Конспект занятия по экспериментированию "Игры с песком"
план-конспект

Ирина Викторовна Жуковская

Цель:знакомство  детей с внешними особенностями и свойствами песка

Задачи:

образовательные

  • расширять кругозор детей за счёт новой информации о песке;
  • побуждать детей поддерживать активный диалог с взрослыми и сверстниками;
  • тренировать тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук детей;

развивающие:

  • развивать внимание, смысловую память, образное мышление, воображение и фантазию детей;

воспитательные:

  • побуждать детей  с уважением выслушивать мнение других детей, не перебивая их

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Игры с песком»

 Воспитатель: Жуковская Ирина Викторовна.

Цель:знакомство  детей с внешними особенностями и свойствами песка

Задачи:

образовательные

  • расширять кругозор детей за счёт новой информации о песке;
  • побуждать детей поддерживать активный диалог с взрослыми и сверстниками;
  • тренировать тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук детей;

развивающие:

  • развивать внимание, смысловую память, образное мышление, воображение и фантазию детей;

воспитательные:

  • побуждать детей  с уважением выслушивать мнение других детей, не перебивая их

Материал и оборудование: покрывало, ящик с песком (песочница), песочные часы, лист цветного картона, мелкие игрушки, наждачная бумага,  гуашь, опрыскиватель, таз с водой, лупа, тарелка, ложка, салфетки на каждого ребёнка, аудиозапись «Шум прибоя»

Предварительная работа: рассматривание песка на прогулке, беседа о правилах игры в песок, создание построек из песка, просмотр мультфильмов из песка.

Последующая работа: создание творческих работ из цветного песка.

Ход занятия:

I Организационный момент

Звучит аудиозапись «Шум прибоя», на столе стоит «песочница», закрытая покрывалом, дети стоят вокруг.

Воспитатель: Как вы думаете, что под покрывалом? (Предположения детей.)  Точно мы сможем узнать, что здесь спрятано только  отгадав загадку.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть. (Предположения детей.)  

II Основная часть

Сегодня мы с вами поиграем в необычные песочные игры. (снимает покрывало с ящика). Как вы думаете, а какой песок в нашей песочнице? (Предположения детей.)  А как это можно проверить? Погрузите руки в песок и расскажите, что вы чувствуете? (Дети рассказывают о своих ощущениях.) А кто знает, как могут называться частички песка? Рассмотрите песок в лупу и расскажите, что вы видите? (Песчинки примерно одинаковы по размеру, но различаются по цвету и форме.)  Как вы думаете, что обозначает выражение  «Песок сыпучий»? Совершенно верно, песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно легко пересыпать с одного места на другое. Это свойство песка люди уже давно используют в песочных часах (показывает). Что вы видите? (Песок тонкой струйкой перетекает из одной ёмкости в другую, длительность такого перетекания 1-5 минут, в зависимости от размера часов). Посмотрите, что образовали песчинки в нижней ёмкости? (горку.) А как вы думаете, если насыпать песок из нашей песочницы в одно место горка получится? Давайте попробуем в этом убедится? (Дети насыпают горку из песка.)

Какая замечательная горка, а сейчас давайте пофантазируем. Представьте, что внутри спрятан старинный клад.

Игра: «Мой клад»

В песок закопано несколько  игрушек. Ведущий (воспитатель или ребёнок) описывает, но не называют игрушку. Ребёнок, отгадавший, что это за игрушка, находит её в песке на ощупь.

А теперь послушайте отрывок из сказки  К. Чуковского«Федорино горе»

Ох вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Оболью вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять…

Чем Федора хотела почистить посуду? Как думаете,  песок действительно может помочь отчистить посуду? (Предположения детей.) Потрите песчинки между пальцами, что вы чувствуете? (Песчинки твёрдые и царапают кожу). Попробуйте почистить песком разные предметы.

Опыт «Отчисти песок»

Дети отчищают песком кусок картона и пластмассовые  и деревянные игрушки, затем при помощи лупы исследуют поверхности. Делают вывод, что песок оставляет на поверхности царапины, поэтому чистить им не очень хорошо.

Да, чистить песком не очень хорошо, но это свойство песка используется изготовителями мебели и строителями для того, чтобы заровнять поверхность деревянных деталей. Вот рассмотрите в лупу листы этой бумаги. Её называют «наждачной бумагой» (Дети рассматривают,) А вы знаете, как её изготавливают? Бумагу или ткань смазывают клеем и покрывают тонким слоем песка, а затем высушивают. А где ещё может быть использован песок? (Предположения детей). Молодцы много назвали, давайте я немного обобщу: при строительстве дорог и зданий, при изготовлении стекла и посуды, при съёмках мультфильмов, при изготовлении красивых картин. Ну и, конечно же,  песок очень любят использовать дети в своих играх. Все дети очень любят строить замки и лепить куличики.

А теперь я покажу вам небольшой фокус. Потрогайте песок? Какой он на ощупь? (Сухой.) А теперь закройте глаза. (Увлажняет песок из опрыскивателя). Открывайте глаза и теперь проверьте на ощупь и при помощи лупы, сыпучесть песка.  А что с ним случилось, почему и как он потерял свои свойства? (Предположения детей). А как вы думаете, из какого песка получатся красивые куличики? Почему из влажного? Что делает с песком вода? (Вода скрепляет песчинки вместе.) А что будет, когда вода испариться и песок высохнет?(Предположения детей.) Из этого можно сделать вывод, что вода помогает песку удерживать форму.

Следующая игра называется «Следопыты». Отвернитесь пожалуйста. (Дети отворачиваются, а воспитатель оставляет на песке след от какой-нибудь игрушки. Дети должны отгадать, какая игрушка оставила след.  Затем воспитатель делает на песке отпечатки 5 игрушек, а дети узнают их, находят и выставляют в заданной последовательности.)

Из песка можно не только делать куличики, на нём можно ещё и рисовать. Я предлагаю вам поиграть в песочный телеграф. Для этого нам нужно выстроиться «поездом» друг за другом. Я пальцем нарисую на спине первого человека букву, а вы будите  передавать её друг другу, рисуя на спине, а последний человек рисует эту букву в песочнице.

III Заключение

Сегодня на занятие мы узнали очень много о песке. Вы очень хорошо поработали. Даже выяснили, что из песка можно делать рисунки. Но для того, чтобы эти рисунки были разноцветными, песок нужно покрасить. Что для этого будет нужно?(Предположения детей.)  Давайте покрасим наш песок, высушим его, а потом расфасуем по пакетикам и приготовим для рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

конспект занятия по теме «Свойства песка и глины» в подготовительной группе

конспект занятия в подготовительной группе на тему  свойства глины и песка...

Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия

Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....