Пескотерапия как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ОВЗ
статья (4 класс)

Боева Наталия Михайловна

В статье отображается опыт работы учителя-дефектолога по формированию учебных навыков у учащихся с ОВЗ методами песочной терапии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_boeva_fevral_22.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Боева Наталия Михайловна

учитель-дефектолог

МБОУ лицей №7 имени маршала авиации А.Н. Ефимова

г. Миллерово, Ростовская область

Пескотерапия как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ОВЗ

Аннотация: в статье отображается опыт работы учителя-дефектолога по формированию учебных навыков у учащихся с ОВЗ методами песочной терапии.

        Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, песочная терапия, мотивация, «ручной интеллект», межполушарное взаимодействие, эмоциональный настрой.

Песочная терапия – это современный вид арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребенка. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей.

В нашем лицее кабинет учителя-дефектолога оборудован различными видами песка для работы с детьми с ОВЗ. Используем кварцевый песок с подсветкой, который как по волшебству завораживает своей структурой и мягким свечением. Кинетический песок в надувной песочнице. Пальцы ребят так и тянутся что-то творить. Даже ребята с низкой мотивацией с интересом выполняют все задания по математике, развитию речи, орфографической грамотности.

В своей работе мной используется этот метод на разных этапах коррекционных занятий. Основные преимущества этого метода:

во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта";

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное – речь и моторика.

Игра с песком – естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы можем использовать песочницу в развивающих, обучающих и коррекционных целях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший образовательный и воспитательный эффект, чем традиционные формы обучения. Поэтому песочная терапия приобретает все актуальность в работе с детьми. Еще песок способен «заземлять» отрицательную энергию. Это очень важно в работе с «особенными» детьми.

Занятия с песком многофункциональны, могут решать сразу несколько задач:

1) стабилизация эмоционального состояния детей;

2) развитие познавательных способностей детей;

3) развитие сенсорного восприятия;

4)развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;

5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;

6) развитие речи, фонематического слуха;

7) обучение навыкам письма и чтения;

8) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;

9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);

10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.

Для развития зрительного восприятия в ходе индивидуальных и подгрупповых занятиях мы с ребятами используем такие виды заданий:

  • Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
  • Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
  • Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
  • Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
  • Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.

Для развития таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, выдувание фигур трубочкой).

Развивать математические представления и пространственную ориентацию младших школьников также помогают методы и приемы песочной терапии. Здесь ребята повторяют цифры и счет, закрепляют знания геометрических форм. Актуализируются знания мер длины. Например, нарисуй длинную веревочка, а под ней короткую. Быстрее и легче происходит обучение ребенка решать задачи, особенно при мини театрализации условий конкретной задачи.

При формировании слоговой структуры слова используем такие игры:

«Исправь ошибку»,

«Раздели слово на слоги»,

«Построй ступеньки» – педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее предлагается детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

При совершенствовании грамматического строя речи играем в игру «Художники», «Подбери слово» – ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – синий, блюдце – пластмассовое).

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительный результат:

  • значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям,
  • развивается мышление, внимание, память, мелкая моторика детей, а также фонематический слух и восприятие,
  • расширяется словарный запас,
  • развиваются коммуникативные навыки,
  • происходит освоение навыков чтения и письма,
  • на протяжении всего занятия сохраняется интерес и работоспособность учащихся.

В работе по данному направлению будет полезна следующая литература:

1. Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

2. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.

В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"

В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...