Совместная работа коррекционной службы по обучению ребенка ориентировки в тетради.
методическая разработка
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и физическом развитии детей, их социальную адаптацию. Следуя из вышеизложенного, подключаться к любому этапу коррекционной работы нужно комплексно, всем специалистам коррекционной службы, работая одновременно над одной из проблем, обговаривая нюансы развития каждого ребенка.
К моменту поступления в первый класс у детей должно быть сформировано большое количество умений и навыков. Одним из необходимых умений является умение ориентироваться на листе бумаги. Это значит, что ребёнок должен уметь находить углы, центр и стороны листа, понимать, где право, а где лево, уметь находить клетку и видеть линию, понимать где углы, стороны и центр клетки, проводить по просьбе линии справа-налево, сверху-вниз и наоборот. От того как ребёнок будет ориентироваться в тетради, будет зависеть правильность и красота цифр, букв, выполнение графических заданий и т.д. Поэтому очень важно давать детям такие задания, которые будут развивать зрительно-пространственную ориентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная работа коррекционной службы по обучению ребенка ориентировки в тетради. | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа коррекционной службы по обучению ребенка ориентировки в тетради.
Последнее время я наблюдаю, что и в 1, и даже в 5 классе навыки ориентирования в тетради у слабовидящих детей не до конца сформированы.
Работу по ориентированию слабовидящих детей ориентировки в тетради важно проводить комплексно, со всеми специалистами коррекционной службы и, конечно же, поэтапно
1. Знакомим ребёнка с листом бумаги. Какой он формы и цвета. Обсуждаем, для чего мы обычно используем белую бумагу, а для чего цветную? Находим углы листа, левую и правую, верхнюю и нижнюю стороны, сравните их длины.
Начинаем с ознакомления с простым белым листом. Дальше следует показать лист в клеточку, в линейку, показать, что эти листы для удобства соединены между собой в тетрадь или альбом. Полезно эту работу проводить не только с тифлопедагогом но, закрепляя материал на занятиях логопеда и психолога. На занятиях ритмики и АФК параллельно отрабатываются пространственные понятия.
Например, игра «Вверху-внизу»
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Учитель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ученик должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
«Отгадай - где…»
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Учитель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ученик получает очко. Выигрывает тот, кто больше набрал очков.
Поскольку дети все таки лучше запоминают материал в игровой форме, можно разыграть с ребенком сказку.
Возьмите четыре карандаша жёлтого, чёрного, красного и коричневого цветов и начните рассказывать сказку: «Однажды братья-карандаши выбрались из коробки и отправились гулять. Шли они и оказались на белом-белом поле, в самом его ЦЕНТРЕ. И сказал жёлтый карандаш: «Скучно тут как-то. Ничего нет. Пойду поищу в левом верхнем углу, может, что найду». И ушёл. Только ничего он там не нашёл. Угол был пустой. Подумал-подумал жёлтый карандаш и нарисовал в углу жёлтое солнышко». Аналогично расскажите, как чёрный карандаш нарисовал в правом верхнем углу птичку, красный – ягодку в правом нижнем углу, а коричневый – гриб в левом нижнем углу.
Вот другая сказка.
Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать.
После попросите ребенка придумать свою сказку. Цвета карандашей могут быть любыми.
На занятиях АФК,ритмики,психологии по этой теме могут быть игры вида «Давай меняться»
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве.
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Учитель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей, для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Даша. Если Саша отыскал место, верно, то ученик, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
3. Умение видеть повторяющиеся элементы развивает пространственное мышление, зрительное восприятие, а умение ориентироваться в клетках поможет правильно оформлять работы в тетрадях.
Начинать следует с самых простых упражнений. Пример такого упражнения представлен на рисунке ниже. Задача ребёнка состоит в том, чтобы повторить сначала по образцу, а потом по памяти расположение в вырезанных клеточках разных фигур.
На занятиях по АФК и ритмики, психологии одновременно даются следующие игры «Зеркало»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать двигательную память, умение быстро реагировать на движения ведущего.
На первом этапе игра выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала педагог совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Дети зеркально повторяют движения педагога. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя, и подключать движения всего тела. Когда игра освоена из детей выбирается ведущий и заменяет педагога.
«Телевизор»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать двигательную память, умение быстро реагировать на движения ведущего.
Эта игра аналогична предыдущей, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, дети тоже берутся правой рукой за левое ухо).
4. Знакомство с клеткой
Педагог показывает и называет стороны клетки, обращая внимание на то, что у клеточки четыре стороны и каждая имеет свое название: левая, правая, верхняя, нижняя.
Для знакомства с клеткой нужно изготовить отдельно одну большую клетку. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки.
Закрепление материала проводится следующим образом.
1. Педагог называет сторону, школьники должны правильно ее показать (при помощи указки провести по стороне клеточки). Если это верхняя или нижняя сторона, то проводить слева направо, а если левая или правая, то сверху вниз.
2. Учитель на макете показывает поочередно каждую из сторон. Ребята должны правильно их назвать.
Затем дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого педагог вывешивает плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечает ее опорные точки (крупными магнитами, например)
Педагог показывает и называет точки клеточки. Дети должны научиться правильно называть и показывать эти точки.
Закрепление материала проводится в два этапа.
1. Учитель называет поочередно все точки клеточки, дети должны правильно их показать на плакате.
2. Педагог показывает точки клеточки, дети должны правильно их назвать. На занятиях по АФК и ритмики полезно проводить игру
“Найди место”
Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.
Эта игра на ориентировку в микропространстве. На полу класса или ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Каждому ученику предлагается задание: расположить мячики разных цветов согласно инструкции педагога. Например, красный мяч положить в дальнем левом углу, синий мяч - в середине, зелёный - в ближнем правом углу и т. п.
При выполнении этих упражнений задается определенный ритм.
И важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с ребенком полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию. В помощь придут упражнения на занятиях АФК и и ритмики.
Например, игра «Ритм по кругу»
Цель: развитие быстроты, реакции, умения ориентироваться, соблюдать темп игры.
Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).
“Печатная машинка”
Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.
5. Следующий этап работы. Рисунок в клетке. Для этого задания используется лист формата А4, расчерченный крупными клетками. Ребёнка просят нарисовать, например, круг в верхнем левом углу, отступить пять клеточек вниз и нарисовать квадрат, отступить три клеточки вправо и нарисовать звёздочку и т. д.
После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.
Графические диктанты даются детям только после того, как они достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети постепенно учатся понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.
Надо помнить,что система графических диктантов построена по следующим принципам:
1. Строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью. В первом блоке даются небольшие картинки, во втором блоке - картинки с большим количеством элементов, с длинными линиями. В третьем блоке приводятся примеры небольших картинок, но с диагональными линиями. • Помимо письма под диктовку учим детей срисовывать эти картинки с образца, помогая определить начальную точку. Полезно проговаривать вслух ход своих действий при срисовывании с образца.
Выполнение графического диктанта: начинается с определения исходной точки картинки. Для этого следует диктовать детям так: отступи от верхнего края две клетки вниз, и от начала листа, семь клеток вправо. Поставь точку в уголке клетки. С этой клетки мы начнем работу.
Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, дорисовать картинку (полянку, домик, где живет герой, его друзей и т. д.) раскрасить, получившуюся картинку.
При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом (ручкой, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость- необходимое условие успешной деятельности. А также развивается глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление. Очень важно обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это приучает ребенка к самоконтролю и самооценке, что является важным компонентом учебной деятельности. Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.
Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками. Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может копировать выбранную картинку; симметрично дорисовать вторую половинку фигурки; «собрать» изображение по инструкции со стрелочками, рисуя линии по клеткам.
На этом этапе на занятиях по ритмике, АФК, психологии включаем игры “Найди игрушку»
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Предложить ученику закрыть глаза. Спрятать в классе игрушку и попросить учащегося найти ее, используя ваши подсказки: иди вперед, поверни налево, сделать шаг назад, посмотреть внизу, на полке, в шкафу, выше, ниже и т. д.
Подобные известные игры: “Найди клад”. “ С Какой стороны звук”
«Новая походка»
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, правильно и быстро выполнять команды учителя.
Учитель говорит детям, что они сейчас походят не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
На групповых занятиях по пространственной ориентировки, развитию зрительного восприятия очень полезны упражнения “Муха”, «Футбол» и «Пчелка» .
На занятиях АФК,ритмики подключаем игры «На плоту»
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве.
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Учитель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить
направление. Например: Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д.
“Кто правильно назовет”
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Эта игра на ориентировку в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов». В игре ученик показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Также это могут т быть передача, прокатывание мяча по кругу, в шеренге вправо, влево.
Еще вариант, сделать большое поле и поиграть в эти же игры на этом поле,где роль мухи и пчелы возьмут на себя дети
7. Учим видеть и различать столбики, строку и горизонтальные линии очень важно на уроках математики при работе в тетради
Как объяснить детям что такое горизонтальные, вертикальные линии и диагональ?
Можно это сделать с помощью конструктора. Пусть у нас будет синяя горизонталь, это основа.
От неё вниз строим Красную вертикаль, зелёную диагональ (лестницу) и разноцветную вертикаль вниз. Проделав подобные упражнения несколько раз, ребенок четко усваивает пространственные понятия и потом с легкостью ориентируется в тетрадях и учебниках при построении и чтении таблиц и чертежей. На этом же занятии можно закрепить группировку предметов по определённым признакам, счёт, сравнение.
Плетение ковриков тоже поможет освоить понятия вертикальные и горизонтальные линии. Это упражнение ребятам даётся с трудом, но зато сколько радости от проделанной работы
В этот время развиваем внимание, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений, пространственные понятия.
В качестве закрепления понятий можно попросить найти в классе, на макете дома, города, дороги, на улице горизонтальные и вертикальные линии (фонарь, столб - вертикаль, тропинка, скамейка горизонталь и тд)
Рисунок или модель высотного дома также подойдет для объяснения горизонтали (этаж) и вертикали (окна в один ряд-)
На занятиях с психологом,АФК,ритмики это может быть построение в шеренгу, в круг, цепочкой; построение в колонну, в колонну по два, по три, по четыре; построение в пары, в шахматном порядк.
На занятиях с логопедом или психологом на этом можно разгадывать кроссворды. Сначала нужно брать кроссворды, где слова только по вертикали или горизонтали. Затем усложняем задачу. Ребятам первое время с трудом даётся отыскать нужный столбик и правильно вписать буквы.
8. После того, как ребенок освоил понятия столбик, горизонталь, вертикаль, можно знакомить ребенка с понятием строка. Иногда эту работу проводят параллельно.
Умение видеть строку так же очень важно для школьника. Чтобы ему помочь, на тетрадном листе проведите цветным или простым карандашом границы строки, верхнюю и нижнюю, и попросите ребенка закрасить строку. Закрасьте таким образом несколько строк разным цветом.
Видеть строку важно и в тетрадке в клеточку,поэтому полезны следующие упражнения. Начертите простым карандашом верхнюю и нижнюю границы строки и предложите ребёнку закрасить её. Дальше просим на рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки. Важно также научить отступать клетки. Предложите в выделенной строке обвести клеточки с промежутком через одну. Затем так же поставить точки на следующей строчке.
По аналогии продолжайте работу, с каждой строчкой обводя/отступая на одну клетку больше.
На занятиях ритмики и АФК поможет игра «Очистим речку»
Отмечаются линии, которые обозначают берега реки. В «реку» кладутся камни. Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу педагога игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, бросают камень в корзину, выбранного из учеников. задача детей не выйти за пределы реки.
На занятиях с логопедом или психологам одновременно можно давать задания следующего вида : “ По какому признаку можно собраны вещи в столбиках и строках”. “Найди спрятанное слово в строке (в столбике).
9. Когда ребёнок научится видеть клетку, находить строку и располагать знаки и символы в строку и в столбик, усложняйте задания. Например, предложите поставить точки в центре каждой клетки, на середине верхней, нижней или боковых сторон клетки; научите проводить горизонтальные и вертикальные линии по сторонам клетки, а потом – наклонные линии (по диагонали) в разных направлениях. Используйте также графические диктанты для отработки полученных навыков. На занятиях с психологом и тифлопедагогом полезны игры вида расставь точки, знаки по образцу. Для закрепления и совершенствования навыков можно предложить игры на любых коррекционных занятиях на нахождение определенной фигуры по горизонтали и вертикали (адрес). В помощь для нахождения координат первое время нужны направляющие помощники -карандаши или зеленые полоски
Разговаривая с ребёнком о координатах, можно вспомнить билеты в кино. Место каждого обозначается тоже двумя «координатами». Сначала вы определяете свой ряд, а потом ищете указанное место. Если есть шахматная доска в доме — поговорите и о ней. Там тоже каждая клетка имеет «собственное имя», складывающееся из двух координат — буквы и числа, обозначающих столбец и строку, на пересечении которых эта клетка находится. Очень важный момент! Говоря о двух координатах, несколько раз обратите внимание ребёнка именно на пересечение столбцов и строк. И когда придет время открыть учебник по математике на той странице, где будет тема «Координатная плоскость»,
11. Обводим клетку. Не менее важно научить обводить клетку строго по контуру.
Я начинаю работать с пластилином и крупно напечатанными заданиями.
1 этап Прокладывание пути пластилином на листе бумаги
2 этап Научите ребёнка обводить клетку. Задания постепенно усложняйте, например, нужно обводить клетки через одну слева-направо или сверху-вниз. Это задание можно выполнять на листе, расчерченном клеткой, или в тетради. Сначала ребёнок обводит одну клетку, потом по две и более. Попросите его обвести разными способами 3 клетки, 4 клетки, 5 клеток. Далее полезно рисовать буквы и цифры по клеточкам.
На занятиях с логопедом можно сделать задания более интересные, например, пишем в крупных клетках слова и предложения. Каждая буква имеет свой домик-клеточку.
Такие игры, как “Почтальон”, письмо можно использовать на занятиях с психологом -пишем индекс на конвертах и посылках.
Еще один вариант-конструирование букв и цифр из резиночек на панеле.
12. После того, как научились писать цифры и буквы, можно будет рисовать в крупных квадратиках-клеточках предметы окружающего мира.
Далее учимся делить клеточку-квадратик на 2, 4 равные и неравные части.
Бывает и так, что ребенок в и дальше,несмотря на коррекционные занятия, плохо ориентируется в микро пространстве, пропускает клетки, строчки, не может соблюдать расстояния между клеточками, словами, строчками, помогут следующие упражнения.
1. Выкладывание на поле по образцу отдельных палочек, комбинации палочек, выкладывание по образцу на трёх полях сразу, работа на листе бумаги, где нужно повторить узор по образцу. Задания для детей сложные, требуют поэтапного разбора и действий по алгоритму.
Игра "Червячки".
Цель игры-закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным.
Игра “Повтори”
Задача ребенка - собрать шарики так, как показано на образце. Очень полезно повернуть картинку и спросить, как переставить шарики, чтобы узор выглядел так, как у меня. Важно, чтобы ребенок проговаривал все свои действия.
Задания такого вида можно использовать и психологам, и логопедам.
Одновременно на занятиях АФК, ритмики предлагаем игру “Найди игрушки”
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Эта игра на ориентировку в пространстве в процессе передвижения. Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, дети рассказывают в каком направлении они шли, в какую сторону поворачивали, где нашли игрушку.
«Мишка и зверята»
Цель: усваивать пространственные ориентировки между предметами в движении.
Дети делятся на три группы: одна группа – Лисички, вторая – Зайки, третья – Белочки,
играющие садятся на стульчики. В кругу стульчиков – ученик, изображающий Мишку.
Ведущий, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут, а вот и Зайки и Белочки прибежали к нему в гости. (Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке). А Мишка как зарычит: «Что за беспорядок?» Испугались зверята и побежали обратно, а Мишка говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички с левой, а Белочки - впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторяет, где она стоит по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят.
Если ребенок плохо определяет направление вправо-влево вверх-вниз, на себе, в тетради, помогут задания “Найди подобную дощечку”, “ Расставь стрелки, как на картинке и определи их направление”, “Рассади пассажиров по образцу или по описанию”
На этапе закрепления материала очень полезна игра “Морской бой”. Не забываем про шашки, шахматы, крестики -нолики - все эти игры так же полезны для развития ориентировки в тетради на занятиях психологии и развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки.
Вывод
Неразвитость зрительного восприятия, внимания,памяти, мелкой моторики лежат в основе большинства школьных проблем, которые могут сопровождать слабовидящего ребенка в младшей и средней школе. Поэтому, если учитель озвучивает, что такая проблема (ориентирование в тетради) имеет место быть, важно комплексно, в содействии со всеми специалистами коррекционной службы устранять эту проблему. Если уделять этой проблеме 10 минут на каждом занятии, это повысит качество нашей работы. Такая систематическая коррекционная работа снизит стресс, научит видеть строчки и клетки.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включая учителя и всех специалистов коррекционной службы.
Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии друг с другом практически определяют методы коррекции и эффект коррекционного воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пропедевтическая работа психологической службы по подготовке учащихся 1 ступени к поточному обучению"
В данной презентации рассматриваются задачи, принципы. направления работы психологичской службы по по сопровождению поточного обучения, а также пропедевтическая работа на 1 ступени по подг...
Совместная работа воспитателя ГПД с родителями развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО
Доклад на районном МО воспитателей ГПД....
Совместная работа педагога с социальной и психологической службой по поддержанию дисциплины
Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога? Классный руководитель является связующим звен...
Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....
Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО
Выступление на МО...
Статья:"Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями".
Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями....
Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися
Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...