Развитие зрительного восприятия. Пространственное расположение предметов и развитие глазомера.
консультация (3 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлены упражнения, направленные на развитие ориентировки  зрения в пространстве, относительно предметов в пространстве, развития глазомера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_zvos_ml.shk_.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  педагогов и родителей

Развитие зрительного восприятия. Пространственное расположение предметов и развитие глазомера

Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно -образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи.

Важность зрительного восприятия для детей с нарушением зрения основывается на том, что познание окружающей действительности  базируется, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.   Известно, что именно зрительное восприятие дает от 70 до 90 % информации об окружающем мире. Поэтому, необходимо целенаправленно заботиться о хорошем функционировании зрительного анализатора, развивать зрительные функции и, конечно же,  учить детей беречь  свое зрение.

   Ребята 3-4 классов занимающихся по программе 4.2 достаточно хорошо осведомлены  о цветах и простейших формах предметов. В этот период немаловажной задачей становится умение определять расположение предметов в пространстве, расстояние между ними, развитие глазомера. Такие навыки существенно повысят адаптационные возможности ребят в будущей самостоятельной жизни. Приведем ряд  подобных упражнений.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

и  РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

Упражнения

 «Кто (что) где?»                                                                                                    

Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева

«Что, где было? И что изменилось?»                                                                Задание: показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

«Нарисуй фигуры»

Задание: нарисуй  на листе бумаги в клетку нарисовать в центре -  круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже -  прямоугольник, над прямоугольником  - 2 маленьких кружка, под прямоугольником -  маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

«Гардероб»                                                                                                    

Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.  На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку (любой другой мелкий предмет). Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.
Варианты
: 1.прятать одновременно 2—3 игрушки;
 2. найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушки.

«Спички»                                                                                                                  Оборудование: коробок спичек (или счетных палочек).  Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а  узор на столе изменяется. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

«Внимательно слушай и рисуй».
Педагог (взрослый) называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).

«Измеряем на глазок»                                                                      

Учитель-дефектолог (взрослый) предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.

«Расчитаем расстояние»

Взрослый знакомит ребенка с формулой, по которой можно определить расстояние до любого предмета в пространстве. Для этого необходимо знать примерную высоту предмета или его ширину. Для измерения не понадобится линейки, можно использовать подручные средства (спичечный коробок, ладонь, стопу ноги) Данные подставляются в формулу и можно сосчитать примерное расстояние до предмета. Формула : Высота предмета (ширина предмета) / высота предмета в мм (на глазок, или используя вспомогательный предмет, зная его длину) Х 5. Таким образом, находясь в любой точке не местности или в помещении можно  легко расчитать необходимое расстояние.

 «Метод 38 попугаев»

Вспомним с ребятами мультфильм, где удава измеряли то в попугаях, то в мартышках. Здесь необходимо довести до детей, что предметы имеют свою мерку. Например: спичечный коробок всегда имеет длину -5см,  по высоте-1см, по ширине 3см. Зная его мерки (стандартные  длину, высоту и ширину), мы можем измерить любой предмет без линейки. Например, ширина стола измеряется, откладыванием   длины   коробка спичек, столько раз, пока  не дойдем до  края стола. Получаем 12 коробков, 12х5 см=60 см (ширина стола). Таким же образом можно использовать в качестве мерки ладонь руки, стопу ноги. Стандартная длина ладони взрослого человека-15-16см, длина стопы- 28-29см.  

Дорогу осилит идущий!

УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений направленных на развитие зрительного, тактильного восприятия,моторики мелких мышц рукиКоррекция недостатков ...

01. «Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов с ОВЗ».

Данный материал содержит описание методики по выявлению нарушений оптического характера и примеры заданий, направленных на профилактику и коррекцию зрительного восприятия, пространственной ориентировк...

Презентация "Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации"

В презентации представлены упражнения, которые  способствуют развитию зрительного восприятия, внимания у младших школьников.Способствуют развитию зрительно-моторной координации. Направлены на сов...

Памятка «Развитие зрительного восприятия, направленного на восприятие текста»

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном ...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти...

Мнемотаблица - Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти...