Технологическая карта урока по чтению Е.Л.Шварц "Как Маруся дежурила"
план-конспект урока (4 класс)
Технологическая карта урока способствует организации деятельности детей по восприятию и осмыслению текста; формированию умения строить речевое высказывание; воспитанию добросовестного отношения к выполнению работы на примере рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_chteniyu_e.l.shvarts_kak_marusya_dezhurila.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
Е.Л.Шварц
«Как Маруся дежурила»
Самара
Технологическая карта урока
Класс: 4 класс
Предмет: Чтение
Тема урока: Е.Л.Шварц «Как Маруся дежурила».
Цели урока: образовательная - организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста;
коррекционная - формировать умение строить речевое высказывание;
воспитательная - воспитывать добросовестное отношение к выполнению работы на примере рассказа.
Задачи урока: - формировать навык осознанного чтения;
- формировать умение делать выбор на основе существенных признаков;
- соотносить пословицы с содержанием произведения;
- развивать умение находить в отрывках произведения ошибки;
- развивать умение находить высказывания соответствующие содержанию текста;
- способствовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник по чтению для 4 класса, карточки с темами, ромашка с вопросами, карточки с отрывками из текста, карточки с выражениями, смайлики.
Планируемые результаты:
1 группа:
-будут воспринимать и осмысливать текст;
-будут демонстрировать нахождение главной мысли текста;
-научатся делать выбор на основе существенных признаков;
-будут стараться строить речевое высказывание;
-будут находить в тексте ошибки;
-научатся использовать знание текста в нахождении верных высказываний;
- будут понимать необходимость добросовестного отношения к труду;
-смогут принимать и сохранять учебную задачу.
2 группа:
-будут обучаться умению воспринимать и осмысливать текст;
-будут иметь представление о нахождении главной мысли текста;
-будут осваивать умение делать выбор на основе существенных признаков;
-будут осваивать умение строить речевое высказывание;
-будут учиться воспринимать текст, с целью нахождения ошибок;
-будут пытаться использовать знание текста в нахождении верных высказываний;
-будут иметь представление о необходимости добросовестного отношения к труду;
- будут обучаться умению принимать и сохранять учебную задачу.
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Инструкция | Деятельность ученика |
Организацион-ный момент. 1 мин. | Учитель приветствует обучающихся, читает стихотворение, создает эмоциональный настрой. | (слайд 1) -Добрый день дорогие ребята и гости нашего урока. Давайте улыбнемся и подарим друг другу улыбки. -Хочется начать наш урок следующими словами: ( слайд 2) «Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Надо научиться» | Обучающиеся садятся на свои места. Эмоционально настраиваются на урок. Обучающиеся внимательно слушают учителя. |
Сообщение темы урока 1 мин. | Учитель сообщает тему урока, ставит проблемный вопрос, включает обучающихся в учебную деятельность. | (слайд 3) - Сегодня мы с вами будем работать с произведением Евгения Львовича Шварца "Как Маруся дежурила" -Какова идея этого рассказа (чему учит нас это произведение)? -Мы с вами определим, но для этого нужно слушать внимательно, работать старательно. | Обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу. |
Первичное восприятие текста Работа с пословицами 5 мин. | Учитель читает произведение, организует деятельность по восприятию текста. Учитель знакомит с пословицами, предлагает выбрать тему каждой пословицы, выбрать пословицу, подходящую к тексту произведения. Формирует умение делать выбор на основе существенных признаков, способствует формированию умения соотносить пословицу с содержанием произведения. (приложение1) | -Сейчас я вам прочитаю произведение Е.Л.Шварца "Как Маруся дежурила". Слушайте внимательно. (слайд 4) -Посмотрите на слайд, на нём вы видите три пословицы. -Давайте, прочитаем пословицы. 1) Было бы здоровье – остальное будет. 3)Кто любит труд, того люди чтут. - У вас на столе три карточки, на которых написаны темы пословиц (о труде, о здоровье, о дружбе), разложите их на парте. - Выберите карточку с темой, которая подходит к первой пословице, и поднимите её. - Выберите карточку с темой, которая подходит ко второй пословице, и поднимите её. - Выберите карточку с темой, которая подходит к третьей пословице, и поднимите её. -Подумайте, какая из этих трёх пословиц подходит к прочитанному тексту? (слайд 5) -Кто любит труд, того люди чтут. -Эта пословица подходит к нашему тексту. -Какая тема этой пословицы? -Покажите её. | Обучающиеся внимательно слушают учителя. Слушают и понимают речь педагога. Обучающиеся внимательно случают учителя. Определяют тему каждой пословицы. Делать выбор на основе существенных признаков. Соотносят пословицу с содержанием произведения. |
Артикуляцион-ная гимнастика. 2 мин. | Учитель предлагает выполнить артикуляционную гимнастику, для правильного произношения звуков | - Сейчас мы с вами немного отдохнем. (слайд 6). -Давайте проговорим чистоговорку, чётко повторяйте все за мной: Шу-шу-шу, шу-шу-шу Я письмо тебе пишу. Шо-шо-шо, шо-шо-шо У меня всё хорошо. Ши-ши-ши, ши-ши-ши У тебя как напиши. | Обучающиеся произносят за учителем слова чистоговорки. Стараются правильно произносить звуки. |
Вторичное восприятие текста. 3 мин. | Учитель предлагает прочитать произведение по цепочке. Организует деятельность по повторному восприятию текста. | (слайд 7) -Сейчас, ребята, мы с вами ещё раз прочитаем текст. Будем читать по цепочке. - Читайте внимательно, вам нужно будет отвечать на вопросы по содержанию этого текста. | Обучающиеся читают произведение по цепочке. Слушают и понимают речь других. |
Подготовка к активному и осознанному усвоению материала. 4мин. | Учитель предлагает выбрать у ромашки лепесток, зачитывает выбранные вопросы и предлагает ответить на вопрос. Организует работу по пониманию текста через вопросы. Формирует умение строить речевое высказывание Создаёт условия для осознанного восприятия текста. (приложение 2) | -Сейчас, я проверю, как вы внимательно читали рассказ. Для этого каждый из вас выберет на ромашке лепесток и ответит на вопрос, написанный на этом лепестке. | Обучающиеся выбирают на ромашке лепесток, отвечают на вопрос, прочитанный учителем. Стараются строить речевое высказывание. Учатся ориентироваться в своей системе знаний. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
Физкультурная минутка 2 мин | Учитель предлагает выполнить физкультминутку, для снятия мышечного напряжения. | - Я вижу, что вы устали, давайте отдохнём и выполним физкультминутку. (слайд 8) А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Обучающиеся выполняют упражнения вслед за учителем. Снимают мышечное напряжение. |
Закрепление изученного материала 5 мин. | Учитель зачитывает обучающимся отрывки из произведения, с разным количеством допущенных ошибок (дифференциация заданий). Создаёт условия для осознанного восприятия текста. Закрепляет полученные знания. (приложение3) | ( слайд 9) -Я вам прочитаю отрывки из произведения, а вы должны внимательно прослушать их и найти допущенные мною ошибки, количество ошибок будет разное. | Обучающиеся слушают отрывок из произведения и находят допущенные учителем ошибки. Закрепляют знание содержания текста. Принимают и сохраняют поставленную задачу. |
Проверка изученного материала 5 мин. | Учитель раздает обучающимся карточки с высказываниями, предлагает им прочитать и отметить, верны они или нет. Учитель организует проверку понимания текста, взаимопроверку (дифференциация заданий). (приложение 4) | ( слайд 10) - Теперь я предлагаю вам выполнить задание «Верно – не верно». Я сейчас раздам вам карточки. Вы должны прочитать написанные высказывания и отметить соответствуют они тексту, или нет. -Если высказывание соответствует тексту, ставим +, если не соответствует -. - Ребята, давайте проверим друг друга. | Обучающиеся читают высказывание и отмечают верно, оно(+) или нет (-). Осуществляют взаимопроверку. Принимают и сохраняют поставленную задачу. |
Итог, рефлексия, домашнее задание 2 мин | Учитель задает вопросы, подводит обучающихся к формулированию несложных выводов. Учитель организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности, предлагает выбрать смайлик, который характеризует его деятельность на уроке. Учитель сообщает об оценках, полученных на уроке. Учитель задает домашнее задание (дифференциация заданий). Учитель заканчивает урок. | ( слайд 11) - Как называется произведение, с которым мы работали на уроке? -Чему учит нас этот рассказ? -Выполнять любую работу нужно всегда добросовестно. - Ребята, перед каждым из вас лежат 3 смайлика. Разложите их на парте. (слайд 12) - Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали - тогда выбирайте этот смайлик. -Если вам было немного трудно, но вы старались, выберите этот смайлик. - Если у вас ничего не получилось, вы чувствовали себя неуверенно– то этот смайлик. -Сегодня на уроке вы все очень хорошо потрудились, все старались, но самыми старательными оказались....Оценки. - Домашнее задание: (слайд 13) 1 группа: стр.8-9 пересказ текста 2 группа: стр.8-9 в.№2,3. (слайд 14) Молодцы! Спасибо за урок! | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Учатся формулировать несложные выводы. Обучающиеся слушают и выбирают смайлик. Учатся осуществлять самооценку собственной учебной деятельности. Обучающиеся слушают учителя. Учатся адекватно воспринимать оценку учителя. Обучающиеся записывают домашнее задание. |
О ЗДОРОВЬЕ |
Приложение 1.
О ДРУЖБЕ |
О ТРУДЕ |
Приложение 2.
Почему учительница похвалила Марусю?
Расскажи, как ты дежуришь по классу?
Кого встретила Маруся по дороге в школе?
Как в рассказе звали девочку-дежурную?
Какие обязанности дежурной выполняла Маруся?
Как ты думаешь, понравилось ли Марусе быть дежурной?
Как относилась Маруся к обязанностям дежурного?
Приложение 3.
(1 ошибка)
Анна Ивановна оглядывает улицу (класс), кивает головой Марусе:
-Молодец! Всё в полном порядке.
(1 ошибка)
– Куда в такую рань, Маруся? – окликает её дворник.
– Ох, Иван Сергеевич! Я дежурная сегодня! – сообщает мальчик (девочка) и бежит в школу.
(2 ошибки)
Зазвонил телефон (звонок). Входит Анна Ивановна. Прощается (здоровается) с девочками.
(2 ошибки)
Маруся начинает спать (хозяйничать) в классе. Она берёт тряпку, вытирает доску, вытирает стол и танцует (поёт).
( 2 ошибки)
Маруся бежит за чаем (водой) и поливает горшки с зелёными растениями в уголке живой природы. Взобравшись на диван (подоконник), открывает форточку.
(3 ошибки)
Утро. Ещё очень поздно (рано). Во дворе пусто. Только повар (дворник) подметает двор. Из подъезда выбегает Петя (Маруся). Мчится к воротам.
Приложение 4.
да+ нет-
Маруся бежит за водой и поливает горшки с зелёными растениями. | |
Она берет газету, вытирает доску, вытирает стол и поёт, поёт. | |
Из подъезда выбегает Маруся. |
да+ нет-
Куда в такую рань, Маруся? — окликает ее повар. | |
Маруся начинает хозяйничать в классе. | |
Зазвонил телефон. Входит Анна Ивановна |
да+ нет-
Входит Анна Ивановна. Прощается с девочками. | |
— Молодец! Все в полном порядке. | |
Нельзя!- кричит Маруся. Вы поднимаете пыль! | |
Я дежурная сегодня! – сообщает мальчик (девочка) и бежит в кино. |
и поливает горшки с зелёными растениями.
Маруся бежит за водой
и поливает клумбу.
открывает дверь.
Взобравшись на подоконник
открывает форточку.
Я дежурная сегодня!
Ох, Иван Сергеевич!
Я ответственная сегодня!
Всё в полном порядке.
Молодец!
Всё хорошо.
кивает головой Марусе
Анна Ивановна оглядывает класс,
кивает головой Саше
в классе.
Маруся начинает хозяйничать
в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема : Русская народная сказка "Марья и ведьмы"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения «Мария Вайсман «Шмыгимышь»» (4 класс, УМК: «Перспективная начальная школа»)
Тема урока «Мария Вайсман «Шмыгимышь»»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа Марии ...