Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике
элективный курс (3, 4 класс)

Ольга Александровна Зыкова

Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике

Скачать:


Предварительный просмотр:


Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………..3

2. Учебно-тематическое планирование ............................................6

3. Календарно-тематическое планирование .....................................7

4. Содержание изучаемого курса ......................................................10

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………............11

6. Список литературы .........................................................................12

        


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Знатоки математики» имеет естественно научную направленность, по времени реализации – одногодичная, ориентирована на познавательную и творческую деятельность обучающихся, направлена на

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности ребенка к изучению математики;

– развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

– воспитания любви и уважения к  математике, интереса к областям элементарной математики .

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Данная программа составлена в соответствии со статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233.

Новизна программы заключается в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.      

Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, упражнения, состязания, конкурсы. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы занятий, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

ЦЕЛЬ: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, привития интереса учащихся к математике,развивать математический образ мышления.

ЗАДАЧИ:

1.Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 

2.Расширять математические знания в области многозначных чисел;

3. Содействовать умелому использованию символики;

4.Учить правильно применять математическую терминологию;

5. Развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

6. Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы:

Программа рассчитана на 57 часов в год (8 месяцев (с октября по май) по 2 занятия в неделю).

Форма проведения занятий - групповая.

Режим занятий – по 45 минут.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала дети будут знать:

  • расширить и углубить кругозор учеников в различных областях элементарной математики;
  • развить математический образ мышления школьников;
  • развить исследовательскую активность детей;
  • ознакомить с научной картиной мира;
  • сформировать творческое мышление;
  • развить умениярешать задачи различного уровня сложности;
  • помогать успешному выступлению на олимпиадах , математических играх и конкурсах.
  • различать имена и высказывания великих математиков;
  • работать с числами – великанами;
  • пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
  • понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
  • преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
  • решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
  • использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
  • находить периметр и площадь окружающих предметов;
  • разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (счётных палочек, пластилин и др.) и из развёрток.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

В индивидуальной работе первое и последние занятие целиком посвящаются процессу диагностики. Сравнивая результаты, мы определяем эффективность нашей работы, отслеживаем динамику формируемых компетенций обучающихся.

Определение результативности по программе в конце учебного года отслеживается с применением диагностики, используя при этом различные методы и способы: педагогическое наблюдение, тестирование. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

на – 57 часов

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

9

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

9

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

9

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

9

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

7

Тренировка внимания. Развитие мышления.

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

57


3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

план

факт

1.  Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.  (1 час)

1

07.10

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

1

2. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.    (9 часов)

2-3

09.10

14.10

Развитие концентрации внимания. Анаграммы. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Разгадываем пиктограммы.

2

4-5

16.10

21.10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Разгадываем и составляем ребусы.

2

6-7

23.10

28.10

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Кодировка слов.

2

8-9

30.10

06.11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Магические квадраты.

2

10

11.11

Задачи повышенной трудности

1

3.  Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. (9 часа)

11-12

13.11

18.11

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

2

13-14

20.11

25.11

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

2

15-16

27.11

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.

2

17-18

02.12

04.12

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Логические цепочки чисел.

2

19

09.12

  1. Весёлые задачи

1

4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.(9часов)

20-21

11.12

16.12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Составление и решение примеров

2

22-23

18.12

23.12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Комбинаторика.

2

24-25

25.12

13.01

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Разгадываем и составляем ребусы.

2

26-27

15.01

20.01

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей.

2

28

22.01

Решение нестандартных уравнений

1

5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций  (9 часов)

29-30

27.01

29.01

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления.

2

31-32

03.02

05.02

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Великое противостояние антонимов.

2

33-34

10.02

12.02

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Разгадываем и составляем изографы.

2

35-36

17.02

19.02

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Ударение меняет значение.

2

37

26.02

Математические дорожки: а) математические кресты

б) математические квадраты

в) числовое окно

г) цифры в цифрах

1

6. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.  (8 часов)

38-39

02.03

04.03

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Судоку.

2

40

11.03

Конкурс эрудитов.

1

41

13.03

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

42-43

16.03

18.03

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Танграм.

2

44

23.03

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Числа в вопросах.

1

45

25.03

Удивительные квадраты

1

7.  Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.(7 часов)

46-47

30.03

01.04

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления. Задачи в стихах.

2

48-49

06.04

08.04

Тренировка зрительной памяти.  Развитие мышления. Танграм.

2

50-51

13.04

15.04

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Комбинаторика.

2

52

20.04

22.04

Превращение фигур. Математический лабиринт

1

8.  Тренировка внимания. Развитие мышления  (4 часов)

53-54

27.04

29.04

Совершенствование воображения.  Задания по перекладыванию спичек.

2

55-56

06.05

13.05

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Архаизмы.

2

9.   Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года. (1 часов)

57

18.05

Заключительное занятие. Математический марафон

1

ИТОГО

                                      57 часов

4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Программное содержание обучения – 57 часов

1 раздел. Вводное занятие

Теория: разгадка «математических фокусов»

Практика: просмотр презентации

         2 раздел. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.    

Теория: Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть явления по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

                Практика: математические игры, составление алгоритмов, заполнение волшебного квадрата по его началу, самостоятельное составлении волшебного квадрата, перевод числа из одной системы  исчисления в другую и наоборот, отработка навыка деления и умножения.

3 раздел. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления 

Теория: Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

         4 раздел. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

Теория: решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение задач повышенной трудности

Практика: решение задач разными способами, составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры, работа с информацией, презентация.

         5 раздел. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций  

Теория: Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Объяснять  закономерности.

Выделять черты сходства и различия

         6 раздел.  Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета

         7  раздел. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

     8  раздел. Тренировка внимания. Развитие мышления 

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

    9  раздел    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005

 2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы). Министерство просвещения РСФСР, 1988.

3.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016

4.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. - Волгоград: Панорама, 2009.

5.Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.

6. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.

 8. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко : Академия Холдинг, 2000. 5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.

9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3-ом классе. – М.:Илекса, 2002. 7. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004. 8. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.

10. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003. 10.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

1.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург:

«Лань», 2011.

2.Кормишина С.Н.  Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013

3.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006
4.
Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. ... Голубь В.Т Издательство: Воронеж 2012

Интернет-сайты:

  1. https://infourok.ru/programma-kruzhka-po-matematike-zanimatelnaya-matematika-480157.html
  2. http://www.experimentanium.ru/ru/( музей занимательных наук)
  3. http://www.bulgakov.ru/bookshop/uchiteljam_shkolovedenie_metodicheskie_posobija_arkhiv/metodika_raboty_s_zadachami_povyshennoy_trudnosti_v_nachalnoy_shkole/
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  5. .http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/2-kurs/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass/
  6. http://www.labirint.ru/books/283374/
  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/05/04/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass
  8. http://kurokam.ru/load/klass/3_klass/3_klass_matematika_tematicheskij_kontrol_znanij_uchashhikhsja_zachetnaja_tetrad_golub_v_t_124_2012/19-1-0-4920



Предварительный просмотр:


Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………..3

2. Учебно-тематическое планирование ............................................6

3. Календарно-тематическое планирование .....................................9

4. Содержание изучаемого курса ......................................................11

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………............11

6. Список литературы .........................................................................12

        


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Математика для увлечённых» имеет естественнонаучную направленность, по времени реализации – одногодичная, ориентирована на познавательную и творческую деятельность обучающихся, направлена на

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности ребенка к изучению русского языка;

– совершенствование коммуникативной культуры обучающихся;

– развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

– воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Данная программа составлена в соответствии со статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233.

                   Новизна программы заключается в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.    

           Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.      Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.        

         Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.      

          Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, упражнения, состязания, конкурсы. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы занятий, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.     

          Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

     ЦЕЛЬ: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, привития интереса учащихся к математике, развивать математический образ мышления.

ЗАДАЧИ:

1.Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 

2.Расширять математические знания в области многозначных чисел;

3. Содействовать умелому использованию символики;

4.Учить правильно применять математическую терминологию;

5. Развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

6. Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы:

    Программа рассчитана на 34 часа в год (5 месяцев (с января по май) по 2 занятия в неделю).

Форма проведения занятий - групповая.

Режим занятий – по 45 минут.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала дети будут знать:

  • расширить и углубить кругозор учеников в различных областях элементарной математики;
  • развить математический образ мышления школьников;
  • развить исследовательскую активность детей; 
  • ознакомить с научной картиной мира;
  • сформировать творческое мышление;
  • развить умения решать задачи различного уровня сложности;
  • помогать успешному выступлению на олимпиадах , математических играх и конкурсах.
  • различать имена и высказывания великих математиков;
  • работать с числами – великанами;
  • пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
  • понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
  • преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
  • решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
  • использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
  • находить периметр и площадь окружающих предметов;
  • разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (счётных палочек, пластилин и др.) и из развёрток.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы 

В индивидуальной работе первое и последние занятие целиком посвящаются процессу диагностики. Сравнивая результаты, мы определяем эффективность нашей работы, отслеживаем динамику формируемых компетенций обучающихся.

Определение результативности по программе в конце учебного года отслеживается с применением диагностики, используя при этом различные методы и способы: педагогическое наблюдение, тестирование. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

на – 34 часа

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

практическая работа

1. Числа и операции над ними (6 часов)

2

Римские цифры.

1

1

творческие работы

3-4

Числовые головоломки.

2

1

1

конкурс на лучшую презентацию

5

Из истории натуральных чисел. Загадочность цифр и чисел

1

1

исследовательские работы. логические квадраты

закономерности

6

Математическая игра «Умники и умницы»

1

1

решение нестандартных математических заданий

2. Геометрические фигуры и величины(10 часа)

7

Геометрия вокруг нас.

1

1

презентации

8

Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.

1

1

исследовательские работы

9

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.

1

1

практическая работа

10-11

Танграм: Древнекитайская головоломка.

2

1

1

практическая работа

презентации

12

Путешествие точки.

1

1

исследовательские работы

13-14

Решение ребусов и логических задач.

2

2

«мозговой штурм «тестирование»

15

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

2

1

презентации

16

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

1

викторина

3.Текстовые задачи (12 часов)

17.

Интеллектуальная разминка.

1

0,5

0,5

«мозговая атака»

18

Решение старинных задач

1

1

сообщения

19

Мир занимательных задач.

2

1

презентации

20

Секреты задач.

1

0,5

0,5

исследовательские работы

21

Решение нестандартных задач.

1

1

исследовательские работы

22.

Решение логических задач и ребусов

1

1

практическая работа

23

Задачи небылицы. Задачи с изменением вопроса.

2

0,5

1,5

практическая работа

24.

Задачи-шутки. Задачи с неполными данными.

1

0,5

0,5

практическая работа

25

Загадки-смекалки. Задачи с многовариантными решениями.

1

1

практическая работа

26.

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1

1

практическая работа конкурс на лучший «Решебник»

27

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Загадки.

1.

1

исследовательские работы

28

Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат».

2

0,5

0,5

викторина

4. Многоугольники (6 часов)

29

Эти необычные геометрические фигуры-прямоугольник и ромб. Математические фокусы.

1

0,5

0,5

презентации

30

Моделирование четырёхугольников из счётных палочек

1

1

выставка работ учащихся

31

С кем дружит периметр? Периметр треугольника. Интересные задачи на нахождение периметра.

1

1

практическая работа

32

Проект «Конструирование треугольников из счетных палочек и пластилина».

1

0,5

0,5

защита проекта выставка работ учащихся

33

Фестиваль геометрических фигур.

1

1

творческая работа

34.

Итоговое занятие «Хорошо ли ты знаешь математику?». Праздник. «Умники и умницы».

1

1

творческая работа

ИТОГО:

34

10,5

23,5


3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

план

факт

1. Числа и операции над ними (6 часов)

1

24.01.19

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

2

25.01.19

  1. Римские цифры.

1

3

31.01.19

Числовые головоломки

1

4

01.02.19

Числовые головоломки

1

5

7.02.19

Из истории натуральных чисел. Загадочность цифр и чисел

1

6

8.02.19

Математическая игра «Умники и умницы»

1

2. Геометрические фигуры и величины(10 часа)

7

14.02.19

Геометрия вокруг нас.

1

8

15.02.19

Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.

1

9

21.02.19

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.

1

10

22.02.19

Танграм: Древнекитайская головоломка.

1

11

28.02.19

  1. Танграм: Древнекитайская головоломка.

1

12

01.03.19

Путешествие точки.

1

13

7.03.19

Решение ребусов и логических задач.

1

14

8.02.19

Решение ребусов и логических задач

1

15

14.03.19

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

1

16

15.03.19

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

3.Текстовые задачи (11часов)

17

21.03.19

Интеллектуальная разминка.

1

18

22.03.19

Решение старинных задач

1

19

28.03.19

Мир занимательных задач.

1

20

29.03.19

Секреты задач.

1

21

4.04.19

Решение нестандартных задач.

1

22

5.04.19

Решение логических задач и ребусов

1

23

11.04.19

Задачи небылицы. Задачи с изменением вопроса.

1

24

12.04.19

Задачи-шутки. Задачи с неполными данными.

1

25

18.04.19

Загадки-смекалки. Задачи с многовариантными решениями.

1

26

19.04.19

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1

27

25.04.19

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Загадки.

1

28

26.04.19

Весёлые задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат».

4. Многоугольники (6 часов)

29

14.05.19

Эти необычные геометрические фигуры-прямоугольник и ромб. Математические фокусы.

1

30

16.05.19

Моделирование четырёхугольников из счётных палочек

1

31

17.05.19

С чем дружит периметр? Периметр треугольника. Интересные задачи на нахождение периметра.

1

32

21.05.19

Проект «Конструирование треугольников из счетных палочек и пластилина».

1

33

23.05.19

Фестиваль геометрических фигур.

1

34

24.05.19

Итоговое занятие «Хорошо ли ты знаешь математику?». Праздник. «Умники и умницы».

1

ИТОГО

                                      34 часов

4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Программное содержание обучения – 34 часов

1 раздел. Вводное занятие

Теория: разгадка «математических фокусов»

Практика: просмотр презентации

         2 раздел. Числа и операции над ними

Теория: из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

Практика:  математические игры, составление алгоритмов,заполнение волшебного квадрата по его началу, самостоятельное составлении волшебного квадрата, перевод числа из одной системы  исчисления в другую и наоборот, отработка навыка деления и умножения.

3 раздел. Геометрические фигуры и величины

Теория: старинные меры измерений.

Практика: составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.

         4 раздел. Текстовые задачи

Теория: решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности

Практика: решение задач разными способами, составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры, работа с информацией, презентация.

         5 раздел. Многоугольники

Теория: Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе, различные способы изображения объемных тел на плоскости.

Практика: конструирование геометрических фигур.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  2. .http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/2-kurs/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass/
  3. http://www.labirint.ru/books/283374/
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/05/04/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass
  5. http://kurokam.ru/load/klass/3_klass/3_klass_matematika_tematicheskij_kontrol_znanij_uchashhikhsja_zachetnaja_tetrad_golub_v_t_124_2012/19-1-0-4920

Список литературы для педагога:

1.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение»,

2007.

2. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2011

3. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. – Волгоград, 2012.

4.Олимпиадные задания. 3-4 классы. – Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская. –Волгоград, 2012

5.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016

6.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. - Волгоград: Панорама, 2009.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

1.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург:

«Лань», 2011.

2.Кормишина С.Н.  Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013

3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006
4.
 Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. ... Голубь В.Т Издательство: Воронеж 2012

Интернет-сайты:

  1. https://infourok.ru/programma-kruzhka-po-matematike-zanimatelnaya-matematika-480157.html
  2. http://www.experimentanium.ru/ru/( музей занимательных наук)
  3. http://www.bulgakov.ru/bookshop/uchiteljam_shkolovedenie_metodicheskie_posobija_arkhiv/metodika_raboty_s_zadachami_povyshennoy_trudnosti_v_nachalnoy_shkole/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 3 класс

Программа предназначена для учащихся начальной школы (3 класс)            Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 2 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности являе...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка

Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка...