Пескотерапия как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ОВЗ
статья (4 класс)
В статье отображается опыт работы учителя-дефектолога по формированию учебных навыков у учащихся с ОВЗ методами песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_boeva_fevral_22.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Боева Наталия Михайловна
учитель-дефектолог
МБОУ лицей №7 имени маршала авиации А.Н. Ефимова
г. Миллерово, Ростовская область
Пескотерапия как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ОВЗ
Аннотация: в статье отображается опыт работы учителя-дефектолога по формированию учебных навыков у учащихся с ОВЗ методами песочной терапии.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, песочная терапия, мотивация, «ручной интеллект», межполушарное взаимодействие, эмоциональный настрой.
Песочная терапия – это современный вид арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребенка. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей.
В нашем лицее кабинет учителя-дефектолога оборудован различными видами песка для работы с детьми с ОВЗ. Используем кварцевый песок с подсветкой, который как по волшебству завораживает своей структурой и мягким свечением. Кинетический песок в надувной песочнице. Пальцы ребят так и тянутся что-то творить. Даже ребята с низкой мотивацией с интересом выполняют все задания по математике, развитию речи, орфографической грамотности.
В своей работе мной используется этот метод на разных этапах коррекционных занятий. Основные преимущества этого метода:
во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта";
в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное – речь и моторика.
Игра с песком – естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы можем использовать песочницу в развивающих, обучающих и коррекционных целях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший образовательный и воспитательный эффект, чем традиционные формы обучения. Поэтому песочная терапия приобретает все актуальность в работе с детьми. Еще песок способен «заземлять» отрицательную энергию. Это очень важно в работе с «особенными» детьми.
Занятия с песком многофункциональны, могут решать сразу несколько задач:
1) стабилизация эмоционального состояния детей;
2) развитие познавательных способностей детей;
3) развитие сенсорного восприятия;
4)развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
6) развитие речи, фонематического слуха;
7) обучение навыкам письма и чтения;
8) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;
9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.
Для развития зрительного восприятия в ходе индивидуальных и подгрупповых занятиях мы с ребятами используем такие виды заданий:
- Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
- Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
- Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
- Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
- Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
Для развития таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, выдувание фигур трубочкой).
Развивать математические представления и пространственную ориентацию младших школьников также помогают методы и приемы песочной терапии. Здесь ребята повторяют цифры и счет, закрепляют знания геометрических форм. Актуализируются знания мер длины. Например, нарисуй длинную веревочка, а под ней короткую. Быстрее и легче происходит обучение ребенка решать задачи, особенно при мини театрализации условий конкретной задачи.
При формировании слоговой структуры слова используем такие игры:
«Исправь ошибку»,
«Раздели слово на слоги»,
«Построй ступеньки» – педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее предлагается детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
При совершенствовании грамматического строя речи играем в игру «Художники», «Подбери слово» – ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – синий, блюдце – пластмассовое).
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительный результат:
- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям,
- развивается мышление, внимание, память, мелкая моторика детей, а также фонематический слух и восприятие,
- расширяется словарный запас,
- развиваются коммуникативные навыки,
- происходит освоение навыков чтения и письма,
- на протяжении всего занятия сохраняется интерес и работоспособность учащихся.
В работе по данному направлению будет полезна следующая литература:
1. Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
2. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
4. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.
В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
"Формирование учебно-познавательной компетенции через развитие орфографической зоркости на основе работы над ошибками "
Исследовательская работа....
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...
Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"
В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...
"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...