Пескотерапия
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ТАКОЕ ПЕСКОТЕРАПИЯ Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии , которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф , изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Основная цель песочной терапии - достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Способствует изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.
ПОКАЗАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в случаях: Трудности в общении Взаимоотношения детей и родителей Кризисные ситуации (развод, переезд) Психологические травмы Р асстройства настроения Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства Проблемы поведения (агрессия) Ограничен в проявлении своих чувств
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Ребенок характеризуется повышенной возбудимостью; При обсессивно-компульсивном синдроме (невроз навязчивых состояний); Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы; Кожные заболевания и порезы на руках.
ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА ПРИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Подносы с песком : -Два деревянных ящика прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия -Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка -Световой стол-песочница
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов -Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр. -Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.) -Дома , другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.). -Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда Деревья, кусты, цветы и др. растения -Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. -Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр. -Транспортные средства: наземный, водный, воздушный. -Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр. ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА ПРИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Песочная терапия в работе с детьми с особенностями в развитии Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью Дети с неустойчивым вниманием Агрессивные дети Дети, пережившие психическую травму. К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления , заложенные в человеческой психике"
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕСКОТЕРАПИИ Преимущества переноса традиционных педагогических занятий в песочницу: Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта". В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия . - СПб.,1998г. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2002г. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: «Речь», 2006г. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001г. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пескотерапии в работе логопеда
Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете. Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка. Использую пескотерапию с сентября 2014 года. Благодаря и...
Презентация на тему: "Урок по Технологии 1 класс. Пескотерапия."
Применение нетрадиционной техники "Пескотерапия"....
Пескотерапия в логопедической работе
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проиг...
Пескотерапия
Данный материал поможет поанализировать изображение предметов в работе с песком....
Статья:"Пескотерапия"
Статья об использовании пескотерапии в речевом развитии младшего школьника....
Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.
Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...
Пескотерапия как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ОВЗ
В статье отображается опыт работы учителя-дефектолога по формированию учебных навыков у учащихся с ОВЗ методами песочной терапии....