1. | Наименование проекта | Социальный проект «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читающая среда»» |
2. | Наименование образовательной организации (по уставу) | МБОУ «Мастахская СОШ им. Н.П.Егорова» МБДОУ «Детский сад № 17 «Чуораанчык»» МБУ «КУБ» им.Т.Е.Сметанина филиал № 9 Мастахская модельная сельская библиотека |
3 | Юридический адрес образовательной организации | 678313, Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус (район), с.Мастах, ул.Советская, 15 |
4 | Контакты (телефон, факс, электронный адрес, адрес сайта ОО) | (8411-63)24171, mastakhskaya_sosh@mail.ru, https://mbou-mastachskaya.nubex.ru |
5 | Автор (авторы инициативы) | Афанасьева О.Н., заместитель директора по УВР, МБОУ «Мастахская СОШ» Афанасьева В.Н., методист МБОУ «Детский сад №17 «Чуораанчык»» Герасимова К.Д., библиотекарь МБУ «КУБ» им.Т.Е.Сметанина филиал № 9 Мастахская модельная сельская библиотека Степанова У.И., руководитель МО, учитель начальных классов МБОУ «Мастахская СОШ» |
6 | Актуальность исследования, обоснование его значимости для развития системы образования Республики Саха(Якутия) | Проект направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и образовательных учреждений (ДОУ, ОУ) Этим объясняется необходимость создания в селе читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи. |
7 | Основная идея инициативы | Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс, без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. |
8 | Ссылка на страницу сайта образовательной организации с полным текстом Проекта | https://mbou-mastachskaya.nubex.ru |
Наименование проекта | Социальный проект «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читающая среда»» |
Анализ социокультурной ситуации | МАСТАХ — сельский населённый пункт, центр 2-го Лючюнского наслега Кобяйского улуса. Расположен в 285 км к западу от улусного центра п. Сангары. По данным местной администрации на 01.01.2018 года население - 695 человек. Основные производства села — мясо-молочное скотоводство, мясное табунное коневодство. Имеются Дом народного творчества им.С.И.Васильева, детский сад № 17 д/с «Чуораанчык», средняя общеобразовательная школа, сельская библиотека, учреждения здравоохранения и торговли. Школа функционирует с 1931 года Детский сад функционирует с 1962 года Сельская библиотека функционирует с 1938 года. Благодаря ближайшему расположению культурных, образовательных, общественных организаций и предприятий детский сад и школа обладают более широкими возможностями по социальному, познавательному, нравственному развитию детей. С 2017 года реализуется инновационный проект «Творческое Образовательное Пространство» (ТОП «УСПЕХ») сетевого партнёрства семьи и образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. В рамках данного проекта творческой группой было решено создать новый проект для реализации программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью, которой является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА. Аналитической группой было решено провести анкетирование в школе среди учащихся 1-11 классов и родителей, молодежи села. обучающиеся 1-4 классов | обучающиеся 5-11 классов | молодежь села | родители (детский сад, школа) | В анкетировании принимали участие 93 обучающихся, что составляет 95% | В анкете «Читающая молодежь» участвовало 10 молодых людей | Всего участвовало 34 родителя. | Из 40 обучающихся начальных классов в опросе приняло участие 36, это 90% от общего числа обучающихся 1-4 классов. 86% из них ответили, что любят читать. В начальных классах чуть больше половины учащихся, это- 58% предпочитают читать на родном (якутском) языке. И соответственно, выбор жанра пал на сказки и приключение. Половина опрошенных говорили, что читают 2-3 раза в неделю или каждый день. Но на вопрос недавно прочитанной книги не могут писать название книги или не помнят. В выборе книг половина респондентов сами выбирают, другая половина прибегают в помощи взрослых. | Среди обучающихся 5 по 11 классов в опросе приняло участие 57 обучающихся, что составил 56%. Большинство респондентов ответили, что любят читать на русском языке. В чтении предпочитают жанр фантастики и приключения. Большинство учащихся читают во время каникул. Есть дети, которые читают 1-2 раза в неделю. У доброй половины опрошенных дома имеется домашняя библиотека. Но в основном книги берут в библиотеке. 73% учащихся назвали недавно прочитанную книгу, это радует. На вопрос читают ли родители 65 % опрошенных сказали, что читают.
| 20% молодежи высказались, что любят читать и это им нравится. А 40% считают, чтение скучным занятием. Особых предпочтений в выборе жанров нет. Радует то, что 30% читают 1 раз в неделю. Почти все опрошенные признались, что читали только в школьном возрасте. 60% респондентов предпочитают смотреть кино, чем читать книги. Знания о современной жизни и современном человеке 60% опрошенных предпочитают получать из Интернета, 30% из журналов и газет в библиотеке. Но в целом картина показывает, что молодые люди не хотят читать. Чтение для них не первостепенное занятие.
| Родителям начальных классов проведено анкета «Приобщение детей к чтению». По итогам анкеты 28 родителей (это 82%) волнует проблема детского чтения. И поэтому 25 (73%) родителей нуждаются в консультации и проведении семинара по проблеме детского чтения. 47% родителей (16) сами читают художественную и периодическую литературу. Но 9 человек (26%) признались, что вообще не читают никакую литературу. 20(59%) родителей читают своим детям книги, если те попросят или когда у родителей есть время. А 14(30%) родителей ссылаются на нехватку времени для чтения своим чадам. В основном чтением заняты мамы. Только 3 родителя указали, что чтением с ребенком занимается отец. Это похвально! На вопрос Назовите какое последнее произведение вы прочитали 24(70%) родителя ответили, что не читали. Т.к. опрос проводился для родителей начальных классов большинство родителей ответили, что их дети предпочитают читать сказки(50%) и энциклопедии(35%). На вопрос знакомых поэтов и писателей 10 учащихся(29%) знают А.С.Пушкина, 10 учащихся (29%) знают Т.Е.Сметанина. Якутских писателей знают 4 и по одному две русских и зарубежных писателей. Домашняя библиотека имеется у половины анкетирующих, где собраны энциклопедии, словари, серии сказок, книги о Якутии. 27 родителей (79%) в библиотеку с ребенком не ходят. 15 родителей(44%) считают, что дети должны научиться читать в дошкольном возрасте. 13 родителей (38%) считают, что в школьном возрасте. 22 родителя считают, что книгу ничто не заменит. По организации детского чтения особых предложений не высказали. Были такие предложения. См ниже. 1.Уделять время по чтению и обсуждению книг. 2. Задать 1 раз в неделю как д/з прочитать рассказ или книгу. 3. Нужно всем научить детей читать и любить читать книги. Книга-первый помощник в жизни. 4. Ввести читательский дневник. Урок библиотечные как обязательные. 5. Нужно чтобы дети любили читать. Изучив результаты анкеты пришли к такому мнению. -Родителям нужны консультации по обучению детей в технике осмысленного скорочтения. -Нужны хорошие, интересные книги, которые находились бы в доступном месте. (метод буккроссинга в этом плане будет работать в положительную сторону.) - Нужен семейный читательский дневник . |
|
Проблематика проекта |
Проблемы | Причины | Речевые проблемы логопедического характера | нет специалиста в детском саду, | Низкий показатель техники чтения | читают мало, низкая мотивация чтения учащихся | Низкие качества результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ | обучающиеся затрудняются работать с источником, анализировать и оценивать. | Трудности ученика при определении личных образовательных целей | Отсутствие системной работы по внеклассному чтению | Низкий уровень культуры чтения родителей учащихся школы | В микрорайоне много не читающих семей, многие родители имеют только общее среднее образование. Многие семьи не имеют домашней библиотеки, подписной периодики. |
|
Философские основания | Создание модели взаимодействия «Родитель + Образовательные учреждения (детский сад, школа)+ библиотека + социум» с целью создания читающей среды. Цель: повышение уровня читательской компетентности школьников, рост читательской активности детей и взрослого населения Задачи: - организация сотрудничества “ родитель - ребенок - педагог-библиотекарь” - возрождение традиции семейных чтений; - воспитание любви и бережного отношения к родному языку; - усиление роли книги и чтения как средства гражданско-патриотического воспитания; - объединение детей и взрослых для совместной деятельности; - приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки; - провести мониторинг динамики оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников; - создать угол читателя |
Психологическая концепция | Идея проекта, начиная с раннего возраста воспитать Читателя для этого нужна единый проект совместной работы детского сада, школы, библиотеки. |
Содержание образования |
Этапы реализации проекта | Проект рассчитан на 5 лет 1 этап – организационный 2019-2020 г.г 2 этап – практический 2020-2023 г. 3 этап – аналитический 2023-2024 г.г. |
Дорожная карта реализации проекта | Сроки | Ожидаемый результат | Нормативный документ (при наличии) |
Задача 1 | 1 направление – «Чтение через все предметы» -приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки; - воспитание любви и бережного отношения к родному языку; - провести мониторинг динамики оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников; |
|
|
Мероприятие 1 | - Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;
| активизация чтения детей, повышение качества чтения, улучшение навыка и техники чтения | совместный план работы |
Мероприятие 2 | - Проведение часов тихого чтения, 5-минуток или 5-минуток жужжащего чтения;
|
Мероприятие 3 | - Педагогические разработки и использование компетентнотно-ориентированных заданий (КОЗы) на всех уроках и занятиях;
|
Мероприятие 4 | - Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям», «Реклама книги», «Подари книгу», «Подари книге вторую жизнь», «Самая старая книга» и т.д.;
|
Мероприятие 5 |
|
Мероприятие 6 | - Использование обучающего и воспитывающего потенциала олонхо на уроках
|
Мероприятие 7 |
|
Мероприятие 8 |
|
Мероприятие 9 | - Проведение утренников, тематических классных часов, викторин, конкурсов, выставок, интеллектуальных игр и.т.д.
|
Мероприятие 10 |
|
Мероприятие 11 | - Зачетная система контроля чтения
|
Задача 2 | 2 направление - «Пространство свободного чтения» - организация сотрудничества “ родитель - ребенок - педагог-библиотекарь” - объединение детей и взрослых для совместной деятельности;
|
|
|
Мероприятие 1 | - Проект «Буккроссинг-читающий Мастах»
- Создание и размещение на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга»;
|
Мероприятие 2 | - Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)
|
Мероприятие 3 | - Проведение конкурсов в школьной библиотеке: «Самая читающая семья». Формирование банка «Настоящих читателей»
|
Мероприятие 4 | - Посещение литературных мероприятий и выставок в детской библиотеке;
|
Мероприятие 5 | - Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг)
|
Мероприятие 6 | Театральный кружок «Кукольный театр» |
Мероприятие 7 | Акции «Подари книге вторую жизнь» |
Задача 3 | 3 направление - «Чтение как способ самореализации» - усиление роли книги и чтения как средства гражданско-патриотического воспитания; - приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки; | участие и призовые места в научно-исследовательской работе; создание творческих проектов; самореализация во всех сферах; участие в конкурсах, НПК во всех уровнях |
|
Мероприятие 1 | - Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;
|
Мероприятие 2 | - Проведение конкурсов: «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», конкурс плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематические конкурсы чтецов, в том числе конкурс «Живая классика»
|
Мероприятие 3 | Литературный кружок «Тыл хонуута» |
Мероприятие 4 | Проект «Эстафета буктрейлеров «Ааҕыы эргимтэтэ»» |
Мероприятие 5 | - Проект «Диалог культур» постановка сказки на иностранных языках
|
Мероприятие 6 | |
задача 3 | 4 направление – «Традиции современного семейного чтения» - возрождение традиции семейных чтений; | активное участие родителей, возрастание количества читающей семьи, мониторинг «Читающая семья» награждение победителей в конце года |
|
мероприятия | - Проведение дней семейного литературного отдыха;
- Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;
- Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребенка-читателя», «Читающие родители - читающий ребенок», материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ;
- Изготовление и распространение буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».
- Школа для родителей (мастер-классы, беседы, участие на зачетных уроках, в мероприятиях и. т.д.)
- Проект «Буккроссинг-читающий Мастах»
- Конкурсы, выставки, акции
- Марафон-эстафета посвященный к 75-летию Великой Победы «Даешь 75 книг!»
- Фестиваль детской и юношеской книги «Добрый мир любимых книг»
- Детско-взрослый фестиваль «Поэтический дуэт»
- Введение дневника семейного чтения
|
Предполагаемые результаты | Модель читателя воспитанник детского сада | выпускник начальной школы | выпускник школы | родитель-читатель | Я люблю читать вместе с мамой или воспитателем. Мне всегда радостно от встречи с новой книгой. Мне нравится задавать вопросы после просмотра или прочтения детской книни. Умею самостоятельно работать с книгой: рассматривать иллюстрации, веду устную беседу с героями, изображенными на картинках. Вожу пальцем по странице и повторяю наизусть слова текста. Выразительно читаю текст, или стараюсь выразительно, эмоционально читать наизусть. Не отказываю в предложении взрослых «почитать», но иногда инициирую сам «почитайте мне» Хвастаюсь новой книжкой друзьям. Мне нравится читать рассказы, сказки и воспроизводить их не искажая их смысла, принимаю участие в совместном с воспитателем пересказе.; умею ориентироваться в знакомых произведениях, узнаю их по картинкам, отвечаю на вопросы по содержанию. Я все еще учусь следить за развитием сюжета, сопереживать героям полюбившихся произведений. Люблю участвовать в конкурсах чтецов. | - Я люблю читать и оценивать прочитанное.
- Круг моего чтения включает программные произведения, произведения мировой литературы, которые я выбрал сам и/или по совету взрослых, научно-популярную литературу.
- Словари и справочники - мои верные помощники!
- Мне интересны дополнительные источники, обращение к ним помогает мне в учебе.
- Мне нравится выполнять различные интеллектуально-творческие работы по прочитанному.
- Я с удовольствием участвую в играх, конкурсах, встречах, экскурсиях и др. делах для читателей-школьников.
- Моя семья - читающая!
| - Я люблю читать; умею отбирать источники, анализировать и оценивать их.
- Круг моего чтения широк и разнообразен: художественная, научно-популярная, справочная литература, публицистика.
- Дополнительные источники - неотъемлемая составляющая моего образования в школе и самообразования.
- Я с интересом включаюсь в мероприятия и учебно-исследовательские проекты
- Я являюсь примером для своих братьев и сестер
- Я конкурентно способный член общества
- Чтение это мое будущее
| - Я люблю читать, являюсь примером для своих детей.
- Создаю читательскую среду в семье.
- Совместно обсуждаю с детьми прочитанное.
- Воспитываю бережное отношение к книге.
- Активно принимаю участие в мероприятиях по пропаганде чтения.
|
|
Критерии оценки предполагаемых результатов | - Активно принимаю участие в мероприятиях по пропаганде чтения;
- Рост читательской активности среди родителей и обучающахся;
- Улучшение качества обучения;
|
Кадровое обеспечение проекта | в проекте задействованы: Афанасьева О.Н., заместитель директора по УВР, МБОУ «Мастахская СОШ» Афанасьева В.Н., методист МБОУ «Детский сад №17 «Чуораанчык»» Герасимова К.Д., библиотекарь МБУ «КУБ» им.Т.Е.Сметанина филиал № 9 Мастахская модельная сельская библиотека Степанова У.И., руководитель МО, учитель начальных классов МБОУ «Мастахская СОШ» Иванова Ю.Ю., педагог-психолог МБОУ «Мастахская СОШ» Семенова А.А., социальный педагог МБОУ «Мастахская СОШ» Уваровская Н.Н., педагог-библиотекарь МБОУ «Мастахская СОШ» Архипова С.Я., Павлова В.Н., Семенова М.С.-учителя начальных классов МБОУ «Мастахская СОШ» Спиридонова Е.В., Яковлева Г.А., Михайлова А.А.-воспитатели МБОУ «Детский сад №17 «Чуораанчык»» Павлова Е.Л., председатель родкомитета МБОУ «Мастахская СОШ» |
Финансовые источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное) |
№ п/п | Материалы | Стоимость (руб.) | Количество (шт.) | Сумма (руб.) | 1 | Стеллаж под книги | 5865 рб. | 3 | 17595 рб | 2 | Выставочный книжный навесной стеллаж | 1900 рб | 3 | 5700 рб | 3 | Стенд «Уголок читателя» | 5000 рб | 1 | 5000 рб | 4 | Краска акриловая для стены, моющая | 1500-2000 рб | 1 | 2000 рб | 5 | Колер | 120-150 рб | 6 шт | 900 рб | 6 | Мебельный материал для изготовления пуфиков (разных цветов) | 400 рб | 10 метров | 4000 рб | 7 | Поролон | 200-400 рб | 5 метров | 2000 рб |
|
|
|
|
|
| итого |
|
| 31495 рб |
|