Программа по нравственно-эстетическому воспитанию детей.
рабочая программа на тему
Программа разработана для детей дошкольного и школьного возраста и включает в себя различные виды занятий по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utverzhdayu.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛЬНАЯ ПОДПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.
«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ».
Воспитатель:
Н. Н. Харламова.
2014 год.
Пояснительная записка.
Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
В основе нравственного воспитания лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.
Программа по нравственно-эстетическому направлению способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы предусматривает формирование у детей нравственных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважение и любви к Родине. В программе предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются эстетические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружить, трудится, справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей.
В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально – позитивное общение детей друг с другом.
Опираясь на принципы, воспитатель формирует у детей социально- коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создаёт благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
Программа рассчитана на детей школьного возраста и дошкольников. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: диалог, беседа, речевая игра, викторина, ролевая игра, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия – утренники, экскурсии, творческие мастерские. В конце раздела проводятся обобщающие занятия. Занятия с младшими детьми эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. На занятиях важна активность ребенка, его включенность в занятие. Это занятия – разъяснения, объяснения, обучения. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить интерес у ребенка к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Актуальность.
Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. На мой взгляд, в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не полностью реализуются, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все кто окружает ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Программа предназначена для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников центра показывают, что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм и правил поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойным нравственному выбору. Поэтому воспитателям предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
ЦЕЛЬ:
Формирование у детей представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
ЗАДАЧИ:
- Обогатить эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
- Обогатить опыт нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
- Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д.
- Развивать умения сочувствовать товарищу, стремления и умения помогать людям.
- Воспитывать уважение и любовь к близким людям, формировать правильное отношение к семье, их взаимоотношениям.
- Расширять знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике.
- Сформировать представление об основных общечеловеческих ценностях, раскрыть их сущность.
- Формировать умения контролировать себя, согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива.
Механизм реализации:
Блоки. Ознакомление с традициями русского народа, прикладным искусством, курс занятий вежливости, курс занятий по этикету.
Адресная направленность.
Программа направлена на широкий круг воспитанников от 3 до 18 лет. Данная программа состоит из двух частей: для воспитанников дошкольного возраста, вторая – для детей школьного возраста. Программа составлена с учетом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей детей. Занятия с дошкольниками проходят в первую половину дня, со школьниками занятия проходят во вторую половину дня.
Ожидаемый результат.
Дети должны иметь представление:
- о семейных традициях,
- об особенностях семейных отношений;
- о нравственных ценностях;
- о ценностном отношение к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
должны быть знакомы с историей и культурой своей страны;
должны уметь:
- проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, поддерживать красоту;
- стремится к добру и неприятию зла;
- не допускать дурных поступков;
- быть честными и правдивыми;
- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, курением, сквернословием и др.
Основные разделы программы.
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1. | Этикет и правила хорошего тона. | 10 |
2. | Праздники и традиции русского народа. | 5 |
3. | О трудолюбии. Культура внешнего вида. | 4 |
4. | Этика общения. | 10 |
5. | Этика отношений к окружающему. | 7 |
Технологии и методы
1. Работа с учебным комплектом.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок и учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, общественному долгу, гуманности и патриотизме.
2. Беседы этического содержания (с привлечением людей старшего поколения и различных профессий).
Это способствует приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. На основе анализа фактов воспитатель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий.
3.Совместная работа детей на занятии.
Формирует отношение каждого участника к своему делу как к общему; умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели; взаимную поддержку и в то же время требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции структуры учебной деятельности.
Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, воспитателю необходимо создавать в течение занятия ситуации, в которых у детей была бы возможность общения между собой, а также условия, при которых дети придумывают примеры, задачи, задают друг другу вопросы. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу.
Например, в занятие можно включить творческое задание "Раскрась варежки".
Для выполнения этого задания даются заготовки из бумаги - варежки (одна пара на двоих детей) и цветные карандаши (каждого цвета по два).
Воспитатель объясняет: "Сейчас мы будем раскрашивать варежки. Вы сидите вдвоем, и чтобы эта одна пара варежек получилась красивой и одинаковой, вы должны договориться между собой, как будете рисовать рисунок и раскрашивать, чтобы варежки понравились обоим".
4. Игровые ситуации.
В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила, нарушение которых дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю.
Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" - говорил А.С.Макаренко.
5. Инсценировки.
В качестве инсценировки может выступать пантомима, где дети раскрывают свой творческий потенциал, учатся донести до всех информацию, не только используя речь, но и пластику рук и тела.
Возможно на уроке и разыгрывание различных ситуаций.
6. Прослушивание аудиозаписей (фрагментов сказок, басен, стихов и песен).
8. Работа с ИКТ (выпуски детских презентаций по темам, сюжетов из сказок, фильмов с нравственным содержанием).
9. Работа с пословицами и поговорками.
Сочинение рассказа на основе пословиц и поговорок. Игровые моменты - пословица рассыпалась, найди вторую половину пословицы. Подбор пословиц к изучаемым темам, обогащение словарного запаса.
10. Экскурсии.
Своеобразной школой нравственного образования являются экскурсии. Поездки по родному краю обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями о старинных русских городах, традициях русского народа, его культуре. Экскурсии в природу дают возможность воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе.
11. Праздники.
Формирования и осознания у детей народных традиций, аккумулированных в народных праздниках.
В праздниках проявляется отношение детей к полученным знаниям о Родине, народе, культуре и т.д.
Проведение народных праздников с элементами игры позволяет включать в единый игровой воспитательный процесс одновременно детей, подростков и взрослых. Такая практика дает возможность воспитателям сглаживать возрастные противоречия между различными поколениями и создавать предпосылки к образованию единого межвозрастного коллектива, который строится на взаимоуважении и совместной деятельности. Именно к такому воспитанию призывал великий отечественный педагог Макаренко.
12. Акции
Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности;
целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности;
творить добро, совершать добрые поступки, помогать друг другу.
13. Диагностика.
Проведение диагностических исследований поведения детей и выявления уровня их нравственной воспитанности для планирования занятий с детьми по данному направлению.
14. Проектная технология.
Приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом через проведение русских фольклорных праздников.
План – сетка.
Январь | Из истории праздника Рождество Христово. Традиции праздника. Колядки. Беседа. | Правила поведения в центре, школе. Беседа, решение ситуационных задач. | Из истории праздника Крещение. Познавательное занятие. | Посещение библиотеки. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия |
Февраль | Правила поведения на улице и дома. Ролевая игра. | Правила поведения в столовой. Беседа – практикум. | Мой гардероб и уход за ним. Практическое занятие, беседа. | Из традиций русского народа. Масленица. Праздник. |
Март | Воспитание уважительного отношения к женщине. Беседа – рассказ. | Красота внешнего облика. Мои жесты. Творческое занятие | Умей ценить свое и чужое время. Цена минуты. Познавательное занятие. | «Труд кормит, а лень портит». Игровое занятие. |
Апрель | Из традиций русского народа. Пасха. Беседа. | Добро и зло – это хорошо или плохо. Что такое доброта? Беседа, с элементами театрализации. | О честности и умении держать слово. Конкурсная программа | Ты и твои друзья. |
Май | Уважительное отношение к семье. Моя семья. Практическое занятие. | Знакомство с творчеством нейских поэтов и художников. Познавательное занятие. | Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Конкурсная программа | Игры народов нашей страны. Практикум. |
Сентябрь | Твоя речь. Слово лечит, слово ранит. Беседа, диалог. | Школа этикета, или вы пришли в театр. Правила поведения в театре, кинотеатре. Интеллектуальное занятие. | Достопримечательности города Костромы. Заочная экскурсия | Меня пригласили на день рождения. Правила поведения в гостях. Беседа – практикум. |
Октябрь | Я живу в России. Познавательное занятие. | У меня зазвонил телефон. Беседа – практикум. | Посещение художественной школы. Экскурсия. | Бережное отношение к природе. Игровое, познавательное занятие |
Ноябрь | Что может быть лучше дружбы? Игровое занятие. | Поверь в себя. Познавательное занятие. | Путешествие в город Вежливость. Игра – путешествие. | Спроси – отвечу (правила поведения в транспорте). Викторина. Викторина. |
Декабрь | Подарки к торжествам и праздникам. Практическое занятие. | Честность, правдивость, доброжелательность. Познавательное занятие, театрализация | Мы поссоримся и помиримся. Игровой тренинг. | Чему нас научили уроки нравственности. Обобщаю- щие занятия. |
ЯНВАРЬ | |
Из истории праздника Рождество Христово. Традиции праздника. Колядки. Беседа. | Выявить уже имеющиеся у детей знания о праздновании Рождества в нашей стране; дать новые сведения о праздновании Рождества в нашей стране и за рубежом, познакомить с обрядом колядование. Обогатить словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения. Пробудить интерес к изучению истории православной культуры. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов. |
Правила поведения в центре, школе. Беседа, решение ситуационных задач. | Познакомить и закрепить с детьми правила этикета в школе и центре. Развивать умение решать предложенные ситуационные задачи. Воспитывать культуру поведения. |
Из истории праздника Крещение. Познавательное занятие. | Познакомить детей с православным праздником Крещением и ввести в лексикон новые слова: купель, пост, иордань, грех, кропят. Развивать кругозор, расширять словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям. |
Посещение библиотеки. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия. | Познакомить детей с библиотекой. Формировать интерес к книге. Познакомить с правилами обращения с книгой и правилами поведения в библиотеке. |
ФЕВРАЛЬ | |
Правила поведения на улице и дома. Ролевая игра. | Закрепить правила безопасного поведения детей дома и на улице. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам поведения. Формировать навыки этического поведения; Воспитывать уважение к окружающим людям. |
Правила поведения в столовой. Беседа – практикум. | Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в столовой. Учить применять полученные знания на практике. Воспитывать уважение к окружающим людям, культуру поведения. |
Мой гардероб и уход за ним. Практическое занятие, беседа. | Познакомить детей с правилами ухода за своим гардеробом. Научить пользоваться простейшими средствами ухода за своими вещами. Воспитывать бережное отношение к своим вещам. |
Из традиций русского народа. Масленица. Праздник. | Познакомить детей с историей праздника, рассказать о масленичной неделе, ее днях. Вовлечь детей в подвижные игры и зимние забавы. Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками. |
МАРТ | |
Воспитание уважительного отношения к женщине. Беседа – рассказ. | Формировать у ребят уважительное отношение к матери, своему дому, семье. Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли. Воспитывать любовь и уважение к матери. |
Красота внешнего облика. Мои жесты. Творческое занятие. | Создать условия для воспитания нравственной культуры. Формировать у воспитанников представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми. Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов, побуждать желание познавать себя. Развивать речь, творческое мышление. |
Умей ценить свое и чужое время. Цена минуты. Познавательное занятие. | Способствовать воспитанию бережного и рационального использования своего и чужого времени. Учить ценить время, быть пунктуальными. Показать важность соблюдения режима дня. Расширять кругозор детей.
|
«Труд кормит, а лень портит». Игровое занятие. | Расширять и пополнять знания детей о роли труда в жизни человека, формировать отрицательное отношение к лени. Расширять и обогащать активный словарь детей, развивать связную речь. Корректировать память через рассказывание стихов наизусть, внимание, мышление на основе упражнений и дидактических игр. Воспитывать любовь к труду, уважение к людям разных профессий. |
АПРЕЛЬ | |
Из традиций русского народа. Пасха. Беседа. | Закрепить и расширить знания детей о старинном русском празднике, его обрядах. Расширять кругозор, словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям. |
Добро и зло – это хорошо или плохо. Что такое доброта? Беседа, с элементами театрализации. | Развивать представления воспитанников о добре и зле. Воспитывать стремления совершать добрые дела. Повышать самооценку; мотивировать на добрые дела. Развивать речь, творческое воображение. |
О честности и умении держать слово. Конкурсная программа. | Закрепить с детьми правила вежливости. Воспитывать скромность, дружелюбие, отзывчивость. Развивать речь, мышление, память. |
Ты и твои друзья. | Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками. Развивать коммуникативные способности детей, умение общаться в коллективе.
|
МАЙ | |
Уважительное отношение к семье. Моя семья. Практическое занятие. | Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли. Воспитывать любовь и уважение к родителям. |
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Конкурсная программа. | Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом; Воспитывать высокую культуру поведения детей и подростков. Развивать мышление, сообразительность, умение работать в группе. |
Знакомство с творчеством нейских поэтов и художников. Познавательное занятие. | Познакомить детей с творчеством наших земляков: поэтов, художников. Воспитывать гордость за наших земляков. Развивать память, речь, расширять кругозор. |
Игры народов нашей страны. Практикум. | Продолжать накапливать опыт, материал по устному народному творчеству. Развивать умение детей рассказывать и объяснять содержание игры, развивать двигательные умения и навыки. Воспитывать у детей в процессе игр таких нравственных качеств как любовь к родине и ее народу, воспитывать коллективизм, дружеское отношение друг к другу. |
СЕНТЯБРЬ | |
Твоя речь. Слово лечит, слово ранит. Беседа, диалог. | Расширять, уточнять и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем, формируя желания рассказать о собственных впечатлениях, развивая монологическую речь. Совершенствовать навыки ведения диалога, умения отвечать на поставленные вопросы полно и кратко. Обогащать экспрессивную речь прилагательными, обозначающими моральные качества людей (вежливый, добрый, умный, серьезный, сильный…, привлекательная, обаятельная, стройная, модная…). |
Школа этикета, или вы пришли в театр. Правила поведения в театре, кинотеатре. Интеллектуальное занятие. | Познакомить детей с правилами поведения в театре, дать учащимся первоначальные сведения о театральных профессиях. Развивать речь, мышление, любознательность, память. Воспитывать культуру поведения. |
Достопримечательности города Костромы. Заочная экскурсия. | Познакомить учащихся с главными достопримечательностями центра нашей области Костромы. Воспитывать любовь, уважение, гордость за нашу область, желание больше узнать об истории области. Развивать речь, память, внимание, расширять кругозор. |
Меня пригласили на день рождения. Правила поведения в гостях. Беседа – практикум. | Учить детей, следуя нормам этикета правильно вести себя в гостях, учить применять полученные знания на практике. Воспитывать потребность и желание быть культурным человеком. Развивать умение решать ситуационные задачи. |
ОКТЯБРЬ. | |
Я живу в России. Познавательное занятие. | Выявить качество знания детей о России как о родной стране. Закрепить и обобщить знания детей об окружающем мире, о его многообразии, России как о Родной стране. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Воспитывать любовь к Родине, её традициям и обычаям. Патриотизм. |
У меня зазвонил телефон. Беседа – практикум. | Обобщить знания детей о правилах пользования телефоном, о культуре разговора по телефону. Развивать речь, память, внимание, умение решать предложенные задачи. |
Посещение художественной школы. Экскурсия. | Воспитывать у детей любовь к искусству. Развивать наблюдательность и познавательный интерес. |
Бережное отношение к природе. Игровое, познавательное занятие. | Скорректировать у детей понятие, что такое природа, окружающая нас, поговорить о бережном отношении к ней. Вызвать желание беречь природу. Закрепить правила поведения в природе, используя игровые методы. |
НОЯБРЬ. | |
Что может быть лучше дружбы? Игровое занятие. | Уточнить и закрепить знания детей о дружбе. Вызывать желание дружить с другими детьми разных национальностей. Воспитывать умение работать в группе, в парах. Развивать память, мышление, речь, чувство ответственности за себя и свою команду. |
Поверь в себя. Познавательное занятие. | Повысить ответственность детей за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Развивать личностные качества: самооценку, уверенность в своих возможностях, умение управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим. Развивать чувство ответственности и уверенности в себе. |
Путешествие в город Вежливость. Игра – путешествие. | Развивать умение у детей анализировать свои поступки, поступки товарищей. Закреплять в речи детей употребление этикетных форм. Воспитывать доброжелательность, дружеские отношения среди детей. |
Спроси – отвечу (правила поведения в транспорте). Викторина. Викторина. | Обобщить знания учащихся о правилах поведения в транспорте. Расширять кругозор, мышление, сообразительность. Воспитывать культурное поведение в транспорте. |
ДЕКАБРЬ. | |
Подарки к торжествам и праздникам. Практическое занятие. | Научить детей, как правильно и красиво упаковать подарок, как правильно его подарить. Объяснить, какие подарки лучше всего дарить на праздники. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Развивать ручные умения; воспитывать привычку к кропотливой работе, доведению начатого дела до конца. |
Честность, правдивость, доброжелательность. Познавательное занятие, театрализация. | Познакомить детей с понятиями: честность, доброжелательность, справедливость. Создать условия для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками через театрализованную деятельность. Развивать творческую активность, речь, воображение. |
Мы поссоримся и помиримся. Игровой тренинг. | Учить детей понимать причины возникновения ссоры, находить правильный выход из конфликтных ситуаций. Учить детей уступать друг другу, считаться с мнением другого человека. Закрепить умение использовать в речи вежливые слова. |
Чему нас научили уроки нравственности. Обобщающие занятия. | Обобщить и закрепить знания детей об общепринятых нормах нравственности, культуре поведения, правилах хорошего тона. Развивать речь, память, внимание, мышление, расширять кругозор, умение работать как самостоятельно, так и в группе. Воспитывать чувство ответственности за себя и товарища по команде. |
Дошкольники. Пояснительная записка.
Личное становление начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает очень важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги и в освоении норм жизни, общаясь с взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя». Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям, стремится действовать как взрослый. С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нельзя», «хорошо - плохо», «добро - зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, к окружающему миру. Воспитатели должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Основа самого лучшего в людях - человечности -закладывается именно в дошкольном возрасте.
ЦЕЛЬ: развитие у детей нравственно - эстетических качеств с дальнейшей более облегченной адаптацией в социальной среде.
ЗАДАЧИ:
- Обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формировать у них нравственные чувства.
- Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д.
- Расширить знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике.
- Развивать у детей коммуникативные умения, эстетическое восприятие.
- Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим; положительное отношение к себе; сопереживание; готовность помочь, порадовать другого; дружеские отношения между детьми; интерес и уважение к трудящемуся человеку.
Январь.
Занятие №1. Этикет. Что это?
Задачи: Познакомить детей с понятием этикет. Учить соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.
Расширять кругозор детей, определить уровень знаний детей об этикете.
Занятие №2. С чего начинается утро или слово
«здравствуйте».
Задачи: Ввести в речевой этикет вежливые формы приветствия, учить использовать полученные знания на практике. Объяснить, что при приветствии желательно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться.
Развивать речь, мышление. Формировать у детей навык культурного поведения.
Воспитывать у детей уважение к взрослым.
Занятие №3. Давайте познакомимся.
Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; уточнить значения слов: «отчество, «тезка».
Развивать диалогическую речь (беседа об именах).
Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, своему имени.
Занятие №4. Зачем быть вежливым.
Задачи: Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Учить соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать уважение к окружающим людям.
Февраль.
Занятие №1. Волшебные слова.
Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово».
Задачи: Продолжать учить детей использовать в речи волшебные, добрые слова, обратить внимание детей на то, что многие слова являются «волшебными», помогают человеку. Возбудить интерес детей и раскрыть значения слов, их применение.
Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.
Развивать речь, любовь к чтению.
Занятие №2. Волшебные слова.
Задачи: Учить решать некоторые этические задачи.
Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим, учить видеть хорошие качества у близких.
Занятие №3 Народные праздники. Масленица.
Задачи: Познакомить детей со старинным русским праздником «Масленицей».
Вовлечь детей в подвижные игры и зимние забавы.
Развивать дружеское взаимоотношение между детьми, умение помогать друг другу.
Воспитывать любовь и уважение и к народным праздникам.
Занятие №4. Вежливое путешествие.
Задачи: Продолжать формировать положительные моральные качества, развивать способность к позитивным и негативным поступкам.
Развивать навыки культурного поведения, речь, мышление, умение соревноваться.
Март.
Занятие №1. Путешествие в страну Вежливость
Задачи: Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.
Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности).
Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Занятие №2. «Моя мама лучше всех». Конкурс рисунков.
Задачи: Прививать интерес к рисованию.
Воспитывать любовь и уважение к матери, вызывать желание помогать маме.
Развивать моторику, творческое воображение.
Занятие №3. Кто и зачем придумал правила поведения.
Задачи: Объяснить детям, зачем нам необходимо соблюдать правила поведения.
Развивать диалогическую речь, умение строить суждение.
Воспитывать навык культурного поведения.
Занятие №4. Как вести себя за столом.
Задачи: Продолжить знакомство детей с понятием этикет, выработать практические навыки поведения за столом.
Организовать игры и упражнения, помогающие овладению правилами этикета за столом.
Развивать умение применять полученные знания на практике.
Апрель.
Занятие №1. Поведение за столом.
Задачи: Учить детей накрывать стол к чаю.
Расширять знания детей о правилах хорошего тона.
Воспитывать стремление быть воспитанным человеком.
Занятие №2. Кто опрятен - тот приятен.
Задачи: Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, аккуратно и бережно складывать свою одежду.
Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей.
Формировать потребность в чистоте одежды и обуви.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил ухода за своей одеждой и обувью.
Занятие №3. Как правильно пользоваться предметами личной гигиены
Задачи: Учить детей правильно пользоваться полотенцем, носовым платком, ухаживать за зубами, волосами, мыть руки.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил ухода за своим телом.
Занятие №4. Встреча весны. Экскурсия в лес.
Задачи: Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа, учить ценить прошлое, познакомить с народными традициями встречи весны, используя пословицы, поговорки, загадки.
Развивать речь, память, мышление, расширять кругозор.
Май.
Занятие №1. Традиции русского народа.
Народные игры.
Задачи: Продолжать накапливать опыт, материал по устному народному творчеству.
Развивать умение детей рассказывать и объяснять содержание игры, развивать двигательные умения и навыки.
Воспитывать в процессе игры нравственные качества: коллективизм, любовь к Родине и ее народу.
Занятие №2. Что такое семья.
Задачи: Формировать представление о семье, как о людях, живущих вместе.
Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Развивать речь, расширять кругозор, словарь детей.
Занятие №3. Этикет и взаимоотношения в семье.
Чтение рассказа Осеевой и беседа.
Задачи: Развивать навыки общения родителей и детей, способствовать сплочению семьи.
Воспитывать культуру поведения, умения вести себя в коллективе; уважение к старшим, побуждать к доброжелательным поступкам, к правильному осознанию своего поведения.
Развивать познавательные способности; наглядно – образное мышление, коммуникативные навыки у детей;
Занятие №4. Близкие люди.
Задачи: Продолжить формировать навыки общения родителей и детей, способствовать сплочению семьи.
Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания, как возможности избежать многих неприятностей, несчастий.
Воспитывать культуру поведения с близкими людьми.
Сентябрь.
Занятие №1. Чудесен лес осенью. Экскурсия в природу.
Задачи: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе; показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и птиц; активизировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач.
Развивать память, внимание, воображение.
Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Занятие №2. Конкурс рисунков. « Чудесен лес осенью».
Задачи: Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.
Воспитывать интерес к рисованию.
Развивать творческий замысел, эстетический вкус, моторику.
Занятие №3. Приглашаем в гости.
Задачи: Учить детей правильно приглашать гостей, употребляя в речи словесные формы приглашения.
Воспитывать доброжелательность.
Развивать навыки коммуникативного общения.
Занятие №4. Принимаем гостей. Сервировка стола.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об этикете, закреплять понятие «этикет», учить принимать гостей, сервировать стол.
Развивать практические навыки сервировки стола.
Воспитывать доброжелательность, вежливость при приеме гостей.
Октябрь.
Занятие №1. Что такое добро и зло.
Задачи: Научить детей определять добрые и злые поступки, учить анализировать действия, поступки, отличать добро от зла, расслабляться и забывать плохое.
Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных.
Воспитывать скромность, дружелюбие, отзывчивость.
Развивать речь, мышление, кругозор.
Занятие №2. «Откуда пришел хлеб».
Задачи: Уточнить и расширить знания детей о процессе получения хлеба.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его вырастили.
Развивать речевую активность, память, мышление, пополнять словарь детей новыми словами по теме.
Занятие №3. Что такое дружба.
Задачи: Формировать представление о дружбе, показать на примере красоту добрых поступков.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитывать в детях чувство сопереживания.
Занятие №4. Мы поссоримся и помиримся
Задачи: Учить детей понимать причины ссоры, уступать друг другу, учить употреблять в речи вежливые слова.
Развивать коммуникативные навыки, речь, память.
Ноябрь.
Занятие №1. В мире людей.
Задачи: Сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью, доброжелательные отношения друг к другу, порядочность, уважительное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Развивать коммуникативные навыки.
Занятие №2. Бережное отношение к природе.
Задачи: Объяснить детям понятие природа, окружающая нас, поговорить о бережном отношении к ней, вызывать желание беречь природу, используя игровые методы.
Занятие №3. Вежливая улица.
Задачи: Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости.
Воспитывать навык культурного пешехода.
Развивать умения применять полученные знания на практике.
Занятие №4. Телефон и мы.
Задачи: Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.
Развивать речь, мышление, пополнять словарный запас детей.
Декабрь.
Занятие №1. Меня пригласили на день рождения
Задачи: Дать детям представление о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.
Развивать коммуникативную активность детей, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе.
Занятие №2. Правила поведения в транспорте.
Задачи: Познакомить детей с правилами поведения в транспорте,
Развивать умение употреблять в различных ситуации нужные вежливые слова.
Воспитывать навыки культурного человека.
Занятие №3. Поведение в театре, кинотеатре.
Задачи: Уточнить и систематизировать правила этикета, познакомить с театральным этикетом.
Развивать речь, внимание, мышление, творческое воображение, пополнить словарь детей, расширить кругозор,
Занятие №4. Развлечение «Город Вежливости».
Задачи: обобщить и закрепить знания детей об общепринятых нормах нравственности, культуре поведения, правилах хорошего тона.
Развивать внимание, память, коммуникативные навыки, умение решать ситуационные задачи, работать в группе.
Литература.
- «Этикет за столом». Дунцова. 1990 год. Москва.
- «Мастера и рукодельницы». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
- «Семейные традиции». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
- «Сказочное слово». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
- «Весенние, зимние праздники для детей». Петров. 2001 год Москва.
- «Будни и праздники». Барышникова. 2007 год. Ярославль.
- Журналы «Пед.совет», «Шик».
- «Золотая книга хозяюшки». 2007 год. Белгород.
- «Лучшая энциклопедия для девчонок». Боровская. 2008 год. Белгород.
- «Правила поведения для воспитанных детей» 2010 год. Москва.
- Журналы «Учимся играя».
- «Азбука нравственного воспитания» 1990 год. Москва.
- «Русский народный календарь». 2005 год.
- http//www.nsportal.ru
- http//www.1september.ru
- http//www.solnet.ee.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности
Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...
статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...
статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...
статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"
Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...
Программа мониторинговых исследований уровня воспитанности детей в группе продлённого дня
Согласно перечню функциональных обязанностей воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функц...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей «В мире добра».
Клуб «В мире добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования....