Коррекция фонетического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста
рабочая программа по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Преодоление недостатков в речевом развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая программа

«Коррекции фонетического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста»

Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися (в том числе обучающимся с нарушением речи) основной образовательной программы начального общего образования. Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.

Успех школьного обучения во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Фонетическое недоразвитие речи (далее - ФНР) – это, нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка.

К началу обучения в школе у детей, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, то у детей возникают трудности не только в обучении, но и в общения с окружающими.

Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет успешно и в более ранние сроки преодолеть нарушения речи.

Это все обуславливает актуальность данной программы.

Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовой и документальной основой программы по коррекции фонетического недоразвития речи являются:

  • Закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";
  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
  • Инструктивное письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г.;

При разработке программы использованы следующие системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

- Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение ,2014.

- Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». М. 1996;

- Авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников». М., 2011

Цель рабочей программы

Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей обучающимся, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы начального общего образования и успешную социализацию в обществе.

Задачи рабочей программы

- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- формирование навыков учебной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на один год.

Программа реализуется в ходе индивидуальных и/или подгрупповых логопедических занятий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта ребёнка.

Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия составляет 25 минут.

Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы

Предметные результаты:

  1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

  1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;
  2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  5. Умение задавать вопросы.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

контексте.

Ведущим дефектом при ФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко.

Общая характеристика организации работы по программе

Работа по программе начинается с логопедической диагностики. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого составляется речевая карта — карта обследования речи, в которую учитель-логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности. Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение.

На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования составляется перспективный план коррекционной работы с конкретным ребенком. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в определенной последовательности и по разделам.

В структуру занятий входит:

- дыхательная гимнастика;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Объем учебного материала рассчитывается в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников.

Направления коррекционной работы по преодолению ФНР у детей младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

-диагностическая работа

обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

-коррекционно-развивающая работа

обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

-консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

-информационно –просветительская работа

направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Логопедическая работа с детьми, страдающими ФНР проводиться комплексно, с учетом индивидуальных возможностей ребенка, клинической картины дефекта и с учётом особенностей речевого дефекта ребёнка по основным направлениям:

  1. нормализация мышечного тонуса,
  2. развитие мимики,
  3. борьба с саливацией,
  4. развитие голоса и дыхания,
  5. коррекция артикуляционной моторики,
  6. коррекция звукопроизношения,
  7. развитие фонематического слуха и восприятия.

Содержание коррекционной работы конкретизируется в соответствии с характером речевого нарушения.

При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20-25 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в карте логопедического сопровождения ребёнка.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях школьник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

- совершенствование мимической моторики.

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным учащимся включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Недостатки произношения фонем /р/, /рь /.

Тема

Кол-во часов

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1

Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /рь/. Профили, артикуляция.

1

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/.

6

Воспитание правильного произношения звука /р/.

2

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

4

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова

3

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге.

2

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

5

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

5

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи.

5

Уточнение произнесения изолированного звука /рь /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /рь / и его автоматизация.

4

Дифференциация звуков /р/ - /рь / в слогах, в словах, в предложениях.

3

Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях

3

Дифференциация звуков /р /- /л  / в слогах, в словах, в предложениях.

2

Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях.

2

Дифференциация звуков /р/ - /л /, /рь / -/ль / в связной речи.

2

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Недостатки произношения фонем /л/, /ль /.

Тема

Кол-во часов

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1

Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/.

5

Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова

5

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова

3

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге.

2

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

5

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

3

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи.

3

Уточнение произнесения изолированного звука /ль /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /ль / и автоматизация его в слогах, словах.

3

Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /ль / в предложениях.

1

Дифференциация звуков /л/ - /ль / в слогах, в словах, в предложениях.

3

Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях.

2

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Свистящие звуки.

Тема

Кол-во часов

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1

2

Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.

1

3

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/.

5

4

Воспитание правильного произношения звука /с/.

1

5

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

1

6

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова

1

7

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге.

1

8

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

1

9

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1

10

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи.

1

11

Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах.

3

12

Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи.

1

13

Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

1

14

Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

2

15

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.

1

16

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

1

17

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1

18

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи.

1

19

Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах.

2

20

Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи.

1

21

Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях.

1

22

Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях.

2

23

Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

2

24

Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге.

2

25

Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге.

1

26

Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных.

1

27

Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях.

1

28

Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

2

29

Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

2

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Шипящие звуки.

Тема

Кол-во часов

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1

2

Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.

1

3

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/.

4

4

Воспитание правильного произношения звука /ш/.

3

5

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

4

6

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова

5

7

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге.

3

8

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

4

9

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

3

10

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи.

3

11

Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

2

12

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.

2

13

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

2

14

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

2

15

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи.

2

16

Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях.

2

17

Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах.

2

18

Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах.

1

19

Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.

2

20

Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях.

2

21

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

2

22

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

2

23

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях.

2

24

Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах.

1

25

Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах.

1

26

Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.

1

27

Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях

2

28

Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

2

29

Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

2

30

Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях.

2

31

Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях.

2

Планируемые результаты

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • узнавать и различать гласные и согласные звуки;
  • обозначать гласные, твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • производить фонетический разбор слова;
  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е.
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • строить звуковые схемы слогов и слов;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего коррекционного маршрута.

Формы контроля

(при использовании формы контроля учитывается ведущий вид деятельности в соответствии с возрастом).

Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной и письменной речи в начале и в конце коррекционного периода; участия детей и их результативность в конкурсах, связанных с устной речью, индивидуальные беседы-консультации с родителями.

Перечень учебно-методической литературы:

1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.

2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год

3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.

4.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.

5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.

6.Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.

7.Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л», Санкт- Петербург: Каро, 2006 г.

8.Ткаченко Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у дошкольников», Москва, 2005 г.

9.Ястребова А.В. Лазаренко О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность.-М. Арктур,2001.

10.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

11.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П. Литера,2001

12.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М. Владос,2002

13.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М. АРКТИ,1999

14.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П. КАРО, 2002

15.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград: Учитель,2011

16.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград: Учитель,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Коррекция письменной связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Упражнение дара слова..должны идти систематически.Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими,опираться на них и делать шаг вперёд.К.Д.Ушинский...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...