Развитие математических способностей
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Гимназия № 4 г. Химки
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Гимназия № 4
____________/Н.Н. Козельская /
Приказ _____ ____ от «____» ____2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Подготовка детей к школе
«Школа будущего первоклассника»
«Развитие математических представлений»
Направленность – развивающая
Уровень – начальный
Возраст детей – 6 лет
Срок реализации – 1 год
Авторы составители:
учитель начальных классов
Афанасьева Г.Ф.
учитель начальных классов
Балашова Е.В.
Химки 2022 г.
Программа курса «Изучаю мир вокруг» для детей дошкольного возраста на 2022-2023г. ориентирована на работу с пособием «Развитие математических представлений», (для детей 6 – 7 лет), автор Т.И.Исаева, Кормилицина Л.Д., Шишкова Ю.В.,Лузакова В.Ю. Москва 2021
Программа рассчитана на 2 занятие в неделю, 60 часов за указанный период.
Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка. Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) формирование простейших математических представлений;
2) введение в активную речь простейших математических терминов;
3) развитие у детей основ конструирования;
4) развитие логических способностей;
5) развитие зрительной и слуховой памяти;
6) формирование образного мышления;
7) формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
8) формирование творческой активности детей.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остаётся метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
Активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет углублять математические знания, способствует формированию умений общаться с преподавателем, развивает навыки сотрудничества со сверстниками,
формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо.
Результаты курса
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и так далее);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание; различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным
признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Подготовка к изучению чисел 1-10 (2 часа).
Знакомство с понятиями "один" и "много". Образование последующего числа путем прибавления единицы. Формирование представлений о сохранении количества. Количественный и порядковый счет от 1 до 10. Знакомство с наглядным изображением чисел 1—10, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Знакомство с геометрическими фигурами (46 часов).
Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Содержательно - логические задания (10 часов).
Внимание: игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», простейшие лабиринты, и др.
Воображение: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.
Память: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.
Мышление: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Дата | |
план | факт | ||
Выявление подготовленности к обучению математике. | 15.09 | ||
Понятия "Один - много". Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. | 20.09 | ||
Число и цифра 1. Знакомство с геометрическими фигурами (круг). | 22.09 | ||
Ориентировка в пространстве. | 27.09 | ||
Понятия «Сходства – различия». | 29.09 | ||
Понятия «Шире – уже». | 04.10 | ||
Точка. Луч. Прямые и кривые линии. | 06.10 | ||
Число и цифра 2. | 11.10 | ||
Числовой отрезок. Сложение. Вычитание. | 13.10 | ||
Число и цифра 3. Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник). | 18.10 | ||
Понятия «Больше, меньше, столько же». | 20.10 | ||
Состав числа 3. Целое и части. | 25.10 | ||
Сказка «Три медведя». | 27.10 | ||
Волшебная поляна. | 01.11 | ||
Понятия «За, между, перед, рядом, над, под». | 03.11 | ||
Понятия «Внутри. Снаружи. Выше. Ниже». | 08.11 | ||
Число и цифра 4. Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник). | 10.11 | ||
Состав числа 4. Квадрат. Прямоугольник. | 14.11 | ||
Столько же. Больше или меньше на 1. | 17.11 | ||
Углы: прямой, острый, тупой, многоугольники. | 22.11 | ||
Число и цифра 5. Многоугольники. | 24.11 | ||
Число 5. Состав числа 5. | 01.12 | ||
Увеличить на… Уменьшить на… | 06.12 | ||
Счет в пределах 5. | 08.12 | ||
Знакомство с простыми задачами. | 13.01 | ||
Что мы узнали. | 15.01 | ||
Число и цифра 6. | 20.01 | ||
Состав числа 6. | 22.01 | ||
Счет в пределах 6. | 27.01 | ||
Счет двойками и тройками. | 10.01 | ||
Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. | 12.01 | ||
Число и цифра 7. | 17.01 | ||
Состав числа 7. | 19.01 | ||
Понятия "Длиннее - короче". Измерение длины. | 24.01 | ||
Число и цифра 8. | 26.01 | ||
Состав числа 8. | 31.01 | ||
Четные и нечетные числа. | 02.02 | ||
Понятия "Раньше". "Позже". | 07.02 | ||
Что мы узнали. | 09.02 | ||
Число и цифра 9. | 14.02 | ||
Состав числа 9. | 16.02 | ||
Играем и считаем. | 21.02 | ||
Объемные фигуры: шар, куб, параллелепипед. | 28.02 | ||
Понятия "Легче". "Тяжелее". | 02.03 | ||
Число и цифра 0. | 07.03 | ||
Числовой ряд. | 09.03 | ||
Число 10. | 14.03 | ||
Повторение. Числа от 1 до 10. | 16.03 | ||
Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, призма. | 21.03 | ||
Задачи на сложение и вычитание. | 23.03 | ||
Простые задачи на сравнение. | 28.03 | ||
Что мы узнали. | 30.03 | ||
Повторение. Числа от 1 до 10. | 04.04 | ||
Повторение. Числа от 1 до 10. | 06.04 | ||
Решение простых задач. | 11.04 | ||
Решение простых задач. | 13.04 | ||
Играем и считаем. | 18.04 | ||
Играем и считаем. | 20.04 | ||
Играем и считаем. | 25.04 | ||
Играем и считаем. | 27.04 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
/____________/ Огоноченко С.С.
«_____» сентября 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие математических способностей у первоклассников"
Курс занятий с первоклассниками для развития математических способностей....
Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»
На занятиях в ГПД развиваюncz математические способности первоклассников через игру и занимательные упражнения по...
Подготовка к школе. Развитие математических способностей.
Подготовка к школе. Развитие математических способностей у детей....
научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время
- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....
Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....
Развитие математических способностей .
Особенности работы по развитию математического мышления у одаренных детей младшего школьного возраста...
развитие математических способностей через решение логических задач
Тема развития познавательных способностей важна и современна. Ее актуальность продиктована самой жизнью и разрешает ряд противоречий между:- снижением интереса детей к учению и требованиями совр...