Актуальные проблемы современного начального общего образования
учебно-методический материал

Мартьянова Галина Николаевна

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

В отечественном образовании происходят изменения, разрабатываются новые образовательные технологии, но наряду с бережным сохранением педагогических традиций. Образование – это важнейшая социальная деятельность общества. Российское образование, как ведущая социальная деятельность, нацелено на достижение определенных результатов. На современном этапе целью образования стало воспитание, социально-педагогическое становление и развитие ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа является фундаментом всего последующего обучения.

В нашей стране начальное общее образование представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным. Начальное образование отличается от следующих этапов образования в школе. В этот период активно формируются основы учебной деятельности, мотивация. Актуальным проблемам современного начального образования посвящено много исследований и ученых, и учителей. Можно выделить ряд проблем, с которыми сталкивается начального образование: ‒ проблема педагогических кадров; ‒ проблема преемственности; ‒ здоровье младших школьников; ‒ проблемы обучения в младших классах сельских школ; ‒ проблема обучения одаренных детей и другие. В России существует острая проблема нехватки педагогических кадров и эта проблема, по мнению ученых, сохранится. Многие опытные учителя уходят из школы, а молодые педагоги остаются без поддержки и вынуждены оставить профессию, не достигнув успехов. Влияет на это и недостаточная заработная плата, и непрестижность профессии. Учитель начальных классов выполняет сложную задачу, он определяет судьбу ребенка, развивает его способности. Проблема преемственности дошкольного и начального образования является еще одной из сложных и не решенных проблем общего образования. Организация системы преемственности на сегодняшний день имеет больше вопросов, чем ответов, так как нарушена преемственность учебных программ. В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на процесс обучения, значительно осложняя его, затрудняет процесс адаптации детей. Преемственность дошкольного и начального школьного образования возможна только при условии, когда будут устранены противоречия между ведущими линиями воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также стыковка программ и методик. Малокомплектные школы требую особого внимания и нестандартного решения её проблем. Давно уже известно, что если в деревне исчезает школа, то исчезает и сама деревня. В Законе «Об образовании» декларировалось, что малокомплектная школа финансируется независимо от числа учащихся, но после перехода на «подушевое» финансирование оплаты учителям, активизировался процесс ликвидации школ. Ведь сельская школа при таком условии финансирования не сможет себя окупить. В прессе и на телевидении необходимо чаще обсуждать проблемы сельских малокомплектных школ. Особую актуальность приобретает проблема детского здоровья. Когда ребенок поступает в школу и в процессе школьного обучения все большее количество детей страдает ослабленным здоровьем, наличием хронических заболеваний, воздействующих на мозг ребенка, полученных ещё на ранних стадиях внутриутробного развития. По данным Минздрава Российской Федерации, лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60–70% – имеют нарушение зрения, 60% – нарушенную осанку, а 30% – хронические заболевания. Результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах. В начальной школе ребенок должен ко многому приспособиться и привыкнуть, ведь учеба – это совершенно новый вид деятельности. Нерациональное питание, снижение двигательной активности в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы, их соблюдение зависит и от семьи, и от школы. Одной из самых острых и тревожных проблем начального образования стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Но эти дети имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Встал вопрос подготовки компетентных педагогов, провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров. Но даже после подготовки и обучения педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса. Немногие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал. Для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть предусмотрено индивидуальное обучение, включающее: разработку индивидуальной программы обучения. Ее создание часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем. Если в школе несколько «особых» учащихся, то разрабатывается программа для каждого из них индивидуально. В начальной школе существует и проблема обучения одаренных детей. Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, которые отличают их от остальных детей. Они способны быстро схватывать различные понятия и положения; способны рассуждать и выдвигать объяснения. Такие учащиеся могут усваивать материал быстрее, чем другие дети, а если скорость обучения не отвечает потребностям такого учащегося, то его развитию и потребностям может быть нанесен вред. Поэтому сейчас главный акцент должен быть сделан на работе с одаренными детьми в обычной школе. Итак, начальная школа, является одним из важнейших этапов образования. Именно в период обучения ребенка в младшей школе определяется его дальнейшее развитие и реализация личности. Начальная школа является основой последующего обучения. И хотя в системе начального образования существует ряд проблем, но поиск путей их решения должен быть успешен. Изменяются жизненные ценности, всё это предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа. – 1998. ‒ №4.

2. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ / А.Г. Бермус // Педагогические технологии. ‒ 2004. – №2.

3. Бушуева Л.С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников / Л.С. Бушуева // Начальная школа. ‒ 2003. ‒ №8.

 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. ‒ М.,1981.

5. Галин А.Л. Личность и творчество / А.Л. Галин. ‒ Новосибирск, 1989.

6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.

7. Зак А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М., 1994.

8. Коршунов Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунов. ‒ М.: Просвещение, 1979. ‒ №8.

9. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития; детство, отрочество: учеб. для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1998.

 11. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов. ‒ В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Владос, 1999.

12. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. ‒ 2003. – №3.

13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. ‒ Ярославль, 1997.

14. Шадриков В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. ‒ 2004. ‒ №5.

15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М., 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по актуальным проблемам начального общего образования в Тверской области в 2014-2015 учебном году.

Нормативное и методическое обеспечение введения ФГОС НОО (Перечислены приказы Министерства образования)...

Психологическое занятие с педагогами «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения».

С сентября 2010 года в школах началась апробация ФГОС НОО, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно – деятельностный подход. ...

Статья "Актуальные проблемы реализации ФГОС в условиях вариативности содержания начального общего образования."

. Актуальность методических инноваций в образовании  очевидна – они двигатель развития современного  урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО. ...

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Доклад для педагогов дошкольного и начального общего образования на тему "Готовность ребенка к современному школьному образованию"

Принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Проблема диагностики психического развития детей остается весьма акт...

Актуальные подходы при обосновании критических аспектов образовательных программ начального общего образования

В статье рассматриваются актуальные для педагогики начального образования современные варианты и подходы при реализации комплекса проблем, предполагающих изучение и обоснование критических аспектов в ...

Актуальные проблемы современного начального общего школьного образования.

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.Начальное образование имеет свои о...