Слайд 5

Задание 2 Рассмотри рисунки. Отметь те, которые могли бы стать иллюстрациями к рассказу «В берлоге». Найди в тексте и прочитай отрывки, которые подходят к отмеченным тобой рисункам. Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес — и опять до весны на боковую. Клик!

Слайд 6

Придумай и запиши вопросы, ответами на которые являются записанные предложения . Задание 3 Это происходит, как только выпадет снег. Это происходит в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев. Пронумеруй, в какой последовательности можно найти эту информацию в тексте. Это происходит поздней зимой. Это происходит, как только ударят в лесу морозы. 3 4 1 2 Когда родятся у медведицы медвежата? Когда медведи залегают в берлоге? Когда медведь просыпается? Когда медведи засыпают? Клик!

Слайд 7

Задание 4 Выбери вопросы, на которые можно найти ответы в тексте. Каковы размеры медвежьей берлоги? Чем медведицы выстилают своё жильё? Ответь на отмеченные тобой вопросы словами из текста. Как медвежата ведут себя в берлоге?? Зачем медведь выглядывает из берлоги? Мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек, лесным сухим мхом выстилают своё жильё. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери — огромной, сильной медведицы. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна? Клик!

Слайд 8

Задание 5 Прочитай два небольших текста. Медведица приносит потомство раз в 2 - 4 года. Медвежата рождаются в берлоге в январе-феврале, чаще в первой половине января . Медвежата рождаются весом 500 - 600 г и длиной около 23 см. В уральском городе Снежинске медведь устроил себе берлогу практически в котельной. Охотоведы решили не беспокоить косолапого, пусть спит в тепле. Специалисты одного из заповедников на Камчатке обнаружили медведя, который к середине января до сих пор не впал в зимнюю спячку. Вместо этого зверь предпочитает вдоволь полакомиться рыбкой. Что общего у этих текстов и прочитанного тобой рассказа «В берлоге »? Определи, какой из этих двух текстов является частью статьи в энциклопедии. Рядом с этим текстом поставь цифру 1. Обозначь цифрой 2 текст, который является частью газетной заметки. Справка Заметка – газетный жанр, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. 1 2

Слайд 9

БЕРЛОГА Задание 6 Установи стрелками связь «дом — хозяин». Разгадай ребусы. Что объединяет эти слова? ЕЗ Р НОРА Клик 2 раза! ГНЕЗДО

Слайд 10

Задание 7 Снежная навись — Рассмотри фотографию. Найди и подчеркни в тексте словосочетание или словосочетания, которые она иллюстрирует. Объясни, как ты понимаешь выражение «снежная навись ». Запиши. шапки свисающего с веток снега. Задание 8 Закрась карточки, на которых записаны синонимы к слову «засыпает». Найди и прочитай выделенные в тексте слова. Выбери верное утверждение. Это слова, близкие по смыслу (синонимы). Это слова, противоположные по смыслу (антонимы). ложится на боковую пробуждается впадает в спячку Клик! Клик!

Слайд 11

https://cdn3.imgbb.ru/user/101/1013439/5e4efff3c76d7dfef39234bc6c425398.jpg https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/03/image086-27.jpg https://zamanilka.ru/wp-content/uploads/2022/11/medved-beer-kartinki-dlya-detey-61.jpg https://theslide.ru/img/thumbs/c6db1d9bac2cea557f8235d03f7f464c-800x.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/173114/200418627.194/0_184c4a_43aa2a36_orig.png https://demotivation.ru/wp-content/uploads/2022/01/6-1.png https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614555231_3-p-kartinka-lastochki-na-belom-fone-3.png https://vyatka-grad.ru/wp-content/uploads/2023/01/pogoda-min-17.jpg https://www.pngplay.com/wp-content/uploads/4/Dwarf-PNG-Images-HD.png https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/1644976139_34-fikiwiki-com-p-kartinki-domika-dlya-detei-dlya-zanyatiya-34.png https://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX5624792.jpg https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/1646259014_65-kartinkin-net-p-kartinki-sloniki-72.png https://ic.pics.livejournal.com/evo_lutio/43573826/258184/258184_original.jpg https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639241651_62-papik-pro-p-yenot-klipart-69.jpg https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-12/thumbs/1671725580_kartinkin-net-p-krab-kartinki-dlya-detei-instagram-8.png https://mytehno.ru/image/cache/catalog/API9d6b6f110151ea4dec1c4a56d4bcb839/uchebnaya-literatura/IMGb69184c90776fa40e2cd84a7ae717ec5-1200x630.jpg https://vospitatel.online/storage/app/docs/126/957/000/126957/621f07d304715337199491.jpg https://img.freepik.com/premium-vector/set-of-large-bear-in-different-poses-wild-forest-creature-with-brown-fur-cartoon-character-of-big-mammal-animal_223337-4.jpg Литература: Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). Ссылки на интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....