Рабочая программа Учебного курса «Окружающий мир» 1 класс УМК « Школа России».
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Бадахина Татьяна Олеговна

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы Плешакова А.А. (учебно-методический комплект «Школа России»); издательство Москва: Просвещение, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushhij-mir.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Учебного курса

«Окружающий мир»

для 1 класса

УМК « Школа России»

Учителя начальных классов:

Бадахиной Татьяны Олеговны.

2019г-2020 уч.год

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы Плешакова А.А. (учебно-методический комплект «Школа России»); издательство Москва: Просвещение, 2016.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Естествознание и обществознание» средствами предмета «Окружающий мир».

Основными задачами реализации содержания курса являются.

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

Согласно Базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов(33 учебные недели), из расчёта два часа в неделю.

Последовательность изучения тем:

  1. Введение.
  2. Что и кто?
  3. Как, откуда и куда?
  4. Где и когда
  5. Почему и зачем?
  6. Заключение

                                                                Содержание программы.

Введение (1ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Что и кто? (21 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными видами комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсия. Что такое наша школа?

Практические работы. Распознавание камней. Гербарий: части растений. Знакомство с комнатными растениями. Распознавание растений цветника. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Исследование строения шерсти зверей.

Проект. «Моя малая родина».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Как, откуда и куда? (13 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы. Очистка загрязненной воды. Опыт по «изготовлению» морской воды. Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Сортировка мусора по виду материала. Исследование снеговой воды на наличие загрязнений.

Проект. «Моя семья».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Где и когда? (9 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Практические работы. Работа с глобусом.

Проект. «Мой класс и моя школа».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и настоящем. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и настоящем.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — день Земли.

Практическая работа. Исследование возникновения и распространения звука. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой. Простейшие правила гигиены.

Проект. «Мои домашние питомцы».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 1 класса.

Предметные:

  • узнавать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • узнавать государственную символику России: флаг, герб, гимн; называть государственные праздники;
  • называть основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; вести наблюдения в природе;
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
  • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике; объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
  • называть группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей; различать овощи и фрукты;
  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными;
  • понимать особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения); уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы и соблюдать их;
  • объяснять назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
  • перечислять и выполнять правила сохранения и укрепления здоровья.

Распределение учебных часов по разделам программы.

наименование разделов тем

всего часов

практическая часть

практическая работа

экскурсии

проект

проверочная работа

Введение

1

1

Что и кто?

21

6

1

1

Как, откуда и куда?

12

2

1

1

Где и когда?

11

1

1

1

Почему и зачем?

22

1

2

Итого

66

9

1

4

5

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема.

Дата

Характеристика деятельности уч-ся.

Введение (1 ч.)

1

Задавайте вопросы! Наша школа.

05.09

- Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Экскурсия по школе.

Что и кто? (21 ч.)

2

Что такое Родина?

06.09

- Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства.

- Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

- Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.

- Находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия.

- Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, группировать листья по различным признакам.

- Различать лиственные и хвойные деревья.

- Сравнивать части тела различных насекомых.

- Узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб.

- Описывать птицу, зверей по плану.

- Группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

- Определять составные части компьютера, характеризовать назначение частей компьютера.

- Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли.

3

Что мы знаем о народах России.

09.09

4

Что мы знаем о Москве?

13.09

5

Проект «Моя малая Родина».

13.09

6

Что у нас над головой?

20.09

7

Что у нас под ногами?

23.09

8

Что общего у разных растений?

27.09

9

Что растёт на подоконнике?

30.09

10

Что растёт на клумбе?

04.10

11

Что это за листья?

07.10

12

Что такое хвоинки?

11.10

13

Кто такие насекомые?

14.10

14

Кто такие рыбы?

18.10

15

Кто такие птицы?

21.10

16

Кто такие звери?

25.10

17

Что окружает нас дома?

28.10

18

Что умеет компьютер?

01.11

19

Что вокруг нас может быть опасным?

11.11

20

На что похожа наша планета?

15.11

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Что и кто?»

18.11

Как, откуда и куда? (12 ч.)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

22.11

- Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

- Прослеживать по рисунку-схеме путь воды, обсуждать необходимость экономии воды, выяснять опасность употребления загрязнённой воды.

- Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество.

- Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней.

- Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов.

- Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.

- Наблюдать за зимующими птицами, различать зимующих птиц по рисункам и в природе, обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

- Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении.

- Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений, обсуждать источники появления загрязнений в снеге.

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

25.11

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

29.11

25

Как путешествует письмо?

02.12

26

Куда текут реки?

06.12

27

Откуда берутся снег и лёд?

09.12

28

Как живут растения?

13.12

29

Как живут животные?

16.12

30

Как зимой помочь птицам?

20.12

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

23.12

32

Откуда в снежках грязь?

27.12

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Как, откуда и куда?»

Где и когда? (11 ч.)

34

Когда учиться интересно?

- Различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности.

- Называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы.

- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, извлекать из учебника информацию о животном мире холодных районов, приводить примеры животных холодных районов.

- Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, приводить примеры животных жарких районов, устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

- Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц, объяснять причины отлёта птиц в тёплые края, приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

- Описывать одежду людей по рисунку, отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов, различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.

35

Проект: « Мой класс и моя школа»

36

Когда наступит лето?

37

 Где живут белые медведи7

38

Где живут слоны?

39

Где зимуют птицы?

40

Когда появилась одежда?

41

Когда изобрели велосипед?

42

Когда мы станем взрослыми?

43

Обобщение по теме: « Где и когда?»

Почему и зачем? (22 ч.)

44

Почему солнце светит днём, звёзды ночью?

- Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца, моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд.

- Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем.

- Наблюдать за дождями и ветром, рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек), объяснять причины возникновения дождя и ветра.

- Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

- Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать о предметах по уходу за домашними животными.

- Формулировать правила поведения в природе.

- Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают, объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину, оценивать своё поведение в лесу.

- Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека, оценивать правильность своей подготовки ко сну.

- Различать овощи и фрукты, группировать их, сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

- Формулировать основные правила гигиены.

- Различать средства связи и средства массовой информации, рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов, объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета.

- Классифицировать транспорт и объяснять их назначение.

- Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в транспорте и на железной дороге.

- Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника, высказывать предположения по вопросам учебника.

- Находить в тексте учебника ответы на вопросы, приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

- Выполнять тестовые задания учебника, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся.

45

Почему Луна бывает разной?

46

Почему идёт дождь и дует ветер?

47

 Почему звенит звонок7

48

Почему радуга разноцветная?

49

Почему мы любим кошек и собак.

 

50

Проект « Мои домашние питомцы»

51

Почему  мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

52

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

53

Зачем мы спим ночью?

54

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

55

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

56

Зачем нам телефон и телевизор?

57

Зачем нужны автомобили?

58

Зачем нужны поезда?

59

Зачем строят корабли?

60

Зачем нужны самолёты?

61

 Внутришкольный контроль. Комплексная работа.

62

Почему в транспорте нужно соблюдать правила безопасности?

63

 Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

64

Зачем люди осваивают космос?

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Почему и зачем?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс(

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс (5 ч. в неделю, 170ч.)1.Пояснительная записка2.УУД, содержание курса3.Тематический план4. Календарно - тематическое планир...

Рабочая программа по курсу "Математика" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Пояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты о...

Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Рабочая программа по предмету "Технология"  1 классПояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты освоения прог...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1-4 Школа России

Материал содержит рабочую программу по окружающему миру на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа Учебного курса «Математика» 1 класс УМК « Школа России».

Программа составлена на основе ФГОС начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования М. «Просвещение»2010, Концепции и программы для начальных классов ...