Мастер- класс "Работа с интерактивной доской во внеурочной деятельности на примере кружка "Шахматы в школе"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Мастер- класс "Работа с интерактивной доской во внеурочной деятельности в начальных классах на примере кружка "Шахматы в школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс на тему « Работа с интерактивной доской по внеурочной деятельности на примере кружка «Шахматы в школе».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1
Российский шахматист и международный гроссмейстер Александр Валерьевич Халифман сказал: «Шахматы достаточно уникальны тем, что учат думать. Большинство школьных предметов лишь нагружают память информацией, не давая при этом навыков умственной самостоятельной работы. Даже решение физических и математических задач большей частью сводится к использованию того или иного стандартного алгоритма. А шахматы учат думать. При этом в игровой, очень естественной форме. К тому же всегда налицо конкретный результат - выиграл или проиграл».
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения. Ориентированная на развитие мышления школьников. Требующая не только усвоения готовых знаний, но их понимания. Осознания и применения в различных метапредметных областях.
Слайд 2
Когда передо мной встал выбор: по какой программе обучать детей шахматам, я остановилась на завершённой предметной линии «Шахматы в школе» Прудниковой Екатерины Анатольевны и Волковой Екатерины Игоревны. Она разработана авторами на четыре года обучения. В состав учебно – методического комплекта каждого года обучения вошли : рабочие программы, подробные методические рекомендации для учителя, учебники и рабочие тетради для учащихся. Комплект разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлен на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. Весь учебный курс по шахматам диалогичен.Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради задают учащимся наводящие вопросы. Побуждают их к рассуждениям, рефлексии.
Меня в этом УМК особенно привлекло то, что он может быть использован учителем с минимальной шахматной подготовкой. К каждому уроку были даны необходимые разъяснения. В приложении приведены физминутки, кинезиологические упражнения (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика) и дидактические шахматные игры. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценность. Особенности их взаимодействия.
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
-владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
-приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Слайд 3
Методические пособия и комплект тетрадей я приобрела, а учебников у нас не было. А они были необходимы. Так как мой кабинет оснащен интерактивной доской, я скачала учебник «Шахматы в школе» для демонстрации необходимого для занятий материала учащимся.
Слайд 4
Каждый учащийся нашего класса обеспечен индивидуальным планшетом, и мы имели возможность закачать в обучающую игру «Шахматы». В ней дети последовательно осваивают несколько уровней: уровень новичка, лёгкий, уровень и более сложные уровни. Слайд 5
Дети имеют возможность в своих планшетах настроить вид шахматной доски,цвет фигур, которыми хотят играть. Можно настроить игру на два игрока, можно играть с компьютером.Также в этой игре можно настроить функцию «помощник» и тогда показывается, как можно ходить выбранной фигурой.Это очень удобно при обучении.Несколько планшетов я принесла, чтобы показать.Эту игру каждый может закачать себе самостоятельно.
Для того, чтобы занятия были более увлекательными в своей работе я пользуюсь интерактивным пособием «Шахматы». Автор - Цабий Игорь Викторович.В этом пособии рассматриваются базовые понятия: шахматная доска, начальная расстановка фигур, каждая из фигур в отдельности.Когда ставиться шах, мат, когда можно проводить рокировку и случаи, когда происходит ничья.
Каждая из тем разбита на подтемы.
Слайд 6
Рассмотрим тему: «Шахматная фигура Король».
Слайд 7
В этой теме мы рассматриваем следующие вопросы:
Затем предлагается рассмотреть: как ходит король, взятие фигур королём, сделать упражнения и логические задания. Ответить на контрольные вопросы.
Слайд 8
Король - ключевая фигура в шахматах.Но хоть король и главная фигура в шахматах, она не является сильнейшей. Исходное положение короля: Е1 -белый король и Е 8-чёрный король.
Без короля партия продолжаться не может. Взять короля - значит победить.
Слайд 9
Король ходит на одно поле в любом направлении. Королю нельзя приближаться вплотную к королю соперника и становиться на поле, которое обстреливается фигурой соперника. Если какая- нибудь неприятельская фигура нападает на короля, то говорят, что королю поставили шах.
Слайд 10
Если на пути короля встречается фигура противника, король может взять её, встав на её место. При этом надо следить, чтобы фигура не была защищина.
Давайте сделаем с вами упражнения. Если - нужно ответить да, поднимите руку.
Слайд 11
-Как вы думаете, может ли чёрный король побить одну из белых пешек, стоящих справа и слева.
Слайд 12
(Да.Чёрный король может побить на выбор одну из белых пешек, так как они не защищены.)
Слайд 13
Может ли белый король побить на выбор одного из чёрных коней?
Слайд 14
Да, так как они не защищены
Слайд 15
-Как вы думаете, может ли один из королей встать на поля Е 5, D 5, C 5?
Слайд 16
Нет, так как есть правило «король с королём не встречается».
Слайд 17
-Какую из белых пешек может побить чёрный король?
Слайд 18
Чёрный король может побить только белую пешку Е 4. Пешку F 5 или пешку D 5 чёрный король бить не может, так как они защищены белой пешкой Е 4.Если чёрный король побьёт одну из пешекF 5 D 5, то окажется под боем ( под шахом) пешки Е4, а этого по шахматным правилам делать нельзя.
Слайд 19
Пройдите белым королём на поле, помеченное крестиком, не становясь на клетки, атакованные чёрными фигурами, и не съедая чёрные фигуры.
Слайд 20
Давайте ответим на контрольные задания к этой теме.
- Закончи стихотворение
Теперь с почтением даю,
Я слово молвить... (королю)!
- Назовите правильный ответ.
Короли белых и чёрных:
А) встречаются на соседних клетках;
Б) могут ходить под удар неприятельских фигур;
В )не встречаются на соседних клетках.
Закончить своё выступление мне хочется словами международного гроссмейстера кандидата философских наук Тиграна Вартановича Петросяна «Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - наука».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция урочной и внеурочной деятельности на примере проекта Моя семья
Как известно, в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за преде...
Рабочая программа «Нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности на примере углубленного изучения животных, окружающих нас в повседневной жизни»
Данная программа способствует повышению уровня учебной и воспитательной подготовки учащихся в начальной школе, обеспечивая развитие нравственных качеств лично...
Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка 1 класс УМК "Школа 2100"
Презентация к уроку русского языка 1 класс УМК "Школа 2100". Тема урока "Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах". Презентация создана с помощью ПО "MimioStudio"....
Мастер-класс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы явл...
Интерактивная доска и её применение на уроках в начальной школе.
Конспект выступления о возможностях интерактивной доски....
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»...