Открытый урок на тему: "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани".
план-конспект урока (4 класс)

Евская Анна Александровна

Представлен план-онспект урока по кубановедению на тему: ""Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Урок кубановедения по теме:

«Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани»

4 «В» класс

                                                               

Евская Анна Александровна

                                    учитель начальных классов,

ст. Полтавская, 2019

Технологическая карта к уроку кубановедения

Дата проведения

28.01. 19 г.

Место проведения

МБОУ СОШ № 1

Класс

4 «В»

Автор

Евская Анна Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7, ст. Полтавская

Предмет

Кубановедение

Программа

Рабочая программа по учебному курсу «Кубановедение» для 1-4 классов  разработана на основе: авторской программы  «Кубановедение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2018 г.

Раздел

Земля отцов – моя земля

Тема урока

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани

Цель урока

Познакомить с обычаями традициями народов, живущих на Кубани.

Задачи

Образовательная: познакомить учащихся с многонациональным составом жителей Кубани.

Развивающая: способствовать формированию умения работать в группах; навыков работы индивидуально.

Воспитательная: воспитывать любовь к своему краю, чувство гражданственности, патриотизма, уважение к обычаям и культуре народов, населяющих Кубань.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Методы

Словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

УУД

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить и правильно формулировать ответы на вопрос.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планироватьсвоё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся узнают об истории своего края, об отношении между народами, населяющими родной край; пополняют запас знаний пословиц о малой родине.

Метапредметные:

использовать речь для регуляции своего действия.

извлечение необходимой информации из представленной, дополнение и расширение знаний об окружающем мире.

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; принимать чужое мнение, допускать существование различных точек зрения.

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как житель Кубани, чувства сопричастности и гордости за свой край и Родину, уважительного отношения к людям других национальностей.

Принципы

Доступность, наглядность, системность.

Основные понятия

Народ, обычай, традиция, кубанцы, земляки.

Форма организации урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая работа

Технология проведения

Здоровьесберегающая технология, проблемно-поисковая технология, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, интегративный подход к обучению, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного метода

Время проведения

40 мин.

Оборудование

Мультимедийная система: компьютер, проектор, муз. колонки, видео «Культура и общество», раздаточный материал (карточки), рисунки с изображением народов, живущих на Кубани, рисунок «Дерево», лепестки для цетка (индивидуально каждому ученику), стебель, сердцевина цветка.

Список использованной литероатуры

Основная:

Учебника «Кубановедение» 4 кл. (автор М.В.Мирук и др.);

Методическое пособие для учителя 4 кл. (автор-составитель: Е.Н.Ерёменко).

Дополнительная:

1) infourok.rukonspekt-uroka…obichai…narodov…kubani

2) nsportal.ru…konspekt-uroka-byt-i-traditsii…kubani

3) ou1.rusites…files…Education…obichai…na_kubani.pdf

4) открытыйурок.рфстатьи/622979/


Ход урока

п/п

Этап урока

Время

(мин.)

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

1

- Здравствуйте ребята!

Присаживайтесь.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Хором приветствуют учителя: Здравствуйте!

Дети присаживаются на свои рабочии места.

Поворачиваются к друг другу, желают хорошего рабочего настроения на уроке.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания

II

Актуализация знаний

3

- Ребята посмотрите внимательно на доску, прочитайте следующее высказывание:

 «Народ без обычаев и традиций, что дерево без корней».

Как вы думаете, что гласит народная кубанская мудрость?

Более подробную трактовку слов обычаи и традиции, мы можем посмотреть в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Проговариваю:

Обычай, -я, м. Традиционно установившиеся правила общественного поведения. Народные обычаи.

Традиция, -и, ж.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

Дети внимательно смотрят на доску, читают высказывание. Формулирут вывод, что как без корней дерево не может существовать, так и народ без обычаев и традиций не может жить.

Рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

Чтение словарных статей

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.

III

Целеполагание, постановка проблемы

2

1

- Дети послушайте стихотворение:

Живут на Кубани

Народы с давних пор.

Одним по нраву горы,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один кумыс готовит,

Другой готовит плов.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина одна,

Кубань – любимая земля.

- О чем это стихотворение?

- Ребята как вы думаете какова тема нашего урока?

Цель нашего урока – познакомиться с обычаями традициями народов, живущих на Кубани.

Физкультминутка «Я  ты он она вместе дружная семья

Учащиеся внимательно слушают стихотворения, формируют главную мысль стихотворения:

Данное стихотворение о том, что у нас Родина – Кубань одна, но народы разные.

Формулируют тему и цель урока.

Тема нашего урока: «Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани».

Выполняют разминку.

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

IV

Открытие новых знаний. Поиск путей решения.

4

1

6

Всех жителей городов, станиц, поселков, аулов Краснодарского края можно назвать одним словом – кубанцы. А еще все мы – земляки. Так называют людей, живущих в одной местности.

Среди наших земляков-кубанцев – люди ста двадцати национальностей.

В Красноармейском районе проживают представители более 50 разных национальностей.

Давайте обратимся к газете Красноармейского района Краснодарского Края «Голос правды». Выборочное чтение статьи

(см. Приложение).

У каждого народа свои обычаи и праздники, свои песни и сказки, свой язык и своя история.

Физминутка для глаз

Давайте просмотрим видео

«Культура и общество».

Просмотрев данной видеоролик какой можно сделать вывод?

Внимательно слушают учителя, вникают в тему урока.

Внимательно слушают учителя, констатируют факты. Читают статью.

Вывод: Кубань многонациональна.

Выполняют упражнения

Просмотр видео фрагментов о традициях разных народов.

Вывод: у каждого народа свои национальные традиции и обычаи, но Родина одна – Кубань.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать;

V

Первичное закрепление полученных знаний.

5

Работа с учебником:

Индивидуальное задание:

Прочитайте стихотворение адыгейского поэта И. Машбаша

«У адыгов обычай такой». Какие обычаи, подобные адыгейским, есть у других народов?

Индивидуальная работа.

Чтение стихотворения.

Дети высказывают собственную точку зрения.

Предполакаемый ответ детей: подобные адыгейским традициям, есть у других народов «Почитание старших, гостеприимство, дружба и т.д.)

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме;

VI

Включение в систему знаний. Вторичное закрепление.

9

Задания по группам:

1. Решение задач. Вычисли.

(см. Приложение).

2. Разгадывание кроссворда: вписать национальности жителей Кубани.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606532/img1.gif

Ответ: казаки, украинцы, узбеки, адыгейцы, армяне.

Подведение итогов работы в группе, поощрение учащихся.

Дети активно распеределяются по группам, выполняют задания на карточках:

  1. Решают задачи;
  2. Разгадывают кроссворд.

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Личностные:

применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме;

VII

Объяснение домашнего задания

1

- Ребята на доске названия разных национальностей. На переменке подойтите и выберите народ, о котором вы подготовите сообщение (доклад).

Слушают учителя, следуют рекомендациям

Личностные: 

выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать;

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в письменной форме;

VIII

Систематизация знаний. Оценивание.

5

- Дети наш урок подходит к концу. Ребята подготовили выразительное чтение стихотворение, давайте их внимательно прослушаем.

Итак, выслушав стихотворения можно сделать вывод, что у каждого народа свои национальные традиции и обычаи, но Родина одна – Кубань.

Чтение стихотворений.

Формулируют вывод:

у каждого народа свои национальные традиции и обычаи, но Родина одна – Кубань.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

IX

Рефлексия

3

- Давайте сделаем, необычный цветок. Я приготовила стебель и сердцевинку, а вы выбирайте лепестки:

Розовый – если было очень инстересно;

Желтый – если вы узнали много нового;

Голубой – если вам было скучно;

Зеленый – если вам не понравился урок.

Ребята осуществляют выбор лепестков, с помощью учителя формируют цыеток.

Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.


Самоанализ урока кубановедения в 4 «В» классе

учителя начальных классов

Евской Анны Александровны

Мною разработан план-конспект урока на тему: «Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Данный урок является логическим продолжением предыдущего урока и служит этапом к восприятию последующих тем, входящих в раздел «Земля отцов – моя земля»

К уроку была поставлена следующая цель: познакомить учащихся с многонациональным составом жителей Кубани.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить и правильно формулировать ответы на вопрос.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планироватьсвоё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты: Предметные: учащиеся узнают об истории своего края, об отношении между народами, населяющими родной край; пополняют запас знаний пословиц о малой родине.

Метапредметные:

- использовать речь для регуляции своего действия.

- извлечение необходимой информации из представленной, дополнение и расширение знаний об окружающем мире.

- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; принимать чужое мнение, допускать существование различных точек зрения.

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как житель Кубани, чувства сопричастности и гордости за свой край и Родину, уважительного отношения к людям других национальностей.

В ходе планирования урока – учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

Урок построен в рамках системно–деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Благодаря использованию интегративного приёма (кубановедение – русский язык, литературное чтение, математика) у учащихся предполагается формирование устойчивого интереса к учению, развитие творческих способностей, будет сформирован устойчивый интерес к учению, развитие творческих способностей, оказано глубокое эмоциональное воздействие на учеников, пожет школьникам с разными способностями и уровнем развития самореализоваться.

На всех этапах урока предполагается вовлечение учащихся  в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материал является авторским, носит творческий характер.

Структура урока соответствует ФГОС. В ходе планирования урока использованы современные образовательные технологии.

Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кроссворд «Жители Кубани»

Задание: вписать национальности жителей Кубани.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606532/img1.gif

Кроссворд «Жители Кубани»

Задание: вписать национальности жителей Кубани.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606532/img1.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи «Жители Кубани»

Группа № 1. Вычисли.

В Красноармейском районе 1977 армян и 13 езидов . Сколько всего армян и езидов?

Решение: 

Ответ:________________.

Группа № 2. Вычисли.

В Красноармейском районе 281 татар и 13 езидов . Сколько всего татар и езидов?

Решение: 

Ответ:________________.

Группа № 3. Вычисли.

В Красноармейском районе 3 эвенков и 169 немцев. Сколько всего эвенков и немцев?

Решение: 

Ответ:________________.

Группа № 4. Вычисли.

В Красноармейском районе 276 цыган, 13 езидов и 1  гагауз. Сколько всего цыган, езидов и гагауз?

Решение: 

Ответ:________________.

Группа № 5. Вычисли.

В Красноармейском районе 127 азербайджан и 83 грека. Сколько азербайджан и греков всего?

Решение: 

Ответ:________________.

Группа № 6. Вычисли.

В Красноармейском районе 93 узбека и 83 грека. Сколько узбеков и греков всего?

Решение: 

Ответ:________________.

Домашнее задание

АРМЯНЕ

АДЫГЕЙЦЫ

АЛТАЙЦЫ

БАШКИРЫ

БОЛГАРЫ

ДАГЕСТАНЦЫ

ЕВРЕИ

ИНГУШИ

КАЗАХИ

КАЛМЫКИ

ЛЕЗГИНЫ

ЛИТОВЦЫ

МАРИЙЦЫ

МОЛДОВАНЕ

ОСЕТИНЫ

ТАТАРЫ

УДМУРТЫ

ЧЕЧЕНЦЫ

ЧУВАШИ

ЭСТОНЦЫ

УКРАИНЦЫ

ХАКАСЫ

АВАРЦЫ

МАНСИ

ЕЗИДЫ

ШВЕДЫ

ШОРЦЫ

ТУРКИ

УЗБЕКИ

ГРЕКИ

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

ЦЫГАНЕ

НЕМЦЫ


Украинец:

Люблю тебя, мой край степной,

За широту земли,

За то, что ты передо мной

Дороги расстелил.

Молдаванин:

За вас сады и тополя,

Что снились много лет,

За то, что чёрная земля

Рожает белый хлеб.

Казак:

Люблю тебя, мой край морской.

Твой ласковый приют,

Где чаек взлёт над синевой,

Как праздничный салют.

Люблю за эту синь и даль,

За солнце на волне.

За то, что ты

Хранишь печаль

О павших на войне..

Стихотворения для учащихся

4 «В» класса

Адыг:

Люблю тебя, мой горный край,

Огромная страна.

С твоих вершин посмотришь вдаль - Вся Родина видна…

О Кубань, держава могучая!

Я горжусь, что моя ты страна.

Ты на свете самая лучшая,

Навсегда тебе предан я.

Армянин:

Нет на свете места уютней,

Нет, людей добрей и милей,

Чем в стране моей величавой,

На Кубани родимой моей.

Грек:

Сторона моя ты любимая,

Богатейшая в мире земля.

Патриотами не забытая,

Родина моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".

В  разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

«Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»

Воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, чувства уважения к традициям других народов, проживающих на территории Краснодарского края; знакомство с обычаями и обрядами этих народов.  Воспи...

Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"

На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Технологическая карта урока по кубановедению. Тема урока "Обыча и траиции народов,живущих на Кубани"

Данная разработка предназначена  для учителей начальных классов...