рабочая программа по внеурочной деятельности " школа общения"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Рабочая программа совместно с календарно- тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_obshcheniya.docx | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Г.о. Подольск
УТВЕРЖДАЮ
Директор И.Г. Горкавая
Приказ № ______ от « » ___________ 2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности кружка
«Школа общения»
(социальное направление)
3 КЛАСС
(34 часа, 1 час в неделю)
Составил:
учитель начальных классов
Владимирова Елена Васильевна
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3
2. Содержание программы ……………………………………………….……...6
3. Календарно – тематическое планирование ……………………………….....7
4. Планируемые результаты …………………………………………………....13
5.Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания…………………………………………………………15
6.Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ……………………………………………………..16
Пояснительная записка
Программа «Школа общения» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Актуальность курса
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа способствует гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
В работе с младшими школьниками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Место курса «Школа общения» в учебном плане: в неделю - 1 час; в год – 34 часа.
Тематическое планирование
№ | Название темы раздела | Количество часов |
1 | Этикет | 1 |
2 | Устное и письменное приглашение на день рождения | 2 |
3 | Встреча и развлечение гостей | 2 |
4 | Поведение в гостях | 2 |
5 | Как дарить подарки | 2 |
6 | Заповеди норм нравственности | 2 |
7 | Дал слово держи | 2 |
8 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 2 |
9 | Преданный друг | 1 |
10 | О доброте и бессердечие | 1 |
11 | Об уважительном отношении к старшим | 1 |
12 | О зависти и скромности | 2 |
13 | О доброте и жестокосердии | 1 |
14 | В мире мудрых мыслей | 2 |
15 | Золотые правила | 2 |
16 | Учимся понимать настроение другого | 2 |
17 | О тактичном и бестактном поведении | 2 |
18 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 2 |
19 | В мире мудрых мыслей | 2 |
20 | Обзор курса этики за год | 1 |
Ценностные ориентиры.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание программы
Я и мое поведение. Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие «готовность к уроку», «перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие «режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность», «щедрость» «храбрость». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
Я и другие .Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование «мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
В мире мудрых пословиц. Понятие «учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие «трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. Хлеб-всему голова способы бережного отношения к нему, к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.
Уроки Ушинского. Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Культура поведения.
Уроки вежливости и доброты. Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе, транспорте, гостях. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие «общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Развитие любви к природе, животным. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректиро ванные сроки прохождения |
1 | Этикет | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к предмету; - чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет. | ||
2 | Устное и письменное приглашение на день рождения | -обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем - планировать учебную деятельность на уроке - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Проявят коммуникативную активность при получении знаний в диалоге. | ||
3 | Встреча и развлечение гостей | - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Научится слушать и вступать в диалог. -использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач. | ||
4 | Поведение в гостях | -опираться на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. -ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение; | ||
5 | Как дарить подарки | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им. | ||
6 | Заповеди норм нравственности | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | ||
7 | Дал слово держи | Научится планировать учебную деятельность на уроке. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к предмету; - чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Научатся проявлять самостоятельность, инициативу, лидерские качества. | ||
8 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | -обсуждать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни - понимать чувства других людей и сопереживать им. | ||
9 | Преданный друг | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению, - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; | ||
10 | О доброте и бессердечие | Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить сообщения в устной и письменной форме; | ||
11 | Об уважительном отношении к старшим | Понимать чувства других людей и сопереживать им. Знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. -формулировать собственное мнение и позицию; - оценивать поведение других людей и собственно | ||
12 | О зависти и скромности | |||
13 | О доброте и жестокосердии | |||
14 | В мире мудрых мыслей | Научится планировать учебную деятельность на уроке, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. -понимать чувства других людей и сопереживать им. | ||
15 | Золотые правила | - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | ||
16 | Учимся понимать настроение другого | Научится планировать учебную деятельность на уроке. -оценивать результат своей работы на уроке и работы своих товарищей. Развивать этические чувства— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | ||
17 | О тактичном и бестактном поведении | - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -договариваться; -приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | ||
18 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | |||
19 | В мире мудрых мыслей | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; -использовать полученную на уроках информацию во внеурочной и внешкольной деятельности. | ||
20 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | -обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем - планировать учебную деятельность на уроке - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Проявят коммуникативную активность при получении знаний в диалоге. | ||
21 | Встреча и развлечение гостей. | - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Научится слушать и вступать в диалог. -использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач. | ||
22 | Поведение в гостях | - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -опираться на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. -ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение; | ||
23 | Как дарить подарки | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им. | ||
24 | Заповеди норм нравственности | -строить понятные для партнера высказывания; Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | ||
25 | Дал слово держи | Научится планировать учебную деятельность на уроке. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к предмету; - чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Научатся проявлять самостоятельность, инициативу, лидерские качества. | ||
26 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | -обсуждать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни - понимать чувства других людей и сопереживать им. | ||
27 | О зависти и скромности | Понимать чувства других людей и сопереживать им. Знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. -формулировать собственное мнение и позицию; - оценивать поведение других людей и собственно | ||
28 | В мире мудрых мыслей | Научится планировать учебную деятельность на уроке, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. -понимать чувства других людей и сопереживать им. | ||
29 | Золотые правила | - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | ||
30 | Учимся понимать настроение другого | Научится планировать учебную деятельность на уроке. -оценивать результат своей работы на уроке и работы своих товарищей. Развивать этические чувства— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | ||
31 | О тактичном и бестактном поведении | - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -договариваться; -приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | ||
32 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -договариваться; -приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | ||
33 | В мире мудрых мыслей | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; -использовать полученную на уроках информацию во внеурочной и внешкольной деятельности. | ||
34 | Обзор курса этики за год | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к предмету; - чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению - строить сообщения в устной и письменной форме; |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1.Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- форсированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Узнают:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
Уметь:
1. Пользоваться этикетом в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
2. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
- Личностные универсальные учебные действия:
У ученика будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Главный показатель оценивания учебных достижений – личностный рост каждого учащегося, умения работать в команде, способность решать проблемы, развитие творческих и коммуникативных способностей.
Проверка эффективности данного курса может осуществляться через:
- результаты тестирования, организованного в рамках мониторинга качества образования, согласно плану внутришкольного контроля;
- оценку публичных защит проектов;
- качественную характеристику занятий и их результатов детей, родителей, педагогов;
- эффективность участия учащихся на различных конкурсах.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустические колонки,
документ камера.
Согласовано
Протокол заседания МО учителей начальных классов
От «___» __________________ 2017г. № __________
Согласовано
Заместитель директора по УВР __________________
От «___» __________________ 2017г. № __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)
Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми. "Посмотрите н...
программа по внеурочной деятельности "Школа общения"
Программа по внеурочной деятельности "Школа общения"...
Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .
Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других лю...
рабочая программа по внеурочной деятельности " Этика общения и этикет" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура бощения"...
Программа курса внеурочной деятельности "Школа общения"
Программа курса внеурочной деятельностиНаправление: обществоведческое, психологическоеНаименование программы: «Школа общения»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа будущего – школа проектов» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа будущего – школа проектов» для 3 класса на 2023-2024 учебный год...