«А.С. Пушкин «Зимний вечер»
план-конспект урока (3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s._pushkin_zimniy_vecher.docx | 151.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3 «А».
Тема: «А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения «А.С. Пушкин «Зимний вечер».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные | |||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вероника Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать пенал, учебник. - И хочу я начать урок с цитаты Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» - Как вы понимаете данное высказывание? - Значит, к чему мы должны стремиться? - На уроке литературного чтения мы будем читать, получать новые знания, учиться мыслить. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. Читают. - Когда человек перестаёт читать, он перестаёт узнавать что-то новое, расширять свой кругозор, перестаёт воображать и развиваться. Если люди не будут читать, они не будут уметь рассуждать, понимать других. - Стремиться знаниям, расширению кругозора. | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. | |||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (учебник) | - Перед тем, как мы начнем, давайте выполним упражнение на дыхание. «Воздушный шарик» - А теперь выполним речевую разминку. Прочитаем скороговорку, сначала беззвучно, четко проговаривая слова: На опушке в избушке - Теперь прочитайте скороговорку медленно шепотом. - Прочтите быстрее обычным голосом. - А теперь попробуйте прочитать скороговорку радостно, весело. - Знаете ли вы, кто изображен на портрете? - Всё верно, ответьте, в каком году и где родился А.С. Пушкин? - Во сколько лет он начал писать свои первые стихотворения? - Кто помнит, как звали любимую няню Пушкина? - Кто научил поэта писать по-русски? - Чем он любил заниматься в детстве? - Вспомните, из какого стихотворения данные строки: «Мороз и солнце; день чудесный!...» - Откройте страницу 66. Кто хочет выразительно прочитать стихотворение? - О чём данное стихотворение? - Хорошо. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. | Выполняют упражнение на дыхание, ориентируясь на инструкции учителя. Выполняют речевую разминку, ориентируясь на инструкции учителя. - А. С. Пушкин. - Родился в 1799 году, в городе Москва. - в 7-8 лет. - Арина Родионовна. - «Зимнее утро» Один-два ученика выразительно читают стихотворение.
| Учащиеся научатся читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного. Читать (вслух) выразительно поэтические произведения. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речи. Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) | - Можем ли мы сейчас определить тему нашего урока, зная только автора? Почему? - Давайте определим название произведения А.С. Пушкина. Для того, чтобы это сделать, вам сначала нужно расшифровать его. Каждая буква алфавита заменена соответствующим ей числом. Вам нужно, используя таблицу, подставить буквы вместо чисел, чтобы расшифровать название произведения. - Что у вас получилось? 9-10-14-15-10-11 3-6-25-6-18 - Зная автора и название произведения, определите тему нашего урока. - Какую цель мы поставим перед собой? Если испытываете затруднение, посмотрите на опорное слово на слайде и определите цель урока. | - Нет. Потому что мы не знаем названия произведения. Определяют название произведения с помощью изображения на слайде. - «Зимний вечер». - «А.С. Пушкин «Зимний вечер». - Познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер». | К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - А сейчас посмотрите на слайд, кажется, задачи нашего урока перепутались. Расставьте их в правильном порядке. - Могут ли эти задачи быть планом урока? - Давайте приступим к выполнению задач. | 1. Прочитать произведение А.С. Пушкина «Зимний вечер»; 2. Ответить на вопросы по содержанию произведения. 3. Выразительно прочитать произведение «Зимний вечер». - Да. | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: владеть диалогической формой речи. | |||
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Словесный (беседа) | - Прежде чем мы перейдем к изучению стихотворения, давайте объясним все непонятные слова, которые встретятся нам в тексте. - Посмотрите на слайд, слово «веретено» вам знакомо? Как вы думаете, что оно означает? Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
- Мы с вами сказали, что стихотворение называется «Зимний вечер». Предположите, о чем будет говориться в стихотворении? - Откройте учебник на страницах 68-69. Сейчас вы послушаете стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», внимательно следите за текстом. Прослушивание аудио-стихотворения. - Понравилось ли вам произведение или нет? Почему? Какое настроение, какие чувства вызвало у вас стихотворение при прослушивании? - Какое время суток описано в стихотворении? | Знакомятся со значениями непонятных слов. Отвечают. - В стихотворении будет говориться об зимним вечере, о погоде, о чувствах автора. Отвечают. - Вечер. - Неспокойная. Была буря, снежный вихрь, вьюга. | Учащиеся научатся воспринимать информацию о творчестве А.С. Пушкин. Учащиеся научатся воспринимать информацию о творчестве А.С. Пушкин. | К: владеть диалогической формой речи. К: владеть диалогической формой речи. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь другого. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический (физминутка) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) | Видео-физминутка Работа отдельно с каждой строфой. Первая строфа. - Один читает строфу. Остальные следят и читают про себя. - Какое явление природы описывает автор?
- А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
- А зачем автору начинать стих с описания ненастной картины природы? - Как мы должны читать данную строфу? - Читаем следующую строфу. - О ком говорит автор? К кому он обращается?
- Читаем третью строфу. - Найдите слова, в которых отражается настроение автора. - Сейчас вы прочитаете последнюю часть текста и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или оно осталось прежним.
- Как вы думаете, для чего автор написал это стихотворение?
- Как мы должны читать стихотворение: быстро или медленно? - А с каким настроением? - Попробуйте прочитать стихотворение друг другу по строфам. Делаем это в полголоса и стараемся читать выразительно. - Кто хочет самостоятельно и выразительно прочитать нам стихотворение «Зимний вечер»?
Слушает 2-3 учеников. | Выполняют физминутку. Чтение по желанию. - Бурю. - «кроет, крутит, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.» - Олицетворение - Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»; С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит». - Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера. - Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж передаёт и усиливает эти чувства. - С грустной интонацией, тоской, мрачно. Читают вторую строфу. - Он говорит о няне и обращается к ней. - «Моя старушка», «Мой друг». - Грустное. - «Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь». Слушают. Читают. - «Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей». - «Добрая подружка». - «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню». - Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей» Читают последнюю строфу. - Повторяются строчки. - Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства. - Во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей». Этим он показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: теплые, задумчивые, нежные, ласковые. - Спокойным, напевным, с чувством грусти. - Чтобы рассказать о своих чувствах. Чтобы поделиться с читателем своими переживаниями. - Лирическими. - Медленно, спокойно. - С грустным, с тоской. Читают стихотворение друг другу выразительно. Читают по желаю.
| Учащиеся научатся читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного. Читать (вслух) выразительно поэтические произведения. Учащиеся научатся воспринимать информацию о творчестве А.С. Пушкин. Учащиеся научатся читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного. Читать (вслух) выразительно поэтические произведения. | П: осуществлять поиск необходимой информации. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь другого.
П: осуществлять поиск необходимой информации. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь другого. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь другого. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь другого. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Давайте попробуем сравнивать два стихотворения Пушкина: « Зимнее утро» и «Зимний вечер». Перед вами лежат листочки с таблицей. Внимательно прочитайте каждый вопрос и ответьте на них. Ответы вы должны записать в оба столбика. Если что-то схоже – пишем об этом, если есть различия – пишем какие. - Сравните свои ответы с ответами на доске. Были ли ваши ответы близки по смыслу? Если да, то поставьте себе плюс. | Выполняют требование учителя. Кратко записывают. | Р: осуществлять контроль деятельности. П: осуществлять анализ и сравнение объектов. | |||
8. Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | - О каком стихотворении мы сегодня говорили? - Кто его написал? Кто запомнил, в каком году? - О чём стихотворение? | - О «Зимнем вечере» - Его написал А.С. Пушкин в 1825 году. - В стихотворении «Зимний вечер» Пушкина основное внимание уделено воспоминаниям о его няне, Арине Родионовне. Через мрачный зимний пейзаж автор выражает свою тоску и ностальгию. Няня становится символом тепла, доброты и связи с прошлым. | П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической формой речи. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию. - Теперь давайте вернемся к цели нашего урока, достигли ли мы её? - Также вернёмся к плану урока, он представлен на лесенке успеха. Выполнили ли мы первую задачу? Вторую? Третью? - Посмотрите на слайд и продолжите предложения: | Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: осуществлять самооценку деятельности. К: владеть диалогической формой речи. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"
Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся, развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...
План- конспект по литературному чтению "А.С.Пушкин "Зимний вечер""
Расширенный конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Здесь написано о творчестве А.С.Пушина и работа над стихотворением "Зимний вечер"...
А.С.Пушкин. "Зимний вечер".
дан конспект литераурног чтения .С.Пушкин "Зимний вечер" с презентацией...
Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"
Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...