Рабочая программа Учебного курса «Окружающий мир» 1 класс УМК « Школа России».
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы Плешакова А.А. (учебно-методический комплект «Школа России»); издательство Москва: Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushhij-mir.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Учебного курса
«Окружающий мир»
для 1 класса
УМК « Школа России»
Учителя начальных классов:
Бадахиной Татьяны Олеговны.
2019г-2020 уч.год
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы Плешакова А.А. (учебно-методический комплект «Школа России»); издательство Москва: Просвещение, 2016.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Естествознание и обществознание» средствами предмета «Окружающий мир».
Основными задачами реализации содержания курса являются.
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
Согласно Базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов(33 учебные недели), из расчёта два часа в неделю.
Последовательность изучения тем:
- Введение.
- Что и кто?
- Как, откуда и куда?
- Где и когда
- Почему и зачем?
- Заключение
Содержание программы.
Введение (1ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Что и кто? (21 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными видами комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсия. Что такое наша школа?
Практические работы. Распознавание камней. Гербарий: части растений. Знакомство с комнатными растениями. Распознавание растений цветника. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Исследование строения шерсти зверей.
Проект. «Моя малая родина».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Как, откуда и куда? (13 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы. Очистка загрязненной воды. Опыт по «изготовлению» морской воды. Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Сортировка мусора по виду материала. Исследование снеговой воды на наличие загрязнений.
Проект. «Моя семья».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Где и когда? (9 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Практические работы. Работа с глобусом.
Проект. «Мой класс и моя школа».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и настоящем. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и настоящем.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — день Земли.
Практическая работа. Исследование возникновения и распространения звука. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой. Простейшие правила гигиены.
Проект. «Мои домашние питомцы».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 1 класса.
Предметные:
- узнавать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- узнавать государственную символику России: флаг, герб, гимн; называть государственные праздники;
- называть основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; вести наблюдения в природе;
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
- вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике; объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
- называть группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей; различать овощи и фрукты;
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными;
- понимать особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения); уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы и соблюдать их;
- объяснять назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
- перечислять и выполнять правила сохранения и укрепления здоровья.
Распределение учебных часов по разделам программы.
наименование разделов тем | всего часов | практическая часть | |||
практическая работа | экскурсии | проект | проверочная работа | ||
Введение | 1 | 1 | |||
Что и кто? | 21 | 6 | 1 | 1 | |
Как, откуда и куда? | 12 | 2 | 1 | 1 | |
Где и когда? | 11 | 1 | 1 | 1 | |
Почему и зачем? | 22 | 1 | 2 | ||
Итого | 66 | 9 | 1 | 4 | 5 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема. | Дата | Характеристика деятельности уч-ся. | |||
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Задавайте вопросы! Наша школа. | 05.09 | - Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. Экскурсия по школе. | |||
Что и кто? (21 ч.) | ||||||
2 | Что такое Родина? | 06.09 | - Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства. - Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. - Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой. - Находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия. - Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, группировать листья по различным признакам. - Различать лиственные и хвойные деревья. - Сравнивать части тела различных насекомых. - Узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб. - Описывать птицу, зверей по плану. - Группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп. - Определять составные части компьютера, характеризовать назначение частей компьютера. - Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. | |||
3 | Что мы знаем о народах России. | 09.09 | ||||
4 | Что мы знаем о Москве? | 13.09 | ||||
5 | Проект «Моя малая Родина». | 13.09 | ||||
6 | Что у нас над головой? | 20.09 | ||||
7 | Что у нас под ногами? | 23.09 | ||||
8 | Что общего у разных растений? | 27.09 | ||||
9 | Что растёт на подоконнике? | 30.09 | ||||
10 | Что растёт на клумбе? | 04.10 | ||||
11 | Что это за листья? | 07.10 | ||||
12 | Что такое хвоинки? | 11.10 | ||||
13 | Кто такие насекомые? | 14.10 | ||||
14 | Кто такие рыбы? | 18.10 | ||||
15 | Кто такие птицы? | 21.10 | ||||
16 | Кто такие звери? | 25.10 | ||||
17 | Что окружает нас дома? | 28.10 | ||||
18 | Что умеет компьютер? | 01.11 | ||||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 11.11 | ||||
20 | На что похожа наша планета? | 15.11 | ||||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Что и кто?» | 18.11 | ||||
Как, откуда и куда? (12 ч.) | ||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 22.11 | - Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. - Прослеживать по рисунку-схеме путь воды, обсуждать необходимость экономии воды, выяснять опасность употребления загрязнённой воды. - Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. - Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней. - Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов. - Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. - Наблюдать за зимующими птицами, различать зимующих птиц по рисункам и в природе, обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. - Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении. - Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений, обсуждать источники появления загрязнений в снеге. | |||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 25.11 | ||||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 29.11 | ||||
25 | Как путешествует письмо? | 02.12 | ||||
26 | Куда текут реки? | 06.12 | ||||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 09.12 | ||||
28 | Как живут растения? | 13.12 | ||||
29 | Как живут животные? | 16.12 | ||||
30 | Как зимой помочь птицам? | 20.12 | ||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 23.12 | ||||
32 | Откуда в снежках грязь? | 27.12 | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Как, откуда и куда?» | |||||
Где и когда? (11 ч.) | ||||||
34 | Когда учиться интересно? | - Различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности. - Называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы. - Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, извлекать из учебника информацию о животном мире холодных районов, приводить примеры животных холодных районов. - Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, приводить примеры животных жарких районов, устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. - Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц, объяснять причины отлёта птиц в тёплые края, приводить примеры зимующих и перелётных птиц. - Описывать одежду людей по рисунку, отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов, различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. | ||||
35 | Проект: « Мой класс и моя школа» | |||||
36 | Когда наступит лето? | |||||
37 | Где живут белые медведи7 | |||||
38 | Где живут слоны? | |||||
39 | Где зимуют птицы? | |||||
40 | Когда появилась одежда? | |||||
41 | Когда изобрели велосипед? | |||||
42 | Когда мы станем взрослыми? | |||||
43 | Обобщение по теме: « Где и когда?» | |||||
Почему и зачем? (22 ч.) | ||||||
44 | Почему солнце светит днём, звёзды ночью? | - Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца, моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд. - Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем. - Наблюдать за дождями и ветром, рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек), объяснять причины возникновения дождя и ветра. - Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. - Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать о предметах по уходу за домашними животными. - Формулировать правила поведения в природе. - Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают, объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину, оценивать своё поведение в лесу. - Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека, оценивать правильность своей подготовки ко сну. - Различать овощи и фрукты, группировать их, сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. - Формулировать основные правила гигиены. - Различать средства связи и средства массовой информации, рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов, объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета. - Классифицировать транспорт и объяснять их назначение. - Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в транспорте и на железной дороге. - Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника, высказывать предположения по вопросам учебника. - Находить в тексте учебника ответы на вопросы, приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. - Выполнять тестовые задания учебника, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся. | ||||
45 | Почему Луна бывает разной? | |||||
46 | Почему идёт дождь и дует ветер? | |||||
47 | Почему звенит звонок7 | |||||
48 | Почему радуга разноцветная? | |||||
49 | Почему мы любим кошек и собак.
| |||||
50 | Проект « Мои домашние питомцы» | |||||
51 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | |||||
52 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | |||||
53 | Зачем мы спим ночью? | |||||
54 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | |||||
55 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | |||||
56 | Зачем нам телефон и телевизор? | |||||
57 | Зачем нужны автомобили? | |||||
58 | Зачем нужны поезда? | |||||
59 | Зачем строят корабли? | |||||
60 | Зачем нужны самолёты? | |||||
61 | Внутришкольный контроль. Комплексная работа. | |||||
62 | Почему в транспорте нужно соблюдать правила безопасности? | |||||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | |||||
64 | Зачем люди осваивают космос? | |||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | |||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Почему и зачем?» | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс(
Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс (5 ч. в неделю, 170ч.)1.Пояснительная записка2.УУД, содержание курса3.Тематический план4. Календарно - тематическое планир...
Рабочая программа по курсу "Математика" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Пояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты о...
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Рабочая программа по предмету "Технология" 1 классПояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты освоения прог...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1-4 Школа России
Материал содержит рабочую программу по окружающему миру на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа Учебного курса «Математика» 1 класс УМК « Школа России».
Программа составлена на основе ФГОС начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования М. «Просвещение»2010, Концепции и программы для начальных классов ...