Инновационная деятельность как основа развития современного образовательного учреждения
статья
Одной из важных задач современной педагогической инноватики является отбор, изучение и классификация нововведений, значение которой совершенно необходимо современному педагогу. Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность
как основа развития современного образовательного учреждения
Фундаментом современного образования является личностно-ориентированная педагогика. Личностный подход способствует раскрытию творческого потенциала всех участников образовательного процесса
и осознанию себя как личности, способной влиять на ход образовательного процесса. И это соответствует требованиям современного ОУ. Также личностный подход составляет основу инновационных процессов, прочно вошедших в систему современной образовательной системы.
Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных исследованиях. В переводе оно означает «обновление, новшество или изменение».
В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса. В обобщенном виде, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.
Одной из важных задач современной педагогической инноватики является отбор, изучение и классификация нововведений, значение которой совершенно необходимо современному педагогу. Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.
В основе инновационной деятельности любого образовательного учреждения лежат следующие принципы:
Принцип социального заказа;
Принцип демократизации управления;
Принцип личностно-ориентированного образования;
Принцип преемственности в обучении;
Принцип элективного (профильного) углубления;
Принцип развития научного и творческого мышления;
Принцип информационно-коммуникационного развития;
Принцип сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.
Показатели инновационной деятельности:
1) Показатели оценки инновационной деятельности:
обновление содержания образования (обновление учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов, форм работы (рефлексивные методики, модульная и цикло блочная система организации учебно-воспитательного процесса; преобладание групповых и индивидуальных форм работы); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнёров по совместной познавательной деятельности.
2) Показатели организации учебно-воспитательного процесса:
самоуправление учащихся; сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнёров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право и возможность выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др.
3) Показатели оценки эффективности учебно-воспитательного процесса - сравнение соответствия конечных результатов с запланированными:
высоко положительный уровень воспитанности и обученности учащихся; отношение к общественным нормам и закону, к учёбе, к труду, к себе, к природе, к прекрасному и др.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- педагогический опыт, рожденный в других школах;
- директивы и нормативные документы; .
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по-новому;
- потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
- достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:
- изменения в организации образовательного процесса;
- изменения в технологиях обучения и воспитания;
- изменения в управлении образовательными учреждениями.
В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.
Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.
Инновационная деятельность в школе должна осуществляться по следующим направлениям:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий и методик;
- инновации в организации образовательного процесса;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учителей;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся;
- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;
- реализация инновационных педагогических проектов и программ;
- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
Инновационная деятельность ОУ должна быть эффективной. Для этого требуется переосмыслить и перестроить ресурсное обеспечение инновационной деятельности в образовательной организации.
Ресурсное обеспечение – это гарантированная система мер, которая позволяет обеспечить эффективную деятельность в какой-то конкретной сфере.
Важно остановиться на ресурсной теории организации. Согласно ей ресурсы являются взаимозависимыми, также они составляют систему с положительной обратной связью: «успех порождает успех». При этом рост качества одного ресурса положительно сказывается на качестве остальных ресурсов, и, соответственно – наоборот: снижение качества одного ресурса рано или поздно приводит к ухудшению качества всей образовательной системы.
В исследовательских работах по управлению социальными системами ресурсная база классифицируется по основным направлениям деятельности в каждой организации:
нормативные ресурсы – документально-правовые основы, положение и Устав учреждения, текущая документация, локальные акты,
информационно-методические ресурсы – программы методической работы школы, методические материалы, доступ к информационным ресурсам,
кадровые ресурсы – профессиональная компетентность каждого члена коллектива, грамотное распределение полномочий (структура управления),
материально-технические ресурсы – оснащение и оборудование образовательной деятельности,
морально-этический ресурс как единое понимание миссии школы, согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и на договорных отношениях,
социально-демографические ресурсы для решения комплексных проблем, конструктивные связи с учреждениями социально-культурного типа, реализующими направления внеурочной и внешкольной деятельности,
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.
На современном этапе общественного развития образование является той ключевой сферой, от которой зависит не только уровень общей культуры и профессиональной подготовки человека, но и достижение им личностной зрелости. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней учитель глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.
Ходор Н.Б. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» 25.02.2022 гд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...
Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий
Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали...
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении
Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей кот...
Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования человека.ФГОС ставит в центр школьного мироздания личность ребенка с его особенностями, потребностями, уникальной индивидуальностью...
"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"
АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного проц...