Программа по нравственно-эстетическому воспитанию детей.
рабочая программа на тему

Харламова Наталия Николаевна

Программа разработана для детей дошкольного и школьного возраста и включает в себя различные виды занятий по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utverzhdayu.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.

«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ».

Воспитатель:

Н. Н. Харламова.

2014 год.

Пояснительная записка.

       Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

       В основе нравственного воспитания лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.

       Программа по нравственно-эстетическому направлению способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка.  Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы предусматривает формирование у детей нравственных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважение и любви к Родине. В программе предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

       В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются эстетические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружить, трудится, справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей.

       В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально – позитивное общение детей друг с другом.

       Опираясь на принципы, воспитатель формирует у детей социально- коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создаёт благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

       Программа рассчитана на детей школьного возраста и дошкольников. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: диалог, беседа, речевая игра, викторина, ролевая игра, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия – утренники, экскурсии, творческие мастерские. В конце раздела проводятся обобщающие занятия. Занятия с младшими детьми эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. На занятиях важна активность ребенка, его включенность в занятие. Это занятия – разъяснения, объяснения, обучения. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить интерес  у ребенка к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Актуальность.

        Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. На мой взгляд, в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не полностью  реализуются, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все кто окружает ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.                                                                                                                   Программа предназначена для детей     дошкольного,  младшего и     среднего школьного  возраста.  Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести   и благородства.  

Диагностические данные воспитанников центра показывают, что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм и правил поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойным нравственному выбору. Поэтому воспитателям предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

ЦЕЛЬ:

Формирование у детей представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

ЗАДАЧИ:

  1. Обогатить эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
  2. Обогатить опыт нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
  3. Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д.
  4. Развивать умения сочувствовать товарищу, стремления и умения помогать людям.
  5. Воспитывать уважение и любовь к близким людям, формировать правильное отношение к семье, их взаимоотношениям.
  6. Расширять знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике.
  7. Сформировать представление об основных общечеловеческих ценностях, раскрыть их сущность.
  8. Формировать умения контролировать себя, согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива.  

Механизм реализации:

       Блоки. Ознакомление с традициями русского народа, прикладным искусством, курс занятий вежливости, курс занятий по этикету.

Адресная направленность.

       Программа направлена на широкий круг воспитанников от 3 до 18 лет. Данная программа состоит из двух частей: для воспитанников дошкольного возраста, вторая – для детей школьного возраста. Программа составлена с учетом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей детей. Занятия с дошкольниками проходят в первую половину дня, со школьниками занятия проходят во вторую половину дня.

Ожидаемый результат.

Дети должны иметь представление:

- о семейных традициях,

- об особенностях семейных отношений;

- о нравственных ценностях;

- о ценностном отношение к здоровому образу жизни, к   окружающему их миру;

должны быть знакомы с историей и культурой своей страны;

должны уметь:

- проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, поддерживать красоту;

- стремится к добру и неприятию зла;

- не допускать дурных поступков;

- быть честными и правдивыми;

- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, курением, сквернословием и др.

Основные разделы программы.

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1.

Этикет и правила хорошего тона.

10

2.

Праздники и традиции русского народа.

5

3.

О трудолюбии. Культура внешнего вида.

4

4.

Этика общения.

10

5.

Этика отношений к окружающему.

7

Технологии и методы

1. Работа с учебным комплектом.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок и учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, общественному долгу, гуманности и патриотизме.

2. Беседы этического содержания (с привлечением людей старшего поколения и различных профессий).

Это способствует приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. На основе анализа фактов воспитатель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий.

3.Совместная работа детей на занятии.

       Формирует отношение каждого участника к своему делу как к общему; умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели; взаимную поддержку и в то же время требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции структуры учебной деятельности.

Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, воспитателю необходимо создавать в течение занятия ситуации, в которых у детей была бы возможность общения между собой, а также условия, при которых дети придумывают примеры, задачи, задают друг другу вопросы. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу.
Например, в занятие можно  включить творческое задание "Раскрась варежки".

Для выполнения этого задания даются заготовки из бумаги - варежки (одна пара на двоих детей) и цветные карандаши (каждого цвета по два).

Воспитатель объясняет: "Сейчас мы будем раскрашивать варежки. Вы сидите вдвоем, и чтобы эта одна пара варежек получилась красивой и одинаковой, вы должны договориться между собой, как будете рисовать рисунок и раскрашивать, чтобы варежки понравились обоим".

4. Игровые ситуации. 

       В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила, нарушение которых дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю.
      Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" - говорил А.С.Макаренко.

5. Инсценировки.

В качестве инсценировки может выступать пантомима, где дети раскрывают свой творческий потенциал, учатся донести до всех информацию, не только используя речь, но и пластику рук и тела.
Возможно на уроке и разыгрывание различных ситуаций.

6. Прослушивание аудиозаписей (фрагментов сказок, басен, стихов и песен).

8. Работа с ИКТ (выпуски детских презентаций по темам, сюжетов из сказок, фильмов с нравственным содержанием).

9. Работа с пословицами и поговорками.

Сочинение рассказа на основе пословиц и поговорок. Игровые моменты - пословица рассыпалась, найди вторую половину пословицы. Подбор пословиц к изучаемым темам, обогащение словарного запаса.

10. Экскурсии. 

Своеобразной школой нравственного образования являются экскурсии. Поездки по родному краю обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями о старинных русских городах, традициях русского народа, его культуре. Экскурсии в природу дают возможность  воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе.

11.  Праздники.

Формирования и осознания  у детей  народных традиций, аккумулированных в народных праздниках.

В праздниках проявляется отношение детей   к полученным знаниям о Родине, народе, культуре и т.д.

        Проведение народных праздников с элементами игры позволяет включать в единый игровой воспитательный процесс одновременно детей, подростков и взрослых. Такая практика дает возможность воспитателям сглаживать возрастные противоречия между различными поколениями и создавать предпосылки к образованию единого межвозрастного коллектива, который строится на взаимоуважении и совместной деятельности. Именно к такому воспитанию призывал великий отечественный педагог Макаренко.

12. Акции

Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности;

целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности;

творить добро, совершать добрые поступки, помогать друг другу.

   

       13. Диагностика.

       Проведение диагностических исследований поведения детей и выявления уровня их нравственной  воспитанности для планирования занятий с детьми по данному направлению.

       14. Проектная технология.

       Приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом через проведение русских фольклорных праздников.

План – сетка.

Январь

Из истории праздника Рождество Христово. Традиции праздника. Колядки.

Беседа.

 Правила поведения в центре, школе.

Беседа, решение ситуационных задач.

Из истории праздника Крещение. Познавательное занятие.

Посещение библиотеки. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия

Февраль

 Правила поведения на улице и дома. Ролевая игра.

Правила поведения в столовой.

Беседа – практикум.

Мой гардероб и уход за ним.

Практическое занятие, беседа.

Из традиций русского народа. Масленица.

Праздник.

Март

Воспитание уважительного отношения к женщине.

Беседа – рассказ.

Красота внешнего облика. Мои жесты.

Творческое занятие

Умей ценить свое и чужое время. Цена минуты.

Познавательное занятие.

«Труд кормит, а лень портит». Игровое занятие.

Апрель

Из традиций русского народа. Пасха.

Беседа.

Добро и зло – это хорошо или плохо. Что такое доброта?

Беседа, с элементами театрализации.

О честности и умении держать слово.

Конкурсная программа

Ты и твои друзья.

Май

Уважительное отношение к семье. Моя семья.

Практическое занятие.

Знакомство с творчеством нейских поэтов и художников. Познавательное занятие.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Конкурсная программа

Игры народов нашей страны.

Практикум.

Сентябрь

 Твоя речь. Слово лечит, слово ранит. Беседа, диалог.

Школа этикета, или вы пришли в театр. Правила поведения в театре, кинотеатре.

Интеллектуальное занятие.

Достопримечательности города Костромы.

Заочная экскурсия

 Меня пригласили на день рождения. Правила поведения в гостях. Беседа – практикум.

Октябрь

Я живу в России. Познавательное занятие.

 У меня зазвонил телефон.

Беседа – практикум.

Посещение художественной школы.

Экскурсия.

Бережное отношение к природе. Игровое, познавательное занятие

Ноябрь

Что может быть лучше дружбы? Игровое занятие.

Поверь в себя. Познавательное занятие.

Путешествие в город Вежливость. Игра – путешествие.

Спроси – отвечу (правила поведения в транспорте). Викторина.

Викторина.

Декабрь

Подарки к торжествам и праздникам. Практическое занятие.

Честность, правдивость, доброжелательность. Познавательное занятие, театрализация

Мы поссоримся и помиримся. Игровой тренинг.

Чему нас научили уроки нравственности. Обобщаю-

щие занятия.

ЯНВАРЬ

Из истории праздника Рождество Христово. Традиции праздника. Колядки.

Беседа.

Выявить уже имеющиеся у детей знания о праздновании Рождества  в нашей стране; дать новые сведения о праздновании Рождества  в нашей стране и за рубежом, познакомить с обрядом колядование.

Обогатить словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения.  

Пробудить интерес к изучению истории православной культуры.

Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.

Правила поведения в центре, школе.

Беседа, решение ситуационных задач.

Познакомить и  закрепить  с детьми правила этикета в школе и центре.

Развивать умение решать предложенные ситуационные задачи.

Воспитывать культуру поведения.

Из истории праздника Крещение. Познавательное занятие.

Познакомить детей с православным праздником Крещением и ввести в лексикон новые слова: купель, пост, иордань, грех, кропят.

Развивать кругозор, расширять словарный запас детей.

Воспитывать уважительное отношение к православным традициям.

Посещение библиотеки. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия.

Познакомить детей с библиотекой.

Формировать интерес к книге.

Познакомить с правилами обращения с книгой и правилами поведения в библиотеке.

ФЕВРАЛЬ

Правила поведения на улице и дома. Ролевая игра.

Закрепить правила безопасного  поведения детей дома и на улице.

Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам поведения.

Формировать навыки этического поведения;

Воспитывать уважение к окружающим людям.

Правила поведения в столовой.

Беседа – практикум.

Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в столовой.

Учить применять полученные знания на практике.

Воспитывать уважение к окружающим людям, культуру поведения.

Мой гардероб и уход за ним.

Практическое занятие, беседа.

Познакомить детей с правилами ухода за своим гардеробом.

Научить пользоваться простейшими средствами ухода за своими вещами.

Воспитывать бережное отношение к своим вещам.

Из традиций русского народа. Масленица.

Праздник.

Познакомить детей с историей праздника, рассказать о масленичной неделе, ее днях.

Вовлечь детей в подвижные игры и зимние забавы.

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.

МАРТ

Воспитание уважительного отношения к женщине.

Беседа – рассказ.

Формировать у ребят уважительное отношение к матери, своему дому, семье.

Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли.

Воспитывать любовь и уважение к матери.

Красота внешнего облика. Мои жесты.

Творческое занятие.

Создать условия для воспитания нравственной культуры.

Формировать у воспитанников представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми.

Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов, побуждать желание познавать себя.

Развивать речь, творческое мышление.

Умей ценить свое и чужое время. Цена минуты.

Познавательное занятие.

Способствовать воспитанию бережного и рационального       использования своего и чужого времени.

Учить ценить время, быть пунктуальными.

Показать важность соблюдения режима дня.

Расширять кругозор детей.

        

«Труд кормит, а лень портит». Игровое занятие.

Расширять и пополнять знания детей о роли труда в жизни человека, формировать отрицательное отношение к лени.                                        Расширять и обогащать активный словарь детей, развивать связную речь.                             Корректировать память через рассказывание стихов наизусть, внимание, мышление на основе упражнений и дидактических игр.         Воспитывать любовь к труду, уважение к людям разных профессий.

АПРЕЛЬ

Из традиций русского народа. Пасха.

Беседа.

Закрепить  и расширить знания детей о старинном русском празднике, его обрядах.

Расширять кругозор, словарный запас детей.

Воспитывать уважительное отношение к православным традициям.

Добро и зло – это хорошо или плохо. Что такое доброта?

Беседа, с элементами театрализации.

Развивать представления воспитанников о добре и зле.                                                                 Воспитывать стремления совершать добрые дела. Повышать самооценку; мотивировать  на добрые дела.                                                                     Развивать речь, творческое воображение.                                                                                                                                                                            

О честности и умении держать слово.

Конкурсная программа.

Закрепить с детьми правила вежливости. Воспитывать скромность, дружелюбие, отзывчивость.

Развивать речь, мышление, память.

Ты и твои друзья.

Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками. Развивать коммуникативные способности детей, умение общаться в коллективе.

 

МАЙ

Уважительное отношение к семье. Моя семья.

Практическое занятие.

Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли.

Воспитывать любовь и уважение к родителям.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Конкурсная программа.

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;    формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом;

Воспитывать высокую культуру поведения детей  и подростков.

Развивать мышление, сообразительность, умение работать в группе.

Знакомство с творчеством нейских поэтов и художников. Познавательное занятие.

Познакомить детей  с творчеством наших земляков: поэтов, художников.

 Воспитывать гордость за наших земляков.

Развивать память, речь, расширять кругозор.

Игры народов нашей страны.

Практикум.

Продолжать накапливать  опыт, материал по устному народному творчеству.

Развивать умение детей рассказывать и объяснять содержание игры, развивать двигательные умения и навыки.

Воспитывать у детей в процессе игр таких нравственных качеств как любовь к родине и ее народу, воспитывать коллективизм, дружеское отношение друг к другу.

СЕНТЯБРЬ

Твоя речь. Слово лечит, слово ранит. Беседа, диалог.

Расширять, уточнять и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем, формируя желания рассказать о собственных впечатлениях, развивая монологическую речь.                           Совершенствовать навыки ведения диалога, умения отвечать на поставленные вопросы полно и кратко.                                                                   Обогащать экспрессивную речь прилагательными, обозначающими моральные качества людей (вежливый, добрый, умный, серьезный, сильный…, привлекательная, обаятельная, стройная, модная…).

Школа этикета, или вы пришли в театр. Правила поведения в театре, кинотеатре.

Интеллектуальное занятие.

Познакомить детей с правилами поведения в театре, дать учащимся первоначальные сведения о театральных профессиях.

Развивать речь, мышление, любознательность, память.

Воспитывать культуру поведения.

Достопримечательности города Костромы.

Заочная экскурсия.

Познакомить учащихся с главными достопримечательностями центра нашей области Костромы.

Воспитывать любовь, уважение, гордость за нашу область, желание больше узнать об истории области.

Развивать речь, память, внимание, расширять кругозор.

Меня пригласили на день рождения. Правила поведения в гостях. Беседа – практикум.

Учить детей, следуя нормам этикета правильно вести себя в гостях, учить применять полученные знания на практике.

Воспитывать потребность и желание быть культурным человеком.

Развивать умение решать ситуационные задачи.

ОКТЯБРЬ.

Я живу в России. Познавательное занятие.

Выявить качество знания детей о России как о родной стране.                                                                                 Закрепить и обобщить знания детей об окружающем мире, о его многообразии, России как о Родной стране. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.                                                                     Воспитывать любовь к Родине, её традициям и обычаям. Патриотизм.

У меня зазвонил телефон.

Беседа – практикум.

Обобщить знания детей о правилах пользования телефоном,  о культуре разговора по телефону.

Развивать речь, память, внимание, умение решать предложенные задачи.

Посещение художественной школы.

Экскурсия.

Воспитывать у детей любовь к искусству. Развивать наблюдательность и познавательный интерес.

Бережное отношение к природе. Игровое, познавательное занятие.

Скорректировать у детей понятие, что такое природа, окружающая нас, поговорить о бережном отношении к ней.

Вызвать желание беречь природу.

Закрепить правила поведения в природе, используя игровые методы.

НОЯБРЬ.

Что может быть лучше дружбы? Игровое занятие.

Уточнить и закрепить знания детей о дружбе.

Вызывать желание дружить с другими детьми разных национальностей.

Воспитывать умение работать в группе, в парах.

Развивать память, мышление, речь, чувство ответственности за себя и свою команду.

Поверь в себя. Познавательное занятие.

Повысить ответственность детей за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Развивать личностные качества: самооценку, уверенность  в своих возможностях, умение управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим.                                             Развивать чувство ответственности и уверенности в себе.

Путешествие в город Вежливость. Игра – путешествие.

Развивать умение у детей анализировать свои поступки, поступки товарищей.

Закреплять в речи детей употребление этикетных форм.

 Воспитывать доброжелательность, дружеские отношения среди детей.

Спроси – отвечу (правила поведения в транспорте). Викторина.

Викторина.

Обобщить знания учащихся о правилах поведения в транспорте.

Расширять кругозор, мышление, сообразительность.

Воспитывать культурное поведение в транспорте.

ДЕКАБРЬ.

Подарки к торжествам и праздникам. Практическое занятие.

Научить детей, как правильно и красиво упаковать подарок, как правильно его подарить.

Объяснить, какие подарки лучше всего дарить на праздники.

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.

Развивать ручные умения; воспитывать  привычку к кропотливой работе, доведению начатого дела до конца.

Честность, правдивость, доброжелательность. Познавательное занятие, театрализация.

Познакомить детей с понятиями: честность, доброжелательность, справедливость.

Создать условия для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками через театрализованную деятельность.

Развивать творческую активность, речь, воображение.

Мы поссоримся и помиримся. Игровой тренинг.

Учить детей понимать причины возникновения ссоры, находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Учить детей уступать друг другу, считаться с мнением другого человека.

Закрепить умение использовать в речи вежливые слова.

Чему нас научили уроки нравственности. Обобщающие занятия.

Обобщить и закрепить знания детей об общепринятых нормах нравственности,  культуре поведения, правилах хорошего тона.

Развивать речь, память, внимание, мышление, расширять кругозор, умение работать как самостоятельно, так и в группе.

Воспитывать чувство ответственности за себя и товарища по команде.

Дошкольники. Пояснительная записка.

Личное становление начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает очень важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги и в освоении норм жизни, общаясь с взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя». Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям, стремится действовать как взрослый. С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нельзя», «хорошо - плохо», «добро - зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, к окружающему миру. Воспитатели должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Основа самого лучшего в людях - человечности -закладывается именно в дошкольном возрасте.

ЦЕЛЬ:   развитие   у   детей   нравственно   -   эстетических   качеств   с дальнейшей более облегченной адаптацией в социальной среде.

ЗАДАЧИ:

  1. Обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формировать у них нравственные чувства.
  2. Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д.
  3. Расширить знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике.
  4. Развивать у детей коммуникативные умения, эстетическое восприятие.
  5. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим; положительное  отношение  к  себе;  сопереживание;     готовность  помочь, порадовать   другого;   дружеские   отношения   между   детьми;   интерес   и уважение к трудящемуся человеку.

Январь.

Занятие №1. Этикет. Что это?

Задачи: Познакомить детей с понятием этикет. Учить соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.

Расширять кругозор детей, определить уровень знаний детей об этикете.

Занятие №2. С чего начинается утро или слово

«здравствуйте».

Задачи: Ввести в речевой этикет вежливые формы приветствия, учить использовать полученные знания на практике. Объяснить, что при приветствии желательно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться.

Развивать речь, мышление. Формировать у детей навык культурного поведения. 

Воспитывать у детей уважение к взрослым.                                                

Занятие №3. Давайте познакомимся.

Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; уточнить значения слов: «отчество, «тезка».          

Развивать диалогическую речь (беседа об именах).

Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, своему имени.

Занятие №4. Зачем быть вежливым.

Задачи: Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Учить соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.

Развивать речь, мышление.

Воспитывать уважение к окружающим людям.

Февраль.

Занятие №1. Волшебные слова.

Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово».

Задачи: Продолжать учить детей использовать в речи волшебные, добрые слова, обратить внимание детей на то, что многие слова являются «волшебными», помогают человеку. Возбудить интерес детей и раскрыть значения слов, их применение.

Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.

Развивать речь, любовь к чтению.

Занятие №2. Волшебные слова.

Задачи: Учить решать некоторые этические задачи.

Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим, учить видеть хорошие качества у близких.

Занятие №3 Народные праздники.  Масленица.

Задачи: Познакомить детей со старинным русским праздником «Масленицей».

Вовлечь детей в подвижные игры и зимние забавы.

Развивать дружеское взаимоотношение между детьми, умение помогать друг другу.

Воспитывать любовь и уважение и к народным праздникам.

Занятие №4. Вежливое путешествие.

Задачи: Продолжать формировать положительные моральные качества, развивать способность к позитивным и негативным поступкам.

Развивать навыки культурного поведения, речь, мышление, умение соревноваться.

Март.

Занятие №1. Путешествие в страну Вежливость

Задачи: Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.
Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности).

Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость,  вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Занятие №2. «Моя мама лучше всех». Конкурс рисунков.

Задачи: Прививать интерес к рисованию.

 Воспитывать любовь и уважение к матери, вызывать желание помогать маме.

Развивать моторику, творческое воображение.

Занятие №3. Кто и зачем придумал правила поведения.

Задачи: Объяснить детям, зачем нам необходимо соблюдать правила поведения. 

Развивать диалогическую речь, умение строить суждение.

Воспитывать навык культурного поведения.

Занятие №4. Как вести себя за столом.

Задачи: Продолжить знакомство детей с понятием этикет, выработать практические навыки поведения за столом.

Организовать игры и упражнения, помогающие овладению правилами этикета за столом.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Апрель.

Занятие №1. Поведение за столом.

Задачи: Учить детей накрывать стол к чаю.

Расширять знания детей о правилах хорошего тона.

Воспитывать стремление быть  воспитанным человеком.

Занятие №2. Кто опрятен - тот приятен.

Задачи: Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, аккуратно и бережно складывать свою одежду.

Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей.

Формировать потребность в чистоте одежды и обуви.  

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил ухода за своей одеждой и обувью.

Занятие №3. Как правильно пользоваться предметами личной гигиены

Задачи: Учить детей правильно пользоваться полотенцем, носовым платком, ухаживать за зубами, волосами, мыть руки.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил ухода за своим телом.

Занятие №4. Встреча весны. Экскурсия в лес.

Задачи: Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа, учить ценить прошлое, познакомить с народными традициями встречи весны, используя пословицы, поговорки, загадки.

Развивать речь, память, мышление, расширять кругозор.

Май.

Занятие №1. Традиции русского народа.

Народные игры.

Задачи: Продолжать накапливать опыт, материал по устному народному творчеству.

 Развивать умение детей рассказывать и объяснять содержание игры, развивать двигательные умения и навыки.

Воспитывать в процессе игры нравственные качества: коллективизм, любовь к Родине и ее народу.

Занятие №2. Что такое семья.

Задачи: Формировать представление о семье, как о людях, живущих вместе.

Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Развивать речь, расширять кругозор, словарь детей.

Занятие №3. Этикет и взаимоотношения в семье.

Чтение рассказа Осеевой и беседа.

Задачи: Развивать навыки общения родителей и детей, способствовать сплочению семьи.
Воспитывать культуру поведения, умения вести себя в коллективе; уважение к старшим, побуждать к доброжелательным поступкам, к правильному осознанию своего поведения.

Развивать познавательные способности; наглядно – образное мышление, коммуникативные навыки у детей;
Занятие №4. Близкие люди.

Задачи: Продолжить формировать навыки общения родителей и детей, способствовать сплочению семьи.
Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания, как возможности избежать многих неприятностей, несчастий.

Воспитывать культуру поведения с близкими людьми.

Сентябрь.

Занятие №1. Чудесен лес осенью. Экскурсия в природу.

Задачи: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе; показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и птиц; активизировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач.

Развивать память, внимание, воображение.

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Занятие №2. Конкурс рисунков. « Чудесен лес осенью».

Задачи: Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. 

Воспитывать интерес к рисованию.

Развивать творческий замысел, эстетический вкус, моторику.

Занятие №3. Приглашаем в гости.

Задачи: Учить детей правильно приглашать гостей, употребляя в речи словесные формы приглашения. 

Воспитывать доброжелательность.

Развивать навыки коммуникативного общения.

Занятие №4. Принимаем гостей. Сервировка стола.

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об этикете, закреплять понятие «этикет», учить принимать гостей, сервировать стол.

Развивать практические навыки сервировки стола.

Воспитывать доброжелательность, вежливость при приеме гостей.

Октябрь.

Занятие №1. Что такое добро и зло.

Задачи: Научить детей определять добрые и злые поступки, учить анализировать действия, поступки, отличать добро от зла, расслабляться и забывать плохое.

Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных.

Воспитывать скромность, дружелюбие, отзывчивость.

Развивать речь, мышление, кругозор.

Занятие №2. «Откуда пришел хлеб».

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о процессе получения хлеба.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его вырастили.

Развивать речевую активность, память, мышление, пополнять словарь детей новыми словами по теме.

Занятие №3. Что такое дружба.

Задачи: Формировать представление о дружбе, показать на примере красоту добрых поступков.

Развивать коммуникативные навыки детей. 

Воспитывать в детях чувство сопереживания.

Занятие №4. Мы поссоримся и помиримся

Задачи: Учить детей понимать причины ссоры, уступать друг другу, учить употреблять в речи вежливые слова.

Развивать коммуникативные навыки, речь, память.

Ноябрь.

Занятие   №1. В мире людей.

Задачи: Сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Воспитывать желание заботится о близких,  вызвать чувство гордости за свою семью, доброжелательные отношения друг к другу, порядочность, уважительное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Развивать коммуникативные навыки.

Занятие №2. Бережное отношение к природе.

Задачи: Объяснить детям понятие природа, окружающая нас, поговорить о бережном отношении к ней, вызывать желание беречь природу, используя игровые методы.

Занятие №3. Вежливая улица.

Задачи: Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости.

Воспитывать навык культурного пешехода.

Развивать умения применять полученные знания на практике.

Занятие №4. Телефон и мы.

Задачи: Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.

Развивать речь, мышление, пополнять словарный запас детей.

Декабрь.

Занятие №1. Меня пригласили на день рождения

Задачи: Дать детям представление о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Развивать коммуникативную  активность детей,  компетентность  в сфере  отношений  к  миру,  людям, к  себе.

Занятие №2. Правила поведения в транспорте.

Задачи: Познакомить детей с правилами поведения в транспорте,

Развивать умение употреблять в различных ситуации нужные вежливые слова.

Воспитывать навыки культурного человека.

Занятие №3. Поведение в театре, кинотеатре.

Задачи: Уточнить и систематизировать правила этикета, познакомить с театральным этикетом.

Развивать речь, внимание, мышление, творческое воображение,  пополнить словарь детей, расширить кругозор,

Занятие №4. Развлечение «Город Вежливости».

Задачи: обобщить и закрепить знания детей об общепринятых нормах нравственности,  культуре поведения, правилах хорошего тона.

Развивать внимание, память, коммуникативные навыки, умение решать ситуационные задачи, работать в группе.

Литература.

  1. «Этикет за столом». Дунцова. 1990 год. Москва.
  2. «Мастера и рукодельницы». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
  3. «Семейные традиции». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
  4. «Сказочное слово». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
  5. «Весенние, зимние праздники для детей». Петров. 2001 год Москва.
  6. «Будни и праздники». Барышникова. 2007 год. Ярославль.
  7. Журналы «Пед.совет», «Шик».
  8. «Золотая книга хозяюшки». 2007 год. Белгород.
  9. «Лучшая энциклопедия для девчонок». Боровская. 2008 год. Белгород.
  10. «Правила поведения для воспитанных детей» 2010 год. Москва.
  11. Журналы «Учимся играя».
  12. «Азбука нравственного воспитания» 1990 год. Москва.
  13. «Русский народный календарь». 2005 год.
  14. http//www.nsportal.ru
  15. http//www.1september.ru
  16. http//www.solnet.ee.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"

Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...

Программа мониторинговых исследований уровня воспитанности детей в группе продлённого дня

Согласно перечню функциональных обязанностей воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функц...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей «В мире добра».

Клуб «В мире добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования....