Доклад на тему: «Развитие ребенка посредством танцевально - ритмической гимнастики и танца».
статья (3 класс)
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" (психическое, физическое, нравственное).
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниями.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Решением этой проблемы является использование нетрадиционных средств, одним из которых является – танцевально - ритмическая гимнастика, танец.
Танцевально - ритмическая гимнастика является популярной в дошкольных учреждениях, ее истоки берут свое начало в глубокой древности
– античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента
– гимнастика и ритмический танец.
В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rebyonka.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Развитие ребенка посредством танцевально - ритмической гимнастики и танца».
Составитель: учитель
Мирошниченко Ирина Владимировна
Магнитогорск 2021г
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" (психическое, физическое, нравственное).
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниями.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Решением этой проблемы является использование нетрадиционных средств, одним из которых является – танцевально - ритмическая гимнастика, танец.
Танцевально - ритмическая гимнастика является популярной в дошкольных учреждениях, ее истоки берут свое начало в глубокой древности
– античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента
– гимнастика и ритмический танец.
В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях.
Цель: укрепление здоровья детей, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Задачи:
- оптимизация роста и развитие опорно-двигательные аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, а также коррекции зрения;
- совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, память, мышление, умению согласовывать движения с музыкой;
- оказание благотворного влияния музыки на психоматическую сферу ребенка;
- формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- содействовать воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
Использование танцевально-игровой гимнастики в работе с детьми возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов.
Принцип научности предполагает построение занятий с использованием танцевально-ритмической гимнастики с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития.
Принцип постепенности обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузки и отдыха. «От неизвестного к известному», «от простого к сложному».
Принцип индивидуальности предполагает использование индивидуального подхода к детям разной двигательной подготовленности и физического развития.
Принцип доступности. Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
Принцип учета возрастного развития движений. Этот принцип предусматривает развитие основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), его двигательных навыков.
Принцип чередования нагрузки или принцип рассеянной физической нагрузки важен для предупреждения утомления у детей. Он предусматривает, чтобы 4 работа одних мышц, осуществляющих движение, сменялась работой других мышц, тем самым обеспечивалось бы чередование нагрузки и отдыха.
Принцип наглядности обязывает строить процессы занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительный, звуковой, двигательной.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Танцевально-игровая гимнастика направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей, она включает: игроритмика, игрогимнастика, игротанец, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкальноподвижные игры, музыкально-творческие игры и специальные задания.
Игроритмика является основной для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В нее входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В нее входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у детей танцевальных движений. Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма, они используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающихся. Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения.
В настоящее время танец обогащается за счет новых танцевальных стилей: джаз, техно, хип-хоп и других. Осваивая танец, дети не только разучивают движения, но и создают художественный образ.
Танцевально-ритмическая гимнастика (аэробика) – это образнотанцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы различных упражнений, различные по темпу и интенсивности, идет работа всех мышц и суставов. Каждый комплекс ведет к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического 5 расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Ритмическую гимнастику (аэробику) выполняют под музыку, сочетая с ней движения всех частей тела.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмическая музыка. Под ее влиянием активируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств. Физические упражнения под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений дают возможность ребенку покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции.
Пальчиковая гимнастика музыкальная служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Музыкально-подвижные игры являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образны (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь.
Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативе.
Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных, пластических движений и сменой выразительных положений.
Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей, поэтому его нужно использовать широко, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Таким образом, музыка, ритмика, танец имеют большое оздоровительное значение и могут широко использоваться в работе с дошкольниками. Поэтому танцевально-игровую гимнастику можно отнести к одному из видов современных здоровьесберегающих технологий – арттерапия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
Доклад на тему: «Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого реб...
Конспект урока по ВД (Ритмика) на тему "Танцевально - ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения)"
Конспект урока по ВД (Ритмика) на тему "Танцевально - ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения)"...
Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и прие...
Развитие ребенка посредством ИКТ
Развитие ребенка посредством ИКТ....
Методическая разработка на тему "Развитие детей посредством художественного творчества"
Непрогредиентные формы умственной отсталости характеризуются положительной динамикой с крайне замедленным развитием психических функций. Развитие высших форм познавательной деятельности при этом наибо...
Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...