I.Организация начала урока. Послушайте старую притчу (краткий поучительный рассказ): «В двух соседних станицах жили два мудреца: один – злой, другой – добрый. К доброму мудрецу много приходило людей за советом и помощью, а к злому никто не приходил. Решил злой мудрец отомстить доброму и думает: поймаю мотылька, буду держать между ладонями. Приду к доброму мудрецу и спрошу: «Скажи, между ладонями у меня живой мотылёк или мёртвый?» Если мудрец скажет: «Живой», то сожму ладони и раздавлю мотылька, покажу, что мотылёк мёртв. Если мудрец скажет: «Мёртвый», то открою ладони, и мотылёк улетит. Добрый мудрец окажется не прав, люди перестанут к нему ходить. Так он и сделал: поймал мотылька и пришёл к доброму мудрецу. Спрашивает у него: «Живой мотылёк у меня в руках или мёртвый?» А добрый мудрец сказал: … Как вы думаете, что ответил мудрец? Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!» Чему учит эта притча?
А как говорят о руках, которые хорошо выполняют свою работу?( РУКИ – золотые руки (очень умелый, искусный, способный в своём деле человек); умелые руки не знают скуки; глаза боятся, руки делают;)
II.Введение в тему урока. -Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды (на доску вывешивается табличка РЕМЕСЛЕННИКИ). - Скажите, ребята, что такое ремесло.А кто из вас знает значение этого слова? Посмотрим в толковый словарь.( Ремесло – профессиональное занятие (изготовление изделий ручным, кустарным способом) или вообще профессия, занятие.) А что такое промысел?
Промысел — это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы. Природа Кубани всегда была богата. Птица, зверь, рыба в изобилии водились в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши с вами предки охотой, рыбной ловлей, добычей мёда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно. А вот, например, гончарное ремесло развивалось там, где было много глины. Глиняная посуда станицы Холмской, откуда родом Хрисанф и Алёна Шаройченко, славилась на всю Кубань.
Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, которое в результате своего развития и занятия им целого коллектива перерастает в промысел. Эти два понятия взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим это на примере. Занимается человек плетением корзин. Эта традиция передаётся в его семье из поколения в поколение. Этого мастера можно назвать ремесленником. Но как только вокруг него собираются такие же мастера, решают открыть предприятие по плетению различных изделий, их изделия пользуются спросом среди людей, их деятельность превращается в промысел.
Ремёсла | Промыслы | Вышивка | Бортничество (добыча мёда) | Вязание | Охота | Плетение из лозы | Рыбный промысел (тарань, белуга, осётр) | Гончарное ремесло (изготовление глиняной посуды) | Сбор лесных ягод и орехов | Оружейное ремесло |
|
III.Работа по теме урока. -Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, хуторов. городов и посёлков, окружают столицу нашего края . А чем знаменит любой населённый пункт?(людьми). -Конечно, жителями, которые прославляют своим трудом свой край и свою страну. -Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры. 1. Знакомство с ремеслами. Кубанские народные ремёсла насчитывают около 24 видов народных ремёсел. Можно выделить наиболее распространённые виды ремёсел на Кубани:
- гончарное
- резьба по дереву
- лозоплетение
- ткачество
- вышивка
- ковань
- плетение из соломы и из листьев початков кукурузы.
Гончарное ремесло.
Было распространено в местах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина, пригодная для изготовления керамики, в станицах Пашковской, Отрадной, Мостовской и других. Выделывалась простая посуда («глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники), незатейливые игрушки для детей, черепица. Часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.
- Это была большая, трудоёмкая работа, требующая огромного терпения. Без неё не подпускали ученика к гончарному кругу. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранились сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой – то ели.
Резьба по дереву Резьба по дереву была распространенным видом народного промысла Кубани. Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина, а во времена наших прадедушек каждую вещь в своём доме мастерил сам да и дом возводил своими руками. Из дерева изготовляли деревянную посуду (бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы), мебель, резные зеркала, наличники окон, сундуки с росписью Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. Крышу избы украшал деревянный конёк. - Почему именно конь? - Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Вот за это и стоит конь на самом верху крыши. Физминутка . ( по группам: кузнецы – куют на наковальне, вышивальщицы – разминают спину и пальцы, гончары – поработать ногами и погреть ладошки, а резчики – потереть пальцы и поработать глазами).
Ковань на Кубани Кованые изделия, выполненные мастерами в прошлом веке, можно ещё встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки. Причудлив орнамент, состоящий из завитков, розеток, медальонов. -Часто в него вплеталась и дата изготовления изделия. Вышивка. Кубанская вышивка формировалась на основе двух традиций: украинской и южнорусской. Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда. Эти вещи хранились в специально отведённых местах, за ними особо тщательно ухаживали.Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил, поэтому располагалась на груди, у ворота, подоле, рукавах. Каждый знак вышивки имел свой смысл. Цвета вышивки рассматривали как символ смерти (чёрный) и жизни (красный), и красный в вышивке преобладает над чёрным. - Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников (к каждому семейному событию: свадьбе, постройке дома, рождению детей и др.) IV.Итог урока.
- Посмотрите, ребята, как богата наша Кубань на мастеров – умельцев. И мы сегодня с вами окунулись в истоки тех ремёсел, которые почитались на Кубани. Мы говорили с вами о ремёслах и промыслах нашей малой родины. И, я надеюсь, поняли и запомнили, что ремесленники – это люди, изготавливающие предметы первой необходимости для себя, а со временем и на продажу. А промысловики — это люди, которые добывали то, что щедро дарила природа Кубани. -И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова.. … мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций. -Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…
V.Домашнее задание.
- Ребята, а кто из вас помнит –сколько ремёсел насчитывают кубанские ? (24). С какими из них мы сегодня познакомились? А на дом вам задание – подобрать материал по другим кубанским ремёслам и сделать на следующем уроке сообщение.
|
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
|