Предшкольная подготовка по курсу "Математика"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Общая характеристика курса «Математика»
Содержание работы по математической подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе определяет авторская программа С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованная Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Основная идея курса «Математика» заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей будет более эффективным, если форма представления математического материала и методика работы с ним будут направлены на выработку предпосылок, составляющих основу развития универсальных учебных действий, в том числе познавательных (умений проводить сравнение, анализ, разбивать объекты на группы, целое на части, выделять части целого, проводить несложные обобщения, строить простые модели, использовать полученные знания для решения несложных практических задач), а также на развитие пространственного воображения и речи ребенка.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. Курс «Математический калейдоскоп» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.
Цели программы: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников, всестороннее развитие детей с использованием возможностей и особенностей математики, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Курс «Математика» имеет следующую временную структуру: 1 раз в неделю по субботам. Продолжительность занятия 30 минут. Программа рассчитана на 10 занятий.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений со сверстниками, со взрослыми; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающихся.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.)
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения и вычитания;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Содержание курса
Количество и счет (10 ч)
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложения и вычитания название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Простейшие геометрические фигуры. Круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Учебно-методический комплект
- С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2015.
- Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов /Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2013
Занятие №1
Число и цифра 1.
1.Орг.момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
2.Беседа.
- На каком уроке в школе считают? (На математике). Что вы знаете о математике?
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не дойдёт до адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
- Кто из вас умеет считать?
-Посчитаем хором до 10 и обратно.
-Какое число следует при счете за числом 5; 7; 9?
-Какое число при счете стоит перед числом 9; 6; 3?
-Какое число находится между числами 7 и 9? 3 и 5? 8 и 10?
-Назовите «соседей» числа 5; 6; 9.
3.Счет предметов.
-Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку «Колобок». Назовите героев сказки.
-Заменим всех героев геометрическими фигурами. Колобок — это круг. Дед и Бабка — прямоугольники, животные — треугольники. (Дети по очереди изображают на доске героев геометрическими фигурами по ходу следующих вопросов.)
-Кого первым встретил Колобок, когда убежал от Деда с Бабкой?
-Кого он встретил после Зайца?
-Кто был между Волком и Лисой?
-Кто оказался последним?
-Сколько было зверей?
-Назовите животных в обратном порядке.
-Сколько всего героев сказки? (Прямой и обратный счет хором.)
-Сейчас в тетрадях мы нарисуем дорожку, по которой двигался Колобок.
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
а) Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д.
б) Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, на 2 клетки вверх, на 1 клетку вправо, на 2 клетки вниз, на 1 клетку вправо и т. д.
5.Знакомство с цифрой 1.
-Какой цифрой обозначается первое число каждого месяца в календаре? (1)
-Какие праздники мы отмечаем первого числа? ( 1 января — Новый год;
1 Мая; 1 сентября — День знаний, начало учебного года.)
-Назовите первый день недели. Назовите первый месяц года.
-Послушайте стихотворение Г. Виеру
Сколько звёзд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце — одно на свете,
Только мама — одна на свете.
- О чем это стихотворение?
- На что похожа цифра 1? (Ответы детей)
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.(С. Маршак)
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок. (Г. Виеру)
На длинной ножке, застыв до поры,
Отдыхает палочка
После игры. (Ф. Дагларджа)
Эта цифра — единица
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?-
Начинает счет всему.
6.Заучивание стихотворения.
Стоит единичка,
Похожа на спичку.
Она просто черточка
С маленькой челочкой.
7.Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
8.Письмо цифры 1.
Учитель вывешивает на доску цифру 1 на карточке и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
-Пишем приговаривая: носик вверх, ножка вниз. (Носик в уголок, ножка — наискосок.)
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
9.Пословицы и поговорки.
Одна пчела не много мёду натаскает.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Один в поле не воин.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
10.Итог.
-Чему мы сегодня учились? Что узнали нового?
Занятие №2
Число и цифра 2.
1.Орг.момент
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число следует при счете за числом 3; 5; 7?
-Какое число при счете стоит перед числом 4; 6; 8?
-Какое число находится между числами 4 и 6? 5 и 7? 8 и 10?
-Назовите «соседей» числа 3; 6; 8.
3.Счет предметов.
-Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку «Репка». Назовите героев сказки.
-Заменим всех героев геометрическими фигурами. Репка — это круг. Дед и Бабка и Внучка — прямоугольники, животные — треугольники. (Дети по очереди изображают на доске героев геометрическими фигурами по ходу следующих вопросов.)
-Кто первым вышел тянуть Репку?
-Кто был вторым?
-Кто стоит перед Жучкой?
-Кто был между Внучкой и Кошкой?
-Кто оказался последним?
-Сколько всего героев сказки?
-Кто оказался самым сильным?
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д.
5.Отгадай число.
-Послушайте стихотворение С. Я. Маршака
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая;
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
-О каком числе здесь говорится? (2)
-Что у человека насчитывается в количестве двух? (2 руки, 2 ноги, 2 уха, 2 глаза)
-Назовите второй день недели. Назовите второй месяц года.
-О чем можно сказать пара? Пара — это сколько? (Пара варежек, пара носков)
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 2)
Цифры- это знаки, при помощи которых мы можем записывать числа. (Кружочек или нуль у арабов назывался «сифра». Так и появилось слово цифра, только им уже обозначались и все другие значки. Чуть-чуть изменёнными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор.)
6.Знакомство с цифрой 2.
-На что похожа цифра 2? (Ответы детей)
Два — похожа на гусёнка
С длинной шеей, клювом тонким. (Г. Виеру)
А вот это — цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею.
Волочится хвост за нею. (С. Маршак)
7.Заучивание стихотворения.
По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.
8.Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
9.Письмо цифры 2.
Учитель вывешивает на доску цифру 2 на карточке рядом с цифрой 1 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
- Пишем приговаривая: голова, шея, хвостик.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
- Состав числа 2.
-Как получить число два? Послушайте задачу.
1)На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
-Сколько стало щенков? (2)
-Как получили два? (1+1=2)
2)Почему расстроен Тимка?
Где ботинок? Нет ботинка!
Тимка сосчитал сперва,
Что ботинок было ...(два).
-Как узнать, сколько было ботинок? (Один правый, один левый.)
-Как это можно записать? (1+1=2)
3)Сколько бубликов в мешок
Положил ты, петушок?
-Два, но дедушке дадим,
И останется...(один).
-Сколько было бубликов? Покажите цифрой.
-Сколько бубликов отдали дедушке?
-Как узнать, сколько бубликов останется в мешке?
-Больше или меньше останется? Почему меньше?
-Как это записать? (2-1=1)
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №3
Число и цифра 3.
1.Орг.момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число следует при счете за числом 6; 4; 8?
-Какое число при счете стоит перед числом 3; 7; 5?
-Какое число находится между числами 6 и 8? 1 и 3? 8 и 10?
-Назовите «соседей» числа 5; 6; 9.
3.Счет предметов.
-Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку «Теремок».
-Кто пришёл к теремку первым? (Мышка — норушка) Вторым?
-Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Вторая — Лягушка - квакушка, третий — Зайчик - побегайчик, четвёртая — Лисичка-сестричка, пятый — Волчок-серый бочок, шестой — Медведь косолапый.)
-Сколько животных было у теремка сначала? (Одна мышка)
-Какой по счету она пришла к теремку? (Аналогично о каждом персонаже сказки, проговаривая: один — первый, два — второй и т. д.
Вывод: число одновременно может указывать на порядок предметов при счёте и на количество этих предметов.
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо и т. д.
5.Отгадай число.
-Послушайте загадку
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный,
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз — погоди,
А зеленый — проходи. (Светофор)
-Для чего он нужен?
-Сколько цветов у светофора? Какие? Нарисуйте их.
Игра «Вариативность»
-В каком порядке ещё можно разложить цвета светофора?
-Назовите третий день недели. Назовите третий месяц года.
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 3)
Цифры- это знаки, при помощи которых мы можем записывать числа. (Кружочек или нуль у арабов назывался «сифра». Так и появилось слово цифра, только им уже обозначались и все другие значки. Чуть-чуть изменёнными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор.)
6.Знакомство с цифрой 3.
-На что похожа цифра 3? (Ответы детей)
Цифра три -
Словно ласточка, смотри! (Г. Виеру)
А вот это — посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков -
Состоит из двух крючков. (С. Маршак)
7.Заучивание стихотворения.
Два крючочка, посмотри,
Получилась цифра три.
Но на эти два крючка
Не насадишь червячка.
8.Пальчиковая гимнастика.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем песни пел,
С этим пальцем кашу ел,
Оттого и потолстел.
Наелся!
9.Письмо цифры 3.
Учитель вывешивает на доску цифру 3 на карточке рядом с цифрой 2 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
-Пишем приговаривая: полукруг и полукруг, смотрим мы в окошко.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл:
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
- Состав числа 3.
-Вспомните сказки, в названиях которых есть число 3. («Три поросёнка», «Три медведя»).
-Как получить число три?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три?
1+1+1=3; 1+2=3; 2+1=3
12.Задачи в стихах.
1)На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашёл грибов?
2)Ёжик по лесу шёл ,
На обед грибы нашёл:
Два — под берёзой, один — у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине?
3)В класс вошла Марина,
А за ней — Арина,
А потом пришёл Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)
4)На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
5)С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько звездочек упало,
С неба звездного пропало?
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №4
Число и цифра 4.
1.Орг.момент
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперёд — за дело.
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счет.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число стоит перед числом 4?
-Какое число следует за числом 7?
-Какое число стоит между числами 2 и 4? 1 и 3? 6 и 8?
-Какие числа являются «соседями» числа 5; 6; 9?
3.Счет предметов.
-Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку «Петушок и бобовое зёрнышко»
-Сколько героев в этой сказке, назовите. ( Петушок, курочка, хозяйка, хозяин, коровушка, кузнец)
-К кому первому обратилась курочка, когда с петушком случилась беда? (К хозяйке)
-Каким по счету был хозяин? (3-им)
-Назовите последовательно всех, к кому обратилась курочка за помощью. (Хозяйка — коровушка — хозяин — кузнец — хозяин — коровушка — хозяйка )
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1клетку вниз, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх и т. д.
5.Отгадай число.
-Сколько времён года вы знаете? Назовите (Весна, лето, осень, зима)
-Назовите части суток. Сколько их? (Утро, день, вечер, ночь)
-Сколько лап у собаки?
-Какой четвёртый день недели? Какой четвёртый месяц года?
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 4)
6.Знакомство с цифрой 4.
-На что похожа цифра 4? (Ответы детей)
Гляди, четыре — это стул,
Который я перевернул. (Г. Виеру)
Делал Егорка
С мамой уборку
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он на четыре. (В. Бакалдин)
7.Заучивание стихотворения.
Вилку как-то уронили,
Один зубчик отломили.
Вилка эта в целом мире
Называется «четыре».
8.Пальчиковая гимнастика.
Кулачок, ладошка
я иду, как кошка.
9.Письмо цифры 4.
Учитель вывешивает на доску цифру 4 на карточке рядом с цифрой 3 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
-Пишем приговаривая: локоток, ножка.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Мы ногами топ-топ-топ.
Мы ногами топ-топ-топ, ( топаем)
Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, ( хлопаем)
И туда - и сюда повернёмся без труда. (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)
Мы головками кивнём, (киваем) дружно ручками махнём, ( машем ручками)
И туда - и сюда повернёмся без труда. ( выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)
Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко, ( прыгаем на месте)
И туда - и сюда повернёмся без труда. (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)
- Состав числа 4.
-Как получить число четыре?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3;4) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три? Как из трёх получить четыре
1+1+1+1=4; 1+3=4; 3+1=4; 2+2=4
12.Задачи в стихах.
1)Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
2)Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно училось сорок?
3)Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
4)Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
5)Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
13.Игра «Найди четвёртого»
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №5
Число и цифра 5.
1.Орг.момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число стоит перед числом 5?
-Какое число следует за числом 8?
-Какое число стоит между числами 3 и 5? 4 и 6? 6 и 8?
-Какие числа являются «соседями» числа 3; 5; 8?
3.Счет предметов.
-Рассмотрите внимательно предметные картинки на наборном полотне. (Заяц,голубь, роза, лев, черепаха)
-Что вы можете о них сказать? (Живая природа, животные, растения)
-Какой предмет «лишний»? Почему?
-Сосчитайте всех по порядку. (Первый — заяц,...)
-Каким по счету стоит лев? Черепаха?
-Кто расположен рядом с голубем? Перед ним? После него?
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1клетку вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх и т. д.
5.Отгадай число.
-Сколько пальцев на одной руке?
-Сколько хвостов у пяти петухов?
-Какую отметку любят все школьники?
-Назовите пятый день недели? Назовите пятый месяц года?
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 5)
6.Знакомство с цифрой 5.
-На что похожа цифра 5? (Ответы детей)
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно,
Как не знать. (Г. Виеру)
Налитая,
Симпатичная
Цифра
Самая отличная. (Ф. Дагларджа)
7.Заучивание стихотворения.
Цифра пять — с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.
8.Пальчиковая гимнастика.
Две весёлые лягушки ни минуты не сидят -
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
9.Письмо цифры 5.
Учитель вывешивает на доску цифру 5 на карточке рядом с цифрой 4 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
-Пишем приговаривая: ручка вниз и полукруг, шапочку надели.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
У оленя дом большой
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко.
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит.
- Тук-тук дверь открой-
Там в лесу охотник злой!!!
- Заяц, заяц, забегай
Лапу мне давай!
- Состав числа 5.
-Как получить число пять?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3;4;5) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три? Как из трёх получить четыре? Как из четырёх получить пять?
1+1+1+1+1=5; 1+4=5; 4+1=5; 2+3=5; 3+2=5
12.Задачи в стихах.
1)В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
2)Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей весь день с руки кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
3)Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один из них устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
4)Три цыплёнка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
у наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
5)Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариса,
Ещё один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
6)Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, ...пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет нет манжет! (Г. Новицкая)
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №6
Число и цифра 6.
1.Орг.момент
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число следует при счете за числом 5; 9; 2?
-Какое число при счете стоит перед числом 3; 4; 5?
-Какое число находится между числами 6 и 8? 1 и 3? 8 и 10?
-Назовите «соседей» числа 2; 3; 4.
3.Счет предметов.
-К доске приглашаются 5 учащихся. Они становятся по порядку.
-Назовите, кто в каком порядке стоит. (Саша - первый, Катя — вторая ...)
-Каким по счету стоит Миша? Аня?
-Закройте глаза (дети у доски меняются местами)
-Что изменилось?
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх и т. д.
5.Отгадай число.
-Сколько углов у двух треугольников?
-Сколько ушей у трёх мышей?
-Назовите шестой день недели? Назовите шестой месяц года?
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 6)
6.Знакомство с цифрой 6.
-На что похожа цифра 6? (Ответы детей)
На что похожа цифра 6?
На трубку деда, так и есть. (Г. Виеру)
Эта цифра — акробатка:
То шестёрка, то девятка. (В. Данько)
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек. (С. Маршак)
7.Заучивание стихотворения.
Что за вишенка, дружок,
Кверху загнут стебелёк?
Ты её попробуй съесть,
Эта вишня — цифра шесть.
8.Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо пальцы нам размять.
В кулачки мы их сожмем,
Быстро-быстро разожмем.
А потом, а потом-
Мы руками потрясем.
И теперь нам опять
Можно к делу приступать.
9.Письмо цифры 6.
Учитель вывешивает на доску цифру 6 на карточке рядом с цифрой 5 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
-Пишем приговаривая: закругляем и кружочек получаем.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть: который час?
Раз, два, три, четыре.
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мышки вон.
- Состав числа 6.
-Как получить число шесть?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3;4;5;6) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три? Как из трёх получить четыре? Как из четырёх получить пять? Как из пяти получить шесть?
1+1+1+1+1=5; 1+5=6; 5+1=6; 2+4=6; 4+2=6; 3+3=6
12.Задачи в стихах.
1)Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один из них устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
2)Дарит бабушка - лисица
Трём лисятам рукавицы:
- Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!
3)Шесть платков. А два из них
Вышиты узорами,
Сколько вышить нам осталось -
Подсчитаем скоро мы.
4)Рада Алёнка — нашла два маслёнка!
Да четыре в корзинке!
Сколько грибов на картинке?
5)У куклы пять нарядных платьев.
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня для платья шерсть,
Свяжу и платьев будет... (шесть).
6)Я, Серёжа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока -
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
7)Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой — плюшевый мишка.
Вместе с лисой — зайка косой.
Следом за ними — ёж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?
8)Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани, дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась !
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
9)Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сына, а сколько дочек?
10)Четыре гусёнка и двое утят
в озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №7
Число и цифра 7.
1.Орг.момент
Учитель: Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети: Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число стоит перед числом 6?
-Какое число следует за числом 9?
-Какое число стоит между числами 1 и 3? 3 и 5? 5 и 7?
-Какие числа являются «соседями» числа 4; 6; 8?
3.Счет предметов.
- Послушайте cтихотворение :
Я еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд
Подбегает дикобраз-
Это раз.
Чистит перышки сова-
Это два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой –черепаха.
Серый волк улегся спать-
Это пять.
(В ходе чтения на доске появляются маски животных: дикобраз, сова, росомаха черепаха, волк)
- Сколько животных насчитал мальчик? (5)
-Давайте сосчитаем их, начиная с дикобраза.
-А сейчас еще раз их сосчитаем, но начиная с волка.
-Сколько животных получилось? (5)
-Почему получилось то же самое количество, мы же считали не с начала, а с конца?
( Мы не убирали и не добавляли животных.)
-Правильно. Считать количество предметов можно в любом порядке.
Еще раз сосчитаем, сколько животных на доске. Я показываю указкой животных, а вы считаете.(Два раза показывает на сову)
-Сколько животных вы насчитали? (6)
-Почему? (Два раза сосчитали сову)
-Хорошо, я исправлюсь. Считаем еще раз(Пропускает черепаху)
-Сколько животных насчитали сейчас? (4)
-Почему? (Пропустили черепаху.)
- Вы очень внимательны. Кто сможет назвать правила счета?
(Считать можно в любом порядке, но нельзя пропускать предметы при счете или считать их несколько раз.)
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 2 клетки вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1клетку вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 3 клетки вправо, 1 клетку вверх и т. д.
5.Отгадай число.
-Сколько дней в неделе?
-Сколько цветов у радуги?
-Сколько нот на нотном стане?
-Назовите сказки, в которых семь главных героев. («Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят»,
-У семи зайчат по одной морковке. Сколько всего морковок?
-Назовите седьмой день недели? Назовите седьмой месяц года?
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 7)
6.Знакомство с цифрой 7.
-На что похожа цифра 7? (Ответы детей)
Семь — точно острая коса.
Коси коса, пока роса. (Г. Виеру)
7.Заучивание стихотворения.
Я такую кочергу
Сунуть в печку не смогу.
Про неё известно всем,
Что она зовётся «семь».
8.Пальчиковая гимнастика.
Идёт по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.
9.Письмо цифры 5.
Учитель вывешивает на доску цифру 7 на карточке рядом с цифрой 6 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
-Пишем приговаривая: волна поднялась, опустилась и чайка на мачту садилась.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Пчелы в ульях сидят,
И в окошко глядят.
Порезвиться захотели-
Друг за другом полетели.
- Состав числа 7.
-Как получить число семь?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3;4;5;6;7) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три? Как из трёх получить четыре? Как из четырёх получить пять?
1+6=7; 6+1=7; 2+5=7; 5+2=7; 3+4=7; 4+3=7
12.Задачи в стихах.
1)Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук.
2)Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
3)Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
4)В снег упал Серёжа, Зина и Антоша,
А за ними Лена, Катенька и Гена,
А потом ещё Игнат.
Сколько на снегу ребят?
5)Белка, ёжик и енот,
Волк, лиса, малышка крот.
Были дружные соседи.
На пирог пришли к медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.
6)Ветер дунул, лист упал,
И ещё один упал.
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать?
7)Диме восемь лет, а Гоша
Димы на год помоложе.
Сосчитай, скажи ответ:
Сколько всё же Гоше лет?
8)Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?
9)Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой. Сколько их?
10)Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать
Сколько будет два и пять?
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №8
Число и цифра 8.
1.Орг.момент
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число следует при счете за числом 6; 4; 8?
-Какое число при счете стоит перед числом 3; 7; 5?
-Какое число находится между числами 6 и 8? 1 и 3? 8 и 10?
-Назовите «соседей» числа 5; 6; 9.
3.Счет предметов.
-Веселый поезд везет друзей. Прочитайте стихотворение
Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, петьку - забияку,
Обезьяну, попугая, вот - компания какая!
Вот - компания какая!
- Кто едет в поезде? ( Кот, чижик, собака, петух, обезьяна, попугай)
- Кто такой чижик? (Птица)
- Согласитесь ли вы со мной ,если я скажу, что в третьем вагоне едет собака? ( Нельзя точно сказать, так как неизвестно ,откуда начинаем счет)
Игра «Топай-хлопай». Если вы согласны- хлопаете, если нет -топаете.
В третьем от зеленого паровоза вагоне едет собака
В третьем от красного паровоза вагоне едет собака.
Обезьяна едет второй, если считать от красного паровоза.
Кот едет в первом вагоне
Кот едет в первом вагоне. если считать от красного паровоза
Вывод: Когда спрашивают «какой по счету?», нужно говорить, откуда начинается счет
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 2 клетку вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх и т. д.
5.Отгадай число.
-Сколько колёс у двух машин?
-Сколько ножек у двух столов?
-У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей?
-Можете назвать восьмой день недели?
-Назовите восьмой месяц года?
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 8)
6.Знакомство с цифрой 8.
-На что похожа цифра 8? (Ответы детей)
Цифра восемь так вкусна -
Из двух бубликов она. (Г. Виеру)
Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим,
Цифра восемь плюс крючки -
Получаются... очки. (Ф. Дагларджа)
У восьмерки два кольца
Без начала и конца. (С. Маршак)
7.Заучивание стихотворения.
Вилась верёвочка, вилась,
В две петельки заплелась.
«Что за цифра?» - маму спросим.
Мама нам ответит: «Восемь»
8.Пальчиковая гимнастика.
Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьёт быстрей.
9.Письмо цифры 8.
Учитель вывешивает на доску цифру 5 на карточке рядом с цифрой 4 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы прыгаем, как зайцы.
Теперь мы, как медведи…
А теперь все тихо сели.
- Состав числа 8.
-Как получить число восемь?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3;4;5) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три? Как из трёх получить четыре? Как из четырёх получить пять?
1+7=8; 7+1=8; 2+6=8; 6+2=8; 3+5=8; 5+3=8; 4+4=8
12.Задачи в стихах.
1)Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть — под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно!
2)Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два ныряли глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
3) Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их?
4)Мы — большущая семья,
Самый младший — это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идём -
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей?
5)Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы,
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи — четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги -
Сосчитать им пироги.
6)Три гуся летят над нами,
Три других за облаками,
Два спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?
7)Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
8)У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки — три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №9
Число и цифра 9.
1.Орг.момент
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнём сейчас.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число стоит перед числом 6?
-Какое число следует за числом 9?
-Какое число стоит между числами 2 и 4? 4 и 6? 6 и 8?
-Какие числа являются «соседями» числа 1; 5; 9?
3.Счет предметов.
-Знаете ли вы, как называются дни недели? Перечислите их, указывая на порядок. (Первый — понедельник, второй — вторник,...)
На доске таблички с названиями дней недели ( не по порядку).
-Прочитайте названия табличек. Укажите последовательность.
-Какой день наступает после понедельника? Какой следует за вторником?
-Какой день недели предшествует субботе?
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
Ставим карандаш на точку, ведём на 2 клетки вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 2 клетки вправо и т. д.
5.Отгадай число.
-У девяти котят по одному клубочку.
-У трёх ежат лежат по три яблока. Сколько всего яблок?
-Назовите девятый месяц года?
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 9)
6.Знакомство с цифрой 9.
-На что похожа цифра 9? (Ответы детей)
Я важней всех потому,
Что запутать всех могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
7.Заучивание стихотворения.
Ветер сильный дул и дул,
Вишенку перевернул.
Цифра шесть, скажи на милость,
В цифру девять превратилась.
8.Пальчиковая гимнастика.
Чтобы нам добыть огонь,трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится.
9.Письмо цифры 9.
Учитель вывешивает на доску цифру 5 на карточке рядом с цифрой 4 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Медвежата в чаще жили,
Головой всегда крутили – вот так!
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали- вот так!
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили – вот так!
А потом они плясали-
Дружно лапы поднимали. Вот так!
- Состав числа 9.
-Как получить число девять?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3;4;5) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три? Как из трёх получить четыре? Как из четырёх получить пять?
1+1+1+1+1=5; 1+4=5; 4+1=5; 2+3=5; 3+2=5
12.Задачи в стихах.
1)На качелях две Елены,
А с мячом Иван, Игнат.
Две Ирины прибежали
На скакалках поскакать.
Валя, Зина и Егор -
Вот и в сборе весь наш двор.
А теперь скажите мне,
Сколько деток во дворе?
2)Посадила мама в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да ещё из печки пять
Маме нужно вынимать.
Если можешь, помоги -
Сосчитай-ка пироги!
3)Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей — четырёх карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
Занятие №10
Число и цифра 10.
1.Орг.момент
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час.
2.Устный счет.
1)Счет до 10 в прямом и обратном порядке.
2)Счет от заданного числа.
3)Работа по числовому ряду:
-Какое число следует при счете за числом 6; 4; 8?
-Какое число при счете стоит перед числом 3; 7; 5?
-Какое число находится между числами 6 и 8? 1 и 3? 8 и 10?
-Назовите «соседей» числа 5; 6; 9.
3.Счет предметов.
-Рассмотрите внимательно предметные картинки на наборном полотне. (Мальчик, рыбка, котёнок, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, медведь, пчела)
-Что вы можете о них сказать? (Живая природа, человек, звери, птицы, рыбы, насекомые )
-Сосчитайте всех по порядку. (Первый — мальчик,...)
-Каким по счету стоит зайчик? Волк?
-Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё? Между котёнком и бабочкой?
-Каким по счету с конца стоит котёнок? Волк?
-Закройте глаза. (Поменять местами несколько картинок)
-Восстановите порядок.
4.Работа в тетради. Графический диктант.
Учитель показывает на доске и диктует.
5.Отгадай число.
-Сколько колёс у пяти велосипедов?
-Сколько пальцев на двух руках?
- Назовите десятый месяц года?
-Каким образом можно записать это число? (Цифрой 10)
-Внимательно посмотрите на число 10. Сколько в нём цифр?
-Такое число называется «двузначное»
-А числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 - «однозначные».
Реши задачку.
Стала курица считать маленьких цыпляток: жёлтых пять и чёрных пять, а всего...
Как нам сосчитать десяток?
Один, два, три,
А за ними, посмотри,
Идут четыре, пять, шесть -
Их нам надо быстро съесть.
Дальше будет семь и восемь,
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим
И десяток вмиг составим.
6.Знакомство с цифрой 10.
-На что похожа цифра 10? (Ответы детей)
7.Заучивание стихотворения.
Словно старшая сестричка,
Ведёт нолик единичка.
Только вместе пошагали,
Сразу цифрой десять стали.
8.Пальчиковая гимнастика.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)
9.Письмо цифры 10.
Учитель вывешивает на доску цифру 10 на карточке рядом с цифрой 9 и оставляет там до окончания последнего дня занятий.
Дети по образцу прописывают цифру:
- пальчиком на ладошке,
- пальчиком на спине соседа по парте,
- в воздухе авторучкой,
- в тетради.
10.Физ. минутка
Гуси серые летели
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
- Состав числа 5.
-Как получить число пять?
-Посмотрите на числовой ряд на доске. (1;2;3;4;5) Какое число стоит на первом месте? На последнем? Как из двух получить три? Как из трёх получить четыре? Как из четырёх получить пять?
1+1+1+1+1=5; 1+4=5; 4+1=5; 2+3=5; 3+2=5
12.Задачи в стихах.
1)Пять пальцев ловко рвут траву,
Другой рукою тоже рву,
Я травкой угощу коня.
Ну, сколько пальцев у меня?
2)Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
3)Две весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи.
4)Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
5)Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Детям принесла в корзинке?
6)Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь.
Сколько всех зверей ? Ответь!
- Итог.
-Что узнали нового? Чему учились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка
Презентация программы дошкольной подготовки....
Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие...
Предшкольная подготовка
Планирование занятий по подготовке детей к школе. Используемая литература. Что необходимо иметь к школе....
Программа предшкольной подготовки "Школа развития"
Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет. В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)
Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...