Основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
материал
В статье описаны дефекты произношения при фонетико-фонематическом недоразвитии речи с примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_priznaki_fonetiko-fonematicheskogo_nedorazvitiya_rechi_u_detey.doc | 57.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные признаки фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей
Дефекты произношения при ФФНР можно охарактеризовать следующими состояниями:
- В речи ребенка отсутствует необходимый звук или заменяется один звук другим. Например, вместе звонких звуков, ребенок использует глухие; вместо свистящих – шипящие и т.д. При путанице звуков у ребенка формируется артикулема. Трудности в различии звуков мешают детям правильно читать и писать.
- Правильные звуки заменяются в речи диффузной артикуляцией. Вместо воспроизведения пары артикуляционно близких фонем произноситься средний нечеткий звук. Например, вместо [ш] и [с]— мягкий [ш] и т.д. Причиной замены является несформированность и нарушения фонематического слуха.
- Фонетико-фонематические нарушения – непостоянное воспроизведение звуков. Определенные звуки ребенок по отдельности называет правильно, а в речи совершает ошибку. Также, одна половина звуков может искажаться в речи, а вторая заменяться похожими.
- Ошибочное произношение одного и больше звуков. Пациент может говорить без дефектов или произносить неправильно 2-3 звука, но при этом воспринимать и различать на слух звуки, практически, не может.
При нарушениях воспроизведения множества звуков, обычно, ухудшается воспроизведение многосложных слов со стечением согласных. Такого рода дефекты в речи ребёнка, могут обращать внимание на недостаточную сформированность им фонематического восприятия. Это выражается в следующих особенностях:
А) Неправильное распределение услышанных фонем как в собственной, так и в чужой речи.
Б) Неправильный звуковой анализ простых форм слова и их синтез.
В) Сложности при анализировании звуков.
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
- проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
- сложности с восприятием абстрактных понятий;
- проблемы с переключением внимания либо с фокусировкой на чем-либо;
- замедленность мыслительных процессов и т.д.
Примеры неправильного произношения слов детьми 6-7летнего возраста:
- "сойныско" вместо "солнышко",
- "шабака" или "фабака" вместо "собака",
- "сяник" вместо "чайник",
- "тупы" вместо "зубы",
- "лыба"вместо "рыба",
- "сипет" вместо "велосипед",
- "тяпка" вместо "шапка",
- "Тинята лидали в ятике" вместо "Щенята лежали в ящике",
- "Дивет под клилетком, квот колеткам, кодяином длудит, дом таладит" вместо "Живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...
Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И. к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ
1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса. 2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отражен...
ПРОГРАММА "Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем".
ПРОГРАММА "Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем". Разработана для обучающихсяиз 1специальных (коррекционных) классов VIIвида....
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...
Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
Необходимость развития познавательной сферы у детей с нарушением речи....
Коррекция фонетического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста
Преодоление недостатков в речевом развитии...
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...