Методическая карта урока
методическая разработка (2 класс)

Перерва Ольга Михайловна

Методическая карта урока

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики 2б класс Учитель Перерва О.М.

(УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)

Предмет: математика

Учитель: Перерва О.М.

Тема урока: «Название мерок в десятичной системе счисления»

Класс: 2

Тип урока: введение нового знания

Цели урока:

-  Обучающая по достижению планируемых предметных результатов:

Учитель: Сформировать навыки чтения и письма многозначных чисел в десятичной системе счисления, используя название мерок

Ученик:

- (должен) научиться читать и писать многозначные числа в десятичной системе счисления;

- (получит возможность) научиться читать и писать многозначные числа в десятичной системе счисления, используя название мерок (разрядов);

- Развивающая по достижению планируемых метапредметных результатов:

Учитель: Содействовать развитию умений моделировать многозначное число с помощью представленных графических меток.

Ученик: Развивать умения моделировать многозначное число используя графические мерки, опираясь на запись числа цифрами.

- Воспитательная по достижению планируемых личностных результатов:

Учитель: Создать условия для формирования бережного отношения к окружающей природе.

Ученик: Воспитывать в себе неприятие действий, приносящих вред природе.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Методическое обеспечение: Математика. Учебник для 2 класса, Давыдов В.В., Горбов С.Ф.

Цифровые образовательные ресурсы: электронный учебник

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камера, карточки.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.


Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин)

Организационный

Определить готовность к уроку

- Прозвенел, звонок,

- Глазками скорей проверь,

всё ль на месте, всё ль в порядке:

книжка, ручка и тетрадки

- Если нет - скорей достань

и красиво, ровно встань!

 - Всем плодотворного занятия.

Садитесь.

Начинается урок

Глазами проверяют свою готовность к уроку

Отвечают.

Присаживаются на свои места.

1

Актуализация знаний

Использование известного, ранее способа действия

- Какую большую тему мы изучаем?

- Что мы уже умеем?

        

 Андрей выучил для нас необычное стихотворение, которое написал Алексей Стариков. Слушаем.

Пишет на доске 1100 101 100 100 10 10 10 10

-Каким вам показалось это стихотворение?

-Почему?

-А может ли быть такое на самом деле?

-Кто понял, в чем тут загадка?

-Но станет все совсем обычно, когда поймете мой рассказ. Как же нам понять автора?

-Как это сделать?

1-ы ряд переводит число книг и ног щенка 100

2-й ряд переводит класс 101

3-й ряд число 10 (ноги руки глаза уши)

 У доски с объяснением   Аделия узнает сколько лет девочке 1100.

Мы разгадали загадку автора.

На слайде стихотворение читает с результатами перевода в д.с.с.

- Системы счисления

- Измерять величину, используя мерки; записывать результат измерения в различных системах счисления.

Ей было 1100 лет,

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред!

Когда пыля десятком ног

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок,

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно.

Но станет все совсем обычно,

Когда поймете мой рассказ.

Весёлым, странным, нелепым.

числа записаны в двоичной системе

мы считаем в десятичной системе счисления.

 Надо перевести числа из двоичной системы в десятичную.

Построить величину по числу и основанию системы и перемерить мерками в десятичной

Аделия: «Строим величину по числу 1100 и основанию (2) первая мерка это 1, вторая по 1 два раза это 2, третья мерка по 2, 2 раза это 4, четвёртая мерка по 4 два раза это 8. Строим величину –количество. Начинаем с большей мерки. Откладываем 1 раз. I I I I I I I I   откладываем 3 мерку I I I I вторую и первую не откладываем. Перемерим величину. В десятичной системе первая мерка это 1, вторая мерка 10. Начинаем измерять с большей мерки.  I I I I I I I I I I раз, больше вторая мерка не отложится, записываем цифру 1, измеряем первой меркой I I два записываем 2. Получили число 12(10)

Слушают, следят.

5

Почему теперь стало всё понятно.

Вывод: использовать десятичную систему удобно.

- Десятичная система записи чисел берёт свое начало от счета на пальцах. Возникла в Индии в V веке до н.э.

- Кто догадался, почему десятичная система связана с пальцами?

- С десятичной системой счисления вы знакомы давно ещё до школы, вы учились считать до 10. Сейчас мы отрабатываем навык счета в пределах 20 с переходом через 10. Впереди вас ждёт ещё много математических открытий в десятичной системе счисления. И одно из них вы сделаете на сегодняшнем уроке.

Десятичная система счисления общепринятая.

В десятичной, рациональнее.(рациональный способ т.е. разумный, без лишних усложнений, целесообразный)

10 пальцев на руках

10 пальцев на ногах

Целеполагание

Создать условия для внутренней мотивации ученика, на активную деятельностную позицию

- Тема урока «Название мерок в десятичной системе счисления»

- Присутствуя на уроке чему вы сможете  на уроке научиться?

Учитель показывает на доске. 

Цель: научиться читать числа в д.с.с., используя название мерок и правильно их записывать.

- Для достижения цели, что нужно сделать?

Задач несколько…….

Помогите расположить в правильном порядке.

1.Узнать, как называются мерки в д.с.с.

2. Учиться записывать и читать числа в д.с.с.

3. Закрепить умение читать и записывать.

4. Проверить (выполнить самостоятельную работу)

Цель:

-учиться называть мерки в десятичной системе

Отвечают…

Задачи.

- узнать, как называются мерки в десятичной системе счисления;

- записывать и читать числа в десятичной системе счисления.

- оценить самостоятельно выполненное задание

2

Первичное усвоение новых знаний

Построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи

Первая задача УЗНАТЬ.

Откройте учебник стр.82 Привычный, понятный и подручный источник полезной информации. №279,280.

Смотрим на стр.82. Возьмите простой карандаш.

Показывает в учебнике

- Не чертим только обводим.

-сколько мерок Е1 содержится в мерке Е2, построенной в десятичной системе счисления?

- проверьте это пересчётом.

- из скольких мерок Е2 построена мерка E3.

- Каждая следующая мерка состоит из десяти предыдущих.

- Вы заметили, что каждую мерку обвели особым образом.

- как думаете, для чего?

- мерки получают также графическую метку и модель. 

точка — единица,

овал — десяток,

прямоугольник – сотня,

большой прямоугольник без углов – тысяча

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАБЛИЦА

-Вот оно новое открытие

Название мерок в десятичной системе счисления.

Этого нет в других системах счисления.

 название мерок необходимо запомнить.

в записи чисел д.с.с. не пишут основание системы.

- Итак, первую задачу мы выполнили (показать на доске) Узнали название мерок

- в мерке Е2 содержится 10 мерок Е1

- в мерке Е4 содержится 10 мерок Е3

Обвели для того, чтобы не пересчитывать точки , а сразу знать, что там столько мерок .

3

 Первичная проверка понимания

Использование названия мерок при чтении результата измерения величины

Показывает на вторую задачу. Учиться записывать и читать. Смотрим на опорную таблицу.

Произносим хором то что я показываю, только 3 ряд, только 2, 3, только мальчики, девочки, все.

Будем работать вместе, но каждый возьмёт свой рабочий лист на первой парте своего ряда.

Читает ученик САША. Посмотрите на модели и на таблицу. Что заметили. Нет модели Пети…

А Петя мальчик из 2а класса, он сегодня слушал новости Надыма и узнал, что для новогодних праздников из леса привезли ёлки. Он нарисовал модель числа используя графические метки. Кто догадался? Найдите в таблице строчку в которой запишем число Пети, число ёлок. 2146. Много ёлок? Вот и Петя задумался, ведь ёлка много лет росла в лесу, птички садились на неё, белки грызли шишки, зайчики прятались под ветками, а ведь после праздника она засохнет. Он стал просить родителей купить искусственную ёлку, и они согласились. А вы как ребята считаете?  

Если каждый ученик нашей школы поговорит уже спасём около 1000 ёлок.

Выполнили вторую задачу.

Переходим к 3 задачи. Закрепить.

А сейчас запишите числами модели Оли, Кати, Миши. Сравним полученные записи.

Маша прочитай полученное многозначное число, используя название мерок.

Посмотрите, сравните с записью в своей работе и покажите свою реакцию «согласен, не согласен»

прочитайте полученные многозначные числа используя название мерок.

Берут рабочий лист

- выполняют задание самостоятельно  

У доски с объяснением.

10

Динамическая пауза

Отдохнём.

Встаньте, пожалуйста, дети, у которых столько пальцев на левой руке, сколько единиц в числе Оли.

Хлопните в ладоши столько раз, сколько десятков в числе Миши.

Сделайте столько прыжков сколько тысяч в числе Кати.

3-4 руки шире

5-6 тихо сесть

7-8 лень отбросим

9-10 прямо сесть

1

Итак: мы выполнили третий шаг для достижения поставленной цели. УЧИЛИСЬ, УЧИЛИСЬ, НАУЧИЛИСЬ? Надо проверить! Узнать поточнее! Четвёртая задача. Выполнить самостоятельную работу и проверить.

Раздайте карточки с самостоятельной работай своему варианту.

Посмотрите глазками, найдите слово задание, слово ответ. Смотрим на модели справа записываем число. Читаем задание справа записываем число 3 мин

Взаимопроверка. Внимание на экран. Если правильно +, не правильно –

Встаньте, ребята, кто набрал 5 +, 4+ вы получаете сегодня 4 и 5. Молодцы!

Итак, мы выполнили все поставленные задачи на сегодняшнем уроке и добились цели. Если, что –то сегодня не получилось, не переживайте, это был первый урок.

5

Рефлексия

Осознать содержание пройденного оценить эффективность собственной работы

Для оценки своей деятельности на уроке выберите шарик. Сформулируйте высказывание. Скажите.

Вы, ребята, старались я это видела и все мы работали «не покладая рук». Спасибо вам за это. Урок окончен. Отдыхайте.

Выбирают шарик с фразеологизмом:

«работать, спустя рукава»

«бить баклуши»

«смотреть во все глаза»

«держать ушки на макушке»

«мотать на ус»

«зарубить себе на носу»

«ловить ворон»

«работать, засучив рукава»

«работать до седьмого пота»

2



Предварительный просмотр:

Методический комментарий

До начала урока

1.Тема урока

-её место в системе уроков по теме,

-используемый УМК

-цели, результаты, формируемые в процессе изучения темы

2. Тип урока, формы работы

3. Используемые педагогические технологии и ресурсы

Добрый день!

Вашему вниманию представляется урок математики во 2 классе.

 УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»  Математика. Учебник для 2 класса, Давыдов В.В., Горбов С.Ф.

Тема: «Название мерок в десятичной системе счисления» 

Данный урок продолжает тему в разделе «Системы счисления», связан с предыдущими уроками и опирается на ранее приобретенные знания. В системе развивающего обучения Э-Д в 1 классе понятие натурального числа вводится через построение величины с помощью посредника – мерки.

Во втором классе вводится новый способ измерения величин – с помощью системы мерок. И результатом такого измерения выступает не одно число, а набор чисел, каждое из которых соответствует определенной мерки. Результат такого способа измерения записывается набором цифр, каждая из которых выражает результат измерения одной определенной меркой системы. Так происходит знакомство с многозначным числом. Вначале многозначное число представляется в табличном виде, а затем осваивается переход к позиционному способу записи, где смысл каждого знака (цифры) определяется его местом в записи. Десятичная система счисления рассматривается как частный случай системы построения многозначного числа, которая в силу своей общепринятости получила определенные названия мерок (разрядов). Во втором полугодии вводится понятие умножение также с помощью величины и мерки.

  Цели урока:

- Обучающая по достижению планируемых предметных результатов:

Учитель: Сформировать навыки чтения и письма многозначных чисел в десятичной системе счисления, используя название мерок

Ученик:

- (должен) научиться читать и писать многозначные числа в десятичной системе счисления;

- (получит возможность) научиться читать и писать многозначные числа в десятичной системе счисления, используя название мерок (разрядов);

- Развивающая по достижению планируемых метапредметных результатов:

Учитель: Содействовать развитию умений моделировать многозначное число с помощью представленных графических меток.

Ученик: Развивать умения моделировать многозначное число используя графические мерки, опираясь на запись числа цифрами.

- Воспитательная по достижению планируемых личностных результатов:

Учитель: Создать условия для формирования бережного отношения к окружающей природе.

Ученик: Воспитывать в себе неприятие действий, приносящих вред природе.

Главным методическим инструментом является технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

После урока

4. Характеристика применяемых методов работы с учащимися на каждом этапе урока и их оценка.

Следуя технологии развития критического мышления, урок прошёл три стадии: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии.

С целью мотивации учащихся к изучению нового материала, актуализации имеющихся знаний, построения плана работы по освоению учебного материала на стадии «вызова» использован мотивирующий приём «яркое пятно» На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, а затем побуждающего.

   На стадии «осмысления» работа с новой информацией была организована фронтально. Основной методический приём данного этапа – учебный диалог, ситуации учебного спора, применение продуктивных методов наблюдения. Организована работа на формирование навыка моделирование, записи и чтения многозначного числа в десятичной системе. В процессе работы осуществляется обратная связи используются приёмы обратной связи «Сигнал рукой», «Ученик –учитель», «Учитель –ученик», «Ученик –ученик».

    На этапе первичной проверки понимания изученного материала проведена самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по образцу. Ученики продемонстрировали успешность выполнения работы и получить стимулирующую оценку учителя.

Рефлексия представлена приемом «Дополни предложение». Ученики выразили свое отношение к уроку в целом, к качеству своей работы используя предложенные фразеологизмы. А также обосновали, где и как в повседневной жизни они смогут применить полученные на уроке знания.

Межпредментные связи урока – окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

5. Самооценка отдельных аспектов урока, активности учащихся

Не была оставлена без внимания и здоровьесберегающая технология -работа на уроке была построена таким образом, чтобы они смогли встать пройтись за карточкой, подойти к однокласснику, физминутка была связана с темой урока. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

Работа строилась в комфортной обстановке на основе сотрудничества учеников и учителя. В результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

Достижение метапредметных результатов достигалось за счет моделирования многозначных чисел с помощью представленных графических меток.

На достижение личностных результатов были направлены задания, связанные с воспитанием бережного отношения к окружающей природе. 

6. Оценка степени достижения целей урока. Достигнутые результаты.

 

  Таким образом, последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроке способствовало повышению эффективности педагогического процесса. Все использованные на уроке приёмы были направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО. Все задачи урока были выполнены учащимися успешно, поставленные цели достигнуты в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая карта урока математики на тему "Угол. Виды углов"

Урок объяснения нового материала на тему "Угол.Виды углов" для 2 класса...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс

Тема:  «День народного единства»Цели деятельности учителя:1)     содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...