Конспекты коррекционно-развивающих занятий с использованием игровых технологий для детей с ОВЗ
план-конспект
Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития, как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием игровой технологий.
«В гостях у ежа»
Составитель: Приступа Елена Юрьевна
учитель - дефектолог
2024
Конспект индивидуального занятия с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Цель:
-Ребенок научится ориентироваться на плоскости по словесной инструкции,
отражать в речи место расположения предметов: посередине, вверху, внизу, слева, справа.
Задачи:
-Закрепить счет до 4х, состав числа 4 из двух меньших (2 и 2) в процессе игровой деятельности.
— Коррекционная задача: Развивать общую и мелкую моторику рук в процессе игры, используя различные средства: массаж , рисование на песке, упражнения для пальцев рук (с использованием пипетки, пинцета, прищепок).
— Развивать психические процессы: зрительное, тактильное и слуховое восприятие, зрительную память, внимание.
— Воспитывать интерес к окружающей природе, умение любоваться ее красотой через упражнение на релаксацию «Звуки природы».
Оборудование: Ящик с песком (со стеклом и подсветкой). Декорация леса. Мешочки-норы с наполнителями из гороха, гречки, риса ,4 ежа, заяц, лиса. Цветы на прищепках, пипетка, вода, пинцет, тарелочки для ежей.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
По дорожке к сказке в дом
Мы сейчас с тобой пойдем:
По прямой — идем, идем
По извилистой пойдем
Домик мы с тобой найдем.
2. Дидактическое упражнение: «Угадай, кто в доме живет».
— Как ты думаешь. Кто живет в этом доме?
— Узнай жителей на экране и покажи пальчиками, тогда они появятся.
На мониторе последовательно появляются изображения частей тела животных: рога коровы, хвост собаки, ноги козы, иголки ежа.
Ребенок называет животных и показывает на пальцах. На мониторе последовательно появляются изображения коровы, козы, собаки, ежа.
Появившееся животное подает голос.
— Как корова подает голос? ( «му», корова мычит)
— Как коза (собака, еж) подает голос? ( «бе», коза блеет; собака лает; еж пыхтит)
3.Д/игра: «Четвертый лишний».
— Кто здесь лишний? Почему?
-Каких животных больше домашних или диких?
-Отвернись. Вспомни, кто пришел первым?
( вторым, третьим, четвертым).
-Куда исчезли животные?
-Где прячется еж?
4. Д/игра «Найди ежа».
-Попробуй найти ежа в нашем сказочном лесу.
Ребенок на ощупь ищет ежа последовательно в трех норах (мешочках с различными крупами).
-Кого ты нашел? Почему ты думаешь, что это заяц? (лиса, еж).
-Сколько ежей ты нашла?
(ребенок достает и пересчитывает — 4 ежа и 1суджок).
-Здесь все ежи? Почему ты перепутал ежа и мяч?
— Наши ежики немного отдохнут. А мы поиграем мячом.
Массаж пальцев рук и ладоней суджоком по подражанию
Покатился круглый ежик
По ладошке, по ладошке,
Он по пальчикам бежит,
Потихонечку пыхтит
5. Д/игра «Угостим ежей»
-Чем можно угостить наших друзей? ( яблоками, грибами).
-Дай каждому ежу столько яблок, сколько листьев на иголках. (1, 2, 3,4)
(яблоки раскладывает пинцетом).
-Весной всем не хватает витаминов. Капни столько витаминов, сколько яблок у ежей (использование пипетки).
Поели наши ежи и захотели погулять. И мы вместе с ними.
Динамическая пауза «Дом» (по подражанию)
Мы с тобою строим дом,
Есть окошко в доме том,
Рядом елочка растет,
Ежик в домике живет.
6. Проблемная ситуация.
-Пока ежи веселились налетел злой ветер и замел норку травой и листьями. Не могут ежики найти свой дом, замерзли. Как им помочь?
( варианты помощи предлагает ребенок).
-У нас нет инструментов, чтобы построить дом.
Но в нашей сказке есть волшебный песок. Он нам поможет.
7. Упражнение: «Рисуем избушку для ежей»
Работа с песком: Ориентировка на плоскости и рисование на песке по инструкции:
-Вот песчаная полянка. Покажи середину полянки ( верх, низ, правую сторону, левую сторону).
-Посередине полянки стоит избушка.
-Вверху светит солнышко. У него 2 длинных луча и 2 коротких.
-Справа от избушки растут 2 елки. Одна высокая, одна низкая.
-Слева от избушки растут 2 высокие березы.
— Внизу, под горой бежит ручей.
-У ручья растет трава.
-А где же ежи? Посади коричневых ежей между елками. Розового ежа— под березу. Ежа в шляпе — перед домом.
Словесный отчет.
-Расскажи ежам:
-Где стоит избушка? С какой стороны от избушки растут елки? (березы),
-Что находится вверху? ( внизу).
-Только почему — то наши друзья загрустили.
-Покажи, какие они грустные
(ребенок мимикой изображает грусть).
-Чего-то не хватает на весенней полянке. Как ты думаешь — чего? (цветов)
8. Упражнение «Посадим цветы».
Работа с прищепками.
-Давай найдем и посадим цветы для ежей. Посади на травку 2 ромашки и столько же маков. Сколько всего цветов?
(показывает на пальцах 2 и 2 —всего 4)
-Красиво стало на полянке. Обрадовались ежи, улыбнулись.
Покажи, как они радуются (ребенок мимикой изображает радость).
9. Упражнение на релаксацию
— Побегали ежики по травке и решили отдохнуть и полюбоваться весенним лесом. И мы вместе с ними сядем поудобней и полюбуемся на лесную полянку.
10. Итог
-Ежики говорят тебе: «Спасибо за сказку. Приходи играть еще».
Ученик прощается с друзьями и уходит.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием игровой технологии
«Цветик-семицветик»
Составитель: Приступа Елена Юрьевна
учитель - дефектолог
2023
Цель: развитие познавательных психических процессов.
Задачи:
1. формирование элементарных математических представлений;
2. закрепление знаний о плоских геометрических фигурах (круг, квадрат треугольник, прямоугольник) и развитие умения конструировать из них заданные предметы;
3. развивать логическое мышление, мыслительные операции анализа и синтеза, классификации;
4. развивать речь, обогащать и активизировать словарь;
5. развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику;
6. воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий, навык самоконтроля и саморегуляции;
7 .формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: «Цветик-семицветик», закрепленный на стене; сундучок, наборы цифр от 1 до 9 (на каждого ребенка); фигурки животных для фланелеграфа: лягушка, мышка, зайка, лиса, волк, медведь; дидактическая игра «Дострой домики»; весенние цветы с написанными на лепестках слогами; наборы геометрических фигур для конструирования корабля (на каждого ребенка);дидактическая игра «Число и цифра»; медали-награды из шоколада.
Ход занятия:
Дефектолог: Здравствуйте, ребята, посмотрите, какой необычный цветок расцвел в моём саду. (Обращает внимание детей на цветик-семицветик). Этот цветок волшебный. Стоит оторвать лепесток, загадать что-то, произнести волшебные слова и ваше желание исполнится:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток, через север,
Через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!»
Вели, чтобы мы с ребятами оказались в сказке.
Сказки нет, вот сундучок. А на нем висит замок. Интересно, что внутри? (пытается открыть, но сундук не открывается. Постукивает по крышке.). Где же сказка?
Сказка спряталась… Задача!!! Чтобы сундучок открыть, надо поскорее нам секрет замка раскрыть. Много цифр таит замок, это будет замка код. Быстро на секрет взгляните, цифры нужные найдите.
Упражнение “Вставь пропущенные цифры»
1…3…5…7…6 10.
- Почему же не открывается замок?
Упражнение “Найди ошибку”
(6 заменить на 9 – “Цифра 9 акробатка, то шестерка, то девятка”)
Вот разгадан код замка, открываем сундучок… Вот и сказка…
На поляночке лесной
Стоял домик расписной,
Всех зверюшек спрятать мог,
Что за домик? (Теремок)
Верно, дети. Сегодня у нас в гостях сказка «Теремок». А теперь давайте отгадаем, кто спешит к нам в гости.
Отгадывание загадок.
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый-краса! Как зовут ее? (Лиса).
5. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Вот, сколько игрушек подарил нам волшебный сундучок!
Упражнение «Порядковый счёт»
Давайте вспомним, кто первым из героев сказки нашёл в чистом поле теремок? (мышка) Кто пришел вслед за мышкой? (лягушка-квакушка) Какая она была по счёту? (вторая) Кто был следующий? (зайчик-побегайчик) Он был по счёту..? (третий) Кто был четвертым? (лисица) Кто прибежал вслед за лисой? (волк-зубами щелк) Он был по счёту какой? (пятый) А последним был…(медведь) Он был по счёту (шестой).
Чем закончилась сказка про теремок? (Мишка взобрался на теремок и сломал его).
Да, так заканчивается сказка, но наша сказка на этом только начинается. Погоревали звери, погоревали и решили построить сообща каждому по домику. А мы им в этом поможем с помощью нашего волшебного цветика-семицветика.
Мы срываем следующий лепесток, синий. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы мы с детьми стали строителями».
Сколько домиков нам нужно построить? (шесть) Дома будем строить разные. Как вы думаете, для кого мы построим самый высокий домик? А самый низкий?(ответы детей)
Принимаемся за дело.
Упражнение “Дострой домики” (для закрепления состава чисел 3, 4, 5, 6)
Каждому из вас надо построить домик. В нем будет столько этажей, сколько обозначено на крыше дома. Дима, сколько этажей будет в твоем доме? Ваня, а в твоем? (дети выполняют задание).
Давайте расскажем, как мы “строили ” домики, составим примеры.
А чтобы вокруг всё было красиво, мы посадим возле домиков цветы. Мы срываем следующий лепесток, желтый. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы вся поляна покрылась яркими весенними цветами».
Пальчиковая гимнастика «Весенние цветки»
Вот весенние цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Помахать руками перед собой.)
Наши яркие цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы.)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол.)
Дефектолог: Весело нам было в сказке. Куда бы нам еще отправиться? Давайте отправимся на необитаемый остров. Для этого нам понадобится транспорт. Какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей) Какой воздушный транспорт вы знаете? Назовите водный транспорт? Наземный? В наше путешествие мы отправимся на корабле. Срываем следующий лепесток, оранжевый. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы перед нами явился корабль».
Задача непростая. Корабль надо построить. (Показывает образец корабля, сложенного из геометрических фигур).
Из каких геометрических фигур сложен корабль? Сколько нам понадобится кругов? Прямоугольников? Квадратов? Треугольников? Приступаем в делу. (Дети складывают корабль из геометрических фигур).
Дефектолог: Молодцы ребята, какой замечательный корабль у вас получился. Давайте поплывем на нем на необитаемый остров, отрываем следующий лепесток и говорим волшебные слова: «Вели, чтобы мы с детьми оказались на необитаемом острове».
Как много здесь разных фруктов и ягод. Бананы, ананасы, апельсины, чего только нет. Давайте соберем фрукты и ягоды и посчитаем, сколько их.
Дидактическая игра «Число и цифра» (Дети пересчитывают фрукты и находят соответствующую цифру).
Дефектолог: Ребята, на этом острове живут очень забавные животные, давайте сделаем вместе с ними зарядку.
Упражнение «Координация речи с движением «Звериная зарядка»
Раз зарядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка (ладошки на голову - ушки)
А лисята как проснутся (кулачками глаза потереть)
Любят долго потянуться (потягивание с отводом рук),
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладонью),
Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами).
А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спинке вперёд),
И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх).
Ну а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч),
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу),
Долго топчется на месте (раскачивание туловищем).
А кому зарядки мало, начинает всё сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
Дефектолог: Ребята, понравилось вам путешествовать? (да) Впереди вас ждут еще много интересных приключений, открытий. А сейчас нам пора возвращаться в наш центр. Мы срываем следующий лепесток, голубой. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы мы снова оказались в нашем центре».
Подведение итогов:
У нас остался еще один лепесток. Он необычный. С сюрпризом для вас. Дефектолог срывает последний лепесток и говорит:
В награду за знания – получите медали,
Пусть будут добрыми воспоминания!
(Вручение призов – медалей из шоколада).
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием игровой технологии
«Большой - маленький»
Составитель: Приступа Елена Юрьевна
учитель - дефектолог
Тема занятия: «Большой – маленький»
Цель: Формирование навыка различения предметов по величине: большой – маленький.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать память;
- развивать внимание;
- развивать мышление;
- развивать кругозор;
- активировать и обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу;
- закрепить умение показывать, называть предметы;
- воспитывать активность, положительное отношения детей к деятельности на уроке;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы доступными средствами.
Образовательные:
- расширять представления детей о величине предметов;
- формировать умение различать предметы по размеру;
- развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова: большой, маленький в собственной речи.
Оборудование
- аудиозаписи «Скрип снега», «Звук вьюги»;
- мягкие игрушки - медведи большой и маленький;
- шишки разного размера: большие и маленькие;
- подносы с манкой и фломастеры;
- карточки с изображением бочонка меда, малины, шишки и др.
Использованы следующие технологии:
- здоровьесберегающая;
- игровая;
- личностно-ориентированная.
Оборудование.
Демонстрационный материал. 2 неваляшки (большая и маленькая), макет дерева с яблоками.
Раздаточный материал. Нарисованные яблоки, карточки с контурным изображением неваляшек, подносы с кругами разного размера.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сюрпризный момент «Встреча с неваляшками». На столе стоят две неваляшки большого и маленького размера, накрытые платками.
Учитель-дефектолог качает неваляшку, чтобы она зазвучала, затем снимает платок.
- Кто это? (неваляшка).
Учитель-дефектолог качает вторую неваляшку.
- А здесь кто? (неваляшка).
- Неваляшки разные по размеру? (да. Большая и маленькая).
- Как они песенку поют? (динь-динь).
2. Работа по теме занятия.
2.1 Дидактическое задание «Рассмотри яблоки».
Цель: учить воспринимать величину предметов.
Учитель-дефектолог предлагает ученику сесть на стул напротив дерева с яблоками.
- Какое дерево по размеру? (большое).
- Сколько яблок на дереве? (много).
- Яблоки одинаковые по размеру? (нет).
- Какое это яблоко? (большое).
- А это, какое яблоко? (маленькое).
2.2 Дидактическая игра «Угостим неваляшек».
Цель: учить ученика соотносить объёмные и плоскостные предметы по размеру.
- Давай угостим наших неваляшек яблоками. Большой неваляшке дадим, какие яблоки? (большие). А маленькой неваляшке? (маленькие яблоки).
Ученик по очереди раскладывает яблоки неваляшкам, называя и показывая размер.
- Сколько яблок у неваляшек? (много).
3. Физкультминутка.
Игра на согласование текста с движениями.
- Наши неваляшки загрустили. Давай их развеселим, споём им песенку и потанцуем.
Мы, милашки,
Куклы – неваляшки,
Куклы – неваляшки,
Яркие рубашки.
4. Продолжение работы по теме занятия.
4.Дидактическое задание «Сравни круги».
Цель: учить сравнивать предметы по размеру, закрепить цвет.
На столе лежат круги разного размера.
- Какого цвета у вас круги? (красного).
- Они одинакового размера? (нет, разного).
- Найдите самый большой круг, положите на стол.
- Теперь, среди оставшихся, найдите большой, положите на стол. Круги одинаковые? (нет). Значит, второй круг, какой? (маленький).
4. Дидактическая игра «Собери неваляшку».
Цель: учить собирать целый предмет из частей, развивать воображение.
а) показ действий с объяснениями;
б) самостоятельная работа ученика.
5. Итог занятия.
- Сколько стало неваляшек? (много).
- Молодец! Хорошо сегодня потрудился. Неваляшки стали весёлыми. А теперь ты можешь с ними поиграть.
Список использованной литературы
- Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: методические рекомендации. – М. Просвещение, 2009г.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: «БУК – МАСТЕР», 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Занятие с использованием игровых технологий "Конкурс эрудитов"
Цели: учить детей работе в комаде,развивать познавательные способности учащихся,интерес к познанию окружающего мира;способствовать выработке положительной оценки таких качеств,как эрудиция,широт...
"Комплекс занятий с использованием игровых технологий"
Важность глубокого профессионального подхода к использованию ресурсов игры бесспорна. Психолого-педагогический замшкольников.ысел игры должен быть согласован с возрастными и индивидуально-типиче...
Занятие с использованием игровой технологии "Что за чудо эти сказки"
Занятие по внеклассному чтению может быть итоговым при изучении темы сказки. Расчитано на детей 8 - 11 лет....
Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 6-7 лет.
Музыкальное занятие...
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...
Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".
Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...