Роль игры в развитии детей с умеренной умственной отсталостью.
учебно-методический материал (1 класс)

Дудукалова Ольга Валентиновна

 Подборка  игр, которые можно и нужно использовать на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry_v_razvitii_letey_voz_dudukalovoy.doc494.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии детей с умеренной умственной отсталостью

Автор:  Дудукалова О.В. Учитель начальных классов

Актуальность темы.

Процессы гуманизации общества выдвигают требования к обеспечению социальной защиты детей-инвалидов и предоставлению им равных прав с нормально развивающимися детьми. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на всех возрастных этапах их индивидуального развития является наиболее важным направлением современной специальной психологии, коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры

    Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении учащихся с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности. В настоящее время назрела теоретическая и практическая необходимость комплексного изучения возможностей формирования игровой деятельности этих учащихся, что послужит залогом успешного развития их психической сферы в целом и социально-бытовой адаптации, в частности

    Особая роль в развитии личности ребенка, в том числе и аномального, принадлежит игровой деятельности. Игровая деятельность является ведущей для детей  младшего  школьного возраста (Лесгафт П.Ф. (1959), Выготский Л.С. (1983), Михайленко Н.Я. (1999) и др.). Понятие "игра" объединяет разные по характеру направленности и содержанию действия и основные виды игровой деятельности - предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.

      Формирование игровой деятельности школьников с умеренной умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением четко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.

    Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая  в не меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Право всех детей на досуг и игры записано в международных документах ООН и проводится в жизнь рядом авторитетных международных организаций - ВОЗ, ЮНЕСКО, ОМЕП и др..
    Таким образом, для успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья я решила углубленно изучить и применить в работе  данную тему.

+ -средний показатель уровня

- - низкий

Вывод:  результаты диагностики  показали по всем параметрам  низкий уровень развития.

Предстоит работа по развитию всех видов деятельности: социальная, игровая, трудовая, учебная. Все виды деятельности осуществляются через игру.

Рассмотрим  несколько видов игр.

Особенности игры

  • Игра является активным приемом и средством воспитания.
  • Являясь, по сути своей, развлечением, отдыхом,  игра способна перерасти в обучение, в воспитание, в модель типа человеческих отношений.
  • Игра – не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку, подростку, самоутвердиться, самореализоваться. Это деятельность, в процессе которой участники игры пробуют себя в различных социальных ролях. Т.о., игра является фактором социального развития личности.
  • пробуют себя в различных социальных ролях. Т.е, игра является фактором социального развития личности.

Цель игры имеет 4 аспекта:

Познавательный  (обучающий): расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, способов действия,  необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитательный:  воспитание  самостоятельности,  воли; формирование  определенных  подходов,  позиций,  нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;  воспитание сотрудничества,  коллективизма,  общительности.

Развивающий (корригирующий):  развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующий: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

      Классификация игр:

        По области деятельности:

  •  физические, интеллектуальные, трудовые,     психологические, социальный;

     По характеру педагогического процесса:

  •  обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.;

   По характеру игровой  методики: 

  • предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры- драматизации;

  По предметной отрасли:

  • игры по всем школьным дисциплинам;

   По игровой среде: 

  •  игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Кроме общепедагогических знаний и умений, весьма полезны немногие практические советы, вынесенные  из опыта непосредственной организации как индивидуальных, так и в групповых игровых занятий постоянного и переменного состава с детьми-инвалидами. Совет придерживаться трех  главных моментов:


1. Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого. Путь к развитию игровых знаний, умений и навыков всегда начинается с интереса к игре и требует от воспитателя способности и умения заинтересовать и увлечь детей как конкретной игрой, так и игровой программой в целом. Именно отталкиваясь от интереса к игре и игровой задаче, можно обеспечить педагогически направленное движение к развитию активности, игровых навыков, формирование мотивации преодоления физической и психической неполноценности с ориентацией на самовоспитание.

.
2. Постоянное создание "ситуации успеха". Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим нашим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения. Подбор игр и индивидуальные методические находки воспитателя и педагогов позволяют игре быть игрой, а не нудным и трудным занятием. Радость в игре, от игры, в ситуациях игрового общения детей друг с другом - необходимое условие всякой игровой программы.


3. Важнейшая роль в организации игр отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Говоря строго научно, такая методика должна быть названа субъектно- ориентированной игровой деятельностью. Индивидуальный подход является общепедагогическим требованием, но в работе с детьми и подростками-инвалидами мы гораздо сильнее ощущаем необходимость учитывать совершенно неповторимую ситуацию личностного развития каждого. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие игр в игротеке открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра

Программное содержание:

  1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
  2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
  3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  4. Уточнить  знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя и т.д.

Предварительная работа:

  1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
  2. Чтение художественной литературы.

Работа с родителями:
Со стороны родителей : они покупают  или мастерят своими руками  всё необходимое для сюжетно-ролевых игр ; совершают экскурсию со своим ребёнком и рассказывают о работе людей в магазине, больнице, на почте и т.д.

Организация игры.

1.  На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением действий каждым ребёнком, развивает умение применять эти знания в игре.

2. На втором этапе игра организуется детьми. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие на второстепенных ролях.

3. Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-нибудь роль.

Сюжетно – ролевая  игра «Парикмахерская»

Цель: развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Обогащение словаря : маникюрша, клиент, кассир, услуга, путевой лист.

Оборудование:  туалетный столик, расчёски разных видов, заколки,  бигуди, полотенца, пелерина.

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

Получает заказ клиента; Делает прическу.

Маникюрша

Получает заказ клиента; Делает маникюр.

Кассир

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.

Уборщица

Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.

Клиент

Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.

Директор

Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами.

Построение ролевого диалога

Директор парикмахерской

Клиент

Кассир

Парикмахер

Организует работу; Контролирует

Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются

 

Маникюрша

Организует работу; Контролирует

Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются

 

Кассир

Организует работу; Контролирует

Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются

 

Уборщица

Организует работу; Контролирует

 

 

Клиент

Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание)

Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в общественных местахОбщаются

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал

Шофёр

Даёт указание о доставке определённого товара; Подписывает путевой лист Контролирует

 

Расплачивается за привезённый товар

Играя в эту игру дети учатся ухаживать за волосами, ногтями. Учатся общаться с людьми.

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными .

Коррекция речи через монологические высказывания игрового характера.

Роли

Ролевые действия

Учитель

Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики

Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.

Директор

Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам.

Охранник

Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь.

Построение ролевого диалога

 

Ученик

Родитель

Учитель другого класса

Учитель

Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет под диктовку; Слушает учителя

Интересуется успехами своего ребёнка; Провожает в класс; Приходит на родительское собрание

Дают советы; Беседуют о работе

Ученик

Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт на «буксир»

Спрашивает об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы

Обращается с просьбой; Делает замечания

Директор

Выполняет поручения, полученные учителем

Просит перевести в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются

Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется указаниям.

Охранник

Показывает ученический билет при входе; Соблюдает правила поведения в школе

Сообщает по какому вопросу он пришёл

Просит пропустить кого-либо; Беседуют

Дети познакомились не только с профессией учителя, они узнали, кто ещё работает в школе.

Сюжетно-ролевая игра   «Магазин»

Цель: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца

Корригировать недостатки произвольного поведения и самоконтроля через развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.                                                              

Корригировать недостатки развития когнитивной сферы через развитие фантазии и творческого воображения ,речь.

Роли

Ролевые действия

Заведующий магазином

Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями

Покупатели

Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар

Продавец

Выдаёт товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям

Кассир

Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу.

Шофёры

Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазинов

Рабочие

Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам

Построение ролевого диалога

Заведующий магазином

Покупатель

Рабочий

Продавец

Организует работу; Контролирует правильность и аккуратность работы

Предъявляет чек, делает заказ; Получает товары; Проверяет количество

Приносит товар со склада

Покупатели

Беседуют с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.)

Устанавливают очередь Общаются Соблюдают правила поведения в общественном месте

 

Рабочий

Организует работу; Контролирует

 

 

Кассир

Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность

Просит выдать чек; Называет, что хочет купить и сколько; Платит деньги; Получает чек

 

Шофёр

Даёт указание о доставке определённых товаров; Подписывает путевой лист; Контролирует.

 

Сгружает привезённый товар; Общаются.

Эта игра у детей самая любимая: они часто в неё играют и уже самостоятельно. Трудность заключается в том, что дети не говорящие, они общаются жестами. Поэтому контроль воспитателя обязателен, чтобы детям называть наименование товара.(Обогащение словарного запаса).

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель : развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли

Ролевые действия

Заведующая

Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями.

Библиотекарь

Выписывает формуляры, выдаёт и принимает книги; помогает подобрать необходимые книги, беседует с читателями о прочитанном; участвует в работе выставок и встреч с читателями.

Читатели

Берут и сдают книги; расписываются в формулярах; участвуют в организованных для них встречах

Продавец в книжном магазине

Выдаёт книги из магазина; разгружает их

Шофёры

Привозит книги из магазина; разгружает их.

Построение ролевого диалога

Заведующая

Библиотекарь

Читатели

Шофёр

Продавец в книжном магазине

Заведующая

Рассказывает о пожеланиях читателей.
Совместно готовят выставки и встречи

Дают советы по работе библиотеки
Принимают участие в выставках и встречах

Принимает накладную.
Отчитывается за товар по накладной

Рекламирует свой товар (по телефону)

Библиотекарь

Распределяет и контролирует работу.
Разрешает конфликты

Общаются.
Готовят выставки и встречи.
Заботятся о книжном фонде.

Расписываются в формулярах.
Просят подобрать литературу.
Благодарят за помощь.

Читатели

Организует выставки, встречи.
Беседует о том, как им нравится обслуживание.

Выписывает формуляр.
Выдаёт книги, записывает в формуляр.
Беседует о прочитанном.
Помогает подобрать нужную литературу.

Общаются, беседуют о прочитанном.
Участвуют в выставках, встречах.

Шофёр

Выписывает накладную.
Проверяет привезённую литературу по накладной.

Набирает литературу по накладной.
Упаковывает

Продавец в магазине

Договариваются о необходимой литературе по телефону.

Предъявляет накладную.
Загружает и разгружает товар.

В процессе игры дети познакомились с профессией библиотекаря, с правилами пользования книг, с правилами поведения в библиотеке, узнали перечень книг библиотеки.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Цели:  углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет

Корригировать недостатки  коммуникативных навыков через развитие умения чувствовать партнера и заботится о других.                

Воспитывать добрые чувства, уверенность в поддержке сверстников и в самом себе.

Словарь: фармацевт, рецепт, аптека, аптечный пункт, лекарственные препараты.

Роли

Ролевые действия

Провизор-аптекарь

Принимает рецепт и заказ от покупателей. даёт справку и дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства4 выдаёт лекарства по рецепту

Фармацевт

Изготавливает лекарство; упаковывает изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки; подписывает упакованные лекарства

Покупатель

Покупает лекарство, расплачивается; просит дать справку о применении того или иного лекарства; показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства

Кассир

Получает деньги от покупателя, выдаёт чек.

Шофёры

Привозит лекарство

Зав. аптекой

Звонит и заказывает новую партию лекарств; выдаёт зарплату; контролирует работу сотрудников

Построение ролевого диалога

Заведующая

Покупатель

Провизор-апеткарь

Шофёр

Кассир

Провизор-аптекарь

Контролирует качество работы.
Выдаёт зарплату.

Покупает лекарство.
Просит объяснить, как принимать лекарство.

Выполняют совместную работу.
Общаются.

Подвозит лекарства

Выдаёт чек, получает деньги в соответствии с ценой названной провизором.

Фармацевт

Даёт указания по изготовлению лекарств.
Выдаёт зарплату

Просит изготовить то или иное лекарство по рецепту выданному врачом

Общаются

Подвозит компоненты для изготовления лекарств по рецептам

Покупатель

Общаются.
Регулирует спорные вопросы

Занимает очередь.
Общаются.

Выдаёт лекарство, объясняет как его нужно принимать

Получает деньги, выдаёт чек.

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Отправляет за новыми лекарствами

Кассир

Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Платит деньги за лекарство

Получает зарплату

В нашем классе эта игра проводилась только с ролью аптекаря-продавца и покупателями. Дети охотно принимали участие в игре. Ребята  ознакомились с тем, как правильно обратится с рецептом и без него, к фармацевту.

Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»

Цель:  помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; помочь развернуть сюжет.

Корригировать недостатки произвольного поведения и самоконтроля через развитие умения свободно общаться друг с другом.

Словарь:  судно, капитан, экспедитор, бинокль,  маршрутный лист.

Роли

Ролевые действия

Капитан судна

Ведёт судно, обнаруживает в бинокль косяки рыб, бросает якорь. отдаёт команды рыбакам.

Рыбаки

Раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу. раскладывают в ящики по сортам и видам.

Водитель-экспедитор

Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

Продавец

Принимает рыбу у экпедитора, выкладывает её на полки магазина, продаёт покупателям

Построение ролевого диалога

Диспетчер

Помощник капитана

Рыбаки (бригадир)

Капитан судна

Даёт указания об отплытии судна.
Выдаёт маршрутный лист.
Осуществляет контроль

Отдаёт команды помощнику.
Крутит штурвал.

Отдаёт команды бригадиру

Рыбаки

Рыбаки обращаются с просьбой ещё раз бросить якорь (выловили не всю рыбу и т.п.)

Принимает улов.
Раскладывает улов в ящики, упаковывает.
Контролирует работу рыбаков

Водитель-экспедитор

Выдаёт путёвку.
Посылает на разгрузку в нужный магазин

Сдаёт улов, берёт квитанцию.
Водитель-экспедитор осматривает груз, проверяет качество упаковки.

Продавец

Звонит в магазин и узнаёт, доставили ли рыбу.

Дети познакомились с видами рыб: морские, речные, озёрные. Какими средствами добывают рыбу: удочками, спиннингами, сетями.

Сюжетно-ролевая игра   «Парикмахерская»

Цель: Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и умению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе

Корригировать недостатки произвольного поведения и самоконтроля через развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.                                                              

Корригировать недостатки развития когнитивной сферы через развитие фантазии и творческого воображения ; обогащение словаря..

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

Делает причёски, моют голову, сушат феном, подстригают; Выписывают талон на определённую сумму для оплаты; Беседует с клиентом, даёт советы.

Продавец в магазине

Выдаёт товар по заявке, упаковывает товар; Выписывает чек.

Кассир

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.

Шофёр

Доставляет косметические средства из магазина в парикмахерскую, получает товар в магазине

Клиент

Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.
Благодарят за работу.

Заведующая

Организует работу сотрудников, распределяет кадры; Устраняет конфликты; Делает заявки на приобретение косметических средств

Построение ролевого диалога

 

Заведующая

Парикмахеры

Клиенты

Кассир

Шофёр

Продавец

З
а
в
е
д
у
ю
щ
а
я

 

Передают пожелания клиентов

Благодарят за хорошо организованную работу.

Сдаёт отчёты за определённый промежуток времени.

Сдаёт товар; Передаёт чек из магазина

Общается (по телефону); Информирует о поступлении новых товаров, рекламирует их.

П
а
р
и
к
м
а
х
е
р
ы

Организует и контролирует работу; Устраняет конфликты; Даёт советы в процессе работы

Обсуждают новые прически, стрижки; Общаются

Объясняют, какую стрижку или причёску хотят от мастера; Проверяют работу (довольны или нет); Благодарят.

Принимает чеки от парикмахера.

 

 

К
л
и
е
н
т
ы

Беседуют о том, как им нравится обслуживание; Устраняет конфликты

Беседуют с клиентом о предстоящей стрижке, причёске, дают советы; Дают советы по уходу за волосами; Общаются; Выписывают чек для оплаты кассиру.

Устанавливают очередь; Общаются

Принимает деньги по чеку.

 

 

К
а
с
с
и
р

Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность

 

Предъявляют чек для оплаты; Платят за работу мастера.

 

 

 

Ш
о
ф
ё
р

Даёт задания и заявку на приобретение товаров в магазине

 

 

 

 

Общается; Упаковывает товар; Выписывает чек

П
р
о
д
а
в
е
ц

в

м
а
г
а
з
и
н
е

Договариваются о том, сколько и каких товаров необходимо, что есть в наличии на данный момент (по телефону)

 

 

 

Общается; Передаёт заявку на товар; Получает товар и грузит; Берёт чек.

 

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет.

Корригировать недостатки речевого развития через развитие умения отвечать на вопросы, понятно выражать свои желания.                

Корригировать недостатки эмоционального восприятия через расширение представлений детей об эмоциях, учить передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами.  .

Словарь: рецепт, доктор, пациент, назначение врача. регистратор, процедурный кабинет, аптечный киоск.

Оборудование: медицинский ящичек со всеми мед. приборами, игрушки-пациенты

Роли

Ролевые действия

Доктор

Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Медсестра

Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники.

Пациент

Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Регистратор

Заполняет карту больного, даёт талончик.

Медсестра процедурного кабинета

Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Продавец в аптечном киоске

Отпускает лекарства по рецепту врача

Построение ролевого диалога

Медсестра

Процедурная медсестра

Работник аптечного киоска

Доктор

Выполняет указания врача, помогает вести приём больных

По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры

Пациент

Выписывает направления на обследование

Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции

Выкупает лекарства по рецепту

Регистратор

Берёт карту больного, относит её к доктору

Шофёр (скорой помощи)

Выезжает к больным на дом

Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск

Игра одна из любимых у детей. Дети с удовольствием играют   в эту игру с куклами.

Дети познакомились с работой регистратора, с названием медицинских приборов. Как ухаживать за больным.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель:  помогать  детям  налаживать  взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет.

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации  движений тела.                                                

 Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, речь.

Словарь: денежные переводы, оператор, бандероль, посылка,

Оборудование: газеты, журналы, конверты, открытки, ящики почтовые.

Роли

Ролевые действия

Почтальон

Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик

Клиент

Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь.

Оператор

Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы

Шофёр

Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу.

Зав. почтой

Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу

Построение ролевого диалога

Заведующая

Клиенты

Оператор

Шофёр

Почтальон

Даёт указания о выполнении работы.
Контролирует работу почтальона.
Выдаёт зарплату.

Получает письма, газеты, журналы, открытки.
Передаёт письма, открытки для отправки.

Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки

Подвозит почтальона

Оператор

Даёт указания о работе с клиентами.
Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Отправляет посылки, бандероли, письма.
Покупает газеты, журналы, открытки.
Отправляет денежные переводы

Помогает в отправлении посылок, бандеролей

Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию

Клиент

Общаются.

Занимает очередь.
Общаются.

Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их.
Принимает письма, денежные переводы

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Даёт указания по перевозкам

Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки

Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»

Цель : помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь.

Роли

Ролевые действия

Шофёр

Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит.

Бензозаправщик

Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек

Милиционер

Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру

Водитель др. машины

Перевозит груз, рулит, ведёт машину.

Построение ролевого диалога

диспетчер

Шофёр другой машины

Пассажир

Шофёр

Даёт указания об отправлении машины.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Оказывает взаимопомощь.
Берёт на буксир.

Спрашивает о том, на какой остановке выйти.
Просит остановить машину

Пассажир

Отправляет

Контролёров на

маршрут

Пересаживает на другую машину.

Беседует о поездке.
Уступают место.
Общаются.

Бензозаправщик

Устанавливает очередь.
Оказывает помощь в заправке.

Милиционер

Выполняет указания работников милиции.
Платит штраф

Соблюдает правила дорожного движения, поведения.
Подчиняется указаниям

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»                                  

Цель:     помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Корригировать речь, обогащать словарь

Словарь: капитан, матросы, штурман, радист, пассажиры, диспетчер, радиограмма, порт, каюта.

Роли

Ролевые действия

Капитан

Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды

Боцман

Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу.

Штурман

Следит за маршрутом плавания

Радист

Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу.

Врач

Лечит заболевших во время плавания

Пассажиры

Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте

Кассир

Продаёт билеты, проверяет их

Построение ролевого диалога

диспетчер

Капитан другого корабля

Пассажир

Капитан

Даёт указания об отправлении корабля.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Приветствует.
Оказывает помощь

Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт

Радист

Передаёт сводку погоды.
Передаёт радиограммы

Отправляет сигнал или какое-то послание

Отправляет телеграмму домой

Врач

Оказывает помощь членам команды другого корабля

Лечит заболевших

Пассажир

Отправляет контролёров проверить пассажирские билеты

Пересаживается на другой корабль

Беседуют.
Гуляют по палубе, общаются

Боцман

Даёт указания матросам помочь другому кораблю

Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»

Цель:  помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет

Коррекция речи, обогащение словаря,

Словарь: пилот, штурман, экипаж, стюардесса.

Роли

Ролевые действия

1 Пилот

Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа

2 пилот

Дублирует действия 1 пилота

Штурман

Следит за навигационной обстановкой, работает с картой

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит.

Бортмеханник

Обслуживает системы самолёта и двигателя

Стюардесса

Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров

Конспект сюжетно-ролевой  игры «Сервировка стола к чаю».  

Цели:

 - закрепить знания о видах чая;

  - научить правильно  сервировать  стол к чаю

 - корригировать мышление, внимание, развитие речи.

 - воспитывать аккуратность, умение оказывать друг другу помощь.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

II Мотивация

(Сообщение    целей).

Стимуляция.

Чай. Виды чая.

Рефлексия

Виды посуды.

Рефлексия

Игра «Убери лишнее»

Накрываем стол к чаю.

Практичес. задание.

Оречевление действий.

Итог.

- Ребята, какое сейчас время года? Посмотрите на улицу. (весна)

 - Почему весна? А весной как солнышко светит? Ярко, светит,  греет солнышко. Улыбнитесь друг другу, как солнышко улыбается,  подарите друг другу солнышко.   Давайте возьмёмся за руки и сделаем одно большое солнышко,  поднимем ручки вверх и посветим всем, как солнышко,   чтобы и у нас в классе было светло, тепло и уютно.

А теперь садитесь на места.

Незнайка заходит:

- Здравствуйте, ребята! Я пришёл попросить вас помочь мне. Я хотел пригласить друзей и угостить их чаем. Но совсем не знаю, как накрыть стол к чаю, какую посуду нужно поставить на стол, какой чай налить гостям.

- Ребята, поможем Незнайке. Расскажем, какой бывает чай, покажем, какая посуда нужна для чая,  и вместе с Незнайкой  научимся правильно и красиво накрывать стол к чаю.

 - А для чего нам нужно уметь  правильно и красиво накрывать стол к чаю?

(чтобы мы могли  пригласить гостей,  угостить их чаем, помогать маме) -  Незнайка нам принёс угощение, и кто будет стараться работать и отвечать, тому Незнайка будет давать конфетку, и в конце занятия будем пить чай с этими конфетами.

  Вы должны быть старательными и помогать друг другу. А Незнайка будет помогать мне, награждать вас.

 -  Давайте вспомним, что такое чай?  (это напиток).

 - Да,  чай - это напиток. Мы его пьём каждый день и утром, и днём и вечером. Ни одного дня не обходимся без чая. А какой чай бывает?

-  В каких упаковках?

     (бывает в пакетиках и рассыпной в пачках)

- А какие виды чая вы знаете? (чёрный, зелёный, фруктовый, травяной)

 

 - У вас у каждого на парте лежит чай, посмотрите и назовите какой у кого лежит чай. ( у Данила зелёный ,в пакетиках, у Оли -фруктовый чай, у Саши-чёрный,  в пакетиках, у Ромы- чёрный, рассыпной в пачке, у Лёни-травяной.)

А какой вы дома пьёте чай? Какой  чай любите?

Что мы сейчас с вами вспомнили? (какие виды чая бывают)

Из чего  чай пьём?

Посмотрите у вас на партах лежат разрезные картинки. Вы должны их собрать и узнаете какая посуда нам нужна для чая ( разрезные картинки: кружка, чайник, заварочный чайник, сахарница, блюдце)

 - Что у тебя получилось, Данил?

-  Саша, что у тебя получилось?

 - У Оли?

 - Чайник, сахарница, блюдце, заварочный чайник, кружка, кружка с блюдцем.

- Как эта посуда называется? (чайная)

- Чайник для чего  нужен? ( чтобы кипятить воду для чая).

- Маленький чайник для чего нужен? (чтобы заваривать в нём чай)

- Как он называется? (заварочный).

 - Сахарница для чего нужна? ( в ней хранится сахар)

 - Кружка для чего нужна? ( чтобы пить из неё чай)

 - Блюдце? (блюдце нужно, чтобы можно было  положить в него какие-нибудь сладости, угощение для чая).

- Вся эта посуда нужна для того, чтобы попить чай. Угостить гостей чаем.

Какую чайную посуду вы знаете?

А сейчас, я вам предлагаю поиграть в такую игру.

Посмотрите на экран, там посуда, вам нужно выбрать только ту посуду, которая нужна для чая, а лишнюю посуду убрать.

На экране посуда:

  1. кастрюля, чайник, заварочный чайник. (слайд№1)  Посмотрите на экран и скажите, что здесь лишнее? Почему лишняя кастрюля?

     (в ней готовят пищу). А всё остальное, чтобы приготовить чай. Лишняя кастрюля.

  1. Кружка, блюдце,  глубокая тарелка.(слайд№2)

- Что лишнее? Почему тарелка лишняя? (из неё мы не пьём чай)

- А кружка и блюдце для чего нужны? (пить чай)

  1.  (слайд№3)

 - Сковорода, чайник, сахарница.

 - Почему лишняя сковорода?

 - В чайнике? (кипятят воду для чая)

 

- Так какую посуду выбрали?

- А сейчас давайте Незнайке покажем, как накрыть стол к чаю.

 

Дети  моют руки. Надевают косынки и фартуки.

Все, вместе с Незнайкой  моем руки

- Для чего косынки нужно надевать? (чтобы волосы в чай не попали)

-   А фартуки для чего надеваем? (чтобы не замарать одежду).

 

- А сейчас накроем стол и будем пить чай вместе с Незнайкой.

- Оля и Данил стелют  скатерть на стол, Саша кладёт салфетки. Для чего салфетки нужны?  Для чего скатерть стелем?

- Рома кладёт печенье в блюдце, Данил-конфеты. Лёня красиво разложит  вафли в блюдце.

- Оля и Данил что вы делаете? ( стелим скатерть)

- Саша что сделал? (поставил салфетки на стол)

 

- Давайте поставим приборы для Незнайки. Ставим кружку на блюдце, ложечку с правой стороны кладём  на блюдце с краю. Посмотрите все как правильно нужно поставить посуду для чая.

- А сейчас каждый также расставит для себя посуду. Но берите со стола только ту посуду,  которая нужна для чая, лишнюю не берите.

- Сколько кружек нам нужно поставить? Сколько нас человек?

- Значит должны поставить 6 кружек.

- А блюдец сколько поставите? (столько же сколько кружек)

- Какие ещё угощения можно подавать к чаю?

  (пирожное, торт, печенье)

- Посмотрите на стол, всё ли готово к чаепитию.

Наше занятие подошло к концу.

- Чему сегодня  учились? (учились правильно накрывать на стол)

- Что вспомнили?  (вспомнили виды чая, какая посуда нужна для чая)

- Помогли Незнайке накрыть на стол.

- Помогли мы тебе Незнайка? Понравилось тебе у нас?   

Подвижные игры.

Особого внимания требует организация доступных детям и подросткам-инвалидам подвижных игр. При проведении игр необходимо учитывать некоторые возрастные особенности детского организма: функционирование сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, высшую нервную деятельность. Это обязывает более тонко подбирать соответствующую методику проведения игр, учитывая не только основные потребности и особенности развития детей, но и ограниченные возможности больных и ослабленных детей, задержку или даже полную утрату некоторых двигательных и других функций.
Проведение игр с детьми с ограничениями возможностей требует медицинского и педагогического контроля за их состоянием непосредственно во время игры и в течение дня, учета проявляющихся признаков усталости. При возникновении нежелательных симптомов необходимо принять соответствующие меры, например, дать ребенку роль, не требующую большого напряжения: помощника руководителя.
Необходимо учитывать, что при проведении подвижных игр трудность представляет определение посильной нагрузки. Дозирование нагрузки обеспечивается тщательным подбором доступных и разнообразных игр, подходящих для данных ребенка или группы детей с учетом формы и степени их инвалидности, и включением пауз для отдыха и дыхательных упражнений. Особое значение для регулирования нагрузки имеет эмоциональный накал игры. Важно обеспечить постепенность в повышении нагрузки изменением продолжительности игр, количеством повторений игровых действий, выбором сюжета, ритма, темпа и т. п. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие, а также обеспечивали чередование психофизической нагрузки.

Чрезвычайно важен настрой и тон руководителя (педагога, психолога, воспитателя). Он должен быть бодрым, ласковым, спокойным, давать детям эмоциональный заряд, вселять уверенность в своих силах. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние детей (возбудимость, вялость, суетливость и т. д.), уметь вовремя предупредить конфликты между чересчур активными и нетерпеливыми детьми. Важно быть способным самому включиться в игру, взять на себя какие-то роли.

  • Среди многообразия игр особо следует выделять подвижные игры,  в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
  • Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действие в соответствии с правилами или текстом игры.
  • Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
  • Соответствовать содержанию игровых действий , представлений детей, умений, навыков, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Подготовка  к игре:

  • Предварительное ознакомление с содержанием подвижных игр.
  • Подготовка к проведению конкретной игры.
  • Подготовка помещения, одежды детей, инвентаря для проведения игры.

Виды подвижных игр:

  1. Сюжетные ( подвижные)
  2. Бессюжетные ( подвижные)
  3. Игровые упражнения
  4. Игры забавы

  1. Сюжетные (подвижные) игры.

Воробушки и автомобиль.

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях,  не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя находить свое место.

Корригировать навыки передвижения в вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве.

Описание. Дети садятся на скамейку на одной стороне зала . Это воробушки в гнёздышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети встают и бегают по залу, размахивая руками «крылышками»..По сигналу «Автомобиль едет, воробушки, в свои гнёздышки!»  автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнёзда (садятся на скамейку) Автомобиль возвращается в гараж.

Указания к проведению. Необходимо показать предварительно детям, как летают воробушки, как они клюют зёрнышки. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти своё место.

Игра «Пузырь»

Цель: Научить детей становиться в круг, делать его по ширине, уже, приучать их приучать их согласовать свои движения с произносимыми словами.

Корригировать общую  моторику, речь.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг другу. Воспитатель произносит:

                             Раздувайся пузырь,

                             Раздувайся большой,

                              Оставайся такой.

                             Да не лопайся.

 Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор , пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»

Или: после слов: «Хлопнул пузырь!»  двигаться к центру круга, держась за руки и  произнося при этом звук «Ш-Ш-Ш» -воздух выходит.. Затем дети снова надувают пузырь.- отходят  назад, образуя большой круг.

Указания к применению. Перед проведением игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри. Произносить текст воспитатель должен медленно, чётко, ясно, привлекая к этому играющих.

Игра «Солнышко и дождик»

Цель. Учить детей , не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Корригировать внимание, общую моторику.

Описание. Дети сидят на стульчиках .Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети бегают и прыгают по комнате. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Игра повторяется.

Указания. Вместо  стульчиков интереснее использовать большой зонтик, под который дети прячутся от « дождя». Потом игру можно усложнить, разместив стульчики в разных местах класса. Дети должны  запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Игра «Лошадки».

Цель. Приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он движется не очень быстро.

Развивать навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Дети распределяются  в пары: один - лошадка,  другой - кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и  едет по площадке. Затем дети меняются местами.

Указания. Первое время воспитатель помогает надеть вожжи.

  Игра «Лохматый пёс».

 Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться водящему и не толкаясь.

Формировать двигательную координацию. Коррекция внимания, речи.

Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок находится на противоположной стороне, изображая пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, проговаривая слова:

                              Вот лежит лохматый пёс,

                              В лапы свой уткнувши нос,

                              Тихо, смирно он лежит,

                              Не то дремлет, не то спит. 

                              Подойдём к нему, разбудим

                              И посмотрим: «Что – то будет?»

Дети приближаются к псу. Пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого – нибудь  и увести к себе. Игра повторяется.

Указания. Воспитатель следит, за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.

  1. Бессюжетные (подвижные) игры.

Цель игр, приведённых ниже:

учить детей  действовать по сигналу быстро, приучать их  ориентироваться в пространстве, корригировать внимание, общую моторику; развивать ловкость.

Игра «Не опоздай»

Цель:  учить детей быстро действовать по сигналу, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание.  Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики или колечки. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всему залу, по сигналу «Не опоздай!» бегут к кубикам.

Указания. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному кубику, постепенно они привыкают занимать своё место. При повторении игры можно предложить детям бегать как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках. После сигнала «Не опоздай!» воспитатель бежит вместе с детьми, делая вид, что хочет взять кубик. Обязательно хвалить детей!

Игра «Найди свой домик»

Цель: учить детей ориентироваться по звуку, определять на слух, откуда раздаётся звук, двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга; учить находить определённый предмет. Развивать ловкость, быстроту.

Описание. Дети делятся на группы, каждая группа становится у определённого дерева. Это их домик. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке  в разные стороны. По сигналу «Найди свой домик!» - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его.

Игровые упражнения

«Целься вернее»

Цель.  Учить бросать мяч в определённом направлении . Развивать элементарные навыки попадания в цель. Развивать глазомер, координацию движений.

Дети становятся в круг, каждый ребёнок держит в руке маленький мяч. В центре круга стоит корзина (расстояние от цели до детей 2м )

По сигналу воспитателя дети бросают мячи в корзину, затем подходят к ней, достают мяч и повторяют упражнение.

Указания. При метании в цель дети кидают мяч одной рукой от плеча. Следует показать способ метания - одной рукой снизу. Можно использовать шишки, камешки, мешочки с песком.

«Сбей кегли»  (то же, но сбиваются кегли большим мячом)

«Прокати обруч»

Цель. Совершенствовать умения  действовать с обручем - катать его, ловить. Укреплять мелкую мускулатуру кистей рук. Корригировать внимание.

 

Ребёнок стоит лицом к воспитателю на расстоянии 3-4 шагов от него и держит обруч. Он катит обруч воспитателю, а затем ловит обруч, направленный воспитателем.

Указания. Воспитатель предварительно показывает, как поставить обруч и как оттолкнуть его, чтобы он покатился. Сначала дети выполняют упражнение с воспитателем, а затем с детьми - в парах.

«Бери мяч»

Цель:  Учить детей  бросать мяч в определённом направлении и ловить мяч. Развивать ловкость, координацию движений. Совершенствовать умения действовать с мячом: бросать, ловить. Укреплять мелкую мускулатуру кистей рук.

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Нужно передать  мяч  из  рук в руки соседу.(мяч большой) Мяч надо передать и брать двумя руками.

Указания. Дети с умеренной умственной отсталостью ещё недостаточно ориентируются в направлении движения, поэтому воспитатель подсказывает им: «Оля, передай мяч Данилу, а ты, Данил, передай мяч Саше….» Воспитатель следит, чтобы  дети поворачиваясь, стояли на месте, не переступали ногами.

«Прыгни через шнур»

Цель: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, перепрыгивать через шнур, внимательно слушать сигналы, выполнять движения в соответствии с сигналами. Корригировать внимание, ловкость, общую моторику.

Указания. Воспитатель кладёт на пол цветной шнур или скакалки. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя стараются перепрыгнуть через него.

Можно положить 2-3 шнура разного цвета на небольшом расстоянии один от другого. Дети, перепрыгнув через один шнур, подходят к другому, прыгают через него.

 Игра  «Найди свой цвет»  

Описание.   Воспитатель раздаёт детям флажки  четырёх цветов: красные, синие, зелёные, жёлтые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах площадки, возле флагов определённых цветов. После слов: «Идите гулять!» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет!», дети собираются  у флага соответствующего цвета.

  Указания. Вместо флажков каждому ребёнку можно дать квадраты      или круги разного цвета. Воспитатель следит, чтобы дети расходились по всей площадке.

 

Дидактические игры

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра — это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

  Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется знания, умения, навыки.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия  - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила  являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета, что не мало важно при обучении детей имеющих отклонение в развитии.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо еще раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

  Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основные функции дидактических игр:

1)    функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2)    функция формирования психических новообразований;

3)    функция формирования собственно учебной деятельности;

4)    функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5)    функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6)    функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

  Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать  и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Основные условия проведения дидактической игры:

1.    наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2.    Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3.    Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4.    Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

5.    Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6.    Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7.    Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Обучение грамоте.

Игра « Прочитай слово с разными гласными»

Цель. Включение буквы- ловушки учит детей быть внимательными к заданию, учит самоанализу деятельности.

П…ЛКА (о,и,а,у)

Игра « Солнышко»

Цель.   Чтение слогов по таким таблицам учит классифицировать и  ориентироваться  на страницах учебника.

-Составь из слогов и букв новые слова.

Игра «  Буквы вокруг меня»

Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.

Попросить детей оглядеться в классе  и назвать все предметы, которые окружают  на букву-О, А …

Игра «Картины».

Цель: закрепление знаний о буквах, расширение словарного запаса; развитие зрительной памяти; ознакомление с художниками и картинами

Повесить картину художника,  Прочитать название картины и имя автора детям.  Попросить найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И.Е.Репина «Не ждали». Пусть дети найдут  все предметы на определённую букву П (пол, портрет, пальто, передник и т.д.)

Попросить детей запомнить все слова на эту букву. Закрыть  картину и предложить детям  вспомнить все эти предметы.

Игра «Буквы в клетке».

Цель: закрепление знаний детей о буквах; развитие сосредоточенности и концентрации внимания.                                            

Г        А        Ф        Х        К        В

м        е        ш        ъ        А        н

р        ц        а        ю        ч        с

ы        Э         А        я         в        Ь

а        ж        щ         о        З        У

в        а        о        п        а        д

Воспитатель  предлагает ребёнку таблицу и найти , например все буквы А.

Игра «Цветные слоги»

Цель. Усвоение механизма чтения, Развитие мышления, зрительного восприятия.

Цветные слоги, обозначенные определённым цветом, помогают слоговому чтению, т.к.  ребёнок видит в единстве и слоговое строение, и слово в целом.

Слоговой состав слов может быть выделен цветом и размером букв:

СТРУна      СТРАна    

Игра «Магазин»

Цель. Развитие процессов зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания.

                                            -Наименование каких товаров вы сможете  

                                            прочитать  на 3-м этаже? (футболка,

                                             фуражка……)                                         

                                                         

ФА

ФУ

ФО

ФИ

Игры «Кто что любит» ,  «Кто где спит»,   «Что у кого» «Кто что делает».

Цель. Развивают познавательные интересы детей, обогащают их словарный запас.

- Поставь правильно карточки.

МЕДВЕДЬ                 КРОВАТКА

ТУРИСТЫ                  ГНЕЗДО

КУКЛА                        БЕРЛОГА

ЛАСТОЧКА                ПАЛАТКА

Игра «Угадай, чья песня»

Цель. Способствовать усвоению слогового способа чтения. Коррекция  положительных эмоции.

ку - ку - ку                 кукушка

чи - чи - чи               чибис

стри - стри - стри     стриж

гра - гра - гра            грач

Игра «Вышла курочка гулять»

Цель. . Способствовать усвоению слогового способа чтения.

                                       Вышла курочка гулять

                                       Свежей травки пощипать.                            

                           А за ней цыплятки ,мапые ребятки.

                                       Цып – цып – цып! Сюда! Сюда!

                                      Я вам буковку нашла!

   Прибежал цыплёнок  А,

    Прочитали дети…..НА

    Прибежал цыплёнок  У

    Прочитали дети….НУ

    Прибежал цыплёнок   О

Н

. АУО

Математика.

Игра «Цифра спряталась» 

Цель.  Закрепить знания числового ряда. Корригировать  внимание.

1  .  3   4   .  6    7    8   .

-Какие цифры спрятались покажите карточками.

Игра «День-ночь»

Цель. Закрепить знания числового ряда, развивать внимание, зрительное восприятие.

  1. 2  3  4  5  6  7  8  9

-Закрываем глаза.

-Что изменилось?( дети выходят, переставляют карточки местами)           

1  3  7  8  4  5  6  2  9

Игра «Какие цифры спрятались?»

Цель. Закрепить знания числового ряда, развивать внимание, зрительное восприятие.

                  

Игра «Хлопки»

Цель. Установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры. На доске рисунки с различным количеством предметов. Учитель показывает на картинку, дети- считают количество предметов на картинке и хлопают в ладоши такое количество раз. (или показывают карточку, тогда нужно поменять название игры, например, «Молчанка» )

Составление геометрических фигур.

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см.

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Игра «Парашютисты»

Цель. Закрепление  приёмов сложения и вычитания в пределах 10.

 Развитие процессов зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания.

           

      5           1          4           3           2

1+1              5-1         2+1       2+2        3-1     5-2

-Куда приземлится парашют?

Самоподготовка по математике.

Тема: Числа и цифры 1,2,3.

Цели: закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов, знания о геометрических фигурах.

Корригировать пространственные и временные представления: зрительное восприятие, речь,

Оборудование:

Для детей: тетради, карандаши, карточки с заданиями, цифры 1,2,3 (для обратной связи), шишки для пальчиковой гимнастики.

Для учителя: ёлка искусственная , коробка с подарками, счётный материал( ёлочки, мандарины, конфеты, ёлочные игрушки) цифры разного размера и цвета для физминутки,  бумажные ёлочные игрушки для поощрения.

                Ход  самоподготовки:

1.Оргмомент.

Эмоциональный настрой.

- Какое у вас настроение?

-Какое настроение, когда ругает мама? Покажите.

- Какое настроение, когда дарят подарки вам?

- Когда дождь идёт и нельзя гулять?

-А когда солнышко светит, согревает нас?

- Посмотрите, какое весёлое солнышко! Улыбается нам! И вы улыбнитесь ему и друг другу!        Слаид №1

2. Временные представления.

- Хором. Сегодня….  , день недели…

- Подойдём к окну. Какое время года? Какие месяцы зимние мы знаем? Хором, декабрь, январь, февраль.

-Выберите картинку, где изображена зима.

3. Целеполагание.

-Выполняем д\з по математике  Вспомним цифры,  будем учиться пересчитывать предметы, искать и узнавать цифры, соотносить цифры с количеством предметов.

4. Мотивация.

- Кто будет старательно выполнять задания, получит ёлочные игрушки, которыми мы украсим вот эту ёлочку. Нам её принёс ночью снеговик. Ведь приближается какой праздник ? (Новый год?)

-А ёлочка не простая - с сюрпризом!  Под ёлочкой сундучок с подарками!

- Получим мы их тогда, когда выполним все задания.

5. Счёт до 3-х и обратно.

- Считаем ёлочки (под ёлками цифры) хором

- Ветер подул и все цифры разлетелись.

  Игра «Узнай цифру»                                       Слайд №2

-Назвать  размер и цвет цифры.

-Разложим все цифры по порядку(карточки на столах)

-Какая цифра при счёте первая?

- Какая последняя?

- Напомните, какие цифры мы вспомнили?

Физминутка.

мотрите, ребята, цифры и по классу разлетелись, их надо найти. Встанем и найдём их.

Игра  «Покажи цифру»

- Я показываю вам предметы – вы считаете их и показываете соответствующую цифру. (Конфеты, мандарины, ёлочные игрушки)

Работа с геометрическим материалом.

то нам ёлочку принёс ночью? (снеговик)

-Посмотрите, из каких фигур состоит снеговик?     Слайд №3

- Сколько кругов?

-Что на голове у снеговика?

-Какой формы?

- Сколько квадратов?

- Сколько глаз? Какой формы?

-Что изменилось?                                                               Слайд №4

- (Снеговик без морковки)

- Что изменилось теперь?                                                 Слайд №5

-Ребята, что мы сейчас вспомнили?

6.Работа в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика.

- Берём в руки шишки.

В руки шишки мы возьмём

Наши пальчики помнём.

Из руки в руку переложи

Нашим пальчикам поможем.

-Дописать цифры.

Раскрасить столько кругов, какая цифра стоит слева.

Подведение итогов.

- Что сегодня вспомнили?

- А где мы нашли цифры ?

- Посчитайте, сколько вы шариков заработали?

- Пойдёмте украшать ёлочку.

- Вот вам и сундучок с подарками!

Литература:

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987

2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986

3. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.

4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997

5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990

6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982

7. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.

8. Тимофеева Е.А. Подвижные игры.- М., 1987

9. Жикалкина Т.К.  Игровые и занимательные задания по математике. – М., 1989

10. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М., 2001

11. Фролова Л. А. Обучение первоначальному письму. -  Магнитогорск , 1999

12. Смоленцева А.А.  Сюжетно – ролевые игры с математическим содержанием. – М., 1987

13. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи ( от 3 до 4 лет) – М., 2007

14. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., 2006

15. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста.- М.,1990

Содержание.

1.Введение.

2.Диагностика

3.Особенности и цель игры.

4.Классификация игр.

5. Три  главных момента при проведении игр с детьми ВОЗ.

6. Сюжетно- ролевые игры.

               -Программное содержание:

      -. Предварительная работа

           - Организация игры.

           - Приложение.

    7.Подвижные игры.

          - Подготовка к игре.

      -Виды подвижных игр.

      - Приложение.

8.Дидактические игры.

       -Структура.

      - Функции.

      -Условия проведения.

      -Приложение.

9..Список используемой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе

Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...

упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.

С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...

Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Урок построен в игровой форме.  Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...

Особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью

Статья посвещена особенностям развития  детей с умеренной умственной отсталостью от рождения до средней школы....

"Роль наглядности и практической деятельности в обучении детей с умеренной умственной отсталостью"

Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики, мыш...