Конспект мастер класса "Душа моя игрушечка!"
план-конспект занятия (3 класс)
Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в процессе знакомства их с народными тряпичными куклами. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dusha_moya_igrushechka.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему: «Душа моя, игрушечка!»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в процессе знакомства их с народными тряпичными куклами. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.
Задачи:
- Обобщить знания обучающихся о русской народной игрушке: тряпичной и деревянной.
- Вызвать интерес и желание узнать больше о прикладном творчестве русского народа.
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
- Воспитывать бережное отношение к игрушке, умение видеть в ней продукт труда других людей.
Планируемые результаты:
Личностные
- Формированние основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину;
- любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России.
Метапредметные
- Формирование личностных УУД
- формирование основ исторической памяти, ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа
- Формирование коммуникативных УУД
- умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Формирование регулятивных УУД
- Определять цель деятельности на уроке
- Обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем
- Определять успешность выполнения своего задания
- Формирование познавательных УУД
- Умение ориентироваться в системе своих знаний
- Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Предметные
- Актуализация знаний о быте и нравах русского народа
- Систематизация знаний о русской народной игрушке.
Межпредметные связи: литература, история
Материалы и оборудование:
- Выставка тряпичных кукол
- Оформление переднего плана класса атрибутами русской избы
- Аудиозаписи народной музыки
- Заготовки отрезков ткани, нитки, ленточки
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I Организационный момент | Здравствуйте, гости званые Гостьюшки, мои желанные Много гостей, много и новостей. В корзину я спрятала игрушку Девочек любимую подружку. Можно с ней по-разному играть Кормить, укачивать, в наряды наряжать. Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла) Сегодня мастер – класс посвящен теме: «Изготовление тряпичной куклы» А чтоб мастер-класс был веселей Я на выставку приглашаю гостей. «Народные игрушки» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный хочется нам окунуться, В музей идем, по залам ходим, И для себя мы много интересного находим. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций и наглядных пособий. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. 6.Умение ориентироваться в системе своих знаний. 7.Формирование обобщённых знаний. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение сотрудничать с учителем и другими учащимися. Личностные результаты 1. Развивать умения выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядными пособиями. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙI. Актуализа ция знаний и постановка учебной проблемы. | Выбирая именно эту, а не иную тему занятия, я подумала: «Будет ли интересна русская народная тряпичная кукла современному педагогу?» Будет замечательно, если после моего рассказа о тряпичной кукле вам захочется самим сделать куклу для себя или в подарок. | |
ΙΙ. Ход занятия. Просмотр презентации Практическая работа | «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью...» Это, конечно, сказка, но... Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали над притолокой двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом». Куклу наряжали, а лицо не рисовали. Да, верно, такие куклы назывались безликими. А почему? По народным поверьям кукла приобретала душу. И если у куклы было нарисовано лицо, то это могло повредить ребёнку, навести на него порчу и ребёнок заболеет.
Рассказ учителя о куклах Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Просмотр презентации 1 слайд 2слайд Народные куклы делились на несколько видов По назначению:
По способу изготовления: Закрутка По образу:
3 слайд Кукла « Неразлучники», дарилась молодым на свадьбу, как символ брачного союза 4 слайд 5 слайд Десятиручка — Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. 6слайд А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. 7 слайд древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. 8.слайд 9 слайд День и Ночь" 10 Кукла «Спиридон-Солнцеворот», 11 12слайд Куклы-лихоманки . В старину магическая кукла, которую изготавливали под заговор от недугов, болезней, весенней лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней. Последовательность изготовления куклы – закрутки
На уровне линии шеи (15 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б). Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута (в), накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г). Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д, е) затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж). 4.Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы. 5. Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами. | |
ΙV. Итог урока. Рефлексия. | Учитель. Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Учитель. А чтобы вы подружилась с русской игрушкой, я предлагаю вам взять себе подружку – куклу-желанницу. Это кукла волшебная. Она исполняет желания. Нужно только припрятать её в укромный уголок. И если захочешь загадать желание, то нужно повязать кукле новый платочек, или пришить к юбочке бусинку или пуговицу. И обязательно дать ей посмотреться в зеркало и тогда твоё желание непременно сбудется. Учитель. И наше занятие подошло к концу. Желаю вам, ребята исполнения всех ваших желаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса по бисероплетению
Я представляю материал учебного занятия и презентацию кружка по бисероплетению...
План конспект мастер - класса "Медвежонок тильда"
Поэтапное выполнение игрушки....
Конспект мастер - класса для педагогов по технике торцевание на пластилине.
Данный материал может пригодиться для педагогов дополнительного образовани....
конспект мастер- класса по изонити
Данный материал адресуется педагогам дополнительного образования....
Конспект мастер- класса «Поздравительная открытка - валентинка»
Конспект занятия по изготовлению открытки - валентинки в техники мозаика....
План - конспект мастер – класса «Брошь из атласных лент».
Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7bce87b81282/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8C.rar...
Конспект Мастер - класса по русскому языку на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"
На данном занятии представлены авторские методические приёмы, применяемые при изучении темы "Имя прилагательное" в разных классах начальной школы....