Этапы работы | Задания. упражнения | Поведение ребенка на занятиях |
Задания на повышение самоуважения | «Я могу, умею» Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и громко перечисляют «Передаю прикосновением» Взрослый задумывает положительное качество ребенка и прикасается к нему, а ребенок угадывает задуманное. Затем происходит смена ролей. Упражнение можно повторять несколько раз. | Ребенку игра нравится. Задание выполняет с удовольствием |
«Передаю взглядом» Взрослый помогает угадать задуманное качество, внимательно глядя в глаза (очень важен контакт глаз | Сначала немного стесняется, потом активно включается в игру |
« Скульптура из хороших качеств» Ребенок совместно со взрослым вспоминает свои хорошие качества, подбирая к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого добавляет в скульптуру все свои хорошие качества.
| сначала взрослый говорит положительные качества, затем ребенок сам начинает искать и находить у себя положительные качества |
«Волшебный попугай» Для игры ведущий готовит «билетики» с ободряющими высказываниями для данного ребенка и несколько высказываний для взрослого, например: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь», «Ученики скоро будут уважать тебя еще больше» и т. п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай. Ребенок вытягивает у попугая билетики и решает, кому подходит то, что там написано, — ему самому или взрослому.
|
|
Задания на проявление реальных чувств |
«Слова»- важные слова для ребенка и нужно объяснить их значение.
| «Злость»- это бить всех «5»- это радость «Наказание»- когда бьют, за это наказывают, а мне нравится бить. Мама хотела Алинку, а получился Данилка. Вот почему в год скорпиона родился. Папа хочет меня в «бокс» отдать, говорит, надо всех бить «Страх»- кто боится –то?- ничего нет. |
«Портрет хорошего Я» ребенок говорит свои позитивные качества.
| Я плохой , потому что папа учит меня боксу. Я хорошо учусь, чтобы быть взрослым. Чем я выше, тем я лучше бью. Учиться люблю, воспитателей люблю, учительниц, маму. Люблю раскрашивать, быстро пишу, читаю.
|
«Что чувствует мама…» ребенку предлагаются ситуации, близкие его жизненному опыту. Он должен придумать
| Радость, хочет меня отправить в «бокс». Поет на гитаре
|
«Закончи предложение»
| 1. Дети обычно боятся…..» призраков, зомби, пауков, крисперов ( взрывающиеся человечки без ручек) 2. «Взрослые обычно боятся…» что меня убьют. 8888 8888 ( одноклассник) не будет дружить, роботов 3. «Учителя обычно боятся….» что, я не смогу быстро писать как она |
«Азбука страхов» | -А- (акан, нет океан- мама боится; Б- (блок)- мама боится блока В- воздушный шар)- мама боится высоты Д- (динозавр)- мама боится динозавра Е- (енот)- я боюсь, они плохие, кусаются, жалят
|
Мои страхи | Я боюсь вампиров, они могут с кинжалом с одного удара убить |
«Семейный сериал» Упражнение можно проводить с двумя детьми, если их проблемы связаны с родителями разного пола. Детям предлагают разыграть сериал о выдуманной семье, роли родителей исполняют дети, а роли детей — ведущий и его ассистент. На первом занятии после распределения ролей дети рассказывают о характере и образе жизни своих персонажей. На последующих занятиях разыгрываются предложенные детьми сюжеты. (Необходимы ассистенты.)
| Я буду боксером старшим. Я буду биться у меня будет один ребенок-мальчик. Буду лупить по попе рукой, она у меня тяжелая. Надо со всей силы бить, чтобы даже заплакали. Я буду играть в комьютер, а он мне будет подчиняться.
|
«Режиссер» Ребенку предлагают стать режиссером фильма на тему, для него значимую. Сначала он распределяет роли, потом придумывает сюжет. Ведущие при необходимости также принимают в этом участие.
|
|
«Семья животных» Ребенок фантазирует, что пришел волшебник и превратил всех членов его семьи в каких-либо животных, затем сочиняет про животных историю.
|
|
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЯВИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ РЕГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ «Когда я был маленьким» Два стула ставятся рядом. Это кроватка. Ребенок ложится на стулья и вспоминает значимые сцены из своего детства.
| - Зайчик катается со мной на карусели
- Когда меня уважали, Миша мой
- Когда мы с мамой съездили в аттракцион и я боялся высоты
- Учительница в садике научила буквы писать
|
|
Задания, способствующие формированию эмоциональной децентрации- умения встать на позицию другого человека | « Что чувствует мама, если…» Ребенку предлагают ситуации, близкие его жизненному опыту. Он должен придумать, что будут чувствовать в данных условиях герой, его мама, отец, брат и т. п.
|
|
«Роли» Ребенок становится актером. Что делает актер в театре или кино? Исполняет различные роли: мамы, папы, сына или учителя, продавца и т. п. Если работа ведется с ребенком 9-10 лет, можно определить роли как семейные или социальные. Далее взрослый спрашивает у ребенка, с каких ролей он хочет начать свою актерскую деятельность. Перед ребенком и взрослым на пол кладут по два листа бумаги: темный и белый. Задается условие: если хочешь играть данную роль как отрицательную — становись на черный лист, положительную — на белый. Затем ребенок и взрослый приступают к проигрыванию различных ролей, при этом важно, чтобы голос, мимика, жесты «актера» соответствовали характеру роли.
| Ребенок выбирает белый лист. Выбирает для себя роли спасателей, защитника |
«Отгадай, в какой я роли» Ребенок и взрослый по очереди задумывают какую-либо роль, затем от имени своего персонажа произносят фразу. Нужно догадаться, какая роль задумана. Ты меня никогда не слушался. Я отведу тебя в школу и там оставлю. Саша, 8 лет, сразу догадался: — Это мама. Но, может быть, и папа. Сочиняет свою фразу:
|
|
Задания на осознание и укрепление чувства взрослости | ОСОЗНАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗРОСЛЕНИЯ «Раньше-сейчас» РАНЬШЕ МЫ | СЕЙЧАС МЫ | Не умели... | Умеем... | Не любили... | Любим... | Не хотели... | Хотим... | Не знали... | Знаем... |
| Не умел плавать, сейчас умею Не любил писать, сейчас умею Не знал, как шапку завязывать, молнию застегивать, сейчас умею
|
« Каким я буду, когда вырасту»
| |
«Интервью» Ребенок стоит на стуле в роли взрослого. Ведущий помогает ему принять «взрослую» позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий из роли корреспондента газеты или журнала берет у ребенка интервью, расспрашивает о работе, семье, детях и т. п.
| Ребенок рассказывает, что он будет боксером и будет выигрывать бои. Папа и мама будут его уважать. Друзья будут уважать |
«Мое взрослое будущее» Ребенку предлагают нарисовать себя в будущем. После завершения рисунка ребенок и взрослый обсуждают, как удалось достичь такого прекрасного будущего
| Ребенок рассказывает, что в будущем он хочет стать полицейским. У него будет свой дом и машина.У него будут дети . У него будут друзья. |