Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка
элективный курс (3, 4 класс)
Рабочая программа по платной образовательной услуге по углубленному изучению русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Секреты орфографии", з класс | 82.51 КБ |
"Тайны русского языка", 4 класс | 90.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………..3
2. Учебно-тематическое планирование ............................................5
3. Календарно-тематическое планирование .....................................7
4. Содержание изучаемого курса ......................................................10
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………............11
6. Список литературы .........................................................................11
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Секреты орфографии» имеет естественнонаучной направленность, по времени реализации – одногодичная, ориентирована на познавательную и творческую деятельность обучающихся, направлена на
– создание условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности ребенка к изучению русского языка;
– совершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
– развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
– воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Данная программа составлена в соответствии со статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233.
Новизна программы заключается в том, что содержание тесно интегрируется с содержанием образовательного предмета «Информатика». На начальной стадии обучающиеся используют компьютерные технологии на этапе совершенствования умений и навыков. Но от года к году возможности использования компьютерной техники расширяются: обучающиеся создают буклеты, презентации, кроссворды, ребусы, используя различные редакторы: Microsoft Office Publisher, Power Point, Word, Paint.
Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки,упражнения, состязания, конкурсы,
Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не будет снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу «Секреты орфографии». В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на связи с материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между различными модулями программы.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях по курсу «В мире слов» должно быть обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Секреты орфографии» заключается в том, что предоставляется возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
ЦЕЛЬ: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
ЗАДАЧИ:
1. Расширение и углубление запаса знаний обучающихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 35 часов в год (5 месяцев (с января по май) по 2 занятия в неделю).
Форма проведения занятий - групповая.
Режим занятий – по 45 минут.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала дети будут знать:
- признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия;
- признаки словосочетания;
- признаки простого и сложного предложений;
- признаки главных и второстепенных членов предложения (с дифференциацией последних);
- признаки однородных членов предложения.
- Обучающиеся должны уметь:
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, заимствованные, устаревшие слова, неологизмы, фразеологические
- обороты;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные,
- глаголы, личные местоимения, наречия, производить морфологический разбор этих частей речи в объеме изученного
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение, однородные члены;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное
- предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений (в рамках изученного);
- составлять сценарий и создавать мультимедийную презентацию;
- защищать творческий проект.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
В индивидуальной работе первое и последние занятие целиком посвящаются процессу диагностики. Сравнивая результаты, мы определяем эффективность нашей работы, отслеживаем динамику формируемых компетенций обучающихся.
Определение результативности по программе в конце учебного года отслеживается с применением диагностики, используя при этом различные методы и способы: педагогическое наблюдение, тестирование.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
на – 35 часов
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1.В мире слов-7 | ||||
1 | 21.01.19 | Вводное занятие «Хорошо ли ты знаешь русский язык?». | 1 | |
2 | 23.01.19 |
| 1 | |
3 | 28.01.19 |
| 1 | |
4 | 30.01.19 |
| 1 | |
5 | 4.02.19 | «Наоборотные» слова | 1 | |
6 | 6.02.19 |
| 1 | |
7 | 11.02.19 |
| 1 | |
2. Загадочная страна «Морфология»-10ч | ||||
8 | 13.02.19 |
| 1 | |
9 | 27.02.19 |
| 1 | |
10 | 18.02.19 |
| 1 | |
11 | 20.02.19 |
| 1 | |
12 | 25.02.19 |
| 1 | |
13 | 4.03.19 | Страна «Глаголия» | 1 | |
14 | 6.03.19 | Страна «Глаголия» | 1 | |
15 | 11.03.19 | Страна «Глаголия» | 1 | |
16 | 13.03.19 | Где? Когда? Куда? Откуда? Как? | 1 | |
17 | 18.03.19 | Где? Когда? Куда? Откуда? Как? | 1 | |
3. Мир красивых предложений-7ч | ||||
18 | 20.03.19 | Цепочка слов (словосочетания) | 1 | |
19 | 25.03.19 | Цепочка слов (словосочетания) | 1 | |
20 | 27.03.19 | Где лежит подлежащее и о чем говорит сказуемое? | 1 | |
21 | 01.04.19 | Где лежит подлежащее и о чем говорит сказуемое? | 1 | |
22 | 03.04.19 | С кем дружат подлежащее и сказуемое? | 1 | |
23 | 08.04.19 | С кем дружат подлежащее и сказуемое? | 1 | |
24 | 10.04.19 | С кем дружат подлежащее и сказуемое? | 1 | |
4. Словесный конструктор-7ч | ||||
25 | 15.04.19 |
| 1 | |
26 | 17.04.19 |
| 1 | |
27 | 22.04.19 |
| 1 | |
28 | 24.04.19 |
| 1 | |
29 | 29.04.19 |
| 1 | |
30 | 06.05.10 |
| 1 | |
31 | 08.05.19 | Морфема, которая может изменяться | 1 | |
5. Бездонное море знаков | ||||
32 | 13.05.19 | Где работают знаки препинания? | 1 | |
33 | 15.05.19 | Где работают знаки препинания? | 1 | |
34 | 20.05.19 |
| 1 | |
35 | 22.05.19 |
| 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Программное содержание обучения – 35 часов
Раздел 1. В мире слов – 7 часов
Язык, речь, русский язык.
Тема 1. Вводное занятие. Диагностика исходной сформированности компетенций обучающихся - 1 час
Тема 2. Слово одно, а значений несколько (многозначные слова) – 1 часа
Многозначные слова. Рассказ-беседа о многозначных словах. Чтение предложений, текстов.
Игры-наблюдения над использованием одного и
того же слова в разных значениях.
Тема 3. Слова-тезки – 1 час
Беседа об отличии омонимов от многозначных слов. Чтение и театрализация шуточных стихотворений. Решение проблемных задач, разгадывание ребусов.
Тема 4. «Одно и то же, но по-разному» – 1 час
Беседа о роли синонимов в речи. Наблюдение над использованием синонимов в текстах разного типа. Составление текста с фрагментами-рисунками.
Тема 5. «Наоборотные» слова – 1 час
Антонимы. Работа с толковым словарем – нахождение лексического значения слова «антоним», определение роли антонимов в речи. Составление схемы-опоры
Тема 6. Слова, которые пропали – 1 час
Устаревшие слова. В. Даль – собиратель слов. Русские народные пословицы, поговорки, приметы.
Тема 7. Слова-пришельцы – 1 час
Заимствованные слова. Ролевая игра «Кто приехал в гости?»
Раздел 2. Загадочная страна Морфология – 10 часов
Слова, обозначающие предметы, признаки действия, роль в речи. Связь прилагательного с именем существительным. Местоимение. Повтор-недочет – речевая ошибка. Наречие как часть речи. Группы наречий: образа действия, времени, места. Этимология слова «наречие».
Тема 8. Путешествие в город предметов – 2 часа
Слова, обозначающие предмет, роль в речи. Работа с разными источниками информации.
Тема 9. «Описательные» слова – 2 часа
Решение грамматических задач, работа с текстами-описаниями. Игры «Кто больше», «Лишнее слово».
Тема 10. Слово «вместо имени» – 1 час
Местоимение. Повтор-недочет – речевая ошибка. Решение проблемы «Зачем нужны в речи местоимения?». Ролевые игры. Использование местоимений «ты» и «вы» в диалогах, письмах. Редактирование текста для устранения повторов-недочетов.
Тема 11. Страна Глаголия – 3 часов
Деловая игра «В редакции газеты». Составление схемы-опоры «Глагол». Решение теста «Глагол».
Тема 12. Где? Когда? Куда? Откуда? Как? – 2 часа
Наречие как часть речи. Группы наречий: образа действия, времени, места. Этимология слова «наречие». Работа с художественными текстами (нахождение и классификация наречий по группам).
Раздел 3. Мир красивых предложений – 7 часов
Синтаксис, словосочетания, главное и зависимое слово, графическая схема. Синтаксический разбор словосочетания. Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Тема 13. Цепочка слов (словосочетания) – 2 часа
Рассказ-беседа о синтаксисе. Решение грамматических задач. Соревнование «Находим словосочетания в предложениях». Составление алгоритма синтаксического разбора словосочетания.
Тема 14. Где лежит подлежащее и о чем говорит сказуемое? – 2 часа
Постановка проблемы, нахождение решения при составлении и разборе предложений. Синтаксические игры и шутливые упражнения.
Тема 15. С кем дружат подлежащее и сказуемое? – 3 часа
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Ролевая игра «Члены предложения». Вопросы для любознательных (работа с дополнительными источниками информации).
Раздел 4. Словесный конструктор – 7часов
Морфемы, приставка, корень, суффикс, окончание, лингвистика. Игры на нахождение и выделение морфем, решение поисковых задач, составление схем-опор. Буклет, проблемный вопрос, источники информации. Приставка, виды приставок, правописание приставок. Суффиксы, строительная работа суффиксов, смысловые оттенки. Родственные слова, лексическое значение слова. Окончание, форма слова, словосочетание.
Тема 16. Из чего строятся слова? – 1 час
Морфемы, части слова, лингвистика. Игры на нахождение и выделение морфем, решение поисковых задач, составление схем-опор.
Тема 17. Приставленные труженицы – 1 час
Игры с приставками, составление групп приставок (аналитическая работа), составление памятки.
Тема 18. Суффиксы-волшебники – 2 часа
Словообразовательные части слова, их строительная работа, смысловые оттенки. Решение поисковых задач, игры, ребусы.
Тема 19. Смотри в корень! – 1 часа
Родственные слова, лексическое значение слова. Беседа «Слова-родственники», игры «Подбери слово», «Лишнее слово» и др. Подбор «гнезд» слов, работа со словарями.
Тема 20. Морфема, которая может изменяться – 2 часа
Окончание, форма слова, словосочетание. Поисковая работа «Смыслиночки-окончания». Составление схемы-опоры, составление и работа с алгоритмом по различению родственных слов и формы слова, грамматические игры.
Раздел 5. Бездонное море знаков – 4 часов
Однородные члены предложения, простое и сложное предложения. Создание мультимедийной презентации. Создание слайдов. Конструктор слайда. Сценарий презентации.
Тема 21. Где работают знаки препинания? – 2 часа
Тема 22. Для чего надо изучать русский язык – 1 час
Тема 23. Итоговое занятие «Хорошо ли ты знаешь русский язык?» – 1 час
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Волина В.В. Веселая грамматика / В.В. Волнина. – М.: Знание, 2014. – 94 с.
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя / В.В. Волнина. – Екатеринбург: АРГО, 2016. – 106 с.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко,
Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 2015. – 49 с. - Занимательная грамматика. Сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ «БАО», 2013. – 72 с.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах /
В.П. Канакина. – Москва: Просвещение, 2016. – 64 с. - Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н. Левушкина. – Москва ВЛАДОС, 2014. – 37 с.
- Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов / А.В. Полякова. – Самара: Сам Вен, 2017. – 203 с.
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! / Т.Г. Рик. – М.: РИО «Самовар», 2015. – 72 с.
- Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! / Т.Г. Рик. – М.: РИО «Самовар», 2014. – 80 с.
- Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! / Т.Г. Рик. – М.: РИО «Самовар», 2016. – 52 с.
- Сборник журналов «Начальная школа».
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа / П.С. Тоцкий. – Москва.: Просвещение, 2013. – 92 с.
- Ундзенкова А.В. Русский с увлечением. Учимся играя / А.В. Ундзенкова,
О.В. Сагирова. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2014. – 157 с. - Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах / Н.Н. Ушаков М.: Просвещение, 1998. – 192 с.
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………..3
2. Учебно-тематическое планирование ............................................5
3. Календарно-тематическое планирование .....................................8
4. Содержание изучаемого курса ......................................................10
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………............16
6. Список литературы .........................................................................17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская общеразвивающая программа дополнительного образования детей Тайны русского языка имеет естественно-научную направленность, по времени реализации – одногодичная, ориентирована на познавательную и творческую деятельность обучающихся, направлена на
– создание условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности ребенка к изучению русского языка;
– совершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
– развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
– воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Данная программа составлена в соответствии со статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233.
Новизна программы заключается в том, “ Тайны русского языка ” занимают важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. На начальной стадии обучающиеся используют компьютерные технологии на этапе совершенствования умений и навыков. Но от года к году возможности использования компьютерной техники расширяются: обучающиеся создают буклеты, презентации, кроссворды, ребусы, используя различные редакторы: MicrosoftOfficePublisher, PowerPoint, Word, Paint.
Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, упражнения, состязания, конкурсы,
Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не будет снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу «Тайны русского языка». В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на связи с материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между различными модулями программы.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях по курсу «Тайны русского языка» должно быть обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Тайны русского языка» заключается в том, что предоставляется возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
ЦЕЛЬ: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
ЗАДАЧИ:
1. Расширение и углубление запаса знаний обучающихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия,воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 63 часов в год (8 месяцев (с октября по май) по 2 занятия в неделю).
Форма проведения занятий - групповая.
Режим занятий – по 45 минут.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала дети будут знать:
- признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия;
- признаки словосочетания;
- признаки простого и сложного предложений;
- признаки главных и второстепенных членов предложения (с дифференциацией последних);
- признаки однородных членов предложения.
- Обучающиеся должны уметь:
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, заимствованные, устаревшие слова, неологизмы, фразеологические
- обороты;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные,
- глаголы, личные местоимения, наречия, производить морфологический разбор этих частей речи в объеме изученного
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение, однородные члены;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное
- предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений (в рамках изученного);
- составлять сценарий и создавать мультимедийную презентацию;
- защищать творческий проект.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
В индивидуальной работе первое и последние занятие целиком посвящаются процессу диагностики. Сравнивая результаты, мы определяем эффективность нашей работы, отслеживаем динамику формируемых компетенций обучающихся.
Определение результативности по программе в конце учебного года отслеживается с применением диагностики, используя при этом различные методы и способы: педагогическое наблюдение, тестирование.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
на – 63 часа
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
1. Словообразование -16ч | ||||
1 | 03.10.19 | 03.10.19 | Вводное занятие. Сказочное царство слов. | 1 |
2 | 04.10.19 | 04.10.19 | Путешествие в страну Слов. | 1 |
3 | 10.10.19 | 10.10.19 | Чудесные превращения слов. | 1 |
4 | 11.10.19 | 11.10.19 | В гостях у слов- родственников. | 1 |
5 | 17.10.19 | 17.10.19 | Добрые слова. | 1 |
6 | 18.10.19 | 18.10.19 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова | 1 |
7 | 24.10.19 | 24.10.19 | Новые слова в русском языке. | 1 |
8 | 25.10.19 | 25.10.19 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 |
9 | 31.10.19 | 31.10.19 | Синонимы в русском языке. | 1 |
10 | 07.11.19 | 07.11.19 | Слова- антонимы. | 1 |
11 | 08.11.19 | 08.11.19 | Слова- омонимы. | 1 |
12 | 14.11.19 | 14.11.19 | Крылатые слова. | 1 |
13 | 15.11.19 | 15.11.19 | КВН по русскому языку. | 1 |
14 | 21.11.19 | 21.11.19 | В стране Сочинителей. | 1 |
15 | 22.11.19 | 22.11.19 | Анаграммы и метаграммы. | 1 |
16 | 28.11.19 | 28.11.19 | Шарады и логогрифы. | 1 |
2. Загадочная страна « Занимательная лингвистика »-10ч | ||||
17 | 29.11.19 | 29.11.19 | Что такое орфоэпия? | 1 |
18 | 05.12.19 | 05.12.19 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
19 | 06.12.19 | 06.12.19 | Звуки не буквы! | 1 |
20 | 12.12.19 | 12.12.19 | Звучащая строка. | 1 |
21 | 13.12.19 | 13.12.19 | Банты и шарфы. | 1 |
22 | 19.12.19 | 19.12.19 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 |
23 | 20.12.19 | 20.12.19 | Кис-кис! Мяу! или Кое-что о звукоподражаниях. | 1 |
24 | 26.12.19 | 26.12.19 | Имена вещей. | 1 |
25 | 27.12.19 | 27.12.19 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
26 | 09.01.20 | 09.01.20 | В царстве смыслов много дорог. | 1 |
3. Лексикология-37ч | ||||
27 | 10.01.20 | 10.01.20 | Как и почему появляются новые слова? | 1 |
28 | 16.01.20 | 16.01.20 | Многозначность слова. | 1 |
29-30 | 17.01.20 23.01.20 | 17.01.20 23.01.20 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 2 |
31 | 24.01.20 | 24.01.20 | Об одном и том же - разными словами. | 1 |
32 | 30.01.20 | 30.01.20 | Как возникают названия. | 1 |
33 | 31.01.20 | 31.01.20 | Слова – антиподы. | 1 |
34-35 | 06.02.20 07.02.20 | 06.02.20 07.02.20 | Фразеологические обороты. | 2 |
36 | 13.02.20 | 13.02.20 | Словари «чужих» слов. | 1 |
37 | 14.02.20 | 14.02.20 | Капитан и капуста. Происхождение слов | 1 |
38 | 20.02.20 | 20.02.20 | Работа с фразеологическим словарём | 1 |
39 | 21.02.20 | 21.02.20 | Мы говорим стихами. Рифма | 1 |
40 | 27.02.20 | 27.02.20 | Слова, придуманные писателями. | 1 |
41-42 | 28.02.20 05.03.20 | 28.02.20 05.03.20 | Слова уходящие и слова – новички. | 2 |
43 | 06.03.20 | 06.03.20 | Словарь языка Пушкина. | 1 |
44 | 12.03.20 | 12.03.20 | Смуглая Чернавка | 1 |
45-46 | 13.03.20 19.03.20 | 13.03.20 | Паронимы или "место с ошибкой" | 2 |
47 | 20.03.20 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | |
48-49 | 26.03.20 27.03.20 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 2 | |
50 | 02.04.20 | Словарь- грамотей. | 1 | |
51 | 03.04.20 | Научная этимология. | 1 | |
52-53 | 09.04.20 10.04.20 | Какие бывают имена? | 2 | |
54-55 | 16.04.20 17.04.20 | Древнерусские имена. | 1 | |
56-57 | 23.04.20 24.04.20 | Отчество и фамилия. | 1 | |
58-59 | 30.04.20 07.05.20 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | |
60 | 14.05.20 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. | 1 | |
61 | 15.05.20 | Пишем сочинения | 1 | |
62 | 21.05.20 | Проверяем то, что знаем. | 1 | |
63 | 22.05.20 | В Клубе весёлых человечков. Итоговое занятие. | 1 | |
ИТОГО | 63 часа |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Программное содержание обучения – 63 часов
Раздел 1.Словообразование(16 ч.)
Тема 1. Вводное занятие Сказочное царство слов.(1ч.)
Теория(1 ч.) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2. Путешествие в страну слов. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».
Практика (1 ч.) Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 3. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Теория (1 ч.) Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.
Практика (1 ч.) Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
Тема 4 В гостях у слов родственников. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников.
Практика (1 ч.) Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 5. Добрые слова (1ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».
Практика (1 ч.) Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 6. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 7. Новые слова в русском языке.(1ч.)
Теория (1 ч.) Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке.
Практика (1 ч.) Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 8. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 9. Синонимы в русском языке (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».
Практика (1 ч.) Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 10. Слова- антонимы (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема11. Слова- омонимы (1ч.)
Теория (1 ч.) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 12 Крылатые слова (1ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 13. КВН по русскому языку. (1ч.)
Теория (1 ч.) Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.
Практика (1 ч.) Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 14. В стране Сочинителей.(2ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
Практика (1 ч.) Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 15. Анаграммы и метагрммы. ( 2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.
Практика (1 ч.) Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 16. Шарады и логогрифы. (1ч.)
Практика (1 ч.) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Раздел 2. Загадочная страна « Занимательная лингвистика »-10ч
Тема 17. Что такое орфоэпия (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Практика (1 ч.) Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 18. Что такое фонография и звукозапись?. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .
Практика (1 ч.) Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Тема 19. Звуки не буквы (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с происхождением шарад и логогрифов.
Практика (1ч.) Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема20. Звучащая строка.(1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 21. Банты и шарфы (1ч.)
Теория (1 ч.) Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 22«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Теория (1 ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 23. Кис-кис мяу Кое что о звуках подрожания . (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Тема 24. Имена вещей. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 25 О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Практика (1 ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 26. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Раздел 3. Лексикология-37ч
Тема 27. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Практика (1 ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 28. Многозначность слова. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 29-30. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Теория (2 ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 31. Об одном и том же разными словами. (1ч.)
Теория (1 ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 32. Как возникают названия. (1ч.)
Практика (1 ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 33. Слова – антиподы. (1ч.)
Теория (1 ч.) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 34-35. Фразеологические обороты. (2ч.)
Практика (2 ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 36. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 37. Капитан и капуста. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 38. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Теория (1 ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 39. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Теория (1 ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 40 Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Теория (1 ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 41-42. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.)
Практика (2 ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 43. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 44. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Практика (1 ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 45-46. Паронимы, или «место с ошибкой» слова. (1ч.)
Практика (1 ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 47. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 48-49. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)
Теория (2 ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 50. Словарь- грамотей. (1ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 51. Научная этимология. (1ч.)
Практика (1 ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 52-53. Какие бывают имена? (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси.
Практика (1 ч.) Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 54-55. Древнерусские имена. (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Практика (1 ч.) Работа с этимологическим словарем.
Тема 56-57. Отчество и фамилия. (2ч.)
Теория (1 ч.) Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».
Практика (1 ч.) Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 58-59. Надо ли останавливаться перед зеброй? (2ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
Практика (1 ч.) Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Тема 60 Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь
Практика (1 ч.) Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Тема 61 Пишем сочинения
Практика (1 ч.) Использование уже имеющегося названия предмета.
Тема 62. Проверяем то, что знаем
Практика (1 ч.) Использование уже имеющегося названия предмета.
Тема 63 Клубе весёлых человечков. Итоговое занятие.
Практика (1 ч.) Использование уже имеющегося названия предмета.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Волина В.В. Веселая грамматика / В.В. Волнина. – М.: Знание, 2014. – 94 с.
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя / В.В. Волнина. – Екатеринбург: АРГО, 2016. – 106 с.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко,
Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 2015. – 49 с. - Занимательная грамматика. Сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ «БАО», 2013. – 72 с.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах /
В.П. Канакина. – Москва: Просвещение, 2016. – 64 с. - Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н. Левушкина. – Москва ВЛАДОС, 2014. – 37 с.
- Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов / А.В. Полякова. – Самара: Сам Вен, 2017. – 203 с.
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! / Т.Г. Рик. – М.: РИО «Самовар», 2015. – 72 с.
- Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол!/ Т.Г. Рик. – М.: РИО «Самовар», 2014. – 80 с.
- Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! / Т.Г. Рик. – М.: РИО «Самовар», 2016. – 52 с.
- Сборник журналов «Начальная школа».
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа / П.С. Тоцкий. – Москва.: Просвещение, 2013. – 92 с.
- Ундзенкова А.В. Русский с увлечением. Учимся играя / А.В. Ундзенкова,
О.В. Сагирова. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2014. – 157 с. - Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах / Н.Н. Ушаков М.: Просвещение, 1998. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа 4 класс для школ с углубленным изучением английского языка
Рабочая программа 4 класс для школ с углубленным изучением английского языка...
Рабочие программы по платным образовательным услугам
2016-2017 учебный год2018-2019 учебный год...
Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике
Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике...