Методическая разработка технологической карты урока по теме: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
методическая разработка (1, 2 класс)
- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.
- формировать умение читать слова с изученными буквами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка технологической карты урока по теме: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
Технологическая карта по обучению грамоте 1 класс.
Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
Цели:
Образовательные:
- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.
- формировать умение читать слова с изученными буквами.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и интерес к миру животных;
- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
Задачи:
- формировать умение давать характеристику звукам;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;
- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
- записывать слова с изученными печатными буквами;
- читать прямые и обратные слоги;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
2.Актуализация знаний. 3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы. | Ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными! Сейчас я расскажу вам одну историю. А потом задам вам вопрос. Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения. Кто из вас знает. Как звали эту девочку? Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в страну чудес. Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова? Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков. Молодцы! - А сейчас мы будем отгадывать загадки. Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок. Учитель читает загадки. 1.Он из леса вышел снова: Не олень, и не корова. Тяжелы рога по весу. Ходит важно он по лесу. Там хозяин он! Не гость! Ну, конечно, это – лось. Картинка – лось. 2.У меня большая грива, сильные копытца. Прокачу того игриво, кто не побоится. Моя шёрстка гладка. Кто же я? (лошадка) Картинка – лошадь. Произнесём хором слова – лось, лошадь. - Что общего в этих словах? - Какой звук стоит в начале этих слов? 1. Рыжая плутовка Хитрая да ловкая. Хвост пушистый – ох, краса! А зовут её – лиса. Картинка – лиса. 2. Убегайте поскорей! Очень грозный и отважный, Гривой он мохнатой машет. И рычит, как на распев – Это храбрый, сильный – лев. Картинка – лев. Произнесём хором слова – лиса, лев. - Что общего в этих словах? - Какой звук стоит в начале этих слов? А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква? Я вам открою секрет. Она называется - буква эль. - А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока? Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л. Сегодня на уроке: Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они. Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки. Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки. Научиться читать слоги и слова с этими буквами. Что мы для этого будем делать? Составляем план работы на уроке. 1. Составим характеристику звуков. 2. Будем работать со схемами слов. 3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами. 4. Будем читать слоги. 5. Будем читать слова и предложения. Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску. -Ребята. А для чего мы всё это будем делать? | Дети слушают. Дети отвечают: Золушка, Дюймовочка, Алиса и другие варианты. Дети отвечают. Дети называют слова – отгадки. Лось Лошадь Дети отвечают. Лиса Лев Дети высказывают свои мнения. Дети пытаются сформулировать тему урока. Дети видят знаки – символы и сами могут называть этапы урока. Дети отвечают. | Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Формирование способности принимать учебную цель и задачу. Познавательные: Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства. Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий). Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4.Работа по теме урока. 5. Физминутка. 6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике. 7. Итог урока. |
Показ на доске.
Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л]. Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Звонкий или глухой? (схема на доске) В словах лиса и лев первый звук - ? Теперь давайте дадим характеристику звуку [л ]. Какой он? (схема на доске) Чем отличаются эти звуки? Чем они похожи? 3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа. ЛОСИ ЛЕВ ЛИСА КОЛЬЦО ЛИСТ 4. Работа в парах. – Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (составляют на парте и на доске), лоси (составляют на парте и на доске). Сравнить по образцу и оценить свою работу. Знак + : всё без ошибок Знак - : есть ошибки Схемы остаются перед глазами. Скажите, а что нужно, чтобы записать эти слова? 5.Работа в тетрадях для печатания. Будем печатными буквами писать слово – лиса. Какой первый звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? Какой второй звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? и т. д. А теперь самостоятельно запишите слово – лоси.
Учитель проводит музыкальную физминутку. 6.А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать. Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса. Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать. Имя Алиса начинается с буквы А. А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писать? Почему? А зачем ещё нужна заглавная буква Л? Что ещё мы будем писать с заглавной буквы?
В каком слоге звук [л ] мягкий? Почему?
Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Почему вы решили, что это предложения? Беседа про животных. А у вас, какие есть животные? Животных нужно любить. Не только домашних, но и диких. Я сейчас прочитаю текст. Вы должны узнать, из какой сказки этот отрывок? Эта сказка называется «Тараканище». А написал её К. И. Чуковский (показать книгу). Эта сказка про животных. Кто её читал? Что обозначают слова? щеголиха – яркая, модная, любит щеголять нарядами лихо – живо, быстро кубарем - кувырком Буква л. Давайте ещё раз прочитаем текст и потом вы должны будете назвать слова с буквой л. В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему? В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ] ? Назовите эти слова. Почему?
- Что мы делали сегодня на уроке? Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить? |
Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ. Один мягкий, другой – твёрдый. Они согласные, они звонкие. Дети отвечают по алгоритму. Работа в парах. Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу. Показывают знаки + и -. Нужны буквы. Схемы не убирают. Открывают тетради. Дети пишут слово – лиса. Делят слово на слоги. Ставят ударение. Самостоятельно пишут слово лоси. Проверяют друг друга. Взаимопроверка: ( знаки + или - ) Один ученик на интерактивной доске составляет слово – Алиса. Дети отвечают на вопросы. Читают хором. Читают индивидуально. Дети называют правила. Беседа. Ответы детей. Высказывают своё мнение. Чтение текста хорошо читающими учениками. Называют все слова. Называют слова с твёрдым звуком. Называют слова с мягким звуком. Дети отвечают на вопрос и делают вывод. | Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов. Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Регулятивные: Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог. Регулятивные: Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов. Регулятивные: Формирование умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий. Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение. Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Познавательные: Формирование умения делать выводы. |
8. Рефлексия. | -Что было трудно? Что легко? -Что больше всего понравилось? Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите знак + Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак - | Дети отвечают на вопросы и показывают знаки. | Регулятивные: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Бантова Н.А., Бельтюкова Г.В. "Методика преподавания русского языка в начальных классах", Москва, 1984 г.
Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3
Эк В. В. "Обучение русскому языку учащихся младших классов вспомогательной школы", Москва, 1990 г.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Конспект урока русского яыка для обучающихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида http://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/29905-konspekt-uroka-vremennye-predstavleniya-1-klass.html
Материалы для учителей https://infourok.ru/konspekt-urok-na-temu-formirovanie-vremennih-predstavleniy-detsad-804625.html
Вербицкая Т.Л Физминутки на все случаи http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/06/fizminutki-na-vse-sluchai-elektronnoe-posobie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте. Информационная карта урока по теме "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"
Информационная карта урока обучение грамоте (программа "Школа России")...
Технологическая карта урока по теме: "Согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Термины и понятия: Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, предложения, слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова....
Методическая разработка.Технологическая карта урока по теме «Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами».Разработана учителем начальных классов Титовой Е.В.
Урок по УМК "Школа 21 века....
Технологическая карта урока литературное чтение «Согласные звуки [Д], [д’], буквы Д, д».
Технологическая карта урока литературное чтение «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д». Класс 1. УМК « Школа России». Предмет Литературное чтение. Тип урока «Откры...
технологическая карта урока на тему: Согласный звук и буква Цц [ц]
1 класс.Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний.Задачи:Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п» (1 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о согласных звуках [п], [п’] и букве Пп; совершенствование навыка слогового...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «общеметодологической направленности» Цель урока: совершенствование знаний об особенностях буквы Х. Задачи урока Дидактические: 1) закрепить знания учащихся об особенностях букв...