Внеурочное занятие на тему "Волшебные свойства соды"
опыты и эксперименты (3 класс)

Скрёхина Вера Юрьевна

Технологическая карта внеурочного занятия "Волшебные свойства соды" для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktor_uroka_po_fgos.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Технологическая карта внеурочного занятия «Мир вокруг меня»

Тема

«Волшебные свойства соды»

Цель

Сформировать представление о свойствах соды через организацию проведения опытов

Задачи

- формирование алгоритма проведения опыта по готовой инструкции;

 - формирование и развитие  познавательных универсальных действий (умений делать выводы, анализировать, обобщать, работать с информацией);

- формирование и развитие коммуникативных умений (взаимодействие в малой группе);

-  формирование и развитие регулятивных умений учащихся (умение определять цель урока, проводить рефлексию, умение совместно определять критерии для оценивания, умение оценивать работу  и результат работы)

Формируемые УУД

Предметные:

- учащиеся  называют свойства соды;

-   учащиеся описывают опыт, с помощью которого можно каждое свойство продемонстрировать;

Личностные УУД

- формируется положительная мотивация изучения материала, к предмету;

Регулятивные УУД

- формируются умения определять тему занятия,, проводить рефлексию;

- формируются действия контроля и оценки, умение вырабатывать критерия оценивания, умение оценивать деятельность группы и результат работы;

Коммуникативные УУД

- формируются умения работать в малой группе;

Познавательные УУД

- формируются  умения  сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;

Работа с информацией:

- формируется умение работать с текстом – инструкцией, текстом – таблицей

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

I.  Мотивационный этап

Добрый день, уважаемые гости! Меня зовут Вера Юрьевна. Сегодня мы проведем у вас открытое внеурочное занятие «Мир вокруг меня»

Наш кабинет превратится в настоящую лабораторию, в которой вы будете – младшими научными сотрудниками

Все мы в детстве читали немало сказок о добрых феях и волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других.

А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями.

 Наука - истинная волшебница. А химия – это наука о веществах и превращениях.

Делятся на группы.

Формируется положительная мотивация изучения материала, к предмету

II. Актуализация знаний

Так как химия – это наука о веществах, то разумно было бы предположить, что на обычной домашней кухне много разных веществ.

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Соль, сахар, уксус, пищевая сода, растительное масло, крахмал.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут-то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

Например:

соль – это хлорид натрия;  пищевая сода – гидрокарбонат натрия;

уксус – уксусная кислота;   сахар – сахароза;

 крахмал – полисахарид; 

Что же мы видим? 

 С П Л О Ш Н А Я  Х И М И Я!

Но речь пойдет не обо всех химических веществах, находящихся на кухне, а всего лишь об одном веществе, которое с детства вам всем хорошо знакомо. Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить.

III. Постановка учебной задачи

-На ваших столах находится вещество. Опишите его. На что оно похоже? Кто догадался, что это за вещество?

Правильно, это сода.

Сформулируйте тему урока

Тема: «Волшебные свойства соды”

Сегодня мы поговорим с вами о соде, о ее свойствах. 

Какие задачи мы поставим перед собой?

 Задачи:

- узнать свойства соды

- научиться проводить опыты.

Описывают вещество.

Формулируют тему занятия, ставят задачи.

Формируются умения работать в малой группе;

Формируются  умения  сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;

Формируется умение работать с текстом – инструкцией, текстом – таблицей

Формируется умение оценивать деятельность

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Сода -  на первый взгляд обычное вещество, о свойствах которого и необычном его применении сегодня много говорят, но обо всех удивительных свойствах и способах их использования вы не все знаете. 

Кто может дать ответ, где применяется сода?

Для того, чтобы узнать, какими волшебными свойствами обладает сода, нам с вами предстоит выполнить несколько опытов.

У вас на столах лежит таблица, которую вы будете заполнять по ходу занятия.

Физические свойства соды.

На что похожа сода? Порошок. Какой цвет у этого порошка? Имеет ли вещество запах?  А пробовал ли кто-нибудь на вкус?.

Запишите в таблицу ваши наблюдения.

Попробуйте дать определение соде. Что это такое?

Как вы думаете, сода растворяется в воде? 

Давайте проверим, но прежде вспомним о технике безопасности. (слайд)

Опыт №1. «Растворимость в воде»

Давайте проведем опыты и посмотрим, как сода взаимодействует с другими веществами и какие волшебные свойства она имеет.

Опыт №2. Извержение вулкана»

И следующий опыт «Извержение вулкана»

Нам понадобятся: подносы с вулканами, сода, уксус, немного красителей, жидкое мыло.

Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства.

Затем аккуратно добавляем уксус.

Вулкан начинает извергать цветную мыльную пену.

По результатам эксперимента заполняем таблицу.

Опыт №2. “Воздушный шар”

Оказывается, с помощью соды можно надуть воздушный шарик. Для этого  в бутылке с небольшим количеством обычной воды растворяем  6 чайных ложек соды. Затем столько же лимонной кислоты засыпаем в воздушный шарик, который после плотно закрепляем на бутылке. Сода и лимонная кислота вступили в реакцию, выделив углекислый газ, который надул шарик. Аккуратно снимите шарик с бутылки и завяжите его, помогая друг другу.

По результатам эксперимента заполняем таблицу.

Дают ответ: в народной медицине, в фармацевтике, в быту, в металлургии, в кулинарии, в легкой и пищевой промышленности и т.д.

Описывают вещество, заполняют таблицу.

Дают определение соде.

Проделывают 1 опыт.

Проделывают опыт №2, заполняют таблицу.

Проделывают опыт №3, фиксируют результаты в таблицу.

V. Первичное закрепление

На основе проведенных опытов, скажите, что такое сода и какими свойствами она обладает?

Сода- это порошок белого цвета, не имеющий запаха, с солоновато-кислым вкусом. Растворяется в воде, при взаимодействии с лимонной кислотой выделяет углекислый газ, при взаимодействии с уксусом образуется обильная пена и раздается характерный шипящий звук. 

VI.Самостоятельная работа

Сейчас мы вам предлагаем ответить на 5 тестовых вопросов.

Выполняют тест.

Формируются умение проводить деятельностную рефлексию по заданным критериям

VIII. Рефлексия

Возьмите маркер/фломастеры и на шарике нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению  после занятия. 

 Слайд. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Конспект внеурочного занятия, тема: Свойство воды

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе.    Предметные:     научатся   ставить простейшие...

конспект занятия по теме «Свойства песка и глины» в подготовительной группе

конспект занятия в подготовительной группе на тему  свойства глины и песка...