Мастер-класс по керамике
учебно-методический материал (3 класс)

Алгаев Валентин Петрович

Конспект мастер-класса "Изготовление сферической свистульки на гончарном круге для детей 9-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_lepka_svistulek_iz_gliny.docx81.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ДО «Сернурский ДДТ».

Творческое объединение «Лепка»

Конспект мастер-класса

«Воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов через занятия декоративно –прикладным творчеством»

C:\Users\User 1\Pictures\percussion_web_18_2.jpg

                                      Автор: педагог дополнительного образования

                                         высшей категории Алгаев В.П.

Сернур. 2018 г.

Мастер-класс по керамике

Тема: «Воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов через занятия декоративно –прикладным творчеством».

Цель: научить педагогов дополнительного образования основам лепки и технологии изготовления музыкального инструмента – «борриндо» на гончарном круге

- познакомить участников мастер-класса материалом для лепки изделий глиной;

- ознакомить педагогов с конструкцией гончарного круга;

- показать особенности работы с глиной;

- научить основным приёмам работы с глиной на гончарном круге;

- ознакомить с музыкальным инструментом «бориндо»,«сюнь», и показать  и научить технике изготовления изделия из глины сферической формы, на гончарном круге.

Участники: педагоги дополнительного образования художественной направленности

Тип мастер-класса: Изучение нового материала.

Оборудование и инструменты:

- рабочее место участников мастер-класса;

- набор стеков и приспособлений разного назначения;

- баночки с водой;

- влажные тряпочки.

Материал: красная и серая глина.

Наглядные пособия:

- готовые изделия, выполненные педагогом, проводившим занятие;

-объёмная технология;

- учебные элементы по «технике и технологии лепки из глины».

Структура мастер-класса

1.Организационный этап.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса- «Воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов через занятия декоративно –прикладным творчеством»

Эпиграфом я взял слова из мудрого изречения :

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

В наше неспокойное время, когда дети постоянно смотрят боевики, играют в компьютерные игры, связанные с насилием, мы частенько задумываемся о том, какими они вырастут. Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло?

Лучший путь для этого - раннее знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, народными традициями.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости, способно пробудить и частично реализовать творческий потенциал, который заложен в каждом человеке. Человек наделен способностью эстетического восприятия мира. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Мы прекрасно понимаем, что без корней не может существовать крон дерева, так же, как и человек – безпамяти о прошло своего народа, но при этом нельзя забывать, что мир намного богаче.

Знакомство с народным искусством зарубежных стран расширит границы познания окружающего мира и сделают намного богаче духовный мир ребенка.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ему всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Благодаря глубокому проникновению воспитанников в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности.

Сегодня, я попытаюсь показать это на примере знакомства с духовым инструментом «борриндо». Борриндо (борендо) - древний индийский музыкальный инструмент, сделанный из глины, представляет собой полый шар из глины диаметром около 7 см. На поверхности шара расположено  3-4 отверстия, одни из которых несколько больше, а другие меньше. Из-за своей простоты борриндо настолько популярен, что его часто делают из необожженной глины, ведь изготовить такую свистульку при наличии определенной сноровки может даже ребенок.. В западном мире он известен под названием "окарина". Окарина на территории России широко распространена в горном Алтае. Окарина обладает магическим звучанием. Не случайно ими пользуются шаманы. С похожим инструментом можно встретиться в Китае, под назанием - «сюнь», который имеет, в отличии от «борриндо», более продолговатую, цилиндрическую форму с 6 отверстиями, а также в Американском континенте со свистком вместо большого отверстия для вдувания.

2. Информационный этап:

-Знакомство с глиной.

- Знакомство с гончарным кругом.

-Инструменты и приспособления, применяемые для лепки.

-Подготовка глиняного теста.

-Придание глине первоначальной формы.

-Создание полой сферической формы. Основные способы работы на гончарном круге.

-Способы сушки, обжига и росписи готового изделия.

-Игра на «бориндо»

3. Практический этап – изготовление свистульки «бориндо».

4. Заключительный этап. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1.Организационный этап.

Ознакомление участников с целью и задачами мастер-класса.

2.Информационный этап.

Глина – это осадочная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Поэтому разработки породы ведутся не в местах её образования, а среди различных отложений, слои которых имеют определённую окраску и чистоту. Для каждой работы требуется особая разновидность глины.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки.

В зависимости от места происхождения природная глина имеет существенные различия. Одна можно использовать в чистом виде, другую необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Поэтому существуют разные виды глины: природная – красная, белая, пористая масса, майолика, глина для фарфора. Глина, как и всякий другой материал, имеет свои свойства. Это – пластичность, пористость, огнеупорность.

Инструменты и приспособления, применяемые при лепке: плоские стеки, бумага. Для работы на гончарном круге потребуются: обрезной шнур, стеки с петелькой, поролоновая губка.

Назначение каждого инструмента (объяснение с практическим показом).

Подготовка глиняного теста: переминание глины, удаление инородных добавок, проверка глины на пластичность.

Придание глине несложных форм: шар, колбаска, жгутик, завиток, морковка, лепёшка.

Соединение деталей прижатием, примазыванием, заглаживанием.

Основные способы лепки:

-конструктивный (из отдельных деталей);

- пластический (из одного куска);

- комбинированный (конструктивный и пластический вместе).

Особенности изготовления изделий на гончарном круге.

ТБ необходимая для соблюдения при работе на гончарном круге: спец. одежда, достаточность освещения, что бы при работе возле круга не было столпотворения, аккуратность при работ.

Организация рабочего места: инструменты должны располагаться так, что бы не мешали при работе, излишняя влага должна быть удалена со станк). Необходимо знать где и как используется тот или иной скребок, струна. Отложить их в сторону, что бы не мешали при работе.    

 Основные методы применяемые на занятии:                                                                                -расширение (увеличения диаметра изделия )                                                                    

-сужение (уменьшение диаметра изделия)

-сверление отверстий.

        

3.Практический этап. Изготовление сферической формы на гончарном круге

Вся работа построена на поэтапном показе выполнения практической работы с одновременным объяснением.

Глину нужно положить на круг строго по центру - гончары называют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму, близкую к шару, несильным, но резким движением нужно  бросить его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу.     Закрепив глиняную массу, приступить к вращению круга и, смочив руки водой, окончательно отцентровать глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее вытягивают в высокий конус, и снова придают первоначальную сферическую форму. Операцию повторяют несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пузырьки, и она станет плотной и однородной.     Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов - цилиндр, поэтому, прежде всего надо  научиться лепить именно его. В середине глиняной массы нужно плавно нажать большими пальцами и сделать цилиндрическое углубление. Постепенно расширяя его, доводим диаметр до нужных размеров. Другой рукой формуем внешнюю стенку цилиндра. Затем вытягиваем цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности. Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещаются от дна вверх, добиваясь получения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяем до тех пор, пока не добьемся нужной высоты цилиндра. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, почаще смачиваем их водой. Из готового цилиндра формуем, нужную нам, сферическую форму. Вначале лепим основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяем его. Большой палец внутри цилиндра и указательный палец на внешней поверхности должны двигаться синхронно. Лишнюю воду скапливающуюся внутри, убираем губкой. Завершаем изготовление сосуда сужением и подравниванием краев. Подрежем их шилом или стекой по кругу. Готовое изделие срежем с остановленного круга леской с ручками. Когда изделие немного подсохнет, его отправляют в печь.  

4.Заключительный этап. Подведение итогов мастер-класса.

На этом мастер-классе  мы познакомились с особенностями работы с глиной. Ознакомились с основными приемами работы на гончарном круге, способом сушки и обжига и техникой игры на «бариндо».

Основные задачи, которые мы ставили, выполнены нами.

Следующим этапом для наших изделий будут:

- сушка в естественных условиях;

- обжиг в муфельной печи;

- как вариант – роспись красками.

             

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...