«Ремесла на Кубани»
план-конспект урока (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Лабинска
муниципального образования Лабинский район
Урок по теме:
«Ремесла на Кубани»
2013 год
Тема: «Ремесла на Кубани»
Цели:
1.Знакомство учащихся с разнообразием ремесел на Кубани.
2.Развивать интерес у детей к народному прикладному искусству.
3.Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: выставка изделий народных промыслов, мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Вы – умные,
Вы – дружные,
Хорошо все учитесь,
И всё у Вас получится!
2. Проверка домашнего задания.
Дети читают подготовленные пословицы и поговорки о труде и объясняют их смысл.
3. Введение в тему.
Прочитайте пословицу, записанную на доске:
С мастерством люди не родятся,
а добытым ремеслом гордятся.
- Ребята, какое слово в этой пословице Вам не понятно?
Слайд 1. Толкование слов: ремесло, ремесленник.
4. Дети формулируют тему урока.
Учитель: И чего только не умеют кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, ковань и гончарное дело.
Кубанские умельцы изготавливали изделия не только для себя, но и для продажи. А продавали всё это на ярмарке. Вот и мы с вами совершим путешествие в прошлое.
Субботний солнечный день. На торговой площади станицы Лабинской шумит ярмарка. Пройдем и мы в след за станичниками по тому ряду, где умельцы продают свои изделия.
Слайд 2. Ярмарка.
1-ый ученик:
Ярмарка ждет гостей,
Заходите поскорей!
2-ой ученик:
Рады гостям, как добрым новостям!
Гостей из Хмурограда нам не надо!
1-ый ученик:
Всех привечаем, всех душевно встречаем.
2-ой ученик:
Будьте как дома, не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь!
Слайд 3.
3-ий ученик:
Тары – бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Мы не только разуважим,
Чего нет, и то покажем!
- Покупайте рушники, салфетки, скатерти, вышитые крестом и гладью.
Слайд 4. Вышивка.
Учитель:
Ну что ж, давайте прогуляемся дальше по нашей ярмарке.
4-ый ученик:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Макитры всякие на все манеры:
Махотки, глечики, кувшины.
Хоть весь базар обойдете
Лучше товара не найдете,
Кубанский товар всюду славится.
Подходите скорее и вам понравится.
Слайд 5. Гончарное ремесло.
Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки», Изготавливали так же различные миски, плошки. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
Физ. минутка (выполняется под музыку)
5-ый ученик:
А вот чугуны и ухваты
Покупай, коль богатый,
Мне спасибо скажешь,
Когда за стол сядешь.
Слайд 6. Кузнечное ремесло.
На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца 19 века работали до пяти кузнец. Здесь изготавливалось все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги, подковы. А человек нашедший подкову считался счастливым. Кузница Ломакина была самой крупной, которая изготавливала даже тачанки. В кузнице всегда темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.
Слайд 7.
Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Они плели кружева из металла. Кубанская ковань является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В нашем городе сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная.
6-ой ученик:
Тары – бары, растобары,
Есть хорошие товары!
Корзины, короба, кошели, всё для дома для семьи!
Слайд 8. Лозоплетение.
5. Работа по карточкам в парах.
Слайд №9. Подведение итогов.
6. Домашнее задание:
Найти толкование слов: бондарь и брыль; расписать кувшин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Ремесла на Кубани"
Воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной Кубани . Развитие познавательного интереса к...
Презентация к уроку кубановедения в 3 классе по теме: "Промыслы и ремесла на Кубани"
презентация к уроку кубановедения в 3 классе...
Открытый урок по Кубановедению "Ремесла на Кубани"
В игровой форме познакомить учеников с видами ремесел на Кубани (ткачество, кузнечное дело, работа по дереву, гончарное дело, лозоплетение) с презентацией и творческим заданием. Урок комбинирова...
Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».
Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....
Тема «Промыслы и ремесла на Кубани"
1.Расширить знания учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....
Промыслы и ремесла на Кубани
Урок позволяет развивать интерес у детей к народному прикладному искусству. ...
Конспект урока по тем "Ремесла на Кубани"
Цели:Воспитательная. Воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной Кубани .Развивающая....