Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа предназначена для учащихся начальной школы (3 класс)
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1rabochaya_programma_po_dopolnitelnomu_russkomu_yazyku_dlya_3_klassa.docx | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением
отдельных предметов»
( МАОУ «Средняя школа №8»)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ
«Средняя школа №8»
________________
«_____» _____________ 2016 – 2017г.
Рабочая программа
по предоставлению платных образовательных услуг
(начальное общее образование)
«Работа с трудными словами»
3 класс
Составила:
учитель начальных классов
Сапогина С.Ю.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся начальной школы (3 класс)
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год
Ученики овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Актуальность данной дополнительной программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру родного слова. Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Содержание программы выходит за рамки школьной программы, представляет собой повышенный уровень знаний по русскому языку. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки и мотивации к изучению родного языка.
Специально выделенные занятия 2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год в рамках предоставляемых платных образовательных услуг, помогают учащимся осуществить стремление к познанию родного языка выше стандарта учебной программы.
Срок реализации программы – 1 год (в каждом классе).
Цель программы: расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение новых знаний, умений, навыков по грамматике русского языкане входящих в состав образовательной программы;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению родного языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Форма работы:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Логика построения занятий:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся;
- Выполнение проблемно-поисковых заданий (в основном творческого характера);
- Работа со словарем, с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.
Основные методы и технологии:
- · технология разноуровневого обучения;
- · развивающее обучение;
- · технология обучения в сотрудничестве;
- · коммуникативная технология.
Ожидаемый результат:
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями и др. словарями;
- умение решать нестандартные задания по русскому языку;
- умение анализировать и редактировать различные виды текстов;
- умение использовать дополнительные знания о русско языке в различных жизненных ситуациях.
Средства, необходимые для реализации программы:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях.
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы, может быть в форме защиты проектов по выбранной тематике, либо тестирования.
Методическое обеспечение:
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:
- учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература;
- кабинет, оснащенный компьютером, проектором.
Дидактическое обеспечение:
- наличие тренировочных упражнений;
- индивидуальных карточек;
- текстов по тематике курса.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
- простой карандаш;
- гелевая ручка;
- маркер;
- аудио- и видеозаписи;
- тексты художественных произведений;
- словари;
- литературные произведения.
Тематическое планирование занятий (3 класс)
2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание курса. | Корректировка программы | |
Фонетика и орфоэпия (8 часов) | ||||||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. | |||
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. | |||
3 | Звуки не буквы! | 1 | Знакомство с наукой фонетикой. | |||
4 5 | Звучащая строка. | 2 | Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». | |||
6 | Банты и шарфы. | 1 | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. | |||
7 | Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. | |||
8 | Кис - кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях. | 1 | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. | |||
Лексикология (34 часа) | ||||||
9 | Имена вещей. | 1 | Толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. | |||
10 11 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 2 | Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. | |||
12 13 | В царстве смыслов много дорог. | 2 | Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов». | |||
14 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | История появления новых слов в русском языке. | |||
15 | Многозначность слова. | 1 | Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. | |||
16 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова, | |||
17 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи. | |||
18 | Как возникают названия? | 1 | Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. | |||
19 | Слова – антиподы. | 1 | Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». | |||
20 | Фразеологические обороты. | 1 | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. | |||
21 | Словари «чужих» слов. | 1 | Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. | |||
22 | Капитан и капуста. | 1 | Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. | |||
23 | «Он весь свободы торжество». | 1 | Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. | |||
24 | Мы говорим его стихами. | 1 | Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. | |||
25 | Слова, придуманные писателями. | 1 | Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. | |||
26 27 | Слова, уходящие и слова – новички. | 2 | Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | |||
28 | Словарь языка Пушкина. | 1 | Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. | |||
29 | Смуглая Чернавка. | 1 | Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами. Показать значение древнерусских имен. | |||
30 31 | Паронимы. | 2 | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. | |||
32 33 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 2 | Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. | |||
34 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | |||
35 | Словарь - грамотей. | 1 | Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. | |||
36 | Научная этимология. | 1 | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». | |||
37 | Какие бывают имена? | 1 | Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. | |||
38 | Древнерусские имена. | 1 | Знакомство с историей образования древнерусских имен. | |||
39 | Отчество и фамилия. | 1 | Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». | |||
40 41 42 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 3 | Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация». | |||
Морфология (9 часов) | ||||||
43 | Кто больше знает существительных общего рода? | 1 | Существительные общего рода. | |||
44 45 46 | Способы образования имен прилагательных | 3 | Связь существительных и прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Полные и краткие формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Решение нестандартных задач по морфологии. | |||
47 48 | Поэтические традиции в употреблении глагольных форм. | 2 | Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. Решение нестандартных задач по морфологии | |||
49 | История числительных | 1 | «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных | |||
50 | Универсальные заменители. Наречие в роли главных членов предложения | 1 | Наречие в роли главных членов предложения Решение нестандартных задач по морфологии. | |||
51 | Самые маленькие слова. | 1 | Соединительные и противительные союзы. Предлагайте предлоги. Решение нестандартных задач по морфологии. | |||
Работа с текстом (13часов) | ||||||
52 53 | Художественный текст. | 2 | Анализ художественного текста с точки зрения языкового богатства. | |||
54 55 | Научный текст. | 2 | Анализ текста. | |||
56 57 58 | Интерпретация текста. | 3 | Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста. | |||
59 60 61 62 | Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. | 4 | Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения. | |||
63 64 | Итоговое контрольное занятие. | 2 | Тестирование, проектно нестандартное задание. | |||
Итого – 64 часа |
Список использованной литературы
Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1977.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Т. «Крылатые слова» - М.: «Просвещение», 1988
Волина В.В.«Веселая грамматика». - М.: Изд. «Знание» 1995
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой».- М.: «Просвещение», 1988 г.
Даль В.И. "Токовый словарь живого великорусского языка". - М.: Русский язык, 1982.
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение,1990.
Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., 1978
Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении // Избр. пед. соч. - М., 1982.
Колесов В.В. «История русского языка в картинках» - М.: «Просвещение» 1975 г.
Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: «Просвещение» 1976 г.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.. Практическая методика русского языка: 5 класс.: Кн. Для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» - М.: «Просвещение», 2000 г.
Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секрет орфографии» - М. «Просвещение 1991
Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. Ъ 2101 "Рус. Яз. И лит." / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение,1990.
Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? : Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение,1988.
Никитина Е.И. Уроки русского языка: 4 кл. (Из опыта работы). Кн. Для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984.
Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. - М., Просвещение, 1984.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.
Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
Родари д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? : Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение,1988.
Соловьева Н.Н. «Необычное словообразование» : Изд. «Москва» М.1965
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для сред. школы. - М.: Просвещение, 1978.
Тумина. Л.Е. Сказка на уроках русского языка.// Русский язык в школе, 1995, Ъ2.
Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день» М. «Владос», 1995
Успенский Л.В. «По закону буквы» Изд-во «Молодая гвардия», М.-1971
Успенский Л.В. «Слово о словах» - Киев, Изд. «Веселка» 1987
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.,1954,т.2.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию».- М. «Педагогика»,1971
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 2 класс
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности являе...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 4 класс
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем....
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)
Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Начальная школа...
Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по программе «Планета загадок». Занятия с психологом.
Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению...