Методическая разработка технологической карты урока по теме: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
методическая разработка (1, 2 класс)

Мурейко Ксения Александровна

- научить  детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;

- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать  звуки  [л], [л’] буквой л.

- формировать умение читать слова с изученными буквами.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка технологической карты урока по теме: «Согласные звуки  [л], [л’]. Буквы Л, л.»

Технологическая карта по обучению грамоте 1 класс.

Тема: «Согласные звуки  [л], [л’]. Буквы Л, л.»

Цели:

Образовательные:

- научить  детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;

- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать  звуки  [л], [л’] буквой л.

- формировать умение читать слова с изученными буквами.      

Воспитывающие:

- воспитывать любовь и интерес к миру животных;

- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям  друг друга;

- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;

Развивающие:

- развивать читательский интерес;

- развивать познавательный интерес и активность учащихся;

- развивать устную речь и фонематический слух;

- развивать  мышление, память, внимание.

  Задачи:

- формировать умение давать характеристику  звукам;

-  устанавливать  количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;

-  выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;

-  записывать слова с изученными печатными буквами;

-  читать прямые и обратные слоги;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация.

2.Актуализация знаний.

3. Подведение к теме.  Постановка учебной проблемы.

Ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если  весь урок будете  внимательными и активными!

Сейчас я расскажу вам одну историю. А потом задам вам вопрос.

Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды  с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны.  А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения.

Кто из вас знает. Как звали эту девочку?

Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в  страну чудес.

Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова?

Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков.

Молодцы!

- А сейчас мы будем отгадывать загадки.

Работа с загадками.  Выделение звуков [л], [л’]   из слов – отгадок.

Учитель читает загадки.

1.Он из леса вышел снова:

Не олень, и не корова.

Тяжелы рога по весу.

Ходит важно он по лесу.

Там хозяин он! Не гость!

Ну, конечно, это – лось.

Картинка – лось.

2.У меня большая грива,

 сильные   копытца.

Прокачу того игриво,

кто не        побоится.

Моя шёрстка гладка.

Кто же я? (лошадка)

Картинка – лошадь.

Произнесём хором слова – лось, лошадь.

- Что общего в этих словах?

- Какой звук стоит  в начале этих слов?

1. Рыжая плутовка

    Хитрая да ловкая.

    Хвост пушистый – ох, краса!

    А зовут её – лиса.

Картинка – лиса.

2. Убегайте поскорей!
   Ходит, рыщет царь зверей! 

    Очень грозный и отважный,

    Гривой он мохнатой машет.

    И рычит, как на распев –

    Это храбрый, сильный – лев.

Картинка – лев.

Произнесём хором слова – лиса, лев.

- Что общего в этих словах?

- Какой звук стоит  в начале этих слов?

А кто знает,  какой буквой мы обозначаем  звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем?  Как  называется эта буква?

Я вам открою секрет. Она называется -  буква эль.

- А сейчас скажите мне, как вы думаете?  Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема  урока:  Звуки [л], [л’], буквы Л, л.  

Сегодня на уроке:

Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.

Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать  эти звуки.  

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Научиться читать слоги и слова с этими буквами.

Что мы для этого будем делать?

Составляем план работы на уроке.

    1. Составим характеристику звуков.

    2. Будем работать со схемами слов.

    3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами.

    4. Будем читать слоги.

    5. Будем читать слова и предложения.

    Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.

 -Ребята.  А для чего мы всё это будем делать?

Дети слушают.

Дети отвечают: Золушка, Дюймовочка, Алиса и другие варианты.

Дети отвечают.

Дети называют слова – отгадки.

Лось

Лошадь

Дети отвечают.

Лиса

Лев

Дети высказывают свои мнения.

Дети пытаются сформулировать тему урока.

Дети видят знаки – символы и сами могут называть этапы урока.

Дети отвечают.

Личностные:

Формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

 

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.

Познавательные:

Формирование умения  использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.

Формирование умения  планировать  предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).

Личностные:

Формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Работа по теме урока.

5. Физминутка.

6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.

7. Итог урока.

  1. Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки  [л], [л’]  можно обозначить буквой – эль. Посмотрите,  как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Это письменные буквы. А  звуки обозначаются вот так.

Показ на доске.

  1. Характеристика звуков.  Мы сказали, что в словах лось и лошадь первый звук - ?

Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л].  

         Какой он?

         Гласный или согласный?

         Мягкий или твёрдый?

         Звонкий или глухой?

         (схема на доске)

В словах лиса и лев первый звук - ?  

Теперь давайте дадим характеристику  звуку [л ].

Какой он? (схема на доске)

Чем отличаются эти звуки?  

Чем они похожи?

    3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа.

     ЛОСИ

ЛЕВ

ЛИСА

КОЛЬЦО
ЗОЛУШКА

ЛИСТ

   4. Работа в парах. –  Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (составляют на парте и  на доске), лоси (составляют на парте и на доске).  

Сравнить по образцу и оценить свою работу.

Знак + : всё без ошибок

Знак -  : есть ошибки

Схемы  остаются перед глазами.

Скажите, а что нужно, чтобы записать эти слова?  

5.Работа в тетрадях для печатания.

Будем печатными буквами писать слово – лиса. 

Какой первый звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим?

Какой второй звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? и т. д.

А теперь самостоятельно запишите слово – лоси.  

               

Учитель проводит музыкальную физминутку.

6.А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.

Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса.  

Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол  (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать.

Имя Алиса начинается с буквы А.

А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писать?  Почему? А зачем ещё нужна заглавная буква Л? Что ещё мы будем писать с заглавной буквы?

             

  1. Чтение слогов.

В каком слоге звук [л ] мягкий? Почему?

  1. Чтение  предложений.

Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Почему вы решили, что это предложения?

Беседа про животных.  А у вас, какие есть животные? Животных нужно любить. Не только домашних, но и диких.

Я сейчас прочитаю текст. Вы должны узнать, из какой сказки этот отрывок?

Эта сказка называется «Тараканище».  А написал её К. И. Чуковский  (показать книгу). Эта сказка про животных. Кто её читал?

Что обозначают слова?

щеголиха – яркая, модная, любит щеголять нарядами

лихо – живо, быстро

кубарем - кувырком

Буква л.

 Давайте ещё раз прочитаем текст  и потом вы должны будете назвать слова с буквой л.

В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему?

 В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ] ?  Назовите эти слова. Почему?

 

- Что мы делали сегодня на уроке?

Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки   [л]  и [л’].  одинаковые или  разные? А какой буквой их можно обозначить?

 

Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.

Один мягкий, другой – твёрдый.

Они согласные, они звонкие.

Дети отвечают по алгоритму.

Работа в парах.

Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают  и оценивают свою работу. Показывают знаки + и -.

Нужны буквы.

Схемы не убирают. Открывают тетради.

Дети пишут слово – лиса. Делят слово на слоги. Ставят ударение.

Самостоятельно

пишут слово лоси.

Проверяют друг друга.

Взаимопроверка:  ( знаки + или - )             

Один ученик на интерактивной доске составляет слово – Алиса.

Дети отвечают на вопросы.

Читают хором.

Читают индивидуально.

Дети называют правила.

Беседа.

Ответы детей.

Высказывают своё мнение.

Чтение текста хорошо читающими учениками.

Называют все слова.

Называют слова с твёрдым звуком.

Называют слова с мягким звуком.

Дети отвечают на вопрос и делают вывод.

Познавательные: 

Формирование умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций и текстов.

Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать  друг друга и вступать в диалог.

Регулятивные:

Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций и текстов.

Регулятивные:

Формирование умения оценивать действия  других с  целью обнаружения отклонений и отличий.

Коммуникативные: Формирование умения  оформлять   свои мысли в устной форме.

 

Коммуникативные: Формирование умения  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.

Познавательные:

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Формирование  умения  делать выводы.

8. Рефлексия.

-Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?

Если на уроке вам было интересно,  всё понятно, то покажите знак +

Если вам было  неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак  -

Дети отвечают на вопросы и показывают знаки.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;  умение оценивать процессы и результаты своей  деятельности.

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Бантова Н.А., Бельтюкова Г.В. "Методика преподавания русского языка в начальных классах", Москва, 1984 г.

Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3

Эк В. В. "Обучение русскому языку учащихся младших классов вспомогательной школы", Москва, 1990 г.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Конспект урока русского яыка для обучающихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида http://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/29905-konspekt-uroka-vremennye-predstavleniya-1-klass.html

Материалы для учителей https://infourok.ru/konspekt-urok-na-temu-formirovanie-vremennih-predstavleniy-detsad-804625.html

Вербицкая Т.Л Физминутки на все случаи http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/06/fizminutki-na-vse-sluchai-elektronnoe-posobie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Согласный звук [ц], буквы Ц, ц"

Термины и понятия: Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, предложения, слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова....

Технологическая карта урока литературное чтение «Согласные звуки [Д], [д’], буквы Д, д».

Технологическая карта урока литературное чтение «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д». Класс 1. УМК « Школа России». Предмет Литературное чтение. Тип урока «Откры...

технологическая карта урока на тему: Согласный звук и буква Цц [ц]

1 класс.Тема: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц».   Тип урока: открытие новых знаний.Задачи:Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п» (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о согласных звуках [п], [п’] и букве Пп; совершенствование навыка слогового...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «общеметодологической направленности» Цель урока: совершенствование знаний об особенностях буквы Х. Задачи урока Дидактические: 1) закрепить знания учащихся об особенностях букв...