Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике
элективный курс (3, 4 класс)
Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Знатоки математики", 4 класс | 77.73 КБ |
Рабочая программа "Математика для увлеченных", 3 класс | 83.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………..3
2. Учебно-тематическое планирование ............................................6
3. Календарно-тематическое планирование .....................................7
4. Содержание изучаемого курса ......................................................10
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………............11
6. Список литературы .........................................................................12
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Знатоки математики» имеет естественно научную направленность, по времени реализации – одногодичная, ориентирована на познавательную и творческую деятельность обучающихся, направлена на
– создание условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности ребенка к изучению математики;
– развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
– воспитания любви и уважения к математике, интереса к областям элементарной математики .
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Данная программа составлена в соответствии со статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233.
Новизна программы заключается в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, упражнения, состязания, конкурсы. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы занятий, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
ЦЕЛЬ: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, привития интереса учащихся к математике,развивать математический образ мышления.
ЗАДАЧИ:
1.Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
2.Расширять математические знания в области многозначных чисел;
3. Содействовать умелому использованию символики;
4.Учить правильно применять математическую терминологию;
5. Развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
6. Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 57 часов в год (8 месяцев (с октября по май) по 2 занятия в неделю).
Форма проведения занятий - групповая.
Режим занятий – по 45 минут.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала дети будут знать:
- расширить и углубить кругозор учеников в различных областях элементарной математики;
- развить математический образ мышления школьников;
- развить исследовательскую активность детей;
- ознакомить с научной картиной мира;
- сформировать творческое мышление;
- развить умениярешать задачи различного уровня сложности;
- помогать успешному выступлению на олимпиадах , математических играх и конкурсах.
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр и площадь окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (счётных палочек, пластилин и др.) и из развёрток.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
В индивидуальной работе первое и последние занятие целиком посвящаются процессу диагностики. Сравнивая результаты, мы определяем эффективность нашей работы, отслеживаем динамику формируемых компетенций обучающихся.
Определение результативности по программе в конце учебного года отслеживается с применением диагностики, используя при этом различные методы и способы: педагогическое наблюдение, тестирование. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
на – 57 часов
№ | Тема | Количество часов |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок) | 1 | |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 9 | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 9 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 9 | |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 9 | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 8 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 7 | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | 4 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | |
57 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (1 час) | ||||
1 | 07.10 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок) | 1 | |
2. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. (9 часов) | ||||
2-3 | 09.10 14.10 | Развитие концентрации внимания. Анаграммы. Тренировка внимания. Развитие мышления. Разгадываем пиктограммы. | 2 | |
4-5 | 16.10 21.10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Разгадываем и составляем ребусы. | 2 | |
6-7 | 23.10 28.10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Кодировка слов. | 2 | |
8-9 | 30.10 06.11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Магические квадраты. | 2 | |
10 | 11.11 | Задачи повышенной трудности | 1 | |
3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. (9 часа) | ||||
11-12 | 13.11 18.11 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 2 | |
13-14 | 20.11 25.11 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | |
15-16 | 27.11 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. | 2 | |
17-18 | 02.12 04.12 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Логические цепочки чисел. | 2 | |
19 | 09.12 |
| 1 | |
4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.(9часов) | ||||
20-21 | 11.12 16.12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Составление и решение примеров | 2 | |
22-23 | 18.12 23.12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Комбинаторика. | 2 | |
24-25 | 25.12 13.01 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Разгадываем и составляем ребусы. | 2 | |
26-27 | 15.01 20.01 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей. | 2 | |
28 | 22.01 | Решение нестандартных уравнений | 1 | |
5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций (9 часов) | ||||
29-30 | 27.01 29.01 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. | 2 | |
31-32 | 03.02 05.02 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Великое противостояние антонимов. | 2 | |
33-34 | 10.02 12.02 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Разгадываем и составляем изографы. | 2 | |
35-36 | 17.02 19.02 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Ударение меняет значение. | 2 | |
37 | 26.02 | Математические дорожки: а) математические кресты б) математические квадраты в) числовое окно г) цифры в цифрах | 1 | |
6. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. (8 часов) | ||||
38-39 | 02.03 04.03 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Судоку. | 2 | |
40 | 11.03 | Конкурс эрудитов. | 1 | |
41 | 13.03 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
42-43 | 16.03 18.03 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Танграм. | 2 | |
44 | 23.03 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Числа в вопросах. | 1 | |
45 | 25.03 | Удивительные квадраты | 1 | |
7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.(7 часов) | ||||
46-47 | 30.03 01.04 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Задачи в стихах. | 2 | |
48-49 | 06.04 08.04 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Танграм. | 2 | |
50-51 | 13.04 15.04 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Комбинаторика. | 2 | |
52 | 20.04 22.04 | Превращение фигур. Математический лабиринт | 1 | |
8. Тренировка внимания. Развитие мышления (4 часов) | ||||
53-54 | 27.04 29.04 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 2 | |
55-56 | 06.05 13.05 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Архаизмы. | 2 | |
9. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. (1 часов) | ||||
57 | 18.05 | Заключительное занятие. Математический марафон | 1 | |
ИТОГО | 57 часов |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Программное содержание обучения – 57 часов
1 раздел. Вводное занятие
Теория: разгадка «математических фокусов»
Практика: просмотр презентации
2 раздел. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория: Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть явления по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Практика: математические игры, составление алгоритмов, заполнение волшебного квадрата по его началу, самостоятельное составлении волшебного квадрата, перевод числа из одной системы исчисления в другую и наоборот, отработка навыка деления и умножения.
3 раздел. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления
Теория: Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
4 раздел. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления
Теория: решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение задач повышенной трудности
Практика: решение задач разными способами, составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры, работа с информацией, презентация.
5 раздел. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций
Теория: Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия
6 раздел. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Описывать признаки геометрических фигур.
Находить и выделять признаки разных предметов.
Узнавать предметы по их признакам.
Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.
Ориентироваться в пространстве листа.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Давать несложные определения понятиям.
Определять на глаз размеры предмета
7 раздел. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций
Излагать свои мысли ясно и последовательно.
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
8 раздел. Тренировка внимания. Развитие мышления
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
9 раздел Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы). Министерство просвещения РСФСР, 1988.
3.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016
4.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. - Волгоград: Панорама, 2009.
5.Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
6. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.
8. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко : Академия Холдинг, 2000. 5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3-ом классе. – М.:Илекса, 2002. 7. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004. 8. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
10. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003. 10.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург:
«Лань», 2011.
2.Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013
3.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006
4.Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. ... Голубь В.Т Издательство: Воронеж 2012
Интернет-сайты:
- https://infourok.ru/programma-kruzhka-po-matematike-zanimatelnaya-matematika-480157.html
- http://www.experimentanium.ru/ru/( музей занимательных наук)
- http://www.bulgakov.ru/bookshop/uchiteljam_shkolovedenie_metodicheskie_posobija_arkhiv/metodika_raboty_s_zadachami_povyshennoy_trudnosti_v_nachalnoy_shkole/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
- .http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/2-kurs/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass/
- http://www.labirint.ru/books/283374/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/05/04/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass
- http://kurokam.ru/load/klass/3_klass/3_klass_matematika_tematicheskij_kontrol_znanij_uchashhikhsja_zachetnaja_tetrad_golub_v_t_124_2012/19-1-0-4920
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………..3
2. Учебно-тематическое планирование ............................................6
3. Календарно-тематическое планирование .....................................9
4. Содержание изучаемого курса ......................................................11
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………............11
6. Список литературы .........................................................................12
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Математика для увлечённых» имеет естественнонаучную направленность, по времени реализации – одногодичная, ориентирована на познавательную и творческую деятельность обучающихся, направлена на
– создание условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности ребенка к изучению русского языка;
– совершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
– развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
– воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Данная программа составлена в соответствии со статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233.
Новизна программы заключается в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, упражнения, состязания, конкурсы. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы занятий, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
ЦЕЛЬ: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, привития интереса учащихся к математике, развивать математический образ мышления.
ЗАДАЧИ:
1.Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
2.Расширять математические знания в области многозначных чисел;
3. Содействовать умелому использованию символики;
4.Учить правильно применять математическую терминологию;
5. Развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
6. Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 34 часа в год (5 месяцев (с января по май) по 2 занятия в неделю).
Форма проведения занятий - групповая.
Режим занятий – по 45 минут.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала дети будут знать:
- расширить и углубить кругозор учеников в различных областях элементарной математики;
- развить математический образ мышления школьников;
- развить исследовательскую активность детей;
- ознакомить с научной картиной мира;
- сформировать творческое мышление;
- развить умения решать задачи различного уровня сложности;
- помогать успешному выступлению на олимпиадах , математических играх и конкурсах.
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр и площадь окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (счётных палочек, пластилин и др.) и из развёрток.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
В индивидуальной работе первое и последние занятие целиком посвящаются процессу диагностики. Сравнивая результаты, мы определяем эффективность нашей работы, отслеживаем динамику формируемых компетенций обучающихся.
Определение результативности по программе в конце учебного года отслеживается с применением диагностики, используя при этом различные методы и способы: педагогическое наблюдение, тестирование. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
на – 34 часа
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | практическая работа | |
1. Числа и операции над ними (6 часов) | |||||
2 | Римские цифры. | 1 | 1 | творческие работы | |
3-4 | Числовые головоломки. | 2 | 1 | 1 | конкурс на лучшую презентацию |
5 | Из истории натуральных чисел. Загадочность цифр и чисел | 1 | 1 | исследовательские работы. логические квадраты закономерности | |
6 | Математическая игра «Умники и умницы» | 1 | 1 | решение нестандартных математических заданий | |
2. Геометрические фигуры и величины(10 часа) | |||||
7 | Геометрия вокруг нас. | 1 | 1 | презентации | |
8 | Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. | 1 | 1 | исследовательские работы | |
9 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. | 1 | 1 | практическая работа | |
10-11 | Танграм: Древнекитайская головоломка. | 2 | 1 | 1 | практическая работа презентации |
12 | Путешествие точки. | 1 | 1 | исследовательские работы | |
13-14 | Решение ребусов и логических задач. | 2 | 2 | «мозговой штурм «тестирование» | |
15 | Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | 2 | 1 | презентации | |
16 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | 1 | викторина | |
3.Текстовые задачи (12 часов) | |||||
17. | Интеллектуальная разминка. | 1 | 0,5 | 0,5 | «мозговая атака» |
18 | Решение старинных задач | 1 | 1 | сообщения | |
19 | Мир занимательных задач. | 2 | 1 | презентации | |
20 | Секреты задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | исследовательские работы |
21 | Решение нестандартных задач. | 1 | 1 | исследовательские работы | |
22. | Решение логических задач и ребусов | 1 | 1 | практическая работа | |
23 | Задачи небылицы. Задачи с изменением вопроса. | 2 | 0,5 | 1,5 | практическая работа |
24. | Задачи-шутки. Задачи с неполными данными. | 1 | 0,5 | 0,5 | практическая работа |
25 | Загадки-смекалки. Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | практическая работа | |
26. | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 1 | 1 | практическая работа конкурс на лучший «Решебник» | |
27 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Загадки. | 1. | 1 | исследовательские работы | |
28 | Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат». | 2 | 0,5 | 0,5 | викторина |
4. Многоугольники (6 часов) | |||||
29 | Эти необычные геометрические фигуры-прямоугольник и ромб. Математические фокусы. | 1 | 0,5 | 0,5 | презентации |
30 | Моделирование четырёхугольников из счётных палочек | 1 | 1 | выставка работ учащихся | |
31 | С кем дружит периметр? Периметр треугольника. Интересные задачи на нахождение периметра. | 1 | 1 | практическая работа | |
32 | Проект «Конструирование треугольников из счетных палочек и пластилина». | 1 | 0,5 | 0,5 | защита проекта выставка работ учащихся |
33 | Фестиваль геометрических фигур. | 1 | 1 | творческая работа | |
34. | Итоговое занятие «Хорошо ли ты знаешь математику?». Праздник. «Умники и умницы». | 1 | 1 | творческая работа | |
ИТОГО: | 34 | 10,5 | 23,5 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1. Числа и операции над ними (6 часов) | ||||
1 | 24.01.19 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | |
2 | 25.01.19 |
| 1 | |
3 | 31.01.19 | Числовые головоломки | 1 | |
4 | 01.02.19 | Числовые головоломки | 1 | |
5 | 7.02.19 | Из истории натуральных чисел. Загадочность цифр и чисел | 1 | |
6 | 8.02.19 | Математическая игра «Умники и умницы» | 1 | |
2. Геометрические фигуры и величины(10 часа) | ||||
7 | 14.02.19 | Геометрия вокруг нас. | 1 | |
8 | 15.02.19 | Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. | 1 | |
9 | 21.02.19 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. | 1 | |
10 | 22.02.19 | Танграм: Древнекитайская головоломка. | 1 | |
11 | 28.02.19 |
| 1 | |
12 | 01.03.19 | Путешествие точки. | 1 | |
13 | 7.03.19 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | |
14 | 8.02.19 | Решение ребусов и логических задач | 1 | |
15 | 14.03.19 | Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | 1 | |
16 | 15.03.19 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | |
3.Текстовые задачи (11часов) | ||||
17 | 21.03.19 | Интеллектуальная разминка. | 1 | |
18 | 22.03.19 | Решение старинных задач | 1 | |
19 | 28.03.19 | Мир занимательных задач. | 1 | |
20 | 29.03.19 | Секреты задач. | 1 | |
21 | 4.04.19 | Решение нестандартных задач. | 1 | |
22 | 5.04.19 | Решение логических задач и ребусов | 1 | |
23 | 11.04.19 | Задачи небылицы. Задачи с изменением вопроса. | 1 | |
24 | 12.04.19 | Задачи-шутки. Задачи с неполными данными. | 1 | |
25 | 18.04.19 | Загадки-смекалки. Задачи с многовариантными решениями. | 1 | |
26 | 19.04.19 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 1 | |
27 | 25.04.19 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Загадки. | 1 | |
28 | 26.04.19 | Весёлые задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат». | ||
4. Многоугольники (6 часов) | ||||
29 | 14.05.19 | Эти необычные геометрические фигуры-прямоугольник и ромб. Математические фокусы. | 1 | |
30 | 16.05.19 | Моделирование четырёхугольников из счётных палочек | 1 | |
31 | 17.05.19 | С чем дружит периметр? Периметр треугольника. Интересные задачи на нахождение периметра. | 1 | |
32 | 21.05.19 | Проект «Конструирование треугольников из счетных палочек и пластилина». | 1 | |
33 | 23.05.19 | Фестиваль геометрических фигур. | 1 | |
34 | 24.05.19 | Итоговое занятие «Хорошо ли ты знаешь математику?». Праздник. «Умники и умницы». | 1 | |
ИТОГО | 34 часов |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Программное содержание обучения – 34 часов
1 раздел. Вводное занятие
Теория: разгадка «математических фокусов»
Практика: просмотр презентации
2 раздел. Числа и операции над ними
Теория: из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Практика: математические игры, составление алгоритмов,заполнение волшебного квадрата по его началу, самостоятельное составлении волшебного квадрата, перевод числа из одной системы исчисления в другую и наоборот, отработка навыка деления и умножения.
3 раздел. Геометрические фигуры и величины
Теория: старинные меры измерений.
Практика: составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.
4 раздел. Текстовые задачи
Теория: решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности
Практика: решение задач разными способами, составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры, работа с информацией, презентация.
5 раздел. Многоугольники
Теория: Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе, различные способы изображения объемных тел на плоскости.
Практика: конструирование геометрических фигур.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
- .http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/2-kurs/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass/
- http://www.labirint.ru/books/283374/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/05/04/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass
- http://kurokam.ru/load/klass/3_klass/3_klass_matematika_tematicheskij_kontrol_znanij_uchashhikhsja_zachetnaja_tetrad_golub_v_t_124_2012/19-1-0-4920
Список литературы для педагога:
1.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение»,
2007.
2. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
3. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. – Волгоград, 2012.
4.Олимпиадные задания. 3-4 классы. – Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская. –Волгоград, 2012
5.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016
6.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. - Волгоград: Панорама, 2009.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург:
«Лань», 2011.
2.Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013
3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006
4. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. ... Голубь В.Т Издательство: Воронеж 2012
Интернет-сайты:
- https://infourok.ru/programma-kruzhka-po-matematike-zanimatelnaya-matematika-480157.html
- http://www.experimentanium.ru/ru/( музей занимательных наук)
- http://www.bulgakov.ru/bookshop/uchiteljam_shkolovedenie_metodicheskie_posobija_arkhiv/metodika_raboty_s_zadachami_povyshennoy_trudnosti_v_nachalnoy_shkole/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 3 класс
Программа предназначена для учащихся начальной школы (3 класс) Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 2 класс
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности являе...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)
Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Начальная школа...
Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка
Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка...