Программа «Нравственно – эстетическое воспитание младших школьников»
методическая разработка (1 класс) на тему

Саетова Лилия Флюровна

Изменения, пришедшие в школу  вместе с новым  веком, имеют  как  позитивные,  так  и  негативные  стороны. К позитивным следует  отнести повышенное  внимание в воспитательном  процессе к  ребенку,  его  индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы  и  жизнетворчества,  а  также развитие  деловых  качеств. К негативным  сторонам  относится  некоторый  спад  внимания к  воспитанию нравственных  качеств  личности,  в частности,  таких,  как  доброта с  ее  производными:  сострадание, сопереживание, доброжелательность.

Крен  в сторону воспитания  качеств, диктуемых временем,  не  замедлил    дать  свои  всходы. В чем-то  дети   стали   другими,  все  чаще  и  чаще можно  услышать мнение о  дефиците  доброты,  в  том  числе  и  младших  школьников. «Дети  стали  более  эгоистичными,  дерзкими,  непослушными»,- такое  мнение распространено  сегодня  о  наших  детях.

В.А. Сухомлинский  указывал,  что  младший  школьный  возраст  является   «благодатным  периодом  для  пробуждения  добрых   чувств  к  людям, к природе, к окружающему миру». Но действует  сила  отрицательного примера  со  стороны  взрослых,  в  том  числе нередко  и  родителей, озабоченность  которых  благополучием  и  удачей часто  затмевает или  отодвигает на  второй  план  нравственные  ценности,  а  также  бытующее  мнение  о свободе  как  о  вседозволенности.

Как   уберечь младших  школьников  от  возможного   дурного  влияния  и   предотвратить начало   очерствения  души? Что необходимо  предпринять, чтобы  уже в  начальной  школе ученик  поверил в  незыблемость  нравственных   основ   жизни,  которые  не  смогут быть  вытеснены  новыми  интересами, пристрастиями или  обстоятельствами  жизни?

Воспитание   доброты вряд  ли  можно  свести  к каким-либо  отдельным  педагогическим  средствам. Воспитание  души  должно  пронизывать  собою весь  воспитательный  процесс.

Воспитанию  доброго  отношения к  людям, к природе,  любви к Родине, к окружающему миру  могут  служить  и  специально  организованные   занятия (занятия  клубного  типа, утренники, беседы,  просмотры  фильмов с  последующим   обсуждением,  разучивание стихотворений и  песен  с  добрым  началом,  проведение  тестов  на  самооценку  и т.п.) Каждое  такое  занятие подводит школьников  к  необходимым  знаниям о  гуманизме,  о  культуре  поведения  и  общения.  Знания,  приобретенные  учениками  в  процессе  воспитательных  занятий,  смогут  превратиться  в  убеждения  лишь при  условии,  если  они  будут  постоянно  подтверждаться и подкрепляться наглядными  примерами,  в  первую  очередь примерами  из  опыта  самих  школьников, из  их  повседневной  жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vospitatelnoy_rabote_v_klasse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изменения, пришедшие в школу  вместе с новым  веком, имеют  как  позитивные,  так  и  негативные  стороны. К позитивным следует  отнести повышенное  внимание в воспитательном  процессе к  ребенку,  его  индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы  и  жизнетворчества,  а  также развитие  деловых  качеств. К негативным  сторонам  относится  некоторый  спад  внимания к  воспитанию нравственных  качеств  личности,  в частности,  таких,  как  доброта с  ее  производными:  сострадание, сопереживание, доброжелательность.

Крен  в сторону воспитания  качеств, диктуемых временем,  не  замедлил    дать  свои  всходы. В чем-то  дети   стали   другими,  все  чаще  и  чаще можно  услышать мнение о  дефиците  доброты,  в  том  числе  и  младших  школьников. «Дети  стали  более  эгоистичными,  дерзкими,  непослушными»,- такое  мнение распространено  сегодня  о  наших  детях.

В.А. Сухомлинский  указывал,  что  младший  школьный  возраст  является   «благодатным  периодом  для  пробуждения  добрых   чувств  к  людям, к природе, к окружающему миру». Но действует  сила  отрицательного примера  со  стороны  взрослых,  в  том  числе нередко  и  родителей, озабоченность  которых  благополучием  и  удачей часто  затмевает или  отодвигает на  второй  план  нравственные  ценности,  а  также  бытующее  мнение  о свободе  как  о  вседозволенности.

Как   уберечь младших  школьников  от  возможного   дурного  влияния  и   предотвратить начало   очерствения  души? Что необходимо  предпринять, чтобы  уже в  начальной  школе ученик  поверил в  незыблемость  нравственных   основ   жизни,  которые  не  смогут быть  вытеснены  новыми  интересами, пристрастиями или  обстоятельствами  жизни?

Воспитание   доброты вряд  ли  можно  свести  к каким-либо  отдельным  педагогическим  средствам. Воспитание  души  должно  пронизывать  собою весь  воспитательный  процесс.

Воспитанию  доброго  отношения к  людям, к природе,  любви к Родине, к окружающему миру  могут  служить  и  специально  организованные   занятия (занятия  клубного  типа, утренники, беседы,  просмотры  фильмов с  последующим   обсуждением,  разучивание стихотворений и  песен  с  добрым  началом,  проведение  тестов  на  самооценку  и т.п.) Каждое  такое  занятие подводит школьников  к  необходимым  знаниям о  гуманизме,  о  культуре  поведения  и  общения.  Знания,  приобретенные  учениками  в  процессе  воспитательных  занятий,  смогут  превратиться  в  убеждения  лишь при  условии,  если  они  будут  постоянно  подтверждаться и подкрепляться наглядными  примерами,  в  первую  очередь примерами  из  опыта  самих  школьников, из  их  повседневной  жизни.

Программа

 «Нравственно – эстетическое воспитание младших  школьников»

       Какой же ты извлек урок                          А сможешь  ли  простить  того,    

И что возьмешь для  жизни  впрок?       Кто вдруг  тебя   обидел?

Проверь себя  на  доброту,                     В   поступке  ты  увидел зло,

Задай  себе  вопросы:                             Иль  зла  ты  не  увидел?

«Кто из  друзей в твоем  кругу,               Поведать  можешь  и  о   том,

А  кто знакомый просто?                         Как  дружишь  ты с   твоим  котом

Из близких с  кем  тебе  тепло,               Иль псом домашним  тоже,

Чем  отвечаешь на добро?                     Не  обижаешь ли  кого?

В почете ль  бабушка  и дед?»               Поставь   еще  вопросы…

Пять,  если  да,   а если  нет,                  И  оцени  себя  ты  сам,

Спроси  с  себя  построже…                   Но  будь  к  себе  построже…

                Цель: создание условий  для интеллектуального,                                       нравственного  и  эмоционального самовыражения личности младшего  школьника.

              Задачи: развивать любознательность и познавательный интерес учащихся; формировать  бережное  отношение к  богатствам природы и  общества, навыки нравственного поведения в природной и социальной среде; создать  условий для  формирования классного  коллектива и развития  личности  в  нем; воспитывать   любовь  и уважительное отношение к  своему  прошлому, к  семье, к культуре  своего  народа.

 

Реализация  программы

I   класс     «Я  и  природа»

Экскурсии   и  сезонные  прогулки.

Конкурсы  рисунков  «Лес, точно терем  расписной…»,  «Зима  в  природе», «Приметы  весны».

Конкурсы   осенних  букетов «Природа  и фантазия».

Выставка  поделок  из  природных  материалов  «Природа и фантазия».

Экологическая  акция  «Чистота спасет  мир».

Операция «Кормушка».

Тематические  классные  часы.

Участие  в сезонных праздниках.

Выпуск стенгазеты  «Любовь ко всему  живому начинается с  любви к  домашним   животным».

II  класс    «Я и  моя семья»

«Отдыхаем вместе» - прогулка на  каток с родителями

Сувениры дедушкам, папам и  братьям

Конкурс  рисунков «Моя  бабушка»

Праздник «Моя  мама,  мамина  мама  и я – лучшие  на  свете  друзья»

Конкурс рисунков «Моя  семья»

Классные  часы  «Моя семья – моё богатство», «Мир  дому  твоему»

Конкурс  рисунков «Медали  моего  прадедушки»

Поздравление бабушек  и дедушек  с Днём  пожилых

«Волшебники  добра» (Письмо маме)

Конкурс  рисунков «Моя мама – лучшая  мама»

III  класс  «Я  и  мои  друзья»

Анкетирование «Какие праздники я хотел бы провести в своём  классе».

Классные  часы  «Правила  общения  с окружающими»,   « «Копилка  вежливых  слов»,  «Книга – твой друг, береги ее», «Декларация  прав  ребенка», «На  чем  основано взаимопонимание», «Надо  уметь  сдерживать  себя».

Беседа  «Милосердие».

Совместная прогулка на каток «Мы отдыхаем».

Культурно –спортивный  праздник «Рыцарский турнир».

Игровой  тренинг «Правила  приличия  в  житейских  ситуациях».

Классные собрания «Наш класс на перемене», «Как   мы выполняем  свои  поручения».

Походы  и  экскурсии.

IV   класс   «Я и мир  вокруг  меня»

Экскурсии  в  музей,  типографию, хлебозавод.

Классные часы «Мой край», «История  моего города».

Праздник «Народные  игры, состязания,  забавы».

Выпуск  стенгазеты «Мы помним…»

Экологические  акции.

Практическое  занятие «Весна  на подоконнике» (посадка  комнатных  цветов).

Классные  часы «Доброе слово – бальзам для  души», «Зависть», «Ответственность», «Поговорим  о любви».

Участие  в  сезонных  праздниках.

Мастерская  народных ремесел. ( Знакомство с народными ремеслами  на  уроках  технологии  и  изобразительного искусства.)

Выпуск  стенгазеты  «Наш   класс».

Прощание  с  начальной  школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »

Материал содержит воспитательную систему класса, напраленную на развитие творческой личночти....

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...