Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.
Для коррекции типичных форм неконструктивного поведения, среди которых импульсивное поведение, демонстративное. Протестное, агрессивное и конформное поведение, в распоряжении учителя имеются учебная и игровая деятельности.
В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного поведения происходит в процессе преодоления ребенком трудностей при выполнении усложняющихся заданий (классных и домашних).
В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками – дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать для профилактики и коррекции неконструктивного поведения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_nekonstruktivnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov_s_pomoshchyu_igry.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лозовская СОШ»
учитель начальных классов: Пахомова Валентина Васильевна
Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного и конформного поведения
Коррекция неконструктивного поведения
младших школьников
с помощью игры.
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.
Для коррекции типичных форм неконструктивного поведения, среди которых импульсивное поведение, демонстративное. Протестное, агрессивное и конформное поведение, в распоряжении учителя имеются учебная и игровая деятельности.
В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного поведения происходит в процессе преодоления ребенком трудностей при выполнении усложняющихся заданий (классных и домашних).
В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками – дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать для профилактики и коррекции неконструктивного поведения школьников.
Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
- Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
- В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
- Игры-соревнования-наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда еще зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают. В основе этих позитивных изменений несомненно лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.
- Популярная настольная игра лото – это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для младших школьников с импульсивным поведением. То ребенка здесь потребуется быть
внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть. Быть
терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша.
Будучи усложненной, игра с успехом используется на последующих этапах коррекционно-развивающей работы с импульсивными детьми. Для усложнения игр с правилами целесообразно:
- подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности, наблюдательности (например, прежде чем закрыть фишкой каждое нечетное число, необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки);
- ввести в игру дополнительные запреты9два-три) и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего, какую цифру он назвал; о наличии у себя на карточке названной цифры сообщать поднятием руки, а не выкриками);
- ввести в игру новые формы организации ее участников (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);
- усложнить игру за счет сознательного придумывания детьми новых правил.
К играм с правилами целесообразно также привлекать и недисциплинированных школьников. Под воздействием игровых правил безответственность. Неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые. Желательные качества: выдержка, организованность, ответственность.
Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением потому, что присуще им индивидуальные особенности: (торопливость, необдуманность действий, выражений, желание непременно добиться успеха) со сверстниками уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений. Вхождение такого ребенка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремленности. А необходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.
Вот пример коллективной игры «Разведчики». Класс делится на группы – отряды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков: в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь - скрипит, стул - жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «донесение2 командиру. Отряды разведчиков между собой соревнуются. В конце дня (или в последний день игры) подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отрядам предметы. Побеждает тот отряд, на счету которого их больше.
Игры – драматизации; образно – ролевые игры, психотехнические раскрепощающие игры, способствующие преодолению конформного поведения.
Игры – драматизации – это театрализованные игры, где разыгрывается сюжет литературного произведения (сказки, басни, стихотворения). Игры – драматизации целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно – развивающей работы с конформными школьниками. Предшествовать игре – драматизации должны
образно – ролевые игры и психотехнические раскрепощающие игры, в которых ученик преодолевает присущие ему застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает такие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность.
Раскрепощающие психотехнические игры – это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения: отношения к себе или к окружающим. Т.е. в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительного, скованного ребенка игровые формулы – внушения могут быть такими: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам…», «Я уже научился...» и т.д.
Одновременно с психотехническими играми конформные дети вовлекаются и в образно – ролевые игры. Эти игры хороши для застенчивых, необщительных детей тем, что в них изначально нет сопряженных и ролевых отношение, т.е., исполняя какую-то роль, ребенку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребенок, это не просто роль, а роль-образ. Ребенок может использовать роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого. Трусливого, непослушного и др.
Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если учение воплощает два противоположных образа одного персонажа. Например, тот же зайчик: сначала он трусливый, а потом – смелый. Волк - то сильный, то – слабый. Буратино-то послушный, то непослушный. Два разных характера и стиля поведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Это позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посредством нахождения для себя похожих черт с одним из образов. Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа позволяет ему, по словам Л.С. Выготского, «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», дает младшему школьнику возможность «говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя свое «я». Важно еще и то, что в образно-ролевых играх все дети успешны: правильно все, что они делают, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом они чувствуют себя хозяевами поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что формирует и поддерживает положительную самооценку.
Коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения.
Как показывает практика, младшим школьникам с протестным поведением присущи упрямство и эгоизм. Из-за которых они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть, как нежелание или неумение детей договориться между собой приводит к распаду совместных занятий и игр. Чтобы преодолеть эти сдерживающие и искажающие развитие ребенка недостатки, надо
включить такого ребенка в совместную дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в игре заставляет ребенка выразит свое мнение, учесть пожелание партнеров, скоординировать с ними свои действия. Видение в сверстнике равноправного партнера, с которым можно договориться, а также отношение к себе как к
равному партнеру – вот то новое, что приобретает школьник с протестным поведением в коллективной дидактической игре.
От обычных дидактических игр, которые чаще всего носят интеллектуально-развивающий характер, коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением отличается тем, что в ней приоритетным является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. А также отличие состоит в том, что в коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса.
Например, ирга «Собери кораблик». Дети играют парами (в паре с конфликтным ребенком желателен уравновешенный или застенчивый сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить из выданного набора фрагментов – «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что это игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».
Участвуя в подобных играх, прежде упрямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером.
Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения.
Преимущество сюжетно-ролевых игр по сравнению с другими типами игр состоит, прежде всего в том, что она является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребенка стоят не функциональное исполнение роли, а ее личностные характеристики.
Бывает так, что роль, которую ребенок с демонстративным поведением исполняет в сюжетно-ролевой игре, соответствует его идеалу, а поэтому любые требования (к поведению, личностным качествам персонажа) им принимаются. Например, любимая роль для девочки с демонстративным поведением – роль принцессы или королевы. В соответствии с сюжетом девочка изображает принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерами для нее самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер и поведение принцессы и вместе с ней стать иной: скромной, покорной, смелой. В
возможностях метаморфозы и заключается коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры.
Психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры в коррекции агрессивного поведения.
Психологические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.
Например, игра «Тир». В ней ребенок – ведущий стреляет (бросает мячики) по движущимся мишеням-по другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интересом перебегают от одной стены к другой. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В играх такого типа и особенно в «молчанках», играх с командами «Стоп!» или «Замри» агрессивные дети не только эмоционально разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
После игры-освобождения предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?». Дети закрывают глаза. Одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Эта игра содержит широкие возможности для диагностики причин агрессивности, выявления личностных особенностей, а также способствует расширению непосредственно в игр значимых для ребенка затруднений.
Выполняя психотерапевтическую функцию, эта игра решает еще педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения. Находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.
Ели учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения детей, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным поведением, но и для всех импульсивных, агрессивных, недисциплинированных и конформных младших школьников.
Использованная литература
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. М., 1996
- Медведева И., Шишова Т. Застенчивый невидимка. М.,1997
- Михайленко Л.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1984
- Эльконин Д.Б. Психологические игры М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
В наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...
Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Опыт работы с детьми ЗПР....
Из опыта работы с детьми - иностранцами
Методические приемы, используемые при работе с детьми....
Из опыта работы с детьми ОВЗ
Из опыта работы с детьми ОВЗ...
Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Каждый учитель начальных классов встречается с детьми, кому нужен особый подход в обучении. Из опыта моей работы с детьми с ОВЗ....
Из опыта работы с детьми ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ор...
Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повыш...