Совместная работа педагога с социальной и психологической службой по поддержанию дисциплины
консультация по теме

Свиридова Валентина Николаевна

 

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?

         Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная работа педагога с социальной и психологической службой по поддержанию дисциплины

        В современной школе используются разнообразные методы решения проблемы дисциплины, в том числе и «репрессивные» методы (вызовы родителей, записи в дневнике, удаление из класса и др.). В школах должно уделяться больше внимания по предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.  

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению.

                Основные методы формирования дисциплины: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей дисциплины. Основная ошибка - перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских поступков не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью.

                Дисциплинированность - это качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

                От учащихся требуется не простая исполнительность, а сознательное отношение к своему долгу, строгое соблюдение нравственных норм и активное стремление к самосовершенствованию.

                Применение методов физического и психического насилия к обучающимся, воспитанникам не допускаются.

                

        Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?

        Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

        Взаимодействие педагога и специалистов имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

        Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании социально-психологической диагностики; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместное проведение родительских собраний и т.д.

        Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для педагога является работа с детьми «группы риска». Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с детьми «группы риска», социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу.

        Если говорить о взаимодействии педагога и школьного психолога, то вопросы оказания психологической помощи ребенку и его семье являются приоритетом деятельности психолога.

        Говоря о взаимодействии классного руководителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексного подхода к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.

        Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие учителя, социального педагога и психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.

        Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности помогут ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа социально-психологической службы по профилактике правонарушений в молодёжной среде"

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с профилактической работой с молодёжью. Материал предназначен для педагогов....

Годовой план работы социально-психологической службы школы

Данный план работы включает в себя работу по всем основным направлениям  деятельность педагогов-психологов, социального педагога школы, включая работу по ФГОС НОО и деятельность ИМОЦ...

Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.

Новые возможности работы с детьми в тандеме психолог + библиотекарь....

Обобщение опыта работы. Доклад "Воспитание учащихся-это совместная работа педагогов,родителей и самих учеников."

quot;Самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его у...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Роль учителя – дефектолога в организации совместной работы педагогов по коррекции нарушений развития у детей с РАС

Материал включает доклад и презентацию по организации совместной работы педагогов ресурсного класса по коррекции нарушений развития у детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду или психологическая служба ОУ».

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты....