комплекс дидактических игр по математике на уроках в начальной школе
методическая разработка
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В данной разработке содержатся дидактические игры, предназначенные для учеников младших классов (1-4). Методической разработкой смогут воспользоваться учителя начальных классов, студенты педагогических колледжей и вузов при подготовке к урокам математики, а также родители при организации домашних занятий с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_didakticheskih_igr_po_matematike_dlya_nachalnoy_shkoly.docx | 434.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила
Ражева Виктория Сергеевна
Комплекс дидактических игр по математике
г.Дзержинск
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Игры для 1 класса
- Игры для 2 класса
- Игры для 3 класса
- Игры для 4 класса
- Список использованных источников
Пояснительная записка
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В данной разработке содержатся дидактические игры, предназначенные для учеников младших классов (1-4). Методической разработкой смогут воспользоваться учителя начальных классов, студенты педагогических колледжей и вузов при подготовке к урокам математики, а также родители при организации домашних занятий с ребенком.
Игры для 1 класса
«Наоборот»
Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий» и т. д.
Содержание игры. Бросая мяч, учитель называет слово. Ученик, поймав мяч, отвечает противоположное слово и возвращает мяч учителю. Например, «толстый — тонкий», «большой — маленький», «высокий — низкий», «глубокий — мелкий», «тяжелый — легкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».
«Передай кубик»
Цель: закрепление знания ряда чисел.
На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.
Игра повторяется 2-3 раза.
«Зрительный диктант»
Цель: формирование умения распознавать геометрические фигуры, формирование пространственных представлений детей.
Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды 1 – 2 минуты запоминают, а потом должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более и назвать их. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.
«Живые числа»
Цель: закрепление знаний последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.
Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до кол-ва учеников и обратно до 1.
«Белочка и грибы»
Цель: закрепление знаний о составе числа.
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».
«Строим дом»
Цель: формирование умения распознавать геометрические фигуры, формирование пространственных представлений детей.
Мы построили просторный
Четырехэтажный дом,
И для всех своих игрушек
Место в доме мы найдем.
В доме окна есть и двери,
Крыша крашеная есть…
Здесь поселятся игрушки.
Хорошо им будет здесь!
(А. Бродский)
После прочтения стихотворения учитель говорит:
Сегодня будем строить дом
На радость новоселам,
Чтоб каждый становился в нем
Счастливым и веселым!
После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?
«Знают все свои места!»
Цель: закрепление знаний ряда чисел от 1 до 10.
Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!»
За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.
После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.
«Концовка»
Цель: развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Содержание игры а) Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы). Например: «Если сосна выше березы, то береза... (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы... (тоньше ствола дуба)».
б) Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова«толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок... (круглый), Буратино... (тонкий), дядя Степа... (высокий),мяч ... (круглый), соломинка ... (тонкая)».
«Составим разноцветный поясок»
Цель. Формирование пространственных представлений детей и навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
Оборудование. Набор фигур у каждого ученика: 2 красных круга, 2 желтых и 2 зеленых треугольника, 2 красных и 2 синих квадрата.
Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя на чистый лист бумаги выкладывают круги, квадраты, треугольники, образуя из них разноцветный поясок: посередине — красный круг, справа от него — зеленый треугольник, слева — желтый, справа отзеленого треугольника — синий квадрат, слева от желтого треугольника — красный круг и т. д. В результате получается разноцветный поясок.
«Найди спрятанную карточку с цифрой»
Цель: Формирование у детей пространственных представлений.
Оборудование. Карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель вызывает двух детей к доске. Один из них поворачивается лицом к доске, другой на одном из столов в классе прячет карточку с цифрой так, чтобы уголок ее был виден. Стоящему у доски предлагается повернуться лицом к классу и угадать, где находится спрятанная карточка.
Учитель помогает ученику, который отгадывает цифру, указываянаправление движения: идти вперед, повернуть налево, затем направо, обойти вокруг стола и т. д.
Остальные дети класса тоже играют: показывают зеленый круг,если ученик движется правильно, и красный круг, если неправильно. Затем учитель вызывает другого ученика. Игра повторяется. Победителем оказывается тот, кто правильно будет двигаться в указанном направлении.
«Фигуры высшего пилотажа»
Цель: Закрепление понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо».
Оборудование. Рисунок самолета.
Содержание игры. Учитель рассказывает, что во времяпраздничных парадов летчики выполняют на самолетах разныефигуры высшего пилотажа: самолет то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; несколько самолетов образуют звезду или делают петли и т. д.
Учитель выступает в роли летчика. Его самолет (рисунок) выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а летчики-ученики определяют изменение маршрута и по сигналу учителя (взмаху руки) хором указывают его, употребляя слова «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо» (по отношению к детям).
«Сколько»
Цель: развитие внимания по средствам математического счета.
Содержание игры. Дети кладут головы на парты и закрывают глаза.
Учитель спрашивает, сколько в классе окон, сколько дверей, стен и т. д.
На вопросы отвечают несколько учеников. Класс контролирует. Затем дети кладут на парту столько колечек или палочек, сколько в классе окон, дверей, стен и т. д.
«Угадай-ка»
Цель. Закрепление счёта в прямом и обратном порядке.
Содержание игры: Вызванному к доске ученику завязываем глаза. Он берет с наборного полотна цифру. Остальным предлагаю такие задания: счет от данного числа в прямом направлении, счет в обратном, счет через 1, 2 от заданного числа, не называя этого числа, назвать числа большие, меньшие того числа, которое в руке ученика. Отвечающий у доски должен отгадать число.
«Каких чисел недостает?»
Цель. Закрепление знания последовательности натурального ряда.
Содержание игры. Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель: «Три, семь».
Ученики: «Четыре, пять, шесть».
Учитель: «Одиннадцать, пятнадцать».
Ученики: «Двенадцать, тринадцать, четырнадцать.
Игра «Чёт-нечет».
Цель. Закрепление понятий чётные и нечётные числа.
Содержание игры. Учитель предлагает хором считать до 10 (20), но так, чтобы четные числа произносить тихо, а нечетные — громко. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Вариант игры. Учитель предлагает учащимся одного ряда составить предложения, в которых были бы числительные. Например: «Я встаю в семь часов утра». Учащиеся второго ряда называют это числительное и отвечают, четное или нечетное число оно обозначает.
«Расти, расти, лесок!»
Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Содержание игры. Учитель предъявляет учащимся примеры устно или на карточках. Ученики решают их. Кто нашел правильный ответ, встает. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока еще лесок реденький; расти, расти, лесок!»
Когда все ученики решат примеры, то учитель говорит: «Вырос густой лес».
«Каждой игрушке - свое место».
Цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания чисел.
Оборудование. Рисунки игрушек.
Содержание игры. Учитель размещает на магнитной доске рисунки игрушек в 2 ряда, в центре полочку с номерами. Место каждой игрушки дети узнают, решив пример, записанный под игрушкой, и поставят ее на свое место на полочке.
«Угадай-ка (II вариант)».
Цель. Воспроизведение состава чисел в пределах 10 по памяти.
Содержание игры. Учитель говорит: «Я задумал 2 числа и сложил их. У меня получилось 5. Какие числа я сложил?».
«Найди себе пару».
Цель. Составление цепочки взаимосвязанных примеров. Обобщение и систематизирование знаний учащихся.
Содержание игры. Учитель раздает детям цифры 0, 1_, 2, 3, ..., 8. Затем вызывает к доске одного из них, например, с цифрой 1,другого с такой цифрой, чтобы в сумме получить число 9. Следовательно, к доске выходит ученик с цифрой 8. Класс хором составляет пример на сложение: 1+8 = 9. Затем ученики, стоящие у доски с цифрами, меняются местами. Класс составляет второйпример на сложение и 2 примера на состав. Выходит следующая пара, например, с цифрами 2 и 7. Так же составляются примеры: 2 — На сложение и 2 — на состав. И т. д.
«Стук-стук»
Цель. Закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.
Оборудование. На доске изображена таблица с двумя разрядами:
Десятки
«Единицы»
Цель: развития внимания по средствам счета
Содержание игры. Учитель молча стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточках с цифрами.
Игры для 2 класса
«Назови соседей числа»
Цель: формирование навыков счета чисел первой сотни в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
«Живая математика»
Цель: развитие внимания и навыков счета
У учащихся на груди таблички с цифрами (ответами к примерам). Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ. В случае двузначного ответа должны встать два ученика.
«Математическая эстафета»
Цель: обучение навыкам быстрого счёта.
Содержание игры. Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры. Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры
« Молчанка»
Цель: Закрепление навыков устного счёта.
Содержание игры. На доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.
«Математическая тучка»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Содержание игры. На экране изображение тучки и капельки с числом.
Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.
«Освободи птичку»
Цель: Обобщение знаний чисел от 21 до 100.
Содержание игры. Птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю, но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной стороны читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в которых 2 дес., и 6 ед., и.т.п). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.
«Сбежавшие числа»
Цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
Оборудование. Таблички числами.
Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
«Мальчики – Девочки»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Содержание игры. По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами.
Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те, кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.
«Веселое путешествие»
Цель: формирование навыков быстрого счета в команде.
Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.
Взяв последнюю карточку и назвав ответ, ученик переворачивает карточку и читает: “Весёлое путешествие окончено”. Он поднимает руку - его команда выполнила задание.
При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.
«По сугробам!»
Цель: развитие навыков быстрого счета.
Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из других учеников, сидящих в классе. Варианты: можно играть двумя командами; при подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.
«У кого больше примеров?»
Цель: развитие навыков табличного умножения.
Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами: 35, 48, 81, и т.д. Примеры составляются в тетрадях. Проверка осуществляется следующим образом: один из учеников читает примеры с ответами 35, остальные подчёркивают у себя пример с этим ответом, читают другие примеры и т.д. Выигрывает тот, кто составит больше примеров. В игре можно использовать сказочных героев.
«Не скажу!»
Цель: формирование навыков счета, деления.
Учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые, например делятся на 2, они говорят “Не скажу!”
В игре происходит целенаправленное формирование механизма произвольного переключения внимания.
«Кто скорее, кто вернее?!»
Цель: формирование навыков счета табличного умножения
Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.
За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.
«Таблица для соседа»
Цель: развитие навыков счета таблицы умножения.
(работа в паре)
Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу. После решения примеров проверяются записанные результаты.
Примеры готовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее и допустил меньше ошибок.
«Делится-не делится?»
Цель: развитие навыков счета
Учитель называет различные числа, а ученики поднимаются руку или хлопают в ладоши, если число делится, например на 3 (или другое) без остатка.
«Какой ряд первый?»
Цель: формирование навыков счета в команде
Каждому ряду выдается одинаковое количество карточек с примерами. Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.
«У кого фигур больше?»
Цель: развитие навыков счета
У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).
Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.
Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.
«Коллективный счет».
Цель: развитие навыков счета
Описание: класс делится на две команды (по количеству рядов в классе).
На первые парты учитель кладет полоску бумаги с записанным на ней числом, например, 5. Дает задание – прибавить 10. По сигналу каждый ученик, сидящий за первым столом, быстро считает, записывает только ответ и передает полоску сидящему за ним. Последний в ряду, записав ответ, называет его, поднимает полоску. Побеждает ряд, который закончит счет раньше и не допустит ошибки.
Игра «Волшебный круг».
Цель: закрепление знания таблицы умножения и деления на 3.
Описание: до начала игры необходимо изготовить карточку, то есть вырезать из картона круг диаметром 8 см, обклеить его с двух сторон белой бумагой и разделить на 8 одинаковых секторов, оставив в середине круг диаметром 3 см. С одной стороны этого пособия записана таблица умножения на 3, а с другой - таблица деления на 3. Дети работают с такой карточкой в паре или самостоятельно. По ней учитель может быстро проверить знания таблицы умножения у любого ученика.
«Сложить и вычесть».
Цель: развитие навыков счета
У учителя в руках картонный кружок. С одной стороны он красного цвета, с другой - синего. На обеих сторонах написано число 5.
Учитель предупреждает ребят, что когда он покажет кружок красной стороной и назовет число 4, все должны прибавить это число к 5 и хором произнести ответ - 9.
Если же он покажет кружок синей стороной, то число 4 надо отнять от 5 и хором произнести ответ - 1.
Кружок надо показывать быстро, то одной, то другой стороной (иногда 2-3 раза подряд одной и той же стороной) и числа называть разные. Тому, кто ошибается, засчитывается штрафное очко. Желательно иметь несколько кружков с разными числами.
Игры для 3 класса
«Кто скорее, кто вернее?»
Цель: развитие навыков счета
Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.
За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.
«Составь круговые примеры»
Цель: формирование умения составлять примеры, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Содержание игры. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи: 7*5=35 35+5=40 40/8=5 .Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.
Математическая рыбалка.
Цель: Формирование и закрепление навыков устного счета.
Оборудование. Рыбки и рыбак
Содержание. Играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно - поймал рыбку. Кто больше наловит.
Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.
«Математический футбол»
Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.
Оборудование. Картинки ворот, мячей с примерами.
Содержание. На доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.
«Эстафета»
Цель: повторение и закрепление табличного умножения
Ведущий. Дети, сегодня повторим таблицу умножения на 3.
Во время эстафетного бега будем передавать палочку через каждые 3 метра. Приготовились! Марш!
Учащиеся передают друг другу палочку, называя числа: три, шесть, девять, двенадцать и так далее, то есть последовательно воспроизводят таблицу числа 3.Второй, третий ряды, еще раз пробегая дистанцию, считают тройками. Таким образом можно повторить таблицу умножения по всем числам.
«Почтальон»
Цель: закрепление приемов умножения и деления (табличные случаи). Оборудование: Рисунки домиков, карточки с примерами.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер дома, квартиры, куда отправлено письмо.
«Не скажу»
Цель: формирование механизмов переключения внимания по средствам математического счета
Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !". Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д.
«Делится – не делится»
Цель: формирование навыков табличного умножения
Учитель называет различные числа, а ученики хлопают в ладоши, если число делится, например, на (4,5) без остатка. Или другой вариант: ученики хлопают, когда пример получается с остатком (т.е. получается не целое число).
«Незнайка в гостях»
Цель: закрепление умения вести счет предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
У. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем.
«Сколько?»
Цель: развитие мышления по средствам счета табличного умножения
Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы:
-Сколько хвостов у семи ослов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько пальчиков у одного мальчика?
-Сколько ушей у пяти малышей?
-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.
«Больше. Меньше. Равно»
Цель: формирование навыков сложения и умножения, случаев умножения и деления с нулем.
К доске выходят по 2 ученика, предлагается вытащить из конверта по одной карточке и решить пример. Тот, у кого в ответе получится большее число, забирает обе карточки себе. Так дети играют, пока не закончатся карточки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество карточек за игру.
«Найди пары»
Цель: формирование навыков счета
Детям предлагается по 8 карточек с примерами. Они должны найти среди них пары (т.е примеры с одинаковыми ответами). Выигрывает тот, у кого больше пар
«Домино с примерами»
Цель: развитие навыков быстрого счета
На доске вывешивается одна карточка (первоначальная) с примером, каждому ученику выдается по 3 карточки с примером. Ученик должен прикрепить свою карточку в нужное место, аналогично игре домино. Выигрывает тот, у кого карточки быстрее закончатся
«Составь квадрат»
Цель: развитие логического и пространственного мышления при помощи составления геометрических фигур из составных частей.
Детям выдаются наборы фигур, из которых они должны составить квадрат. 1 варианту дается один набор, второму другой. Выигрывает тот, кто быстрее сложит из своих фигур квадрат.
«Столбик»
Цель: развитие способности сложения с тысячными
Все числа закрываются бумагой. Открывайте «столбик» число за число, и пусть ваш товарищ быстро суммирует их устно и в конце назовет ваш ответ. Верно ли считал ваш товарищ? Обычно многие ошибаются и называют ответ 5000, а на самом деле получается 4100
«Как я узнаю»
Цель: развитие знаний о порядке действий, развитие логического мышления
Номер дома умножьте на 4, к результату прибавьте 7, полученное число умножьте на 25, прибавьте к полученному произведению свой возраст (целое число лет) и число 125. Скажите, какое число у вас получилось, и я назову вам номер дома, в котором вы живете и сколько вам лет. Как я это узна., догадались?
«Кто больше?»
Цель: развитие навыков счета
Учитель на доске пишет три числа, например: 10. 5. 2.
Каждый ученик получает по листу бумаги. Учитель дает задание составить задание на любые арифметические действия с этими числами. Кто быстрее, больше и правильнее составит примеров- тот и выиграл. Проверку можно произвести так: один ученик читает все свои примеры, остальные подчеркивают, если такой пример имеется у них. У кого окажется пример, которого ни у кого нет, того можно поощрить.
«Кто больше составит чисел?»
Цель: формирование понятия цифр и чисел, составление чисел из цифр
Учащимся предлагаются две цифры, например 4 и 7. Затем дается задание: какие числа и сколько можно составить из этих цифр? Обращается внимание на значение цифры в числе, на изменение величины числа в зависимости от места цифры в числе. Тот кто составит все возможные варианты чисел-выигрывает.
«Светофор»
Цель: формирование навыков счета.
Перед началом игры учитель проводит беседу о поведении пешеходов при переходе улицы, заостряет внимание на желтом, красном и зеленом цвете светофора.. в игре светофор все ребята-пешеходы. Когда зажжется желтый свет- надо быть внимательнее и решать пример. Зеленый цвет показывает, что пример решен верно и можно проходить к решению следующего примера. Красный свет показывает, что пример решен неверно, идти дальше нельзя, а нужно снова решать. Игра начинается. Светофор показывает желтый свет. Учитель предъявляет карточку с примером. Ученики решают и дают ответ либо устно, либо поднимают карточки с верным ответом. Если ответ дан правильно-загорается зеленый свет и т.д
«Составь слово»
Игры для 4 класса
«С листками календаря»
Цель: формирование навыков счета в пределах тысячных
Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.
Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).
«Занумеруем дни недели»
Цель: формирование навыков выполнения действий над числами
Содержание: воскресенье-первый день, понедельник - второй и т.д. задумайте любой день недели, умножьте его номер на 2, добавьте к произведению 5, умножьте сумму на 5, допишите к найденному числа дело ноль и назовите результат.
Ведущий от названного результата отнимает 250. Эта разница всегда выражает круглые сотни. Цифра сотен дает номер задуманного дня.
«Делители»
Цель: формирования навыков деления
Содержание: класс делится на три группы: «делители» 2, 3 и 5. Учитель называет какое-нибудь число и предлагает поднять руки ученикам той группы «делителей», на которые делится не только на один из делителей 2, 3 и 5, но и на два из них или на все одновременно 30, 16, 25, 105, 310 и т.д.
«Математические фокусы»
Цель: отработка и проверка навыка счета.
Содержание: 1.Учитель просит кого-нибудь загадать любое число, затем отнять от него 1, результат умножить на 2 , из произведения вычесть задуманное число и сообщить вам результат. Прибавив к нему число 2, вы отгадаете задуманное. 2.Умножьте число вашего рождения на 2, прибавьте 5, умножьте на 50 и прибавьте порядковый номер месяца . От того числа, что получилось отнимите 250 и получите день рождения и месяц. 3. Кто-то задумал число. Вы просите умножить его на 2, затем прибавить к произведению 12 , сумму разделить пополам и вычесть из нее задуманное число. Какое бы число ни было задумано, результат всегда будет равен 6.
«Новогодняя елочка»
Цель: отработка и проверка навыка счета.
Оборудование. Елочка, картинки Деда Мороза и Снегурочки, елочные игрушки.
Содержание. Ученик Снегурочке помогает наряжать елку, если правильно решает пример, записанный на обратной стороне игрушки.
«Счётная машина»
Цель: нахождение ошибок в примерах
«Дикобраз в подарок сыну
Сделал счётную машину.
К сожалению она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами
Быстро всё исправьте сами»
Ученики стараются быстро и правильно исправить ошибки в данных примерах.
«Магазин»
Цель: формирование навыков счета
Содержание: на полках выставлены различные предметы: книжки, ручки, карандаши. Вместо таблички с ценой записан пример на карточке.
Цены станут известны тогда, когда дети-покупатели «покупая» игрушку, решат записанный пример.
«Мертвая петля»
Цель: формирование навыков счета табличного умножения и деления в пределах тысячных.
Изготавливаем дидактические карточки, которые по форме напоминают самолет.
На обратной стороне - примеры типа:
6300:7 7200:8
540:9 6300:9
240:3 5600:8 и других видов, изучаемых в 4 классе
Самолеты разделены на две эскадрильи, ученики тоже организовывают две команды. Побеждает та, что первой выполнит «боевую задачу»: решить примеры - сделать «мертвую петлю» - и вернуться на «аэродром».
«Детский сад» (игра в парах)
Цель: развитие навыков табличного умножения
В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)
Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).
«Корабль стартует в космос»
Цель: формирование навыков счета
Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.
Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.
Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.
«Занимательные квадраты»
Цель: формирование навыков счета
Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.
Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.
135 | 120 | 195 |
165 |
«Узнай, что здесь написано»
Цель: развитие навыков счета
Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
с о и ч г л у т ф а р
Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.
72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…
96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …
17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…
96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…
54:27 =… 40 – 29 =... 80:8 =…
«Чудесный мешочек»
Цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: В мешочек из непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"
Список использованных источников
- Книги
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка [Текст]/ Ф. Ф. Нагибин
-Москва: Просвещение, 1988.-160 с.
Чилингринова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 1993-191с.
Моро М.И., Вапняр Н.Ф. Карточки с математическими заданиями и играми для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 1988-127с.
- Электронный ресурс удаленного доступа (INTERNET)
Баранова, Е.М. Сборник дидактических игр [Электронный ресурс]: методическая разработка по математике(1-4 класс). Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/09/12/sbornik-didakticheskikh-igr-1-4-klassy
Мусина, С.И. Сборник дидактических игр по математике [Электронный ресурс]: Методическая разработка учителя начальных классов. Режим доступа:https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_matiematiki_dlia_1_4_klassov
Табакарь, Е.И. Дидактические игры на уроках математики [Электронный ресурс]: методическая разработка учителя начальных классов. Режим доступа:
https://eitabakarbronschool2.edumsko.ru/folders/post/didakticheskie_igry_na_urokah_matematiki_dlya_1_4_klassov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"
В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по математике для учащихся начальных классов....
Дидактические игры на уроках в начальной школе
Приведены в пример некоторые игры с уроков....
Реализация технологии деятельностного метода и система дидактических принципов на уроках в начальной школе.
Технология деятельностного метода, типология уроков деятельностной направленности, типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы....
Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.
В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...
Статья по теме: "Комплекс упражнений, применяемых на уроках в начальной школе для повышения и концентрации внимания"
Данный комплекс упражнений может применяться на уроках в начальной школе....
Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе
Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»
Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...