Авторская программа "Первые шаги"
рабочая программа
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но затем начинает говорить целыми фразами. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками.
Данная программа очень актуальна на сегодняшний день, и предлагаемый курс подготовки к школе вводится в связи с возросшим спросом родителей на предлагаемый вид обучения. Каждый взрослый хочет, чтобы, по возможности, его ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку подготовить его к обучению в школе. Немаловажное значение отводится и психологической подготовке самих родителей. Ведь именно от них зависит, насколько быстро и безболезненно пройдет адаптация малыша к школьной жизни. В данной программе мы попытались совместить спрос родителей с социальным заказом общества. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_petruninoy.docx | 22.6 КБ |
programma_petruninoy.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование занятий «Первые шаги»
Дата | Темы занятий по предметам | ||
Обучение грамоте и развитие речи | Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики. | Математика и логика | |
Вводное занятие. Выявление подготовленности детей. «Давайте познакомимся». «Əйдәгез, танышыйк». «Сертотмас үрдәк». «Болтливая утка»-мультфильм. | Вводное занятие. Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая и широкая строка. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство. Свойства предметов. Счет предметов. | |
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Игра «Полслова за вами». Предложение. «Осень пришла. Приметы осени». «Агачлар да авырый». «Деревья тоже болеют» - мультфильм.
| Бордюры и узоры. Знакомство с цветами. Проба всех цветов на палитре «Цветик -семицветик». Работа в тетрадях. | Объединение предметов в группы по общему свойству. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. Работа в тетрадях. | |
Слово. Слог. Ударный слог. Деление слов на слоги. В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части». Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом», «Любимый мир сказок». «Əкиятләр дөньясында». «Кәҗә белән Сарык». «Коза и Баран» - мультфильм. | Письмо коротких и длинных наклонных линий. Работа в тетрадях. | Сравнение групп предметов. Понятие «вначале», «потом». Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
В мире звуков. Гласные и согласные звуки (основное отличие). Звук и буква. «Братья наши меньшие». «Безнең кечкенә дусларыбыз». Работа в тетрадях. «Куян кызы». «Зайка» - мультфильм. | Письмо линий с закруглением вверху и внизу. Работа в тетрадях. | Обозначение равенства и неравенства. Число предшествующее и последующее. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Гласные и согласные звуки. Условные знаки и обозначения. Ударение. Игра: «Молоточки». Игра «Сочини сказку о предмете». Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь» «Дикие и домашние животные». «Кыргый һәм йорт хайваннары». «Төлке белән Каз». «Лиса и Гусь» - мультфильм. | Письмо наклонных линий с петлёй внизу и наверху. Работа в тетрадях. | Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения. Графический диктант. | |
Звуки [a], [o]. Буквы А, а, О, о. «Времена года». «Ел фасыллары». «Унике ай». «Двенадцать месяцев». | Письмо элементов букв о, О, а, А. Изображение лета и зимы по представлению. Работа в тетрадях. | Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева. Графический диктант. | |
Звук [у], буквы У, у. «Кто кому кто?». «Кем кемнең баласы». Сөткә төшкән тычкан». «Мышь, попавшая молоко» - мультфильм. | Письмо элементов букв у, У. Изображение животных и их детёнышей. Работа в тетрадях. | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания. Работа в тетрадях. | |
Звуки [ы], [э], буквы ы, Э, э. «Папа, мама, я - дружная семья». «Əти, әни һәм мин-тату гаилә». «Простоквашинодан өчәү». «Трое из простоквашино» - мультфильм. | Письмо элементов букв э, Э, ы. Изображение фигур людей. Работа в тетрадях. | Пространственные отношения: между, посередине. Работа в тетрадях. | |
Звуки [л], [м], буквы Л, л, М, м. Чтение слогов с буквами. «Все профессии нужны, все профессии важны», «Һөнәрләр. «Хат ташучы Кар малай». | Письмо элементов букв л,Л,м,М. Атрибуты профессий. Работа в тетрадях. | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Число 1 и цифра 1. Работа в тетрадях. | |
Звуки [н], [р], буквы Н, н, Р, р. Чтение слогов и слов с этими буквами. «Мои увлечения». «Минем яраткан шөгылем». «Эш беткәч уйнарга ярый». «После работы можно поиграть»- мультфильм | Письмо элементов букв н,Н,р,Р. Работа в тетрадях. | Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число и цифра 2. Пара. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Звук [и], буквы И, и. «Дом, в котором я живу». «Мин яшәгән йорт». «Туган авыл». «Родная деревня». | Письмо элементов букв и,И, закрепление изученных написаний. Рисование дома. | Представление о точке, линии. Линии замкнутые и незамкнутые. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Волшебные буквы ю, я. «Город, в котором я живу». «Мин яшәгән шәһәр». «Су анасы». «Водяная» - мультфильм. | Письмо элементов букв я,Я,ю,Ю. Работа в тетрадях. | Число и цифра 3. Состав числа 3. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Звук [к], буквы К, к. Чтение слогов и слов с этими буквами. «Каждому предмету своё место». «Һәр нәрсәнең үз урыны». «Бүләк кемгә?». «Кому подарок?» - мультфильм. | Письмо элементов букв к,К. Рисование отгадок к загадкам о школьных принадлежностях. Работа в тетрадях. | Геометрические тела и фигуры. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Звук [г], буквы Г, г. Чтение слогов и слов с этими буквами. «Какие бывают растения?» «Υсемлекләр нинди була?» | Письмо элементов букв г,Г. Рисование бордюров по мотивам народных вышивок. Работа в тетрадях. | Число и цифра 4. Состав числа 4. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Звуки [д], [т], буквы Т, т, Д, д. Чтение слогов и слов с этими буквами. «День и ночь – сутки прочь». «Көн һәм төн- була тәүлек». «Унике ай». «Двенадцать месяцев» - мультфильм. | Письмо элементов букв д,Д,т,Т. Состояние неба. Полное заполнение листа. Работа в тетрадях. | Числа-соседи.Пространственные отношения: впереди, сзади. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Звуки [в], [ф], буквы В, в, Ф, ф. Чтение слогов и слов с этими буквами. «Наши забавы». «Безнең уеннар». «Авылда кыш». « Зима в Простоквашино» - мультфильм. | Письмо элементов букв в,В,ф,Ф. Работа в тетрадях. | Числовой отрезок. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Чтение слогов и слов. «Защитники Отечества». «Ватанны саклаучылар». «Кызыклы шәкерт». «Забавный ученик» - мультфильм. | Закрепление письма элементов, букв. Рисование по представлению. | Число и цифра 5. Состав числа 5. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Волшебные буквы е, ё. «Путешествие в жаркие страны». «Җылы якка сәяхәт». «Арыслан баласы һэм ташбака ничек җыр җырлаган». «Как Львенок и Черепаха песню пели»- мультфильм. | Письмо элементов букв е,Е,ё,Ё. Поздравительная открытка. Работа в тетрадях. | Понятие о размере. Его сравнение. Обозначение отношений: больше, меньше. Математические знаки. Больше, меньше, равно. Работа в тетрадях. | |
Звуки [з], [с], буквы З, з, С, с. Чтение слогов и слов с этими буквами. «Ждём гостей». «Без кунак көтәбез». «Винни-Пух кунакка бара». «Винни-Пух идет в гости» -мультфильм. | Письмо элементов букв з,З,с,С. Рисование по представлению. Работа в тетрадях. | Понятие о размере. Его сравнение. Временные отношения: раньше, позже. Время. Часы. Циферблат. Стрелки. Работа в тетрадях. | |
Звуки [б], [п], буквы Б, б, П, п. Чтение слогов и слов с этими буквами. «Моя любимая мама». «Минем яраткан әнием». «Өч кыз». «Три дочери» - мультфильм. | Письмо элементов букв б,Б,п,П. Платок для мамы, бабушки. Работа в тетрадях. | Число и цифра 6. Состав числа 6. Прямой и обратный счёт. Решение задач. Работа в тетрадях. Графический диктант. | |
Звуки [х], [ц], буквы Х, х, Ц, ц. Чтение слогов и слов с этими буквами. « Внимание, дорога! Помни правила движения!» «Игътибар, юл!». «Фил баласы кая бара?». «Куда идет Слоненок?» - мультфильм. | Письмо элементов букв х,Х,ц,Ц. Рисование машин. Работа в тетрадях. | Пространственные отношения: длинный, короткий, узкий, широкий. Счёт парами. Графический диктант. Работа в тетрадях. | |
Чтение с изученными буквами. Звуковая модель слов. «Транспорт». «Бүләк кемгә?». «Кому подарок?»- мультфильм. | Письмо элементов букв ь,ъ. Дорожные знаки. Работа в тетрадях. | Число и цифра 7. Состав числа 7. Решение задач на сложение и вычитание. Графический диктант. Работа в тетрадях. | |
Звуки [ж], [ш], буквы Ж, ж, Ш, ш. Чтение слогов и слов с этими буквами. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. «Во саду ли, в огороде», «Бакчада». «Алтын бөртекләр». «Золотые зернышки» - мультфильм. | Письмо элементов букв ж,Ж,ш,Ш. Рисование овощей и фруктов. Работа в тетрадях. | Число и цифра 8. Состав числа 8. Решение задач на сложение и вычитание. Графический диктант. Отношения: тяжелее, легче. Работа в тетрадях. | |
Звуки [ч], [щ], буквы Ц, ц, Щ, щ. Чтение слогов и слов с этими буквами. Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. «Көлгенә». | Письмо элементов букв ч,Ч,щ,Щ. Алфавит. Работа в тетрадях. | Число и цифра 9. Состав числа 9. Решение примеров на сложение и вычитание. Графический диктант. Работа в тетрадях. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но затем начинает говорить целыми фразами. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками.
Данная программа очень актуальна на сегодняшний день, и предлагаемый курс подготовки к школе вводится в связи с возросшим спросом родителей на предлагаемый вид обучения. Каждый взрослый хочет, чтобы, по возможности, его ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку подготовить его к обучению в школе. Немаловажное значение отводится и психологической подготовке самих родителей. Ведь именно от них зависит, насколько быстро и безболезненно пройдет адаптация малыша к школьной жизни. В данной программе мы попытались совместить спрос родителей с социальным заказом общества. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Современная школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Первые шаги» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.:Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Данная программа объединяет все основные направления: развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. А главное, все занятия проходят «по-настоящему» в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
После прохождения половины занятий, организуются всеобучи для родителей с целью ознакомления с программами, по которым будут обучать детей в данной школе, с новыми учебниками, рассказать об особенностях обучения, чтобы родители имели возможность поразмыслить, взвесить возможности ребёнка, выбрать систему, по которой предстоит обучаться их малышу. Педагоги также объясняют родителям, как нужно готовить ребёнка к обучению, больше беседовать о том, как дети работают на занятиях, давать советы по повышению активизации детского мышления. Школьный психолог также проводит для родителей специальные психологические практикумы, лекций, консультации, которые интересуют родителей дошкольников.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором качеств. Это умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое, а также гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребенку, а сформировать у него определенное отношение к миру, т.е. заложить основы его личности. Поэтому в каждом конкретном случае важно помнить, что дает то или иное знание маленькому растущему человеку. На это направлены психологические занятия и тренинги, которые являются важнейшими элементами программы. С их помощью педагоги помогают детям ориентироваться в окружающем мире, развивают у детей интерес к знаниям, желание учиться, умение общаться.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей, поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Очень эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Она обусловлена возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Дети лучшие усваивают учебный материал, когда активно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу. Во все занятия включаются занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические игры, игры по развитию речи, вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, подвижные игры. Особое внимание уделяется развитию фантазии и воображения дошкольников. Занятия направлены на то, чтобы «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.
Цель программы – успешная адаптация детей старшего дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, развитие творческих и мыслительных способностей как основы всестороннего развития личности.
Задачи программы:
1. Организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
2. Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
3. Обучение основам математики и грамоты;
4. Развитие речи: обогащение словарного запаса детей, развитие логичной и связной речи, умения общаться со взрослыми и сверстниками; умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
5. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
6. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
7. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
8. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
9. Укрепление физического и психического здоровья, создание атмосферы психологической комфортности.
Программа рассчитана на 24 недели для детей 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам, академический час – 30 минут. Общее количество часов - 72.
Программа включает в себя следующие блоки:
- Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
- Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
- Математика и логика.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование предмета | Количество часов |
1. | Математика и логика | 24 |
2. | Обучение грамоте. Развитие речи | 24 |
3. | Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики. | 24 |
Итого: | 72 часа |
Образовательно-воспитательная работа.
№ п/п | Задачи | Дела коллективные по решению задач | сроки |
1. | Психологическая подготовка: а) работа по созданию и развитию коллектива; | 1) «Давайте познакомимся». Встреча с детьми и родителями. 2)Проведение совместных мероприятий. | октябрь в течение курса |
б) формирование и коррекция индивидуальных свойств личности каждого ребенка | 1) индивидуальные и групповые занятия, игры, беседы. 2) психологические игры и тренинги. 3) дифференциация учебных заданий. | в течение курса | |
2. | Работа с родителями |
| Февраль - март в течение курса в течение курса |
4. | Профориентация обучающихся |
| в течение курса |
Методическая работа.
- Изучение требований, предъявляемых первоклассникам школьной программой
- Изучение инновационных технологий по данному направлению.
- Проведение самоанализа педагогической деятельности ПДО, которые работают по данной программе.
- Обобщение, обмен и распространение педагогического опыта (подготовка материалов из опыта работы, проведение открытых занятий).
- Разработка планов занятий и мероприятий.
- Расширение и пополнение методической копилки (подбор методической литературы, психологических игр, тренингов и тестов и др.)
- Изготовление демонстрационно-наглядного материала по каждому блоку программы.
- Издание методических пособий рекомендаций по проведению занятий и мероприятий с детьми дошкольного возраста.
- Освещение деятельности объединений в средствах массовой информации.
- Связь с Управлением дошкольными образовательными учреждениями.
Условия реализации программы.
Материально технические условия:
Занятия проводятся на базе МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче, в учебных классах. Программа также предполагает самостоятельную работу учащихся с раздаточным материалом, тематической литературой, картами, методическими пособиями.
Для успешной реализации программы и проведения занятий в гимназии созданы все условия. Кабинеты полностью оснащены необходимым оборудованием и инвентарем. При проведении занятий используются ТСО, компьютер, мультимедийное оборудование, телевизор, аудио и видеоаппаратура, спортивный инвентарь, материалы для ручного труда.
Методическое обеспечение:
- Таблицы.
- Плакаты.
3. Раздаточный материал, рисунки, схемы, фотографии.
4. Настольные игры.
5. Дидактические игры.
5. Видеофильмы и мультфильмы.
6. Периодические издания.
8. Рабочие тетради.
9. Методическая копилка разработок занятий и мероприятий педагога.
Кадровые условия:
Обучение детей по данной программе могут вести педагоги, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие педагогическое образование. Пользуясь программой, педагог может внести изменения в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания воспитанников. Уровень усвоения материала зависит от личных качеств учащихся.
Внешние условия:
Работа по программе предполагает сотрудничество педагога и воспитанников:
- с общеобразовательными школами, учреждениями дошкольного образования и другими УДО.
- средствами массовой информации;
- родителями учащихся.
Формы проведения занятий:
- инсценировка;
- ролевая игра;
- конкурс;
- предметная игра;
- сочетание всех элементов на одном уроке.
Результаты освоения программы.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Литература.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999.
- Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Т.Р. Кислова По дороге к азбуке, 2009г.
- Бугрименко Е. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
- Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 1999.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
- Загвязинский В. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.
- Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е «Игралочка» математика для детей в 2-х частей.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.
- Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.
- Федосова Н. А., Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет /– М. : Просвещение, 2012.
- Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
- Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация, / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
- Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Программа курса «Обучение грамоте. Развитие речи».
Пояснительная записка.
Хорошие навыки чтения являются необходимой предпосылкой для обучения грамотности. Чем раньше ребенок начнет читать, тем выше шанс того, что он вырастет образованным человеком. Важным условием обучения чтению является умение соотносить звуковой и зрительные ряды. Занятия по обучению грамоте строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Курс «Обучение грамоте и развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.
Основной целью обучения по данной модифицированной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка.
Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.
Целью данного блока – научить детей читать, развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно, определять и давать характеристику звука;
• развитие фонематического слуха;
• обогащение словаря учащихся, развитие их речи;
• правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
• научить списывать с печатного текста, говорить перед группой, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д.
На изучение данного курса отводится 24 часа, 1 занятие в неделю.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Дети очень любят загадки, поэтому в программу включено множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Причем все тексты, слова, игры и пособия подобраны в соответствии с экологической направленностью всей программы.
Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма.
Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Двигательная сторона письма — это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.
Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Целью данного курса является развитие речи детей. Для этого ставятся следующие задачи:
• взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
• обогащение словарного запаса;
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
• развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
• работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;
• обогащать речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
• развивать интерес к учебным занятиям;
воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей
• расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций.
Большее значение в развитии речи детей отводится формированию грамматической системы языка, т.е. изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.д.) без изменения при этом основного значения слова. Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности.
Большая работа на занятиях отводится развитию связной речи. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слова ( одежда, обувь, посуда, животные, птицы, овощи, и т.п.)
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Большое количество времени в данном разделе отводится психологическим тренингам, помогающим детям освоиться в окружающем мире. Они направлены на формирование толерантных качеств личности, практических умений поведения в жизни, общения со взрослыми и сверстниками.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего часов | теория | практика | контроль качества знаний | ||
Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Звук, буква, слог, слово, место звука в слове, предложение | 10 | 5 | 4 | 1 | |
Тематические беседы | 7 | 3 | 4 | ||
Рассказ, пересказ, диалог, инсценировка | 5 | 2 | 3 | ||
Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Итого: | 24 | 11 | 12 | 1 |
Содержание программы.
1. Введение
Экскурсия по гимназии. Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ, ПДД. Игры на знакомство.
- Звук, буква, слог, слово, место звука в слове, предложение.
Что такое звук. Разновидность звуков. Гласные и согласные звуки. Твердость, мягкость согласных. Звук. Буква. Их отличие. Знакомство с каждой буквой алфавита. Что такое слог. Чтение, составление слогов. Составление слов из двух слогов. Соединение слогов в слова. Определение начального слога в слове. Сопоставление картинки с печатным словом. Деление слова на слоги. Определение количества слогов в слове. Сопоставление слов из 2-4 слогов. Множественное, единственное число слова. Вычленение слов из цепочки слов. Составление и запись слов по картинкам, под диктовку. Деление слова на слоги. Определение пропущенной буквы в слове. Слова - предметы. Слова – признаки. Слова - действия. Ударение. Что такое предложение. Чтение, составление предложений. Определение количества слов в предложении. Схема предложения. Повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения. Порядок слов в предложении.
Практическая работа: работа в тетрадях, чтение слогов, слов, предложений, работа с подвижной азбукой, букварем, раздаточным материалом, игры «Придумай слово», «Закончи предложение».
- Тематические беседы (на рус + тат. языках).
«Давайте познакомимся» - «Əйдәгез, танышыйк», «Моя любимая игрушка» - «Минем яраткан уенчыгым», «Любимый мир сказок» - «Əкиятләр дөньясында», «Братья наши меньшие» - «Безнең кечкенә дусларыбыз», «Дикие и домашние животные» - «Кыргый һәм йорт хайваннары», «Времена года» - «Ел фасыллары», «Кто кому кто?» - «Кем кемнең баласы», «Папа, мама, я - дружная семья» - «Əти, әни һәм мин-тату гаилә», «Все профессии нужны, все профессии важны» - «Һөнәрләр», «Мои увлечения» - «Минем яраткан шөгылем», «Дом, в котором я живу» - «Мин яшәгән йорт», «Город, в котором я живу» - «Мин яшәгән шәһәр», «Папа, мама, я - дружная семья» - «Əти, әни һәм мин - тату гаилә», «Все профессии нужны, все профессии важны» - «Һөнәрләр», . «Мои увлечения» - «Минем яраткан шөгылем», «Дом, в котором я живу» - «Мин яшәгән йорт», «Город, в котором я живу» - «Мин яшәгән шәһәр», «Каждому предмету своё место» - «Һәр нәрсәнең үз урыны», «Какие бывают растения?» - «Υсемлекләр нинди була?», «День и ночь – сутки прочь» - «Көн һәм төн- була тәүлек», «Наши забавы» - «Безнең уеннар», «Защитники Отечества» - «Ватанны саклаучылар», «Путешествие в жаркие страны» - «Җылы якка сәяхәт», «Ждём гостей» - «Без кунак көтәбез», «Моя любимая мама» - «Минем яраткан әнием», « Внимание, дорога! Помни правила движения!» - «Игътибар, юл!» «Транспорт», «Во саду ли, в огороде», «Бакчада».
На каждом уроке демонстрируется детям мультфильм по теме занятия и проводится беседа по мотивам данного мультфильма. (Названия мультфильмов в плане показана курсивом).
Практическая работа:
- Рассказ, пересказ, диалог, инсценировка.
Составление рассказа о предмете, по картине, по серии сюжетных картин, по мультфильмам, по теме, творческий рассказ, пересказ, диалог, инсценировка.
Практическая работа: работа по серии сюжетных картинок, составление рассказов и сказок, работа в тетрадях, дидактические игры на соответствующие темы.
- Итоговое занятие.
Этапы педагогического контроля.
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются. | Форма проведения |
1. | Декабрь | Что такое звук. Разновидность звуков. Гласные и согласные звуки. Твердость, мягкость согласных. Звук. Буква. Их отличие. Знакомство с каждой буквой алфавита. Что такое слог. Чтение, составление слогов. Составление слов из двух слогов. Соединение слогов в слова. Определение начального слога в слове. Сопоставление картинки с печатным словом. Деление слова на слоги. Определение количества слогов в слове. Сопоставление слов из 2-4 слогов. Составлять схему предложения. Печатать простые слова. | Срез знаний |
2. | Март | Знание мой город, моя республика, моя страна, моя планета; детский сад и школа, их сходства и различия; различных видов транспорта ,основных групп продуктов ; о различных профессиях, доме, мебели; знание электрических приборов, рабочих инструментов, обуви, одежды, головных уборов , посуды, членов семьи, частей тела; Знание видов спорта. Составление рассказа о предмете. | Устный порос, проверочная работа. |
Перечень знаний, умений, навыков.
Учащиеся должны знать:
что такое звук, буква, слог, слово, предложение;
части тела человека;
овощи и фрукты; мебель, электрические приборы, посуду в доме;
различные виды профессий и их назначение;
основные продукты питания; транспорт; одежду и обувь;
свой адрес: дом, улицу, город, республику, страну.
Учащиеся должны уметь:
отличать гласные и согласные звуки;
определять твердость и мягкость согласных;
определять место звука в слове, делить слово на слоги и определять их количество в слове;
составлять предложения, определять количество слов в предложении,
составлять схему предложения; печатать слоги и слова;
пересказывать, составлять рассказ;
делить слова на тематические группы по смыслу; группировать слова;
образовывать слова по образцу (упражнения типа «Скажи ласково»);
выделять однокоренные слова из группы слов.
Учащиеся должны владеть навыками: употребления в речи слов разных частей речи, согласовывая их в роде, числе, падеже, чтения, работы с книгой, у доски, в тетрадях.
Программа курса «Подготовка к обучению письму.
Развитие мелкой моторики».
Пояснительная записка.
При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, учитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
а) графические диктанты;
б) штриховку фигур;
в) рисование по клеткам узоров;
г) построение фигур из прямых линий.
Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Штриховка.
3. Лепка.
4. Аппликация
Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.
Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.
Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.
Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего часов | теория | практика | контроль качества знаний | ||
Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая и широкая строка. | 2 | 1 | 1 | ||
Письмо линий. | 4 | 2 | 2 | ||
Письмо элементов букв. | 12 | 5 | 6 | 1 | |
Закрепление письма элементов, букв. Рисование по представлению. | 3 | 1,5 | 1 | 0,5 | |
Алфавит. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Итоговое занятие. Срез знаний. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Итого: | 24 | 11 | 11,5 | 1.5 |
Содержание программы «Подготовка к обучению письму.
Развитие мелкой моторики».
1. Вводная часть.
Ознакомление с задачами и правилами поведения в школе, расписанием занятий. Соблюдение правил ТБ, ПДД и противопожарной безопасности. Игры на знакомство
- Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая и широкая строка.
Бордюры и узоры. Знакомство с цветами. Проба всех цветов на палитре «Цветик -семицветик».
Практическая работа: работа в тетрадях, определение цвета предметов, игра «Художник».
- Письмо линий.
Письмо коротких и длинных наклонных линий. Письмо линий с закруглением вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй внизу и наверху.
Практическая работа: работа в тетрадях. Письмо различных наклонных линий.
- Письмо элементов букв.
Письмо элементов букв о, О, а, А. Письмо элементов букв у, У.Письмо элементов букв э, Э, ы. Изображение фигур людей. Письмо элементов букв л,Л,м,М. Письмо элементов букв н,Н,р,Р. Письмо элементов букв и,И. Письмо элементов букв я,Я,ю,Ю. Письмо элементов букв к,К. Письмо элементов букв г,Г. Письмо элементов букв д,Д,т,Т. Письмо элементов букв в,В,ф,Ф. Письмо элементов букв е,Е,ё,Ё. Письмо элементов букв з,З,с,С. Письмо элементов букв б,Б,п,П. Письмо элементов букв х,Х,ц,. Письмо элементов букв ь,ъ. Письмо элементов букв ж,Ж,ш,Ш.
Письмо элементов букв ч,Ч,щ,Щ.
- Закрепление письма элементов, букв. Рисование по представлению.
Изображение лета и зимы по представлению. Изображение животных и их детёнышей. Поздравительная открытка
Состояние неба. Полное заполнение листа. Атрибуты профессий. Платок для мамы, бабушки. Рисование овощей и фруктов. Рисование машин. Дорожные знаки. Рисование отгадок к загадкам о школьных принадлежностях. Рисование бордюров по мотивам народных вышивок.
- Алфавит.
- Итоговые занятия. Срез знаний.
Этапы педагогического контроля.
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются. | Форма проведения |
1. | Декабрь | Умение определять место звука в слове, делить слово на слоги, составлять новое слово по первым звукам, определять твердость, мягкость согласных Умение читать слоги, слова, предложения. Составлять схему предложения. Печатать простые слова. | Проверочная работа |
2. | Март | Знание мой город, моя республика, моя страна, моя планета; детский сад и школа, их сходства и различия; различных видов транспорта ,основных групп продуктов ; о различных профессиях, доме, мебели; знание электрических приборов, рабочих инструментов, обуви, одежды, головных уборов , посуды, членов семьи, частей тела; Знание видов спорта. Составление рассказа о предмете. | Устный порос, проверочная работа. |
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
правильно держать ручку при письме;
ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
фиксировать границу и величину элементов;
запоминать конфигурацию букв;
знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
уметь по фрагментам продолжить узор.
Программа курса «Математика и логика»
Пояснительная записка.
Математика … выявляет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного».
Аристотель
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.
Основная цель занятий – дать ребенку основы математических знаний. Для этого поставлены следующие задачи:
- формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ, систематизация и др.);
- развивать умение считать в пределах 10;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- научить сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;
- сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);
- учить различать форму и цвет предметов;
- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;
- ориентироваться на листе бумаги;
- знать дни недели, последовательность частей суток.
На изучение курса «Основы математики» отводится 24 часа, 1 занятие в неделю.
Программа составлена на основе типовой программы «Воспитание и обучение в детском саду» Л.В. Васильевой, рабочих тетрадей Гавриной из серии «Мои первые тетрадки»и по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка» математика для детей в 2-х частей.
Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существует сами по себе.
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания.
Содержащиеся в программе задания и упражнения способствуют воспитанию у детей таких качеств, как инициативность, самостоятельность, развивают воображение, память, мышление, дают математические знания.
Занятия по данному курсу позволят детям овладеть основами науки, правильно оперировать математическими терминами и знаками, что будет способствовать более успешному изучению данного предмета в школе.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего часов | теория | практика | контроль качества знаний | ||
1 | Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 |
3 | Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. | 5 | 2,5 | 2.5 | |
4 | Целое и части. | 3 | 2 | 1 | |
5 | Числа и операции с ними. Математические знаки, понятия. | 4 | 2 | 1,5 | 0,5 |
6 | Пространственно-временные представления. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Геометрические фигуры и величины. | 2 | 1 | 1 | |
Решение примеров. Составление и решение задач. | 4 | 1 | 3 | ||
Срез знаний. Проверочная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Итого: | 24 | 11 | 12 | 1 |
Содержание программы «Математика и логика».
1. Вводная часть.
Ознакомление с задачами и правилами поведения в школе, расписанием занятий. Соблюдение правил ТБ, ПДД и противопожарной безопасности. Игры на знакомство.
2. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и другие. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру и материалу.
Практическая работа: работа в тетрадях, определение цвета предметов, игра «Художник».
3. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).
Практическая работа: работа в тетрадях, определение размера предметов по длине, ширине, высо те, величине. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.
4. Целое и части.
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.
5. Числа и операции с ними. Математические знаки, понятия.
Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Счет прямой и обратный (до 10). Порядковый счет. Цифры. Состав числа (1-10). Математические знаки (+ , - , = , >, <). Много. Мало. Один. Столько же. Больше. Меньше. Пара. Половина. Точка. Прямая. Линия. Отрезок. Кривая. Развитие слухового восприятия. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства.
Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Практическая работа: работа в тетрадях, составление цифрового ряда, игра «Найди ошибку».
6. Пространственно-временные представления.
Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и другие. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Практическая работа: работа в тетрадях, определение пространственных свойств предметов, игра «Времена года», составление режима дня.
7.Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида, куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений: о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах. Сравнение предметов по длине, массе, объему.
Практическая работа: работа в тетрадях, составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Сравнение предметов по длине, массе, объему.
8. Решение примеров. Составление и решение задач.
Что такое пример? Решение примеров на нахождение суммы и разности в пределах первого десятка. Что такое задача? Части задачи. Составление и решение задач на нахождение целого и части.
Практическая работа: работа в тетрадях, составление и решение примеров. Составление и решение задач.
9.Срез знаний. Проверочная работа.
Этапы педагогического контроля.
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются. | Форма проведения |
1. | Январь | Знание цвета, размера, пространственных свойств предмета; расположение углов, середины, клеточки; геометрических фигур, цифр, состав числа до 6-ти, математических понятий. | проверочная работа или устный опрос |
2. | Март | Знание последовательности числового ряда, состава числа в пределах 10; решение примеров в пределах 10, составление и решение задач, сравнение неравенств, знание частей суток, последовательность дней недели. | устный опрос, проверочная работа |
Перечень знаний, умений, навыков.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
- находить части целого и целое по известным частям;
- сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
- узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
- использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц
- записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
- составлять и решать примеры и задачи; оперировать математическими понятиями и применять их на практике; выполнять графический диктант.
Учащиеся должны владеть навыками:
прямого и обратного счета (в пределах 10); работать у доски, в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"
данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....
авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"
используется в помощь к технологической карте урока...
Рабочая программа "Экономика:первые шаги" на основе авторской программы Смирновой 1 класс 32 ч.
духовно-нравственное или социальное направление...
Авторская программа "Вместе весело шагать!" Горынцевой Л.П.
Авторская программа содержит материалы работы клуба выходного дня для младших школьников, обучающихся первый год в школе и их родителей....
Конспект занятия по развитию речи "Составление сюжетного рассказа "К нам весна шагает быстрыми шагами".
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе. Тема нед...
Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"
Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...
Авторская разработка участника конкурса профессионального мастерства «Арсенал идей» среди педагогов муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска в номинации «Авторская разработка
Занятие посвящено решению важной проблемы: воспитание у детей доброты, умения дарить радость окружающим людям, формирование нравственных знаний, развитие чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание...