" Ремесла на Кубани"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Воспитывать эстетические чувства,   любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной  Кубани .
  Развитие познавательного интереса к предмету, формирование  способностей  к поисковой деятельности, бережного отношения    к историческому прошлому и традициям народов Кавказа.
  Познакомить с видами  ремесел жителей Кубани. Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Ремесла на Кубани" (2 класс).

 

 Цели:

Воспитательная. Воспитывать эстетические чувства,   любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной  Кубани .

Развивающая.  Развитие познавательного интереса к предмету, формирование  способностей  к поисковой деятельности, бережного отношения    к историческому прошлому и традициям народов Кавказа.

Познавательная.  Познакомить с видами  ремесел жителей Кубани.

Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.

Наглядность и оборудование:  карта Краснодарского края,   иллюстрации,  предметы быта     (вышитые полотенца, гончарные  изделия, плетеные изделия),  карточки, цветы из цветной   бумаги,  презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие, познакомимся с  ремёслами жителей Кубани. Для начала послушайте одну древнюю легенду.

Легенда. (Слайд 2)

     Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между ними землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота.

 И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в этом уделе все, что есть на земле: плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи.

 - В этой легенде вся наша Кубань.

  1. Ввод в новую тему.

- Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, городов, хуторов и поселков, окружает столицу нашего края. Наша Кубань  многонациональный регион. Здесь проживает более 120 национальностей самобытных, со своей культурой, ценностями, привычками. И одна из главных задач в воспитании   это знакомство с культурой тех, кто живет на этой земле. (Слайд 3)

-Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

-Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные  ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

  1. Основная часть урока .

А) Лозоплетение. (Слайд 4-5)

Плетение корзины                                            

Плетение корзин – искусство,

Его я в детстве перенял,    

Когда плетешь,  тебе не скучно,–

Отец мне часто повторял.

Он плел, заделывая донья,

Похваливая скромный труд,

Летали ладные ладони,

Послушно гнулся тонкий прут.

А я смотрел и сердце тешил,

Любуясь ловкостью отца,

Он плел, а я корзины вешал

На стенку около крыльца.

Но вот отец оставил прутья,

Позвал меня: – На, сам плети!

Ничуть не растерялся тут я,

Его сомненью вопреки.

Да! Я ничуть не растерялся

И, низко голову клоня,

Так был прилажен, так старался,

Что получилось у меня!

                                 Виктор Боков

 -Мы отправляемся с вами  в мастерскую, в которой трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой лозы. Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из лозы! (обратить внимание на  предметы быта). Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается лозоплетение. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетеных изделий удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп да жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшения до мебели.

Б) Кузнечное дело. (Слайд 6)

И кузнец тот Илмаринен

  Тот кователь вековечный,

 Из огня железо тянет.

 Положил на наковальню.

 Бьет его, чтоб мягче стало,

 Вещи острые кует он.

 Топоры кует и копья.  Разные другие вещи.

 

  - Следующая наша мастерская – кузница. Для кубанцев привычными и часто употребляемыми фамилиями у русских Ковалевы, Кузнецовы, у украинцев – Коваленко и Кузнеченко, у казаков – Коваль, Кузнец. История фамилий говорит, что эти фамилии принадлежали людям, имеющим отношение к кузнечному искусству. Ковань имеет давние традиции.  Кузнечное искусство сложилось еще в глубокой древности. Веками накапливался опыт, совершенствовалась техника кузнечного дела. Нехитрыми, но требующими определенных значительных навыков способами из кованого железа изготовляли различные предметы: гнули толстые пруты для светцев и воротных колец, ключей и сечек, ковали и вытягивали железные ленты для сундуков и ларцов. Орнамент кованого изделия состоял из идеограмм народных ремесел  и носил обереговое значение. Это было признаком языческой культуры  в кузнечном искусстве.

В) Гончарное производство. (Слайд 7)

 - Типичным мелким крестьянским промыслом было гончарное производство. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки миски. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшинов.

Станица Пашковская была признана главным центром производства гончарных изделий в Черноморье. Существовала пословица « Не боги горшки обжигают, а пашковцы».

Физминутка

Г) Вышивка(Слайд 8)

   На горе–то стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горнице,

На дубовой новой лавочке

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке – иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плясу, и по бархату,

По белому да коленко ричку,

Она шила, красна девица,

По атласной алой, ленточке:

Шила девица приданое,

Что приданое немалое.

 

 - Вышивка – один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. Вышитыми узорами украшались самые разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма: холщовые отбеленные полотенца и скатерти, женские и мужские рубахи, пояса, головные уборы. Шелковыми и золотыми нитями, жемчугом вышивались лицевые пелены, ковры, всевозможные бытовые предметы.

 Русская вышивка разнообразна по своему содержанию и по своим художественным формам. В узорах крестьянского шитья долгое время продолжали сохраняться превращенные в орнамент, переосмысленные геометризованные изображения, восходящие к древнеславянской мифологии (языческие символы матери–земли, изображения древа жизни и т.д.), а также изображения зверей, птиц.

Д) Обработка дерева. (Слайд 9)

-Мы заглянем в мастерскую, в которой трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой дерева. Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из дерева!

-Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Е) Ремёсла адыгейского народа.

- Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части самобытной культуры и важного элемента национального наследия Республики Адыгея является важной государственной задачей.

По данным Министерства культуры Республики Адыгея в республике имеются такие виды народных художественных промыслов как золотое шитье; плетение из лозы, соломки, рогожи; ковроткачество; изобразительное искусство; резьба по дереву, чеканка; керамика; изготовление народных  музыкальных инструментов; икебана, флористика; изготовление национальных костюмов; изготовление сувенирных кукол, адыгейских свадебных атрибутов из дерева, ореха; художественное вязание и вышивка, лоскутное шитье; скульптура; макраме; изготовление ювелирных изделий; изготовление изделий из кожи.

3.Закрепление. Работа в группах(Слайд 10)

Данное задание проводим с использованием зрительных опор: весы, деталь ткацкого станка, часть кувшина, обувное лекало, стремя, рубель.

Задания на карточках.

1 группа

Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

            В доме у каждого хозяина были ______________. Этот предмет сделан из _____________. Его использовали для _______. Но для того, чтобы им пользоваться, нужны _____. Принцип действия _____________ очень простой. С помощью ________________ можно __________ муку, сахар, соль, любые продукты.

            Слова для справок: железа, весы, взвешивания, весов, взвешивать.

2 группа

            В углу саманной хаты, крытой камышом стоял _____.

Его сделал еще дед. Для этого от _________. колючую акацию, которая росла за тыном _________, ________ - все было из дерева и должно было служить долго. За этим ______ баба Маруся учила внучку ткать. Из мягкой, но очень прочной домашней ткани шили _________ для всех членов семьи.

            Слова для справок: распилил, одежду, ткацкий станок, рама, челнок, вал, станком.

Практическая работа.

 - Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга, но вместо них есть пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку.

Выставка детских работ.

 4.Релаксация

 - Перед  вами  карта  нашего  края.  Давайте  украсим  ее  цветами  и  деревьями  согласно  своему  настроению,  которое  осталось  у  вас  от  нашего  творческого  дела – урока.

( У  детей  на  партах  лежат  цветы на  магнитах,  которые  они  прикрепляют  на  контурную  карту  Краснодарского  края,  расположенную  на  магнитной  доске).

   5. Домашнее задание.

 - Узнать о таких кубанских народных ремеслах, как:

Художественная обработка соломы.

Художественная обработка кости.

Художественная обработка камня.

Художественная обработка стекла.

Художественная обработка кожи.

 Лоскутовая техникка.

Ковроткачество.

Лозоплетение.

- Попробуйте найти информацию об этих ремёслах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Кубановедению "Ремесла на Кубани"

В игровой форме познакомить учеников с видами ремесел на Кубани (ткачество, кузнечное дело, работа по дереву, гончарное дело, лозоплетение) с презентацией и творческим заданием. Урок комбинирова...

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Тема «Промыслы и ремесла на Кубани"

1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....

Промыслы и ремесла на Кубани

Урок позволяет развивать интерес у детей к народному прикладному искусству. ...

Конспект урока по тем "Ремесла на Кубани"

Цели:Воспитательная. Воспитывать эстетические чувства,   любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной  Кубани .Развивающая....

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Промыслы и ремесла на Кубани"

1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....