Приобщение детей к природе, через изобразительную деятельность.
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Харькова Надежда Анатольевна

Каждый ребёнок художник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по экспериментальной площадке «Древо Жизни».

Тема: Приобщение детей к природе, через изобразительную деятельность.

                                                Подготовила

                                                Харькова Надежда Анатольевна

                                                ГБОУ СОШ №163

                                                САО г. Москва        

«Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познания ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного….»

В.А. Сухомлинский

Одним из важных вопросов образования школьников является проблема приобщения детей к природе, развитие эмоционального отношения к ней. Этой проблемой должны заниматься не только детские сады, но и школы и сами родители

В настоящее время многие дети недополучают внимания от своих родителей. Которые мало времени проводят на природе ввиду большой занятости. И поэтому я стараюсь восполнить эти проблемы на своих занятиях.

Я сама люблю природу, так как выросла в сельской местности. И хочу привить любовь к природе через изобразительное творчество.

«Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения».

Н.В. Дубровская

Каждый ре6бенок художник. Мы знаем, что все дети изначально талантливы. Поэтому родителям и педагогам очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке.  Представить себе возможность. Как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются не достаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными и будущей жизни. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Дети рисую карандашами, фломастерами, мелками и красками (акварельными и гуашевыми), сангиной и пастелью, углем и палочкой (по земле), покрывая своими изображениями все на своем пути. Многие родители даже опасаются за чистоту стен своей квартиры.

Но наступает такой момент в развитии детей, когда им уже нужно получать определенные знания, навыки и приемы рисования, для того что бы отчетливо изображать свои наблюдения из окружающей жизни, выражать свои фантазии, создавать свой мир на листе бумаги.

Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Нужно заинтересовать и увлечь современных детей, проводящих большую часть времени у экрана телевизора и компьютера. Занятие рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те  необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того что бы он почувствовал красоту и гармонию природы. Ведь природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей. Не только нужно видеть красоту природы, но стоит беречь, размножать и любить ее. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней. Общение с природой происходит в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. В общем , каждый день. Например: идет ребенок в школу или домой, выходит на прогулку, в выходные дни посещает парки, зоопарки, выезжает ли загород – таким образом, делает для себя открытия. Ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств  у природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и так далее. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

На прогулках в группе продленного дня мы вместе наблюдаем, какие изменения происходят в природе, выявляем особенности того или иного объекта. Например: цветы на клумбе или дерево. Не только как ухаживать, размножать, но и видеть, сколько цветов и оттенков у природы. Но самое главное бережно и с любовью относиться ко всему окружающему.

Общение детей с природой имеет и идейно - мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных, представлений, понимания взаимодействий явление природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Пейзажи, изображенные детьми, всегда особенные и интересные. Иногда, изображая один и тот же вид пейзажа, ребенок использует различные материалы: гуашь, акварель, восковую или меловую постель, цветные карандаши или фломастеры, уголь или сангину и так далее. Кто- то работает с одним материалом, а другой использует в своей работе несколько материалов. Применят различную технику зарисовки. Например: при рисовании деревьев, один использует технику тычка, другой – метод прима кивания, третий – метод размывания, четвертый метод мазка, а следующий использует сразу несколько методов в своей работе.

С самого раннего детства ребенок учится понимать и любить природу, ценить ее, бережно относится к ней. Изобразительная деятельность самих детей поможет им запомнить, закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в ней в единстве, так как сам человек является неотъемлемой частью природы. Человек обитает в этой среде. Вместе с тем, природа развивает огромный потенциал всестороннего развития личности. Но развитие эффективно осуществляется, если оно начинается с самого раннего детства. В первые годы жизни ребенок узнает гораздо больше, чем на протяжении дальнейшей жизни. Природа возбуждает любознательность ребенка, так как часто спрашивает, почему идет дождь или снег, или откуда появляется росса на утренней траве, почему зимой на стеклах образуется морозные узоры? Почему растения называют «зелеными легкими планеты?». Какую пользу растениям приносят насекомые? Вопросы, задаваемые детьми, очень разнообразны. Их можно перечислять без конца. Они могут вызывать чувства прекрасного, бережного отношения к окружающей природе. Дети осознают единство человека с природой, усваивают основы экологической культуры.

Е.И. Игнатьев пишет: « Такие рассуждения помогают ребенку в упорядочивании всего процесса изобразительной деятельности. Словесное обозначение помогает школьнику выделять в предметах их признаки».

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое воспитание обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений. Научить их чувствовать красоту. Вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

«Через сознание сути, содержания искусства в душе ребенка постоянно формируется нравственно - эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни – труду, дружбе, Родине, а главное – к природе».

(Б. Неменский – художественный педагог, профессор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...

Социальный проект «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читающая среда»»

Проект направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов д...

«Социализации детей с ОВЗ через внеурочную деятельность»

    В условиях современного мира особое  значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо эта пробле...