Презентация: «Фонетическая работа в 1 классе на основе анализа учебников»
методическая разработка (1 класс)
Фонетика – учение о звуках и звуковой системе языка – в школе изучается на пропедевтическом уровне в начальных классах. Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы.
Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих). Поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе.
Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма.
Анализ потенциального пространства современных учебников для начальной школы показал, что специальная система занятий по формированию и совершенствованию умений слушания отсутствует, упражнения для развития слушания не представлены. Основная работа ведется над развитием текстовых умений, связанных с письменным текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskaya_rabota.pptx | 668.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонетика – учение о звуках и звуковой системе языка – в школе изучается на пропедевтическом уровне в начальных классах. Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих). Поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе. Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма.
Роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью велика: а ) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте ; б ) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм); в ) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов ; г ) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.; д ) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.
Перечень фонетико-графических умений Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений: - умениями распознавать звук и букву, - звуки гласные и согласные, - согласные парные по звонкости и глухости , -непарные звонкие, непарные глухие , -согласные парные по мягкости и твердости, - всегда твердые и всегда мягкие, - умениями делить слова на слоги, - находить и выделять ударный слог, - с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме, - пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.
Обучение грамоте - стартовый этап обучения ребёнка в школе и формирования фонетических представлений Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове . Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели . Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных , согласных твёрдых и мягких , звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица . Деление слов на слоги. Определение места ударения . Смыслоразличительная роль ударения . Результаты : первоклассник имеет возможность научиться наблюдать над образованием звуков речи ; устанавливать число и последовательность звуков в слове; сопоставлять слова , различающиеся одним или несколькими звуками ; составлять звуковые модели слов ; подбирать слова к определенной модели ; различать гласные и согласные звуки ; ударные и безударные гласные звуки; мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки и др .
Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения: сом - сок, вол - вал, май - дай, будка - булка, лодка - ложка и т. п. Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте. Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т. е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным.
Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие - на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы: Гласные после твердых согласных: Гласные после мягких согласных: а , о, у, э, ы я, ё, ю, е, и
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют условия : Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например , в слове Нина в первом слоге звук н - мягкий, во втором слоге звук н - твердый. Учащиеся должны знать, что н и н' - разные звуки. Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый). 2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове - мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной . 3 . Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге - мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз - вез, выл - вил, рад - ряд и т. д.
Основные трудности в изучении фонетики заключаются в следующем: - основная трудность в том, что учащиеся смешивают звуки и буквы. Эффективными являются упражнения в определении звукового состава слова, например: «произнесите звуки в данном слове (на слух), запишите произнесенное слово, какими буквами обозначены указанные звуки». Подобные упражнения должны выполняться систематически, пока не выработается навык; - затруднение в выявлении двойной роли букв « е,ё,ю,я »; -в делении слова на слоги; - графические обозначения некоторых букв при фонетической транскрипции; - в диалектических произношениях.
Сравнительная таблица программ Школа России. Изучаются с 1 класса в разделе «Фонетика и графика. Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям ( в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка») Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие; звонкие/глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике, соотносить звук ( выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твёрдых/мягких; звонких/глухих согласных. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв( количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать выбирать необходимый звук из ряда предложенных. Давать его качественную характеристику. Выпускник научится: различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться: • проводить фонетико-графический ( звуко -буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического ( звуко -буквенного) разбора слов. Фонетика и орфоэпия. Гласный согласный ударный безударный гласный звук Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Слог Ударение Фонетический анализ слова. непроизносимый согласный алфавит
Сравнительная таблица программ Перспектива Звуки и буквы изучаются в разделе Фонетика и орфоэпия. Обучающиеся изучают: Различение гласных и согласных звуков . Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков . Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги . Ударение , произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Ученик получит возможность научиться: • наблюдать над образованием звуков речи; • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике); • различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я, ь; • находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова; • писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания; • пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. Фонетика и орфоэпия. Гласный согласный ударный безударный гласный звук Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Слог Ударение Фонетический анализ слова. непроизносимый согласный алфавит Т.е термины повторятся
Сравнительная таблица программ Перспектива Т. Е. темы в сравнении со «Школой России» повторяются. Повторяются и увеличивается количество умений раздела: • различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; • устанавливать последовательность звуков в слове и их число; • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; • различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц] непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; • обозначать ударение в слове; • правильно называть буквы в алфавитном порядке; • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; • переносить слова по слогам на письме; • раздельно писать слова в предложении; • верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах; • употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; • верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); • без ошибок списывать текст с доски и учебника; • писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов; • самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему.
Сравнительная таблица программ Перспектива Ученик получит возможность научиться: • наблюдать над образованием звуков речи; • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике); • различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я, ь; • находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова; • писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания; • пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. Фонетика и орфоэпия. Гласный согласный ударный безударный гласный звук Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Слог Ударение Фонетический анализ слова. непроизносимый согласный алфавит Т.е термины повторятся
Школа 2100 Раздел «Слово» Слово рассматривается с четырёх точек зрения: 1) звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово- употребления. В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова). Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования. Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений Сравнительная таблица программ
В современном начальном образовании важную роль играет период обучения грамоте, так как именно в этот период у детей формируется представление об устной речи, они воспринимают большинство информации на слух, много работают с устными упражнениями. На доступном учебном материале, который, как правило, воспринимается на слух, дети учатся: понимать содержание и главную мысль произведения; понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию. Работа ведется по опорным словам и схемам, ученики дополняют предложения, составляют рассказы по картинкам героев. Анализ потенциального пространства современных учебников для начальной школы показал, что специальная система занятий по формированию и совершенствованию умений слушания отсутствует, упражнения для развития слушания не представлены. Основная работа ведется над развитием текстовых умений, связанных с письменным текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для учащихся 3 класса "Wh-guestions" к учебнику "Enjoy English"
Данная презентация позволяет отработать чтение буквосочения WH в вопросительных словах....
Презентация для учащихся 3 класса "One- Many" к учебнику "Enjoy English"
Данная презентация позволяет повторить и обобщить материал по теме "Образование множественного числа имен существительных"...
Презентация. Словарная работа. 3 класс. ОС "Школа 2100"
Словарная работа (русский язык). 3 класс. ОС "Школа 2100"...
Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"
Презентация к мастер-классу "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...
Презентация: «Особенности обучения письму первоклассников ( на основе анализа прописей)»
hellip; Ребенок очень многое вкладываетв свой почеркЭто нечто, что он отдает с любовьюродителям или учителямКакой-либо изъян в буквах или в почеркев целом следует рассматриватькак сигнал тревоги...
Презентация: «Лексические упражнения в 1 классе на основе анализа учебников»
В современном мире успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в новой для них си...
Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»
В этой статье вы найдете материал о комплектах, выпущенных издательствами для преподавания курса ОРКСиЭ в 4 и 5 классах. а так же моё личное мнение о двух учебниках, предназначенных для изучения...