Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Б,б"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Юледурская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения
в 1 классе по теме
«ЗВУКИ [б], [б’], БУКВЫ Б,б»
Провела учитель начальных классов
Яковлева Л. В. 20 ноября 2023 год
с. Юледур
2023 г
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте)
1 класс
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [б], [б’], БУКВЫБ,б
Цель урока: создать условия для освоения учащимися парных (по твердости-мягкости) согласных звуков [б], [б’] и букв Б, б, обозначающих эти звуки на письме.
Задачи урока: обучающие - познакомить с согласными звуками [б] , [ б’] и буквами Б, б; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений составлять схему слова; совершенствовать навык правильного, беглого чтения;
развивающие - способствовать развитию фонематического слуха, умению находить и выделять изучаемые звуки в словах, давать им характеристику. развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление;
воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к чтению, доверительные отношения друг к другу, развивать умение работать в паре.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Регулятивные УУД
Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.
5. Предметные УУД
Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие,не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.
Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2018.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые (весь урок построен в форме игры).
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.
Содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационной момент. | Представьте, что у вас в руках солнышко. Оно теплое, ласковое, согревает нас. Подбросьте его вверх и поймайте. Поделитесь своим солнышком с соседом – пусть от вашего солнышка всем станет радостнее. - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтоб сегодня вы были особенно активными и показали все, чему мы с вами научились за этот месяц. | Проверка готовности к уроку. |
2 | Актуализация знаний и мотивация | 1).Нейрогимнастика 2)Игра «Путаница». На доске изученные буквы: а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л, е, м, л, п, б Светит солнышко, появились тучки, пошел дождь. Буквы должны спрятаться от дождя, иначе они промокнут. Они могут спрятаться в двух домиках: красном и сине-зеленом. Почему домики именно такие? (Распределение букв на гласные и согласные) Дети распутывают «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных). 1)Назовите гласные буквы, теперь согласные. 2)Чем отличаются гласные от согласных? 3)Попробуем пропеть гласные звуки. 4)А то же самое можно сделать с согласными? Почему? 5)Чем гласная буква е отличается от других букв? 6)На какие две группы можно разделить гласные буквы? Назовите. | Дети руками показывают солнышко, тучки, дождь. Дети отвечают 1.(гласные и согласные) 4. сколько в слове гласных столько и слогов. Воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума. 5. е обозначает два звука 6. две группы: обозначающие твердость и мягкость согласного звука |
3 | Постановка цели и задач урока | Какая буква у нас осталась? (Б) Мы эту букву ещё не изучали, значит тема сегоднящнего урока: - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока: Познакомиться со … звуками [ б ], [ б’] Учиться отличать … звуки [ б ], [ б’] от других звуков; Учиться читать … слоги и слова с новой буквой б - Молодцы, ребята. | Звуки [ б ], [ б’] и буква б, которая их обозначает Мы познакомимся со звуками [б], [б’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [б], [б’] и букву в от других звуков и букв. -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. |
4 | Открытие нового знания Физкультминутка |
А) Отгадайте загадки: 1) -У отца был мальчик странный, Необычный деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, кто же это? 2) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? Б) Составление в парах схем слов Буратино, белка - А с какой звук мы слышим в начале слова Буратино? Белочка? Эти звуки мы не видим, только слышим, для того чтобы увидеть этот звук мы обозначим его буквой Б -Назовите первый звук в слове Буратино. Дадим ему характеристику -Назовите мне 1 звук в слове Белка и дадим его характеристику -Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? 2. Знакомство с буквой Б (Учитель показывает букву) -Почему их две? - Когда мы используем строчную букву. 3. Запоминание образа буквы -запоминание стишка: - Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. -письмо на ладошке, на парте -конструирование буквы из счетных палочек Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик отыскать- Надо на носочки встать. -Садитесь, пожалуйста. | Буратино Белка Звуки [ б ], [ б’] -согласный, звонкий, твердый - согласный, звонкий, мягкий Так как при произнесении звука воздух встречает преграду. - во рту есть преграда –нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно. -Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Одна заглавная, другая строчная Дети выполняют упражнения. |
5. | Первичное закрепление |
Белка булку испекла и бельчатам отдала. (Чтение с разной интонацией.)
А сейчас найдите слова, которые выделены жирным черным шрифтом, поставьте пальчик на первое слово, читаем вместе слова 1 столбика. - поставьте пальчик на первое слово второго столбика, читаем вместе слова 3 столбика.- Как, одним словом назвать всех? А еще к какой группе их можно отнести? -Назовите слова, которые употреблены в единственном числе, во множественном числе. - В каком слове звук б мягкий, почему. Какой звук второй? Почему? | |
6. | Закрепление |
- Из какой сказки Буратино? - А в каких сказках есть белка? Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрацию на странице 96 и скажите, фрагмент какой сказки изображен на ней? - Да. Это «Сказка о царе Салтане», написанная А.С. Пушкиным - Прочитаем, что делает белка. 2. Знакомство с книгой Пушкина 3. Работа с текстом Чтение связного текста. (с.97) - Сейчас мы прочитаем текст. - О ком говорится в тексте? -Какие деревья растут в парке? Кто скакал с ветки на ветку? Где она жила? Что она брала с рук? Что вас удивило в тексте? Доверчива ли она, Когда это происходит? - Как можно озаглавить текст? - Найдите в тексте слова, в которых звук [б] стоит в начале слова. - Найдите в тексте слова, в которых звук [б] мягкий. - Какое слово с буквой «б» в тексте самое длинное? Сколько слогов? Как называется слово с тремя слогами? | |
7 | Проверка знаний. |
Все ладошки приготовьте и дружно хлопайте тогда, если звук согласный новый вы услышите в словах. Кабан, баран, бурундук, сундук, белка, пчела, бычок, паучок, дуб, пуп. -Кто сможет повторить слова где звук [б] в начале, в середине, в конце слова? -Какую позицию в словах может занимать звук? 4) Физкультминутка. Игра «Тим, Том» -Если услышите мягкий звук – встаньте, если твёрдый-сядьте. Булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот. | - Дети показывают соответствующие сигналы. |
8. 9 | 1. Итог урока. 2.Рефлексия деятельности Домашнее задание. С.98-99. | -Давайте подведём итог нашего урока. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какие звуки обозначает эта буква? - Дайте характеристику этих звуков. - Какое место занимает буква Б на ленте букв? 2.Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - В чем испытывали затруднения? - Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать букву б на уроке письма. - Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок! Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
- Сегодня на уроке вы порадовали меня и белочку. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. - Она прощается с нами и говорит: «До новых встреч». Спасибо за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Конспект урока Обучение грамоте "Заглавная буква М"
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока обучения грамоте "Заглавная буква К"
1. Организационный момент, повторение пройденного.Встали тихо, замолчали,Всё, что нужно, вы достали.Приготовились к уроку,В нём иначе нету проку.Здравствуйте, садитесь,Больше не вертитесь.Мы урок начн...
Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"
Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"...
Конспект урока обучения грамоте, тема: Буквы О,о.
Использованные инновационные технологии:технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология развития критического мышления технология создания проблемной ситуации. Современных те...
Конспект урока "Обучение письму строчной буквы т"
В конспекте урока обучении письму строчной буквы т представлен материал для 1 класса....