Оздоровительная музыкальная терапия в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня
статья (2 класс)
Оздоровительная музыкальная терапия в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня
Связь между музыкальным искусством и эмоциями установлена еще множество столетий назад. Музыкальное искусство влияет не только на психическое, но и физическое здоровье также. Еще древние философы, такие как, Пифагор и Аристотель писали о том, что музыкальное искусство влияет на здоровье и поведение человека, еще издревле использовали музыкальное искусство, как одну из частей целительного искусства.
Цель: изучить влияние оздоровительной музыкальной терапии в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня.
Объект исследования: воздействие оздоровительной музыкальной терапии в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня.
Предмет исследования: оздоровительная музыкальная терапия в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
Когда ребёнок поступает в школу, у него возникают множество страхов, и несформированная психика ребенка может не справиться со всеми страхами и стрессами. Большинство страхов младших школьников связано с учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.
В последнее время заметно возрос интерес к механизму воздействия музыкального искусства на человека. На современном этапе психология и педагогика ориентируются на использование в своей работе музыкотерапии как одного из важнейших средств воспитания гармоничной личности человека с проблемами, его культурного и не только развития.
Музыкотерапия − это метод, основанный на благотворном влиянии мелодии на организм и психологическое состояние человека, при котором музыка под контролем применяется в лечении и реабилитации людей, страдающих от соматических, психических и иных заболеваний[4]. Музыка помогает установить контакт даже с закрытыми пациентами, трудно вступающими в диалоговое общение.
Существует множество различных подходов, которые направлены на адаптацию и реабилитацию детей, с помощью музыкальной терапии. Необходимо рассматривать музыкальную терапию не только как один из видов арт-терапии, но как совокупность множества методик, построенных на применении различных видов музыкальной деятельности.
Сущность музыкальной терапии заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психологические и психосоматические процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество в жизни в целом. Оздоровительная МТ используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, борьбы с монотонностью, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления.
Особенности младшего школьного возраста:
· дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
· совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
· неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
· нервно-психическая ранимость ребенка;
· неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
· развитие познавательных потребностей;
· развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
· изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается
полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
В терапии музыкой не акцентируется на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель коррекционных и реабилитационных занятий формулируются исходя из всех возможностей ребенка. На занятиях не ставится цель развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем. В рамках терапии, музыка оказывается ценным интересом и единственно возможной для человека «линией связи» с окружающим миром.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
– занятия проводятся 1- 2 раза в неделю по 30 – 40 мин
– структура проведения занятий различна для аутичных детей и детей с другими особенностями
– при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком – «рука – в – руке», при предшествующей длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
– один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
– на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.
За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют с окружающими их взрослыми, через пение начинают говорить.
Упражнения по музыкотерапии: «Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства) -Терапевтическая игра
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .
«Маленькое привидение»-Терапевтическая игра
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.
«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).-Терапевтическая игра
Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.
«Ночные страхи» (Музыкальное моделирование) - Страх
Переживание своего эмоционального состояния: «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)
«Снеговик» (Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения) Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка»).
«Медвежонок Бука» (Музыкальная театрализация) Замкнутость
Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет» — говорит – «Давай дружить! ». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука! » — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья! » — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо! ». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке) .
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Оздоровительная музыкальная терапия в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня
Связь между музыкальным искусством и эмоциями установлена еще множество столетий назад. Музыкальное искусство влияет не только на психическое, но и физическое здоровье также. Еще древние философы, такие как, Пифагор и Аристотель писали о том, что музыкальное искусство влияет на здоровье и поведение человека, еще издревле использовали музыкальное искусство, как одну из частей целительного искусства.
Цель: изучить влияние оздоровительной музыкальной терапии в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня.
Объект исследования: воздействие оздоровительной музыкальной терапии в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня.
Предмет исследования: оздоровительная музыкальная терапия в процессе воспитательной работы младшего школьного возраста на занятиях в группе продленного дня.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
Когда ребёнок поступает в школу, у него возникают множество страхов, и несформированная психика ребенка может не справиться со всеми страхами и стрессами. Большинство страхов младших школьников связано с учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.
В последнее время заметно возрос интерес к механизму воздействия музыкального искусства на человека. На современном этапе психология и педагогика ориентируются на использование в своей работе музыкотерапии как одного из важнейших средств воспитания гармоничной личности человека с проблемами, его культурного и не только развития.
Музыкотерапия − это метод, основанный на благотворном влиянии мелодии на организм и психологическое состояние человека, при котором музыка под контролем применяется в лечении и реабилитации людей, страдающих от соматических, психических и иных заболеваний[4]. Музыка помогает установить контакт даже с закрытыми пациентами, трудно вступающими в диалоговое общение.
Существует множество различных подходов, которые направлены на адаптацию и реабилитацию детей, с помощью музыкальной терапии. Необходимо рассматривать музыкальную терапию не только как один из видов арт-терапии, но как совокупность множества методик, построенных на применении различных видов музыкальной деятельности.
Сущность музыкальной терапии заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психологические и психосоматические процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество в жизни в целом. Оздоровительная МТ используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, борьбы с монотонностью, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления.
Особенности младшего школьного возраста:
· дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
· совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
· неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
· нервно-психическая ранимость ребенка;
· неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
· развитие познавательных потребностей;
· развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
· изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается
полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
В терапии музыкой не акцентируется на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель коррекционных и реабилитационных занятий формулируются исходя из всех возможностей ребенка. На занятиях не ставится цель развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем. В рамках терапии, музыка оказывается ценным интересом и единственно возможной для человека «линией связи» с окружающим миром.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
– занятия проводятся 1- 2 раза в неделю по 30 – 40 мин
– структура проведения занятий различна для аутичных детей и детей с другими особенностями
– при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком – «рука – в – руке», при предшествующей длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
– один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
– на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.
За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют с окружающими их взрослыми, через пение начинают говорить.
Упражнения по музыкотерапии: «Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства) -Терапевтическая игра
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .
«Маленькое привидение»-Терапевтическая игра
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.
«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).-Терапевтическая игра
Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.
«Ночные страхи» (Музыкальное моделирование) - Страх
Переживание своего эмоционального состояния: «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)
«Снеговик» (Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения) Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка»).
«Медвежонок Бука» (Музыкальная театрализация) Замкнутость
Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет» — говорит – «Давай дружить! ». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука! » — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья! » — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо! ». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Сценарий спортивно-музыкального праздника "Веселые забавы" для учащихся младшего школьного возраста.
Спортивно-музакальный праздник "Веселые забавы" для учащихся младшего школьного возраста....
Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"
Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...
Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»
Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....
Практические диагностические тесты для выявления музыкальных и двигательных способностей у детей младшего школьного возраста
Данные диагностические тесты подобраны для выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей, состояния эмоциональной сферы детей и дальнейшего их развития....
Игровая деятельность у воспитанников младшего школьного возраста с ОВЗ в группе продленного дня.
В статье рассмотрено значение игры для развития обучающихся младших классов, особенности подбора игр для воспитанников с ОВЗ, важность использования подвижных игр в коррекции психофизического развития...