Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
видеоурок

 Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей

 

  1. Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;
  2. Познакомить с направлениями работы логопеда в детском саду;
  3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
  4. Закрепить практические навыки выполнения;
  5. Рассказать о способах прилечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_na_rod._sobranie._art.gimnastika.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему:

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Учитель-логопед

Селяненко М.И.

г. Новокузнецк

2023

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Цель: Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;
  2. Познакомить с направлениями работы логопеда в детском саду;
  3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
  4. Закрепить практические навыки выполнения;
  5. Рассказать о способах прилечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Организация: сидя за столами, полукругом, перед логопедом

Оборудование:

-листочки, ручки;

- зеркала;

-памятки для родителей;

-презентация.

Ход встречи:

Логопед:

Здравствуйте, Уважаемые родители! Я учитель-логопед, и сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей, о важности проведения артикуляционной гимнастики. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Работа в логопедической группе делится на III периода в зависимости от времени и коррекционных задач. Главная задача I периода - обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, данные занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с ними можно в индивидуальном порядке.

В логопедических группах будет проводиться специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи (умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы);
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением.

Вся перечисленная работа будет проводиться в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели будут работать над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре может присутствовать элемент соревнования, использование наград за успешное выполнение упражнений. Для красочного оформления занятия могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Предлагаем родителям выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата совместно с логопедом.

Просмотр презентации «Артикуляционная гимнастика в картинках».

Также можно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, используя стихотворные тексты. Например, сказку «Приключение Язычка».

Сказка «Приключение Язычка»

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)

Улыбнулись нам подружки —

Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться

высунутым языком к носу)

Зебры — резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать

языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку)

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.

Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить

широким языком по нёбу вперед-назад)

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние

зубы и закрутить его наверх. Придержать его

зубами)

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы.

Выгнуть спинку языка.)

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот)

Какова роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка и придерживаться правилам:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Более детальные рекомендации по выполнению домашних заданий вы найдете в памятке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Всем спасибо за внимание!

Памятка родителей

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания + презентация. Тема: "Семейный КВН"

Сценарий родительского собрания + презентация...

Сценарий родительского собрания на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий"

Родительское собрание на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий" целесообразно проводить перед введением отметок. Данная разработка содержит подготовительную работу и конспект самого с...

Сценарий родительского собрания на тему "Кто владеет информацией, тот владеет миром"

Тема: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»Цели:  понимание родителями важности умения работать с информацией для достижения успехов в учебной деятельности;знание родителями способов поиск...

Артикуляционная гимнастика основа правильного звукопроизношения

Комплексы артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков речи...