Дидактические материалы «пальчиковая гимнастика для младших школьников»
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.
Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические материалы «пальчиковая гимнастика для младших школьников» | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Лицей № 265
Учитель начальных классов Бойко Ю.В.
Дидактические материалы
«пальчиковая гимнастика для младших школьников»
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.
Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.
1. “Цепочка” Пальчики перебираем и цепочку собираем.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
1 2 3 4 5
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Разминают мелкие мышцы рук, готовят кисть к письму.
Кто из пальчиков ловчее?
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки буковки писать.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
Кто из пальчиков ловчее?
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук — стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько раз.
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над партой и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о парту, как будто играют гаммы. Четверостишие повторяют несколько раз.
Идёт по парте человек,
Переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх,
Что получилось? Рожки.
Дети сжимают правую руку в кулачок, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте. Произнося две последние строчки четверостишия, поднимают два растопыренных пальца вверх. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.
Что у нас случилось тут?
Гуси по столу идут.
Остановятся и вот
Нагибаются вперёд.
Упражнение выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол пальцами вперёд и переносят вес тела как можно дальше вперёд, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья. Повторяют упражнение несколько раз.
Возвращаемся домой,
Но уже бежим спиной.
Это будет потрудней,
Но ты усилий не жалей.
Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой — к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют верхнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе.
Мы бежим сегодня кросс.
Кто обгонит? Вот вопрос.
Обогнать мы всех хотим
И бежим, бежим, бежим.
Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой — к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе.
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо — влево. Повторяют четверостишие несколько раз.
Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони.
Нашу руку разогнём,
Вверх ладонью повернём,
Пальцы на себя потянем —
Выгибать запястье станем.
Дети сгибают правую руку в локте, поворачивают ладонью вверх и левой рукой отгибают вниз пальцы правой руки, выгибая правое запястье. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой. Затем то же самое проделывают с мизинцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Мы пришли смотреть балет.
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший!
Мы похлопаем в ладоши.
Дети хлопают в ладоши. Повторяют четверостишие несколько раз.
Вот встречаются зайчата.
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.
Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. Повторяют четверостишие несколько раз.
Мы на парту пальчик ставим.
Снизу — четверо друзей.
А теперь сильнее давим —
Будут пальчики сильней.
Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев — снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее. Повторяют четверостишие несколько раз.
Вот четыре важных братца
Вышли потренироваться.
Надо парту крепче сжать,
Чтобы очень сильным стать.
Дети зажимают край парты указательным и большим пальцами. Указательный палец — под партой, большой — над партой. Затем то же самое проделывают другой рукой. При хорошем исполнении упражнение выполняют двумя руками одновременно.
Мы ручку правильно берём,
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтобы она качалась.
Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее. Затем то же самое проделывают другой рукой.
Вот стоит большая ёлка,
А на ней растут иголки.
Есть на ёлке также шишки,
А внизу — берлога мишки.
Дети соединяют подушечки больших, указательных и мизинцев обеих рук, а средние и безымянные сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют четверостишие несколько раз.
Строим мы в лесу шалаш.
Будет прочным домик наш.
Столбики мы в землю вроем,
Сверху ветками накроем.
Дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных и мизинцев обеих рук, а средние сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют четверостишие несколько раз.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Загибают пальчики, начиная с большого
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«Шагают» по столу.
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
«Жил да был один налим»
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Движения имитирующие движения плавников. Взмахи ладонями.
Сжимать и разжимать кулачки.
Загибать пальчики.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,
начиная с большого.
Оби руки идут по столу.
Загибают пальчики, начиная с
большего.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.
«Лепят» комочек двумя ладонями.
«Крошат хлебушек»
Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой.
Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной.
Движения воображаемой ложкой.
Руки под щеку.
«Елочка»
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Пальцы рук сплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки». Кулачки, указательные пальчики выставлены. «Шарики» из пальцев вверх, вниз «Ушки» из указат. и среднего
пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты. Ладони сложены, пальцы
растопырены, средний и указательный стоят на столе.
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
- ОХ!
И ушел.
Газон засох.
Удары по столу пальчиками.
«Шагают»
Удары ладонями по столу.
Хлопок.
Хлопки по столу.
«Цветы»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Медленно разжимать пальцы из
кулачков, покачивать кистями рук
вправо – влево, медленно сжимать
пальцы в кулаки, покачивать
кулаки вперёд – назад.
«Котёнок»
2 3 4 5
Кусается сильно котёнок – глупыш,
5 4 3 2
он думает: это не палец, а мышь
(смена рук)
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться–скажу тебе «Кыш!»!
Пальчики «скачут» по столу в
ритме стихотворения.
«Моя семья»
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я - вот и
вся моя семья!
Хлопки на счет.
Поочередное загибание пальцев.
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот березки золотой,
Вот последний лист осинки
Ветер бросил на тропинку.
Плавные волнообразные движения ладонями.
Загибают пальчики на обеих руках.
Спокойно укладывают ладони на стол
«Верба»
Уж верба, вся пушистая,
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяло крылом.
Сжимают кулачки, резко разжимают кулачки, крутят руками, машут кистями рук
«Котята»
Вот за партами ребята
расшалились, как котята:
парты пальчиками трут,
словно лапками скребут.
Ребенок ставит подушечки пальцев на стол и иммитирует движение котят, подтягивает пальцы к ладони, а затем оттопыривает. Выполняет сразу двумя руками.
«Овощи»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трём
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём
Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз, пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.
Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти, интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.
«Фрукты»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
«размешивают», загибают пальцы по одному, начиная с большого. Опять «варят» и «мешают».
«Медведь»
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый
Слышит – каплет Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу.
Заливает! Не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег…Пришла весна!
Сжимают и разжимают кулачки, складывают ладошки вместе, подкладывают под щёку.
Сжимают и разжимают кулачки. Пальчиками стучат по столу, качают головой. Вытягивают руки вперёд, раздвигают пальцы. Указательным и средним пальцами «бегают» по столу.
Сжимают и разжимают кулачки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики. Однак...
Презентация "Комплекс № 1 Лечебная гимнастика для младших школьников" в хореографии.
В данном комплексе представлены упражнения лечебной гимнастики для младших школьников в хореографии....
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень...
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Пальчиковая гимнастика для младших школьников...
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...
Пальчиковые игры для младших школьников.
В документе представлено несколько пальчиковых разминок, которые вы можете использовать на уроках письма....