Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. (письмо)
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Мацнева Маргарита Николаевна
Урок обучения грамоте в 1-м классе. Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. (письмо)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Слайд № 2
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
- Ребята, что значит родной язык? ( Язык на котором мы говорим)
Слайд № 3
«С чего начинается Родина», как поется в старой и душевной песне? А начинается она с малого: с любви к родному языку, с азбуки. Все мы с детства привыкли к определенному виду букв в алфавите русского языка. Прошло около 1000 лет, прежде чем мы увидели тот алфавит, которым пользуемся мы сегодня. ( Слайд № 4)
2. Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, с какой буквой алфавита мы познакомились на уроке чтения? (С буквой ц.)
- Что вы знаете о звуке, который мы обозначаем буквой Ц? (это согласный, глухой, всегда твёрдый согласный звук)
Слайд № 5
3. Постановка учебной задачи.
Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?
Мы познакомимся…
Мы узнаем…
Мы научимся…
(Будем учиться писать заглавную и строчную букву «Ц, ц».)
4. Работа над новым материалом.
Учитель показывает на доске мокрой тряпочкой образец написания заглавной буквы Ц.
Дети обводят ее глазами.
Слайд №6
Учитель показывает на слайде порядок написания заглавной буквы Ц.
Детям предлагается встать и стоя обвести букву в воздухе: поочередно пальцем правой руки, кулаком, всей рукой, затем левой рукой в той же последовательности;
А сейчас из листочка бумаги мы вырываем букву Ц заглавную и приклеиваем ее на доску.
Работа в прописи (с.46) Слайд № 7
На верхней части страницы обводим элементы букв, на первой строке обводим букву Ц, а на второй строке пишем букву Ц, подчеркиваем самые красивые буквы.
- Почему у вас в прописи две буквы Ц? (Строчная и заглавная)
- Для чего нам нужна заглавная буква? (Написание Ф.И.О., название населённых пунктов, кличек животных)
-У вас в тетради есть такое слово.
Прочитайте это слово. (Учащиеся читают слово Цветаева.)
-Почему слово пишется с заглавной буквы? ( Это фамилия)
- Это фамилия поэтессы Марины Цветаевой. Она начала писать стихи с 6 лет.
Слайд № 8
Пишем фамилию в прописи ( учитель показывает на доске соединение букв Ц и в)
Слайд № 9
Слайд № 10
- Эта птица живёт на болотах и заросших водоёмах. Питается в основном рыбой, но когда её нет, с удовольствием, съедает и лягушек. (Слайд № 11)
- Прочитайте предложение. Слайд № 12
- О ком говорится в предложении.
- Что цапля делает?
- Какое слово вам непонятно? ( статуя)
- Кто сможет объяснить значение этого слова?
(Слайд №13) СТАТУЯ — (фр. statue, от лат. stare стоять). 1) Изваяние, изображение целой фигуры человеческой или животного из какого либо твердого материала: мрамора, дерева, бронзы и т. п.
Пальчиковая гимнастика. Слайд № 14
Пальчиковая гимнастика. Слайд № 14
- А сейчас мы будем учиться писать строчную букву ц. (Слайд № 15)
- На какую букву похожа строчная буква ц? (На строчную букву щ.)
Учитель показывает на слайде порядок написания заглавной буквы ц и раздает детям карточки с контурами букв (ц и щ) из наждачной бумаги. Дети обводят буквы с закрытыми глазами, находят букву ц.
- Работа в прописи по написанию строчной буквы ц. (с.47)
На верхней части страницы обводим элементы букв, на первой строке обводим букву ц, а на второй строке пишем букву ц.
Работа в прописи (с.47) Слайд № 16
Прочтите слова. (цвет, лица, цирк, цифры)
- Объясните значение этих слов.
Обратите внимание на слова: цирк и цифры
(В середине слова -ц пишется с -и , а в конце с -ы, )
Самостоятельное письмо слов по образцу в прописи .
Физкультминутка. Слайд № 17
- Теперь те птицы, в названии которых есть буква «ц» полетят (машем руками – крылышками), если буквы «ц» нет, просто стоим. Будьте внимательны.
Курица, скворец, цикада, ворона, синица , дятел, цапля, птенец
Вот вы ошиблись при названии слова цикада. Кто из вас знает кто такая цикада? (Насекомое.) Это самое долгоживущее на Земле и поющее насекомое. ( слайд №18 )
-Есть еще такое насекомое, в названии которого есть буква ц. Может быть кто то знает это насекомое? Это муха цеце. ( Слайд №19)
И есть такое слово в русском языке, в названии которого 4 буквы ц. Это коробочка для содержания мух цеце. Цецецница. ( Слайд №20)
5. Закрепление изученного.
Работа в парах. Игра « Собери слово».
Слайд № 21
- Ребята, перед вами на парте лежат 2 круга с цифрой 1 и 2
Вы, совместно в паре составляете слова: начало слова на первой карте, а окончание слова на второй карте. Вы берете слог от первой карты и подставляете слоги из второй карты и записываете 2-3 понравившихся cлова.
Таблица ( для проверки написания слов). Слайд № 22
Проверка работы всех пар.
Ребята! Прочитайте слова, которые вы записали?
Молодцы, работу в парах выполнили очень дружно.
Каким одним словом можно назвать все эти слова?
Какие слова оказались лишними? (танки, маки) Слайд № 23
Почему? ( Они не относятся к теме: «Цирк»)
-Кто из вас сможет объяснить значение слова манеж?
Слайд № 24, 25
- Кто считает, что научился составлять слова?
- Кому понравилось работать в паре?
А кто знает люди каких профессий работают в цирке? ( Дети называют)
(Слайд №26
Найдите на слайде профессии людей, в названии которых есть буква ц.
(учительница, танцовщица)
А вот раньше профессия парикмахер называлась по-другому и в названии ее была тоже буква ц. Это профессия цирюльник. Только она включала в себя несколько профессий и профессию парикмахера тоже. (слайды № 27, 28 ) Это название профессии, которой уже не существует. Смесь парикмахера, банщика, зубного хирурга. Слово «цирюльник» давно вышло из обихода.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. ( пропись с. 47) Слайд № 29
Письмо слов с печатного текста на письменный.
Прочтите слова и напишите их письменными буквами.
Какое из этих слов можно соотнести с этой моделью слова?
Слайд № 30, 31
Верно, это слово «цирк». Докажите.
Тестирование.
Ребята, сейчас мы записываем в тетради только номер задания и букву правильного ответа.
Слайды № 32, 33, 34, 35, 36
Проверка.
Слайды № 37, 38, 39, 40, 41. 42
IX. Итог урока, рефлексия.
- Какую букву научились писать?
- Что вам запомнилось?
- В чём были трудности?
- Как вы думаете все ли мы узнали о букве ц? ( Нет, мы еще много не знаем)
Слайд № 43
- Наши путешествия будут продолжаться из урока в урок!
Слайд № 44
- А теперь оцените свою работу на уроке смайликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ е, Е. УРОК ПИСЬМА В 1 КЛАССЕ
Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок – практикум. Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с заглавной и строчной буквами Е,...
Урок письма в 1 классе: "Письмо строчной и заглавной буквы г,Г"
Урок письма в 1 классе для детей с задержкой психического развития по теме: «Письмо строчной и заглавной буквы Г, г»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...
Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс
Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....
Письмо строчной и заглавной буквы Ии. Заглавная буква И.
Вспомогательный материал к уроку в 1 классе...