Возможности развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста через нетрадиционнае техники рисования.
статья

Шашкова Анжела Владимировна

Возможности развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста через нетрадиционнае техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashkova_statya.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

14.29.29: Специальные школы и дошкольные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедические пункты. Логопедия.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Шашкова Анжела Владимировна, Демина Анна Владимировна

Россия, Орёл, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных техник рисования в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: нетрадиционная техника рисования, дошкольники, дошкольная образовательная организация.

OPPORTUNITIES OF DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE ON EXERCISES ON FINE ACTIVITIES USING NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUE

Shashkova Angela Vladimirovna, Demina Anna Vladimirovna

Annotation. The article discusses the possibility of using non-traditional drawing techniques in the work on the development of speech with children of senior preschool age in a preschool educational organization.

Keywords: unconventional drawing technique, preschoolers, preschool educational organization.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и является одной из основных характеристик общего развития ребенка [1]. Для ребенка речь - это и средство связи с окружающим миром, и возможность взаимодействия, и источник информации, развития мышления, т.е. речь - важнейшая составляющая его нервно-психического развития, становление которой происходит в течение первых лет жизни и в дальнейшем определяет ее качество [5]. При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании, у ребенка обогащается жизненный опыт, совершенствуется деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Все это приводит к активному развитию речи.

Продуктивные виды детской деятельности открывают широкие возможности для всестороннего развития дошкольника, в частности для развития речи. Особую роль в этом процесс играет грамотно организованная изобразительная деятельность. Все большую популярность в современной методике работы с детьми дошкольного возраста приобретает использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, развивают мелкую моторику. Ведь всем известно, что в коре головного мозга зоны отвечающие за движение пальцев и артикуляцию расположены рядом. Отсюда вывод, что стимулируя зону мелкой моторики, стимулируем речевую. На самом деле положительно  влияет на развитие речи ребёнка моторное планирование, это умение выстроить логику действий. Тренировка моторного планирования у детей с дислалией помогает постепенно переходить к более сложному планированию, звукопроизношению. Не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка. Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.Очень важно, что бы действия были непривычными[4]. Вот почему нетрадиционные техники рисования можно использовать при организации деятельности с детьми [2]. Это позволяет маленькому художнику, отойти  от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, даёт свободу деятельности, вселяет уверенность.

Процесс рисования оказывает также психотерапевтическое воздействие, способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности [2]. Применяя  и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, в том числе страх общения со сверстниками из-за неправильного произношения звуков, другие коммуникативные барьеры, в целом может способствовать речевому развитию дошкольников. Нетрадиционные техники рисования – это толчок собственных фантазий.  

     Нетрадиционные техники рисования привлекают детей необычными и оригинальными материалами, те, что в них не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

В настоящей статье кратко опишем используемые нами нетрадиционные техники рисования и укажем на те возможности, которые открываются для развития речи дошкольников на таких занятиях [3, 4].

«Ниткография» Рисование нитью. Эту технику можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободной, а так же для индивидуальной работы. Материалы используемые для детей старшего дошкольного возраста: пенакартон, канцелярские гвоздики, разноцветные нити, клей ПВА, пайетки, бисер, ножницы. Выполнение техники: вкладываем шаблон рисунка и вставляем гвоздики по шаблону, затем начинаем обматывать нитью каждый гвоздик разными нитями, в конце украшаем рисунок декором. При использовании этой техники происходит расширение предметного словаря, совершенствуется правильность грамматического оформления слов.

 «Волшебная бумага». В этой технике осуществляются различные виды работ: обведение фигуры по трафарету, раскрашивание в цвета радуги, вырезывание из цветной бумаги и пр. В процессе такой работы речь детей обогащается словами, обозначающими обобщенные понятия, развивается фонематический слух и слуховое внимание.

«Рисование ластиком». В этой технике необходимо заштриховать небольшой лист бумаги простым карандашом. Уголком ластика нарисовать силуэт, контур рисунка, предмета, объекта (например, цветы), затем дорисовать более темным тоном.

Рисование в стиле «Эбру» (на воде). Целесообразно использовать готовые краски для рисования на воде, в таких наборах есть специальный загуститель для воды, она становится вязкой, что не дает краскам растекаться. Начинать обучение необходимо с умения создавать фон, далее переходить к нанесению на фон кругов и уже из кругов делать цветы. На таких занятиях происходит пополнение пассивного словаря детей словами-признаками, дети учатся  подмечать ведущие признаки предметов и правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Поролоновые рисунки и ватные палочки.  В этой технике кусочки поролона захватывают прищепкой, таким образом получая орудие для творчества. Затем его обмакивают в краску и рисуют методом штампов в произвольном виде. Подобным образом выполняется рисование и ватными палочками. Эти техники можно сочетать.

Восковые мелки + акварель. На белом листе рисуют восковыми мелками, далее закрашивают акварелью лист в один или несколько цветов, так идеально можно быстро и красиво создать фон.

Рисование свечой. Эта техника схожа с  предыдущей, её отличие в том, что ребёнку не видно, что он рисует  после закрашивания акварелью, рисунок становится явным, т.к. свеча не закрашивается.  

  «Монотипия». Согнуть лист бумаги пополам на одной части листа нарисовать что-нибудь акварелью, сложить вместе и рисунок отпечатается. При помощи этого приема у детей совершенствуются пространственные представления, ориентировочные реакции, а также активизируется словарный запас.                                                                                                            

Техника «Кляксография». На лист бумаги наносятся капли гуаши или акварели, при помощи трубочки для коктеля раздувается краска в разные стороны, дорисовываются необходимые детали. Эта техника создает условия для развития воображения и пополнения словарного запаса т.к. картинки могут быть не предсказуемы, а также для упражнения детей в словообразовании и словоизменении.

Кроме описанных нами используются и другие нетрадиционные техники рисования такие, как  техника «Набрызг», «Рисунок штрихами», «Оттиск отпечатками», «Выкладывание  из маленьких камешков или пуговиц»,

«Рисование ладошками или пальчиками» и др. На занятиях с использование этих техник у детей происходит пополнение природоведческого словаря, дошкольники упражняются в употреблении слов с обобщенным значением, учатся образовывать относительные прилагательные от существительных. Кроме этого в заключении деятельности часто организуется работа по составлению сюжетных рассказов по своим рисункам или поделкам и т.п.

Таким образом, разнообразие нетрадиционных материалов и техник, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка с дислалией  не только образного мышления,  самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, но и моторного планирования. Они вызывают бурю эмоций, раскрепощают ребенка, что даёт детям возможность высказаться, повышает интерес к общению. Эти занятия способствуют активизации и обогащению словарного запаса (это и бытовой словарь: название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов, и природоведческий словарь: явления  неживой природы, растений, животных, и  эмоционально-оценочная лексика: слова,  обозначающие эмоции, переживания, чувства).  Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон.

Список литературы:

1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев.- М.:АПН РСФСР,1961.

2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г.Н.Давыдова.-М.: Ч. 1. - Скрипторий 2003, 2007. -80 с.        

3. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество/Т.Г.Казакова.-М.: Карапуз-Дидактика, 2006. -192 с.    

  4.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина -М.: Просвещение, 1968.-30с.

   5.Румянцева, Е.А. Веселые уроки рисования / Е.А. Румянцева.-М.: Айрис-Пресс, 2014.-160с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В основе работы описание упражнений для развития и укрепления голосового аппарата детей, певческого дыхания, артикулляционного аппарата.Проговаривание и пение скороговорок,вокальные упражнения. ...

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)

В данном разделе приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания....

Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Статья по коррекционной педагогике  "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...

Экспресс-диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В условиях работы школьного логопедического пункта или ЦПМСС, когда логопедическое обследование ребенка необходимо провести в крайне ограниченное время, мы столкнулись с необходимостью оптимизации диа...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»...