Актуальные подходы при обосновании критических аспектов образовательных программ начального общего образования
статья

Волкова Ираида Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные для педагогики начального образования современные варианты и подходы при реализации комплекса проблем, предполагающих изучение и обоснование критических аспектов в реализации образовательных программ начального общего образования,прежде всего в сопоставлении с известными алгоритмами дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iraida_statya_02.03.22_dokument_microsoft_word.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Ираида Алексеевна,

учитель начальных классов, Высшая категория,

Почётный работник

сферы образования Российской Федерации,

МБОУ СОШ № 27

г. Ставрополь

Актуальные подходы при обосновании критических аспектов образовательных программ начального общего образования

Ключевые слова: педагогика, приёмы педагогики,образовательная программа, учитель, ученик,школа, начальное общее образование, проблемы дистанционного обучения

Анонс:

В статье рассматриваются актуальные для педагогики начального образования современные варианты и подходы при реализации комплекса проблем, предполагающих изучение и обоснование критических аспектов в реализации образовательных программ начального общего образования,прежде всего в сопоставлении с известными алгоритмами дистанционного обучения.

Announcement:

The article deals with modern options and approaches relevant to the pedagogy of primary education in the implementation of a set of problems involving the study and justification of critical aspects in the implementation of educational programs of primary general education, in comparison with well-known distance learning algorithms.

Современные требования к мобильности, доступности, открытости и научному обоснованию методологии начального общего образования, объективно обращены к обоснованию новых условий работы образовательной организации.В соответствии с рассматриваемой темой отметим, что модный, но недостаточно аргументированный модуль дистанционного обученияне позволяет полноценно решать такие задачи. В частности, дистанционное обучение можно рассматривать как дополнение для обучения школьников, прежде всего для периодов временного отсутствия в школе. Также, по усмотрению учителя, одаренные, мотивированные обучающиеся могут использовать дистанционные ресурсы для самоподготовки и самопроверки знаний.

Актуальность рассматриваемых подходов обусловлена критически выраженной динамикой становления и развития индивидуальных особенностей и психологических характеристик всех участников образовательного процесса.Так, для обучения в классе, как и для дистанционного внеурочного обучения востребованы новые нормативные правовые акты. Соответственно, предметом регулирования настоящего современного Федерального законодательства для нашей темы являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. (1)

Традиционно, контакт учителя и школьников на уроке в наибольшей степени поддерживает освоение образовательной программы определенного уровня, как и формирование межпредметных компетенций у обучающихся. Отметим, что, в свою очередь, дистанционное обучение не может обеспечивать устойчивую динамику повышения самостоятельности учащегося, формирования навыков самостоятельной познавательной и практической внеурочной деятельности.

Объективно полагаем, что в наборе дистанционных образовательных подходов и технологий не могут быть аргументированно оформлены и устойчиво закреплены личностные результаты обучения. Как и не может быть осуществимо полноценное развитие мотивационных ресурсов, построение индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося.

Традиционно, в системе общих требований, основной целью учебного процесса становится как усвоение знаний, так и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся. Актуальные подходы при обосновании современных критических аспектов в реализации образовательных программ начального общего образования позволяют конкретизироватьиндивидуализацию, как критерий и субъективный оценочный параметр результатов обучения. Сам по себе критический подход в перечне рассматриваемых проблем позволяет выявить и проанализировать прогностическую динамику в развитии мотивационных ресурсов обучения.

На этом фоне формальное убеждение в прогрессировании дистанционных подходов, объективно ставит под сомнение правильную динамику достижения личностных результатов обучения.Прежде всего в развитии ресурсов индивидуальной мотивации обучаемых. Можем утверждать, что вне прямой учебно  ориентированной, непосредственной внутришкольной коммуникации учителя и ученика оказывается невозможным построение индивидуальных образовательных программ и траекторий успешности для каждого обучающегося. Впрочем, иногда всоответствующих условиях применение дистанционных образовательных технологий становится естественным процессом, обусловленным тенденциями времени.

Много проблем для образовательных программ начального общего образованиясоздают недостаточно продуманные и слабо научно обоснованные методики реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения.

Встречаются отдельные предположения об универсальности применения дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность.Однако такие установки находят ограничения в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды. В том числе по несовершенным программам электронных информационных ресурсов, электронныхобразовательных ресурсов. То есть по фактам недостаточной проработанности совокупных информационных технологий, технологий программирования телекоммуникаций.А именно в отсутствии научно обоснованных алгоритмов применения и развитиясоответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме.

Отметим, что при наличии различных вариантов обоснования, в общем случае, дистанционное обучение определяется как взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии.(2) Сторонники такого подхода не всегда аргументированно полагают, что дистанционное обучение отражаетосновные присущие учебному процессу компоненты. То есть цели, компетенции, содержание, задачи и методы, организационные формы, как и применяемые средства обучения.Здесь основной подвергаемый субъективному сомнению тезис состоит в том, что и без непосредственного общения с учителем, успех обучения может быть достигнут специфическими средствами информационных технологий в сумме с другими интерактивными средствами. С утверждениями такого порядка мы категорически не можем согласиться. Тем не менее, по ряду условий российские школы бывают вынуждены переходить на дистанционное обучение. Чаще всего это обусловлено внезапной необходимостью, побуждающей педагогов отходить от привычной классно-урочной системы и обращаться к дистанционным технологиям.Однако комплекс новых недостаточно изученных инструментов и практикне позволяет реализовать дистанционное образование в задачах сохранения качества образовательного процесса в схемах успешности мотивации учеников.

В том числе оснащенность ученических местдля домашнего дистанционного обучениякак правило не удовлетворяет требованиям такого обучения.

Как отмечают отечественные авторы, еще одна проблема дистанционного обучения - это объективность. Не секрет, что родители желают для своих детей лучшего, а значит большинство родителей проверяют работы детей. То есть учитель не видит объективной картины понимания материла, не видит типичных ошибок и не понимает, что именно необходимо отработать классу или конкретному ученику. Про проведение каких-либо срезов знаний стоит сказать, что результат так же не всегда соответствует реальности. (3)

Критический недостаток состоит и в том, что реализуемые электронные ресурсы универсальны, не учитывают проблемы конкретного класса, конкретного ребенка, не отвечают запросам и практическим методам конкретного учителя. Поэтому учителя вынуждены искать альтернативы, создавать свои электронные приложения, что опять же отнимает время, которого и так катастрофически не хватает.

Таким образом, дистанционное обучение на данном этапе в школе вызывает множество вопросов и трудностей, в том числе при описании прогностических возможностей и возникающих ограничений обучения в комплексе форм образовательной деятельности. Несовершенна и нормативная база дистанционного обучения в образовательной среде. Как в правовом, так и в психологическом контексте.

Без прямого взаимодействия с учителем в школе, ученики начальных классов не умеют выделять главное из услышанного и увиденного, с трудом организуют и планируют свою работу в классе и дома. Учителя отмечают, что в динамике начального общего образования дистанционное обучение не позволяет следить за качеством прохождения и усвоения материала. Здесь желание и умение учиться прямо определяется статусом усвоенных понятийных и технических навыков.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" // Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808)

3. Богданова, Р.У. Теоретико-педагогические основания развития творческой индивидуальности субъекта образования: Дис. д-ра. пед. наук. СПб., 2018.

4. Воронцов, А.Б. Основные направления инновационной работы в начальной школе // Инновации в начальной школе (система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова) / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 2009. С. 2-7.

5. Кочергина, О.А. Вариативность общепедагогической подготовки как условие развития творческой индивидуальности будущего учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...

Конспект урока математики в 4 классе (образовательная программа начального общего образования, авторская программа М. И. Моро и др. «Математика», образовательная система «Школа России»)

Тема урока: Приём письменного деления на однозначное число. Цели: - отрабатывать умение выполнять деление трехзначного числа на однозначное; - совершенствовать устные и письменные вычислительные...